Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сен-симонисты против частной собственности
Полемика вокруг капитализма всегда была прежде всего полемикой вокруг частной собственности. Теоретическое обоснование принципа частной собственности восходит, как мы уже знаем (см. гл. 3), к трудовой теории собственности Джона Локка. Однако с самого начала такое обоснование выявило проблему, которая со времен Локка так и не получила удовлетворительного решения. С одной стороны, оправдание частной собственности выводилось из права каждого индивида свободно распоряжаться плодами своего труда и таланта; с Ругой стороны, та же частная собственность, при наличии денег и возможности их безграничного накопления, вела к имущественному неравенству, при котором исходный принцип трудового происхождения собственности действовал уже избирательно, ибо часть членов Щества получала доступ к собственности, которая никакого отношения к плодам их труда не имела.
П.-Ж. Прудон: «Собственность - это кража!»
Обличая нетрудовые доходы, критики капитализма не избегали хлестских выражений. В 1832 г. Т. Годскин любые вычеты полного продукта труда - государственные налоги, церковную десятину, земельную ренту, прибыль - назвал формами воров В 1839 г. другой социалист-рикардианец Джон Брей утверждал, что сделки между капиталистом и рабочим - «не что иное, как наглый, хотя и законный, грабеж». Однако широкую извести эта мысль приобрела благодаря французуПьеру-Жозефу Прудону(1809- 1865), который в своей книге «Что такое собственность?» (1840) ответил на вопрос в заголовке прославившей его фразой: «Собственность - это кража!» Характерно, что Прудон вовсе не отвергал частную собственность как таковую и даже называл ее условием свободы. Но онрешительно возражал против того, чтобы один лишь титул собственности, т.е. сам факт владения ею, становился основание» получения какого-либо дохода.
Этическая критика капитализма строилась на принятии исходного принципа Локка и констатации противоречий при его практическом применении. Совсем другую сторону дела затронул знаменитый идеолог индустриализма и утопистАнри де Сен-Симон,(1760-1825). Он обратил внимание на фактор случайности рождения, который при господстве частной собственности и наличии права ее наследования становится фактором, во многом предопределяй возможности человека участвовать в управлении общественными делами, в том числе в производстве. Эта мысль была подхвачена и развернута сен-симонистами - учениками Сен-Симона, разам бурную пропагандистскую деятельность уже после смерти ч учителя. Согласно их аргументам, «случайность рождения слепо распределяет все орудия труда», нередко допуская, что «лучшая, продукта и первая прибыль идет в пользу неспособного или ленивого собственника». Так что частная собственность не только не справедлива, но и не функциональна, поскольку ведет к некомпетентности в управлении все более крупным и сложным производством. Сенсимонисты считали, что собственность, обретаемая по праву рождения, - это пережиток средневековья, тогда как в будущем “единственным правом на богатство, то есть на распоряжение ору труда, будет умение применить их к делу». Чтобы, осуществив принцип, они требовали передать «право наследования, ныне ограниченное пределами семьи... государству, превращенному в ассоциацию трудящихся»[78]. Аргументы сен-симонистов имели общественный резонанс, о чем, в частности, можно судить на примере Дж.Ст. Милля. Любопытным продолжением темы эффективности доступа к производственным ресурсам как фактора общественного прогресса были разнообразные утопические проекты, связанные с организацией кредита. Так, уже упоминавшийся П.-Ж. Прудон возлагал большие надежды на учреждение банков, предоставляющих бесплатные кредиты Он верил, что это одновременно устранило бы нетрудовые доходы и облегчило доступ к производственным ресурсам тем людям, которые имеют наилучшие способности ими распорядиться. Итак, классическая школа политической экономии оказалась теоретической основой сразу двух соперничающих идеологических доктрин: либеральной и социалистической. Предложенный Смитом синтез либеральной идеи «невидимой руки» рынка с теорией трудовой стоимости и богатства оказался непрочным. Первая осталась либералам, главным наследником второй стал Карл Маркс.
Рекомендуемая литература
Бентам И. Введение к принципам морали и юриспруденции. СПб., 1998. Годскин Т. Защита труда против притязаний капитала(1825)// Соч.М.,1938. Милль Дж.Ст. Основы политической экономии. Т. 1-3. М.: Прогресс, 1980-1981. Прудон П.-Ж. Что такое собственность? М.: Республика, 1997. Сен-Симон, Фурье и их школы. Составитель В. Семенов. М.-Л., 1926.
Глава 7 Экономическая теория К. Маркс
q Принцип историзма q Продолжение классической традиции q Теория прибавочной стоимости q Теория воспроизводства q О природе средней нормы прибыли q Закон тенденции средней нормы прибыли к понижению q Основы теории экономических кризисов |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 272. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |