Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информационные технологии как средство управления системой социальной защиты населения




Создание эффективной системы социальной защиты населения, является важнейшей задачей России как социального государства.

Сегодня в стране в условиях экономического кризиса назрела необходимость выработки новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и региональном уровнях. Главная задача властей - обеспечить конкретность, «адресность» и рациональность расходования средств.

Актуализация вопроса социальной защиты населения со всей остротой выявила необходимость доработки ее правовой базы, инструментария и новых технологий по ее реализации, подготовки соответствующего кадрового потенциала.

Огромную роль в правильности и адекватности принимаемых мер по социальной защите населения играет своевременная и достоверная информация. В настоящее время возник целый ряд объективных факторов, требующих изменения технологии обработки информации по социальной защите населения и внедрения в эту сферу информационных технологий:

· постоянное увеличение объемов обрабатываемой информации и необходимость сокращения сроков ее обработки вследствие частого изменения законодательства по пенсионному обеспечению и социальной защите малоимущих слоев населения, отражающего нестабильность экономической и политической обстановки в стране;

· высокая интенсивность актуализации нормативно – правовой информации, как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов: объем и сложность нормативно - правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения;

· потребность в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);

· потребность в мощной информационно - аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать Программы - минимум и Целевые программы;

· постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, оперативное выполнение ими новых сложных функций;

· постоянно возрастающие требования к сотрудникам соцзащиты по повышению производительности и качества труда и вытекающее отсюда необходимость сокращения текучести кадров и повышения престижности их профессии соцсотрудников;

· интенсивная компьютеризация различных сфер управленческой деятельности, базирующаяся на широком распространении относительно дешевых ПЭВМ с быстро прогрессирующими техническими характеристиками и средств телекоммуникации, позволяющих создавать интегрированные системы, обеспечивающие всем их пользователям оперативный доступ к распределенным базам данных и знаний, оперативную обработку больших массивов информации и выдачу результатов в удобном пользователю виде.

Сложность и многообразие проблем, обусловленных особенностями жизнедеятельности малоимущих (пенсионеры, многодетные семьи), социально незащищенных групп, специфика их адаптации в различных социумах предопределяют необходимость соответствующей информации. Решение проблем, регулирующих жизнедеятельность такой категории, как лица с ограниченными физическими возможностями, затруднено вследствие: многофакторности условий и причин возникновения инвалидности, неоднозначности причинно-следственных отношений, возникающих в результате инвалидности; недостаточности информации и знаний о сути проблем инвалидов, их истоках и возможностях решения в проблем перспективе.

Сегодняшняя неэффективность системы социальных выплат и льгот базируется на том, что, например, отдельная семья (гражданин) может получать несколько видов социальных выплат и льгот. Такие многоканальные социальные трансферты трудно учитывать при проверке нуждаемости. В тоже время выделение одному лицу (семье) различных видов социальной помощи ведет к росту административных издержек функционирования системы социальных льгот и выплат. Для решения реформирования социальной сферы необходимо не забывать о том, что система социальной защиты ни в коем случае не должна способствовать росту социального иждивенчества. Например, практика показывает, что около 20% рецептов на льготные лекарства не соответствуют действительности. Для города с населением 300000 человек, где статья бюджета составляет на эти расходы 10 млн. рублей, ежегодные потери в такой ситуации составят 2 млн. рублей. Однако при наличии регистра физических лиц использовать подставных лиц для выписки льготных рецептов будет использовать невозможно. Введение нормативов на количество лекарственного вещества в месяц не позволит выписывать больше чем необходимо, а утверждение номенклатуры лекарств по каждому конкретному заболеванию не позволяет выписывать непрофильные лекарства. Анализ и обработка данных по всему регистру физических лиц и определение годовой потребности в лекарствах приведет к централизованной закупке необходимых лекарственных препаратов посредством тендера и, тем самым, сэкономит финансовые средства.

Внедрение информационных технологий в сферу социальной защиты обеспечит налаживание должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита), создаст мощную информационно - аналитическую базу, позволяющую осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния и разрабатывать Программы - минимум и Целевые программы.

Сегодня создаются электронные регистры социально - незащищенного населения, позволяющие наладить полный учет всех видов льгот и выплат конкретному физическому лицу и перейти к системе адресной социальной помощи не на словах, а на деле. На основе данного регистра можно внедрять новые технологии безналичной оплаты льгот и выплат - пример (социальная карточка москвича), что позволяет повысить производительность всей системы социального обслуживания населения.

Особое место в социальной работе занимают вопросы, связанные с трудовой занятостью населения. Прежде всего, речь идет о безработице. Особая роль в решении этой проблемы принадлежит органам местного самоуправления. Они создают муниципальные службы занятости, оказывают информационную поддержку людям, ищущим работу (издание бюллетеней, создание клубов безработных, формирование банка вакансий и т.д). Проникновение ИТ в эту сферу социальной деятельности также очень важно. Основной формой содействия занятости населения становятся электронные ярмарки вакансий. Они дают возможность ознакомиться с электронным банком вакансий, проконсультироваться в режиме «онлайн» по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости «дистанционное» учебное заведение для профессиональной переподготовки.

Таким образом, внедрение ИТ в сферу социальной защиты повышает эффективность работы социальных служб, помогает в принятии важных управленческих решений, содействует урегулированию социальных проблем.

Глава IV










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...