Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Единый закономерный мировой процесс




Если традиционная теория научной философии основана на абстрактно-всеобщих понятиях материи, пространства, времени, движения и развития и т.д., то основой построения конкретно-всеобщей теории развития, диалектического материализма в целом, выступает концепция единого закономерного мирового процесса, вокруг которой упорядочивается вся масса категорий философии.

Понятие единого закономерного мирового процесса является синтезом понятий материи, материального единства мира и понятия развития. В основу этого синтеза положены данные системы современных наук, прежде всего физики, химии, биологии, социальных наук.

Единый закономерный мировой процесс представляет собой бесконечную последовательность ступеней, или основных форм материи. Из бесконечного числа этих ступеней нам известны пока лишь четыре: физическая, химическая, биологическая и социальная. Единый закономерный мировой процесс образует основную структуру бесконечного материального мира.

Предпосылкой концепции мирового процесса выступает классификация реального многообразия, опирающаяся на совокупный материал современной системы наук. В рамках рассматриваемой концепции научной философии различаются три двойных .классификационных ряда. Первый ряд представляет собой классификацию основных форм материи и принадлежащих им форм движения ^развития традиционно, хотя и неправильно, они называются обычно формами движения). Последовательность основных форм материи образует основную структуру материального мира, единый закономерный мировой пpouecc. Второй двойной ряд образован частными формами материи и движения-развития, которые входят в состав основных форм материи. Так, физическая форма материи образует микро-, макро и мегамир. Третий ряд составлен комплексными формами материи и движения-развития, каждая из которых представляет собой комплекс основных форм материи и соответствующих им форм движения-развития. В известной нам части миpa таковыми выступают следующие формы: астрономическая, или

 

 

71


космологическая, форма материи, составленная физической, химической, биологической и социальной формами материи: А = Ф, X, Б. С; геологическая, образованная физической и химической формами материи в пределах Земли: Г =(Ф, Х); географическая, включающая физическую, химическую, биологическую и социальную в пределах верхних оболочек Земли - лито-, гидро-, атмо- и биосферы: Г=(Ф,Х,Б,С). Комплексные формы материи обладают более “слабым” внутренним единством, не имеют той степени интеграции, которая характерна для основных форм материи. Ведущую роль в структуре комплексных форм материй играет низшая форма материи - физическая.

Если основные формы материи составляют главную, стержневую структуру бесконечного мира, то комплексные образуются на базе этой стержневой структуры, являются ее продуктом.

В абстрактно-всеобщей теории развития, как известно, фигурируют три основных закона развития. В последние десятилетия неоднократно возникал вопрос о существовании других, столь же важных, законов развития, однако никаких положительных результатов поиски новых законов не принесли. Теоретически следует признать, что система основных законов диалектики в ее абстрактно-всеобщем варианте является полной, ибо не обнаружено, в указанных пределах, никаких существенных теоретических “разрывов” в объяснении развития, которые потребовали бы заполнения обнаруженного вакуума новыми законами.

Однако традиционная система законов обладает существенными недостатками, которые не удалось снять в традиционной диалектике. Прежде всего во всех трех законах диалектики как науки не высказана в достаточно определенном виде основная идея - бесконечного развития от низшего к высшему. Правда, закон отрицания отрицания, в отличие от двух других законов, является законом поступательного движения, т.е. развития, однако в нем не высказана со всей определенностью идея бесконечного характера развития, ибо закон фиксирует лишь три конечные ступени развития. В силу указанного недостатка система трех законов традиционной диалектики обнаруживает определённую теоретическую неполноту, хотя, как уже отмечалось, это не означает необходимости поиска каких-то новых столь же существенных законов развития в пределах абстрактно-всеобщего подхода. Крупным недостатком системы законов является также то, что в ней нет объединяющего, интегрального закона. По известной традиции справедливо считается основным среди законов диалектики, или “ядром диалектики” (В.И. Ленин), закон единства и борьбы противоположностей, однако он все же не может быть признан интегральным законом уже потому, что в нем в явной форме не высказана

 

 

72


идея бесконечного развития от низшего к высшему. Традиционная диалектика, таким образом, не преодолевает известного “плюрализма” законов, не обладает высшей степенью теоретического единства. Между тем, как подметил Гегель, уже христианство сочло необходимым свести троицу к одному, единому началу -.единому богу- Создается впечатление, что абстрактно-всеобщая диалектика не обладает высшей степенью внутренней интеграции.

Конкретно-всеобщая теория развития, диалектический материализм в целом, основанные на идее единого закономерного мирового процесса, опирающейся на обширный материал науки XX в., обнаруживают новый аспект реального развития, в котором открывается ряд новых законов развития, скрытых от абстрактно-всеобщего подхода к действительности.

Анализ последовательности основных форм материи—физической, химической, биологической и социальной - показал, что эта последовательность имеет строго закономерный характер. Физическое, химическое, .биологическое и социальное образуют закономерную последовательность, в которой каждая форма материи, или ступень развития, с необходимостью следует из предшествующей, низшей, и в свою очередь необходимо порождает следующую, более высокую, ступень. Показано, что физическая форма материи есть масс-энергетический мир, Основными свойствами которого являются масса и энергия, находящиеся в необходимой связи, выраженной в Эйнштейновом соотношении Е=mс2 (43). Из физической формы материи закономерно возникает химическая, определяемая как над-массэнергетический мир. Современная наука в принципе убедительно доказала, что жизнь является закономерным результатом химической эволюции (44). Сущность живого заключается в самосохранении посредством приспособления к среде (45). Современная наука (синтетическая теория эволюции, теория неограниченного прогресса Дж. Хаксли, трудовая теория антропосоциогенеза Энгельса) неопровержимо свидетельствуют о закономерном возникновении человека, человеческого общества в результате эволюции жизни, ее “неограниченного прогресса”. Сущность человека, социальной формы материи заключается в производстве самого себя, своего бытия и сущности.

Исследования в рамках излагаемой нами концепции раскрыли и внутреннюю логику процесса развития основных форм материи, основные специфические способы развития каждой из форм материи, определяемые их природой и “логически” превращающиеся друг в друга. Физическая форма материи развивается первоначально путем дифференциации

 

 

73


первичной “околосингулярной” плазмы, затем - все более посредством прямого субстратного синтеза, основанного на масс-энергетических взаимодействиях. Этот способ развития закономерно перерастает в над массэнергетический непосредственный субстратный синтез, с необходимостью сменяемый биологическими превращениями как способом развития живой материи. Биологические превращение закономерно переходят в производство человеком своего собственного, бытия и сущности как специфически человеческий, социальный способ развития.

Материал современной науки и опирающиеся на них философские исследования дают все основания для вывода о существовании всеобщего закона развития, определяющего необходимую последовательность основных форм материи. С нашей точки зрения, этот закон является основным законом развития, определяющим целостный мировой процесс, и включает в себя другие законы развития, том числе и законы абстрактно-всеобщей теории развития.

Основной закон развития характеризуется рядом особенностей. Прежде всего это закон, определяющий последовательность основных форм материи, или ступеней единого мирового процесса развития. Он выступает, далее, как закон бесконечного развития, определяющий бесконечное число ступеней развития материи. В этом заключается одно из его наиболее существенных отличий от законов абстрактно-всеобщей теории развития, которые в явной форме не выражают идеи бесконечности. Три известных закона традиционной диалектики могут получить интерпретацию законов бесконечного- развития только на основе “более сильной” идеи всеобщего закона развития.                        

Понятие основного закона развития включает два момента. Прежде всего этот закон включает указание на бесконечное число ступеней развития. Однако в его современном виде, на уровне современной науки, он фиксирует в явном и конкретном виде четыре известные нам основные формы материи - физическую, химическую, биологическую и социальную. Понятие всеобщего закона развития имеет, таким образом, всеобщий и особенный моменты. В этом заложена неисчерпаемая возможность развития концепции всеобщего закона и его специфических проявлений. Это означает, далее, что закон несет в себе неисчерпаемые предсказательные возможности.

Рассматривая развитие как закономерную последовательность основных форм материи, мы обнаруживаем, далее, ряд новых закономерностей развития, которые не могли быть выявлены в

 

 

74


традиционной абстрактно-всеобщей диалектике. Это есть закономерности соотношения высших и низших форм, или ступеней развития, материи.

Развитие, в отличие от традиционных взглядов, представляется теперь не как линейный и одноплановый, а как многомерный и миногонаправленный процесс, в котором обнаруживаются закономерности возникновения высшего из низшего, включения части низшего в структуру высшего, подчинения “включенного” низшего собственно' высшему, сохранения преобладающей части низшего в виде внешней среды высшего, интегральной природы (качества, сущности) высшего. Часть этих закономерностей была открыта и описана еще Энгельсом, другие - в советской философской науке.

Первая закономерность. Развитие есть возникновение высшего из низшего. В этом плане развитие выступает как бесконечная последовательность основных ступеней, из которых, как уже отмечалось, нам известны пока лишь четыре.

Вторая закономерность. Развитие, однако, не сводится к линейному генетическому плану, в котором высшее и низшее выступают как разделенные во времени ступени, сменяющие друг друга. Развитие не есть только смена одного другим. Возникая на основе низшей ступени, высшее не устраняет низшего полностью, ибо в этом случае оно лишилось бы своей опоры и развитие означало бы утрату накопленного содержания, а включает в себя низшее и сохраняет его, в измененном виде, в качестве своей основы или фундамента. Так, химическая форма материи всегда сохраняет в своей основе важнейшие физические структуры, свойства и процессы. Живое возникает на основе физических и химических структур и процессов и сохраняет их в своем фундаменте. Общественная жизнь, какой бы своеобразной она ни была, в конечном счете базируется на широкой основе физических, химических и биологических условий, структур и процессов, ибо для того чтобы стать социальным существом, человек должен быть живым существом в том смысле, в каком это понимается биологией. Чтобы быть самодеятельным субъектом, человек должен быть физической масс-энергетической системой.

В рамках рассматриваемой закономерности обнаруживается ряд Других закономерностей развития. Они связаны с природой той части низшей формы материи, которая включается в состав высшей. Из какой разновидности низшего возникает более высокая форма материи? Что происходит с низшей формой материи, когда она включается в состав более ложной? Весьма любопытно, что высшее возникает не из наиболее развитой разновидности низшего, а из относительно простой, оптимально

 

 

75


развитой. Химические элементы возникают не из сверхсложных частиц -гиперонов, а из протонов, нейтронов, электронов, мезонов. Жизнь появляется на базе углерода, водорода, кислорода и некоторых других химических элементов, находящихся ближе к началу периодической последовательности элементов. Наконец, человек возникает не из предельно развитых человекообразных обезьян, а из оптимально развитых.

Диалектика развития такова, что формы материи, получившие предельное -развитие, т.е. “переразвитые” и чрезмерно специализированные, теряют способность порождать более высокую форму материи. Современные человекообразные обезьяны “слишком развиты”, чтобы превратиться в человека. Некоторую аналогию с указанной закономерностью можно найти в человеческой истории.

Возникая из оптимально развитого низшего, высшее создает условия, в которых включенные в него структуры и процессы низшего уровня достигают наивысшего развития, недостижимого “в свободном виде”, вне структуры высшего. Физические процессы и связи в составе химической формы материи намного сложнее, чем вне ее. Поэтому. например, современной науке удалось рассчитать энергию химической связи только для относительно простых молекул, содержащих до двух десятков атомов. Живой организм существует на основе несравненно более сложных физико-химических структур и процессов, чем вне живого. Так, каталитическая активность атома железа, входящего в состав биологического фермента, в 1010 превосходит каталитическую активность железа в ионной форме. В этом смысле можно было бы сказать, что высшее активизирует включенное в него низшее на много порядков. Биология человека остается всецело биологией, по своей общем природе, но -наивысшей биологией. Человек в биологическом отношении - наиболее живое существо.

Диалектический “смысл” колоссального усложнения низшего, включенного в состав высшей формы материи, состоит в том, что высшая форма материи может развиваться только на основе усложняющегося низшего. “Рулон” высшего раскручивается в процессе развития лишь на основе раскручивающегося “рулона” низшего. Человек может осуществлять сложнейшую трудовую и познавательную деятельность только на основе сложнейшей биологической активности. Важная закономерность развития заключается, таким образом, в том, что каждая форма материи развивается на основе развития включенной в него низшей формы. Возникая из оптимально развитого низшего, высшая форма материи существует и развивается на основе максимально развитой

 

76

 

разновидности низшего. Изложенные закономерности развития можно представить и так: любая форма материи (исключая социальную!) получает наивысшее развитие не тогда, когда она развивается самостоятельно, “в свободном виде”, а когда она включается в состав более высокой ступени развития.

Третья закономерность. Включенная в состав высшей формы материи низшая форма материи подчинена высшей, не имеет полностью самостоятельного характера, хотя и сохраняет свою общую природу и законы. Физико-химические процессы в составе живой материи направлены в конечном счете на поддержание жизненных процессов, включены в их состав и подчинены, в известных пределах, законам жизни. Биологические структуры и процессы в человеке и человеческом обществе, подчиняясь своим собственным законам, в то же время в конечном счете подчинены социальному, находятся под его контролем. Чтобы быть социальным существом, человек должен биологически сохраняться, однако сущность человека и его существования выходит далеко за пределы биологической сущности человека и биологического смысла существования. Человеческая жизнь направляется прежде всего социальными, человеческими, а не биологическими ценностями.

Четвертая закономерность. В состав высшей формы материи включается часть, причем ничтожно малая, низшей формы материи. Преобладающая масса предшествующей формы материи сохраняется, образуя природную среду, в которой существует новая, высшая форма материи. Химическая форма материи существует в преобладающей над нею физической среде, биологическая - подавляюще превосходящей физико-химической среде, средой человека является бесконечно многообразная природа. Конкретно-всеобщая теория развития объясняет, таким образом, феномен среды и является наиболее общим теоретическим ключом к экологии.

Пятая закономерность. Каждая форма материи включает в себя предшествующие формы материи, образующие в составе высшего целого систему подчиненных уровней. Однако высшее не сводится к включенным в ее состав уровням и включает также собственно высшее, т.е. специфический высший уровень. Так, человек представляет собой единство физического, химического, биологического и собственно социального уровней. Каждая форма материи имеет в этом смысле уровневую, иерархическую структуру. Составляющие ее уровни находятся в сложных взаимоотношениях и взаимодействиях. Каждая форма материи имеет поэтому интегративную природу (качество, сущность), является

 

77


интеграцией, сплавом всех включенных в нее уровней и собственно высшего уровня. При этом главную роль в образовании нового качества и сущности играет собственно высший уровень. Каждый уровень в системе какой-либо формы материи играет интегрирующую роль. Так, единство человека - результат интегрирующего действия физических и химических “сил”, обусловливающих целостность физико-химической системы человеческого организма, биологических процессов, направленных на поддержание жизнедеятельности. Однако главенствующая роль в интеграции человеческой природы принадлежит собственно социальному в человеке, его способности к труду и познанию.

Конкретно-всеобщая философская теория ввела в современный интеллект значительно более сложные взаимосвязи и структуры мысли, чем в Гегегевом типе интеллекта. Современное мышление включает изложенные выше взаимосвязи и взаимопереходы высшего и низшего, которые в Гегелевой философии были только намечены и нередко терялись в идеалистическом тумане. Современный интеллект, представляющий собой развивающуюся мысль, мышление категориями развития, есть построение сложной интеллектуальной конструкции, в которой реальный развивающийся мир мыслится одновременно как многоуровневый и многоплановый и как интегративное целое.

В философии Гегеля в развитии мысли большую роль играло понятие снятия низшего в высшем. Включая момент правды, это понятие тем не менее слабо передавало диалектику высшего и низшего-возникновение высшего из низшего, включение и сохранение низшего в высшем, развитие низшего в составе высшего, взаимодействие “включенного” низшего с высшим, интегративный характер процесса развития. Так, Гегель рассматривал человека как результат развития логики и природы, аккумуляции предшествующего содержания и его “снятия” в человеке, однако фактически это аккумулированное в высшем содержание логики и природы в Гегелевой концепции не работало. Это обусловило весьма заметный малосодержательный характер гегелевской трактовки человека и человеческой истории. Диалектико-материалистическая концепция развития ввела более глубокие и проработанные мыслительные связи, поднимающие интеллект на несравненно более высокий уровень.

Новые интеллектуальные конструкции нашли свое воплощение в современной концепции соотношения пограничных (фундаментальных) наук - физики, химии, биологии, социальных наук.

 

 

78









Философия пограничных наук

Одной из важнейших черт современной научно-технической революции является резкое повышение роли пограничных проблем науки, процесс интенсивного взаимодействия и взаимопроникновения наук. Этот процесс связан прежде всего с фундаментальными науками - физикой, химией, биологией и социологией. Признано, что пограничные проблемы являются важнейшими "точками роста" современной науки, без которых была бы невозможна современная научно-техническая революция. Именно этим "точкам роста" обязаны величайшие достижения в современной биологии - раскрытие первых уровней генетического кода и создание молекулярной модели генетических процессов (модель Жакоба и Моно), начало разработки проектов новых ЭВМ, основанных на биологических свойствах, включая способность к эволюции, создание принципиально новых материалов и т.д.

Разумеется,, это не означает, что собственные специфические проблемы фундаментальных наук отходят на второй план, однако они получают новый смысл и становятся разрешимыми только при использовании понятий и методов нижележащих наук. Современная химия невозможна без квантовой физики и включает поэтому раздел — квантовую химию. Теория эволюции (СТЭ) и генетика приобрели современный вид на основе применения понятий и методов физики и химии. Особую роль при этом сыграла молекулярная генетика, изучающая молекулярные основы гена, генома, процессов передачи генетической информации, механизмов мутаций и рекомбинаций, связанных с ДНК, РНК, белками.

Выдвижение на первый план пограничных проблем фундаментальных наук предъявило весьма сложные требования к философской науке, которая должна была разработать общую теоретическую концепцию взаимодействия фундаментальных наук, "формулу решения" пограничных проблем. Действительный ответ на этот вызов современной научно-технической революции смогла дать лишь марксистская философия, которая разработала, общую концепцию соотношения высших и низших форм материи и, соответственно, "высших" и "низших" наук. Основные контуры этой концепции были очерчены еще Энгельсом на базе ряда рациональных идей, высказанных Гегелем в его "Философии природы".

Концепция соотношения высших и низших ступеней развития, или форм материи, является теоретической основой формулы решения пограничных проблем современной науки — физики, химии, биологии, наук об обществе. Философия пограничных наук составляет сейчас

 

79


довольно обширную отрасль философской науки, содержание которой невозможно изложить в рамках данной книги. Читателя, более глубоко интересующегося этой отраслью современного научного знания, мы отсылаем к сборникам "Философия пограничных проблем науки" (46). в которых также приводится достаточно полная библиография работ по данной теме. В книге будут рассмотрены только некоторые узловые проблемы философской теории пограничных наук.

Многоуровневый характер каждого объекта ставит перед наукой задачу выработки логической формулы, позволяющей выразить одновременно и то, что, например, живое включает в себя физический и химический уровень, и то, что живое представляет собой целостность, единство. В последние годы получило широкое распространение псевдодиалектическое объяснение объектов, имеющее по существу перечислительный характер. Так, утверждают, что человек имеет биосоциальную природу. Заключая долю правды, это утверждение делает только первый шаг к объяснению сложной природы человека как многоуровневого объекта. Если быть последовательным, то с такой позиции следовало бы определить человека как бесконечную последовательность уровней: человек — это оо —... физико-химико-биолого-социальное существо. Однако, включая бесконечное число уровней, каждый объект представляет собой в то же время одно целое, т.е. обладает единым интегративным качеством или сущностью. Человек — это интегрально-социальное существо, включающее в себя бесконечную последовательность качеств. Интегративное качество каждого реального объекта есть интеграция, сплав качеств всех предшествующих уровней развития материи.

Роль низшего, включенного в состав высшей формы материи, выражается понятием основы (base, basis). В русском языке слово "основа", согласно "Толковому словарю живого великорусского языка" В. И. Даля, имеет два важнейших значения — "сущность" и "опора, подножье, фундамент". В объяснении роли низшего в составе высшей ступени развития термин "основа" входит во втором лексическом значении слова. Основа проще того образования, в фундаменте которого она лежит. Философский анализ понятий и языка современной науки показал, что термин "основа" уже давно вошел в понятийный и словарный состав пограничных наук. Центральными объяснительными понятиями этих наук являются понятия физической основы химического, химической (или, шире, физико-химической) основы жизни, биологической основы человека и общества.

Коренная особенность современной науки заключается в том, что

80


пограничными ("стыковыми") проблемами становятся по существу наиболее фундаментальные, основные проблемы: сущности химического, жизни, человека и общества. Эти проблемы уже не могут решаться без участия методов "вышележащих" и "нижележащих" наук. Пограничные проблемы решаются с помощью совокупности методов смежных наук, в основе которой лежит знание о диалектических взаимосвязях высших и низших форм материи.

В совокупности методов смежных наук можно выделить два наиболее широких интегративных метода, определяющих действие специфических методов смежных наук: сведение высшего к низшему и выведение высшего из низшего. Для исследования химизма необходимо научное сведение химических свойств, связей, механизмов к их физическим основам — квантово-механическим явлениям и связям. Понимание жизни обусловлено сведением жизненных явлений к физико-химическим основам. Так, ген стал реальностью для биологии, когда он был сведен к участку цепи молекулы ДНК (цистрону). Невозможно объяснить психическую деятельность животных и человека, не сведя ее;

по выражению Сеченова, на ее физиологические нервные основы. Наконец, понять природу человека невозможно, не сведя его сложную трудовую и мыслительную деятельность к физиологическим, экологическим, этологическим и другим биологическим основам.

Научное сведение высшего к низшему не следует отождествлять с механистическим сведением первого ко второму, которое состоит в принципиальном отрицании качественного отличия высшего от низшего, в буквальном сведении одного к другому, в конечном счете —: к физическим явлениям ("радикальный физикализм").

Метод научного сведения дополняется методом научного выведения высшего из низшего, который заключается в прослеживании процесса возникновения высшего из низшего, обусловливания низшей основой явления его собственных, высших свойств, процессов и законов. Так, наука выводит жизненные явления из физико-химических, социальные - из биологических, психические - из физиологических. При этом диалектическое выведение означает объяснение того, как из простого, низшего развивается сложное, высшее.

Открытие уровневого характера каждого материального объекта поставило перед философией и частными науками проблему: как взаимодействуют эти уровни в целостном процессе функционирования и развития объекта. На каком из уровней, например, инициируется, т. е. начинается и мотивируется, человеческое поведение? С позиций здравого смысла кажется ясным, что таким уровнем должен быть собственно

81


социальный уровень, на котором и должны рождаться человеческие поступки. Однако, с другой стороны, известно, что ни один поведенческий акт, ни одна мысль не могут возникнуть без замыкания определенных нервных физиологических связей в мозгу, и, следовательно, "первый шаг" в инициации человеческого поведения должен быть сделан на уровне физиологической деятельности. Но с такой же точно логикой мы должны признать, что физиологические процессы должны быть подготовлены и начаты химическими, а последние — соответствующими физическими и т.д. Поскольку число уровней организации материи бесконечно, секрет инициации любого явления, в данном случае — человеческого поведения, переносится в бесконечность! От парадокса бесконечного переноса нас избавляет признание ведущей роли собственно высшего, интегративной природы высшего. Каждая форма материи функционирует и развивается как целостный организованный ансамбль, обладающий определенной вертикальной структурой. Гипотеза о характере этой структуры была высказана автором в 60-е гг.

Что происходит, когда, например, мы делаем какое-то движение рукой? Действие нашей руки осуществляется по команде, возникающей на мыслительном уровне и воплощаемой в определенных нервных сигналах, которые соответствующим образом развертываются в систему мышечных действий. Мыслительный образ, следовательно, вызвал . соответствующую ему систему физиологических процессов, которые в свою очередь породили определенные, соответствующие им химические процессы и т. д. Движение руки обусловлено, следовательно, образованием , вертикальной структуры, в которой начальному акту —мысли соответствовали совершенно определенные изменения на всех уровнях  иерархической системы человеческого организма. Такой вертикальный изоморфизм, т. е. структурное соответствие изменений на всех уровнях иерархической системы человека или другой формы материи, и является механизмом целостного функционирования каждой формы материи.

Пусть некоторый уровень организации материи состоит из элементов а, в, с, которые находятся в определенных связях друг с другом, образующих исходную структуру этого уровня. Допустим, что на основе этого уровня возникает новый, более сложный уровень организации материи. Естественно, что его элементы A, В, С, и Д могут быть построены только из уже наличных элементов а, в и с: ав —> А, ас—>В, ее —> С, авс —> Д. Мы получим теперь не одно новое множество элементов —А, В, С,Д, а по существу два, ибо в основе каждого элемента высшего уровня лежат комплексные элементы низшего уровня — ав, ас, ее и авс. Связям элементов А, В, С, Д будут соответствовать связи комплексных элементов.

82


Система элементов высшего уровня, таким образом, несет в своей основе изоморфную (структурно соответствующую) систему комплексных элементов низшего уровня. Это означает, что как элементы высшего уровня, так и их связи имеют свой эквивалент в виде элементов и связей низшего уровня. Система эквивалентов высшего на низшем уровне может быть названа теневой системой, ибо она повторяет систему высшего на своем "языке". Механизм теневой системы имеет всеобщий характер, является важнейшим механизмом взаимодействия основных форм материи. Так, каждый химический элемент имеет свой уникальный физический эквивалент в виде неповторимой совокупности элементарных частиц, сложные химические образования — копию в виде лежащей в их основе физической (квантовой) системы. Жизненные структуры и процессы включают свои "копии" в виде химических структур и процессов. Геном живого организма "повторен" в виде химических генов цистронов. Наконец, каждый акт человеческого поведения, каждый мыслительный образ имеет свой уникальный физиологический эквивалент или нервную модель.

Изучение теневых систем различных объектов и явлений — важнейшее условие практического овладения и управления этими объектами. Современная наука показала, что управление любыми объектами возможно только при условии овладения методами воздействия на теневые системы этих объектов. Так, генетическими процессами можно управлять, овладев методами воздействия на химические структуры — ДНК, РНК, белки.

Разгадка телепатии? Понятие теневой системы, по нашему убеждению, дает ключ к объяснению ряда парапсихологических феноменов, прежде всего — телепатии. В последнем случае речь должна идти не о мифической "передаче мысли" на расстояние в буквальном смысле, а о передаче на расстояние физического эквивалента мысли, который, естественно, порождает в мозгу реципиента, принимающего "телепатему", соответствующие этому эквиваленту химические и физиологические модели, обусловливающие появление соответствующих им мыслительных образов. Неслучайно, поэтому, что "телепатической передаче", если считать этот феномен доказанным, поддаются преимущественно относительно простые образы.

Социальная биология. Одним из интереснейших разделов современных пограничных наук является система наук, возникших на границе между биологией и науками о человеке и обществе, которая может быть названа социальной биологией. Эта система наук изучает различные аспекты биологической основы человека и общественной жизни. Основная

83


идея марксистской трактовки социальной биологии была сформулирована Марксом и Энгельсом в "Немецкой идеологии" (1845-1846) и является одной из важнейших идей материалистического понимания общества. Имея в виду биологические, географические и другие природные основы общественной жизни, Маркс и Энгельс писали: "Всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они, благодаря деятельности людей, подвергаются в ходе истории" (47).

К сожалению, биосоциальный аспект исторического процесса практически не исследовался в советской исторической науке. Однако философская наука придала этому аспекту весьма серьезное значение. В силу ограниченности объема книги содержание и проблемы марксистской концепции социальной биологии не могут быть нами изложены (48).






Магистраль развития

В свете изложенного закономерный мировой процесс можно представить как единство трех основных неравноценных направлений (рис. 1).


00


1 - магистральное направление развития;

2 - “подчиненное” направление развития;

3 - направление развития “невключенного” низшего.

Рис. 1

Магистральным, или главным, направлением единого мирового процесса является последовательность основных форм материи, в известных нам пределах представленная физической, химической, биологической и социальной формами материи. Развитие материи выражено здесь в наиболее полном, ясном и концентрированном или “типическом” виде, поскольку именно на магистрали развития происходит

84


смена качественно различных основных форм материи.

Каждая узловая точка на магистральной линии дает начало трем ветвям развития. При этом основные “точки роста” сложности всегда находятся на магистральной линии. Наибольшая творческая активность материи связана с магистральной линией развития. Линия магистрального развития невозможна без подчиненного ей развития низшего, включенного в состав высшей ступени организации материи. Однако развитие имеет здесь уже не столь ярко выраженный, радикальный, типический характер. На линии “подчиненного” или “включенного” развития изменения' не выходят за рамки одной и той же качественно определенной формы материи. Так, физика человека остается по своей природе физикой, подчиняется тем же физическим законам, что и свободная физика в природе.

Особый характер имеет развитие низшего, не включенного в состав высшей ступени, составляющего природную среду последующего развития. Развитие выражено здесь в наиболее стертом виде, носит наименее радикальный характер. Здесь тоже имеются свои "точки роста" и ступени развития, но они не выходят за пределы соответствующих основных форм материи. Вероятно, с третьим направлением развития можно связать некоторое многообразие более частных направлений. Так, можно допустить, что на основе кремния или азота, выступающих, по мнению некоторых ученых, в качестве “конкурентов” углерода в процессе эволюции химического в направлении к живой материи, могут возникать, при каких-то особых условиях, некоторые аналоги живой материи. Правда, в силу значительного превосходства углерода в способности образовывать многообразные химические связи возникновение аналогов жизни на базе кремния или азота, а тем более -равноценной углеродистой, является крайне маловероятным.

В силу того, что развитие на линиях “подчиненного” и “невключенного” низшего имеет “нетипический” характер, мы не могли бы построить теории развития, если бы опирались только на материал, связанный с этими направлениями развития. Если бы человечество существовало на линиях “включенного” или “невключенного” развития, оно никогда бы не создало диалектики или, более того, никогда бы не создало адекватного представления о мире, адекватного мировоззрения.

С направлением “невключенного” низшего связано формирование комплексных форм материи - астрономической, геологической и географической. Последовательность этих форм производна от магистрального направления мирового процесса развития. С линиями “подчиненного” и “невключенного” низшего необходимо связать

85


круговороты развития, составляющие необходимый элемент единого мирового процесса.

Физическая, химическая и биологическая ступени развития материи, какими бы законченными в условиях самостоятельного существования они ни казались, несут в себе элемент существенной незавершенности, ибо являются лишь моментами развития бесконечной материи. Если бы они оказывались абсолютно завершенными, то переход к более высокой ступени был бы невозможен, поскольку появление и дальнейшее развитие высшего связано с усложнением низшего.

Дремлющие силы развития. Поскольку “невключенное” низшее состоит из тех же основных элементов, что и “включенное”, обладает такими же основными свойствами и природой, оно сохраняет огромный фонд нереализованных и “дремлющих” возможностей развития. Этот фонд тем более велик, что объем “невключенного” низшего на много порядков превосходит объем высшей формы материи. Окружающий нас природный мир, таким образом, таит в себе колоссальные дремлющие силы развития. Остаются ли эти возможности принципиально нереализуемыми? Является ли бесконечная природа своего рода кладбищем творческих потенций материи, которое оставляет за собой узкая линия магистрального процесса развития материи? Или же эта странная структура развития содержит в себе намек на нечто, долженствующее появиться в будущем?

Развитие является всеобщим и всеохватывающим процессом. Мир охвачен пламенем развития. Однако было бы ошибочным считать этот процесс однородным и равномерно распределенным во Вселенной. Развитие мира происходит по трем основным направлениям, на каждом из которых оно выражено в различной степени. Своеобразная диалектика трех линий развития такова, что магистральное развитие опирается на две другие линии, оно в известном смысле осуществляется благодаря тому, что сохраняется огромный фонд нереализованных возможностей развития, заложенных в преобладающей массе материальных тел, образующих широкий природный фундамент магистральной линии развития.

В этой связи становится понятной ошибка, которую допускают, когда отсутствие неограниченного прогресса в преобладающей части природы истолковывается как свидетельство того, что прогресс будто бы - крайне “редкий случай” в неживой природе. В основе такого мнения лежит первоначальная попытка представить развитие как процесс, равномерно распределенный во Вселенной, как некое фронтальное движение материи вперед, в результате которого вся материя должна превратиться в живую (если следовать указанной логике) и т.д. Поскольку

86


этого нельзя обнаружить, делается вывод о круговороте или необратимых качественных изменениях как сущности развития, редкости и невсеобщности развития и т.п. Однако развитие как движение от низшего к высшему есть не “случай”, а всеобщий, всеохватывающий, глобальный процесс, связанный с самой сущностью материального мира как бесконечного целого. Развитие как сложный и многоплановый процесс возникновения, включения, сохранения, подчинения, интеграции определяет иерархическую структуру материального мира.

Иерархическая система мира. Мир — это бесконечная иерархическая система уровней, образованная процессом развития, в котором ступени процесса откладываются и закрепляются в виде последовательности уровней организации материи — основных форм материи.

Уровни иерархической системы материального мира находятся в многообразных диалектических взаимозависимостях, обусловливающих целостность мировой системы. Эти взаимозависимости являются производными от изложенных выше закономерностей соотношения высших и низших форм материи.

Иерархическая система мира не является чем-то застывшим и неподвижным. Развитие как материальный творческий процесс не угасает в системе уровней организации материи, а представляет собой всеобщий процесс, охватывающий все бесконечное здание материального мира. Развитие имеет свои "точки роста", или "области наивысшего прогресса" (например, возникновение химизма, затем—жизни, человеческого общества), однако его нельзя связывать только с этими областями. Каждая. уже существующая форма материи находится в состоянии непрерывного возникновения из низшей — окружающей среды и "включенного" низшего.

"Покоящееся развитие". Так, человечество непрерывно воспроизводит свое бытие из условий среды и своей биологической основы. Живая материя в процессе обмена веществ со средой постоянно рождает себя из неорганической материи посредством собственных химических процессов. Химические вещества, существуя благодаря непрерывной интеграции своих физических составляющих, тем самым постоянно создают себя из своих физических предпосылок. Процесс существования и функционирования каждой формы материи является, таким образом, процессом развития, включен в глобальный процесс развития материи. Развитие как целостный процесс, охватывающий все бесконечное здание материи, включает в себя, следовательно, момент "стационарного" или "покоящегося" развития, т.е. непрерывного рождения

87


каждой уже существующей реальности. Особенностью "стационарного" развития является то, что оно происходит в условиях уже существующей формы материи: высшая форма материи непрерывно воспроизводит себя из низшей,, опираясь на уже существующую свою структуру и субстрат.

Всеобщий генетический закон. Диалектико-материалистическая концепция мирового процесса развития приводит нас далее к любопытному заключению. В иерархической "послойной" структуре каждой основной формы материи отображаются, "резюмируются" основные ступени предшествующего развития материи. История развития материи отображается и закрепляется в структуре каждой из основных форм материи— физической, химической, биологической, социальной. Процесс функционирования, т. е. непрерывного бытия формы материи как бы непрерывно описывает историю ее возникновения. Так, синтезируя себя из условий окружающей среды, живое вещество воспроизводит основные ступени возникновения живой материи. В развитии обнаруживается, следовательно, закономерность, напоминающая биологический закон рекапитуляции (биогенетический закон Мюллера-Геккеля) — повторения наиболее общих этапов эволюции вида (филогенеза) в эмбриогенезе (онтогенезе). Существует, очевидно, всеобщий генетический закон повторения важнейших ступеней развития в структуре и функционировании основных форм материи.

Поскольку биологический обмен веществ, включающий синтез живого вещества из более простых химических веществ, повторяет историю возникновения живого, загадка происхождения жизни может быть решена на основе изучения жизненных процессов, происходящих ежечасно и ежесекундно в современном живом веществе. Это обстоятельство послужило ключом к исследованию происхождения жизни. "Нам представляется гораздо более перспективным для решения проблемы жизни, — писал А.И. Опарин, — изучение тех путей превращения неживого в живое, которые заключены в обмене веществ" (49).

Сгустки прошлого вокруг нас. История живой природы, как и остального мира, таким образом, не отнесена от нас в бесконечно далекое и недоступное, давно исчезнувшее прошлое — она зашифрована вокруг нас в структуре материальных объектов и нас самих. Основные формы материи несут в себе в сложном, интегрированном виде свою-бесконечную историю. Качество и сущность каждой формы материи, каждой вещи вокруг нас — не нечто простое и непосредственное, а свернутая бесконечная история материи, "конденсат" ее развития. Окружающие нас

 

88


вещи — это сгустки бесконечной истории. В них и через них прошлое оказывается живым и действующим. Познать вещи поэтому — значит увидеть в них их историю, расшифровать бесконечное число "текстов" — физических, химических, биологических, спрессованных в единую "запись" качества или сущности вещи, увидеть в электроне, атоме, организме и т. д. как бы "следы", "отпечатки" и "тени" прошлого.

Доказательствобесконечности. Концепция единого закономерного мирового процесса, как основа конкретно-всеобщей теории развития, позволяет решить философский вопрос о конечности или бесконечности мира. Опираясь на совокупные фактические и теоретические данные системы наук, научная философия обнаруживает тот угол зрения, с которого проблема бесконечности, в ее наиболее общей форме, оказывается разрешимой. Познавая конечный отрезок единого мирового процесса, составленный четырьмя крупнейшими формами материи, мы тем не менее получаем возможность для достоверного заключения о бесконечности мирового процесса, бесконечности материального мира.

Материал науки, связанный с известным нам отрезком мирового процесса, свидетельствует, что сложные формы материи возникают из более простых, что материя обладает способностью порождения сложного из простого. Достоверный, наблюдаемый факт действительного возникновения качественно специфических форм материи из более простых дает достаточные основания для вывода о бесконечности мирового процесса, ибо логически необходимо признать, что каждая форма материи, каждое многообразие должно было возникать из более простой формы материи, многообразия. Мысленно допустить, что процесс развития начался с какого-то абсолютно простого состояния материи, лишенного внутреннего многообразия, сложности, — значит допустить превращение абсолютного покоя в движение, абсолютного ничто — в нечто, что полностью противоречит всему человеческому опыту, наблюдаемому факту превращения низших форм материи в высшие.

Вывод бесконечности мира может быть сделан, таким образом, на основе изучения его конечной, но достаточно сложной и многообразной части. Более того, диалектика конечного и бесконечного такова, что только в бесконечном мире мог осуществиться конечный отрезок развития, только в бесконечном может существовать конечное.

Если бы система мира представляла собой совокупность

89


непосредственно взаимодействующих элементов, то такая система была бы только конечной, ибо могла бы существовать только в пределах допускаемых природой конкретных способов взаимодействия. Однако иерархическая система, построенная последовательностью различных по степени сложности уровней на основе диалектических закономерностей развития (возникновения, включения и т. д.), может быть только бесконечной. Диалектика высшего и низшего включает в себя "принцип" бесконечности.

Доказательство бесконечности мира является одним из важнейших приобретений научного интеллекта. Впервые в истории человеческого познания идея бесконечности мира получила твердые основания в системе современного научного знания, выявленные диалектико-материалистической философией. Современный материализм, включивший в себя научную диалектику, представляющий собой конкретно-всеобщую теорию мира и человека, обладает той концептуальной мощью, которая способна теоретически ясно и последовательно мыслить бесконечность мира. Такой интеллектуальной мощью, как мы уже видели, не обладал наиболее значительный тип интеллекта прошлого, воплощенный в философии Гегеля.

Способность мыслить бесконечное является ключевым моментом концепции сущности мира. Научная философия выработала все необходимые мыслительные формы, или категории, в которых идея бесконечности получает свое воплощение и реализацию'. Впоследствии мы неоднократно будем возвращаться к этому моменту современного научного интеллекта.

Конвергентный характер развития. Всеобщий закон развития имеет две стороны, выражается в двух всеобщих закономерностях развития, связанных с количественной и качественной сторонами действительности. С количественной стороны развитие заключается в неуклонном закономерном сокращении распространенности или объема форм материи при переходе от низших ступеней развития к высшим. Так, по подсчетам В.И. Вернадского, живое веществ составляет Ю"7 массы Земли и lO'^-lO'17 массы Галактики. Высшая форма материи может возникнуть только из части (причем ничтожно малой) низшей, но существует на основе многократно (на много "порядков") превышающего ее природного фундамента, составленного низшей формой материи. Эта весьма важная закономерность развития может быть названа

90


закономерностью конвергентного развития.

Сокращение распространенности форм материи означает, что развитие идет как бы "на конус", образует своего рода "конус развития" (рис. 2).

Но "схождение на конус" принуждает нас, очевидно, сделать вывод, что развитие становится ...невозможным, поскольку сокращение распространенности форм материи не может происходить бесконечно. Итак, должен наступить конец развития?

Количество ступеней развития материи "вниз", в сторону более простых форм материи, бесконечно. Полагая процесс развития материи бесконечным, но учитывая далее, что развитие означает непременное сокращение распространенности каждой последующей формы материи по сравнению с предшествующей, более простой, мы должны признать, что в некоторый момент времени развитие должно достичь последней, наивысшей ступени, когда дальнейшее сокращение оказывается невозможным.

Идея конвергентного развития материи сама по себе приводит к признанию неизбежного прекращения развития, поскольку предполагает достижение наивысшей, последней ступени. Тем не менее этот вывод вступает в противоречие с идеей развития, согласно которой прекращение развития, т.е. утрата материей активности, способности к усложнению, невозможно, так же, как и начало развития, возникновение мира из ничего.

Аккумулятивный характер развития. Однако закономерность конвергентного развития связана только с количественной стороной развития. С качественной стороны развитие обнаруживает новую закономерность — аккумулятивного развития. В процессе развития происходит включение основного содержания низших форм материи в высшие, непрерывное накопление и "уплотнение" этого содержания. Включая в себя низшие формы материи и представляя собой бесконечную иерархию предшествующих ступеней развития материи, каждая форма

91


материи не утрачивает всего содержания низших, а несет его в себе в обобщенном и интегрированном, уплотненном виде. Как отмечалось ранее, интеграция — одна из наиболее существенных сторон процесса развития. Теперь мы можем пойти далее, поскольку в конкретно-всеобщем плане развития обнаруживается, что интеграция—не "разовый" акт, а непрерывный бесконечный процесс, благодаря которому основное содержание предшествующих ступеней в обобщенном и уплотненном виде включается в последующие ступени.

Закономерность аккумулятивного развития впервые была подмечена Гегелем, который обнаружил ее в процессах мышления, в развитии абсолютной идеи.

Оценивая эту мысль Гегеля, Ленин писал: "Этот отрывок очень недурно подводит своего рода итог тому, что такое диалектика" (50). К сожалению, под влиянием догматизма эта важнейшая закономерность диалектики в советской философской науке осталась почти незамеченной.

С закономерностью аккумулятивного развития связана еще одна любопытная закономерность: в процессе перехода от низшего к высшему и развития каждой формы материи происходит своеобразная универсализация содержания на основе интеграции результатов предшествующего развития. Чем сложнее форма материи, тем шире-диапазон качественно многообразных факторов среды, с которыми она вступает во взаимодействие. Отношение живых организмов к среде представляет собой расширение и обобщение способности химического взаимодействия, перенос избирательного взаимодействия с химических качеств на более многообразные агенты среды. Биологическая эволюция является единством двух противоположных процессов — универсализации структур и функций и их специализации, при этом определяющая роль в эволюции принадлежит универсализации, в результате чего эволюция порождает все более универсальные живые существа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...