Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Деятельность прокурора по осуществлению надзора за применением мер процессуального принуждения.




Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод участников уголовного судопроизводства при избрании и применении мер пресечения, применяемых по решению суда (заключение под стражу, домашний арест и залог), играет важную роль в обеспечении конституционных гарантий прав личности. Это обусловлено тем, что заключение под стражу и домашний арест в наибольшей степени ограничивает провозглашенное в ст.ст. 22 и 53 Конституции РФ право на свободу и личную неприкосновенность; залог - право собственности подозреваемого, обвиняемого или третьих лиц.

В п.п. 1.1 и 1.2 Указания Генерального прокурора РФ от 9 ноября 2011 г. N 392/49 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей" подчиненным прокурорам предписано использовать в полном объеме имеющиеся полномочия для эффективного надзора за исполнением органами предварительного следствия и дознания требований закона, регламентирующих порядок избрания и применения в отношении подозреваемых, обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу, а также помещения подозреваемых, обвиняемых, не находящихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.

При осуществлении надзора за исполнением требований законодательства о применении указанных мер пресечения особое внимание следует обращать на соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, руководствуясь при этом соответствующими положениями Конституции РФ, УПК РФ, правовыми позициями и разъяснениями, изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а также требованиями приказов и указаний Генерального прокурора РФ.

Прокурор, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод участников уголовного судопроизводства при избрании и применении мер пресечения, применяемых по решению суда, вправе:

давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом соответствующих ходатайств (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);

участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении судом вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога, обосновывать свою позицию по рассматриваемому судом вопросу (ст. 108 УПК РФ);

освобождать всякого незаконно содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ (ч. 2 ст. 10 УПК РФ);

обжаловать незаконные и необоснованные, по мнению прокурора, решения суда об отказе в применении данных мер пресечения в апелляционном, кассационном и надзорном порядке (ч. 4 ст. 354 УПК РФ);

приносить требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных органами предварительного расследования при применении мер пресечения, применяемых по решению суда, в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ;

принимать решение по результатам рассмотрения представленной руководителем следственного органа информации следователя о несогласии с требованиями прокурора.

 

При реализации своих надзорных функций в данном направлении прокурору необходимо учитывать, что права и свободы участников уголовного судопроизводства будут соблюдены тогда, когда применение данных мер пресечения будет соответствовать положениям ст. 97 УПК РФ, устанавливающим основания для их избрания. Кроме того, УПК РФ устанавливает специальные условия для избрания мер пресечения: заключения под стражу - ст. 108 УПК РФ, домашнего ареста - ст. 107 УПК РФ, залога - 106 УПК РФ.

При избрании меры пресечения в отношении подозреваемого также должны быть соблюдены требования ст. 100 УПК РФ.

При реализации своих надзорных функций в данном направлении прокурору необходимо учитывать, что права и свободы участников уголовного судопроизводства будут соблюдены тогда, когда применение данных мер пресечения будет соответствовать положениям ст. 97 УПК РФ, устанавливающим основания для их избрания. Кроме того, УПК РФ устанавливает специальные условия для избрания мер пресечения: заключения под стражу - ст. 108 УПК РФ, домашнего ареста - ст. 107 УПК РФ, залога - 106 УПК РФ.

При избрании меры пресечения в отношении подозреваемого также должны быть соблюдены требования ст. 100 УПК РФ.

Кроме того, прокурору необходимо обращать внимание на наличие приобщенных к постановлению дознавателя, следователя о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей либо иных нетрудоспособных иждивенцев, материалов, свидетельствующих о том, что дети, иные иждивенцы будут находиться на попечении близких родственников или других лиц, помещены в детские, социальные либо медицинские учреждения. В качестве таких материалов могут быть соответствующие заявления близких родственников, документы органов опеки и попечительства об устройстве в детские, социальные либо медицинские учреждения, об установлении опеки и т.д. Игнорирование прокурором данных материалов может повлечь за собой нарушение прав и свобод участников уголовного судопроизводства при применении мер пресечения, применяемых по решению суда.

При проверке законности и обоснованности ходатайств следователя, дознавателя о применении мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога прокурору необходимо обращать внимание на:

наличие в соответствующем ходатайстве дознавателя, следователя конкретных, фактических обстоятельств, указывающих на необходимость применения конкретной меры пресечения;

реальность указанных в ходатайстве сведений, их обоснованность материалами уголовного дела;

позицию стороны защиты и иных лиц, участвующих в судебном заседании, включая потерпевших, по вопросам об избрании меры пресечения и приводимые ими доводы;

соблюдение правил о сроках применения мер пресечения с учетом требований уголовно-процессуального закона о разумном сроке уголовного судопроизводства;

возможность применения иной, более мягкой меры пресечения;

соблюдение процессуального порядка продления срока содержания (срока домашнего ареста).

При продлении срока содержания под стражей (домашнего ареста) следует также проверять правильность исчисления срока содержания под стражей (срока домашнего ареста) в соответствии с п. 10 ст. 109 УПК РФ.

Прокурор, установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста (срок содержания под стражей) оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК РФ, он при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении соответствующего срока (ч. 2.1 ст. 221 УПК РФ).

Часть 8.1 ст. 109 УПК РФ, регламентируя порядок обращения в суд в этом случае и период времени, на который может быть продлен срок домашнего ареста (срок содержания под стражей), устанавливает, что ходатайство прокурора должно быть возбуждено перед судом в период предварительного расследования не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста (срока содержания под стражей); указанный срок может быть продлен судом до 30 суток.

 

В соответствии с УПК РФ принятие решения о возбуждении перед судом ходатайства о продлении процессуальных сроков содержания под стражей (домашнего ареста) отнесено к исключительной компетенции органов предварительного расследования. Исключения из этого правила установлены положениями п. 2.1 ч. 2 ст. 221 УПК РФ, которые предоставляют это право прокурору, но только на стадии принятия решения об утверждении обвинительного заключения и лишь при условии, если срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК РФ.

При иных обстоятельствах, в том числе при направлении прокурором уголовного дела для производства дополнительного следствия, вопрос о продлении указанных выше сроков относится к компетенции следователя.

Правом возбуждения ходатайства о продлении срока содержания под стражей (домашнего ареста) в порядке, предусмотренном п. 2.1 ч. 2 ст. 221 УПК РФ, наделен прокурор, уполномоченный принимать решение об утверждении обвинительного заключения, поэтому его реализация не связана с общей продолжительностью срока применения мер пресечения, в том числе содержания под стражей или домашнего ареста.

Поскольку вышестоящий прокурор при направлении ему нижестоящим прокурором уголовного дела, подсудного вышестоящему суду, вправе принять согласно п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ решение либо о возвращении его следователю, либо об утверждении обвинительного заключения, то в последнем случае при наличии условий, указанных в п. 2.1 ч. 2 анализируемой статьи, именно на него возлагается обязанность инициировать продление обвиняемому срока содержания под стражей (домашнего ареста).

 

Прокурору необходимо уделять внимание и соблюдению установленного порядка отмены мер пресечения.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую либо более мягкую, когда изменяются основания для ее избрания. Информация об изменении фактических обстоятельств, послуживших основанием для избрания меры пресечения, может быть получена прокурором как при рассмотрении жалоб участников уголовного судопроизводства, так и при изучении материалов уголовных дел, осуществляемом в связи с проверкой законности иных процессуальных решений, принятых дознавателем, следователем.

Как указывалось ранее, прокурор при разрешении вопроса об избрании и применении мер пресечения в виде заключения под стражу должен рассмотреть возможность применения к подозреваемому, обвиняемому иной меры пресечения, не связанной с лишением свободы, в первую очередь домашнего ареста или залога. Это обусловлено тем, что законодатель пошел по пути сокращения репрессивных начал в сфере уголовного судопроизводства, предусматривающего более широкое применение мер процессуального пресечения, не связанных с содержанием под стражей.

Одной из таких мер является домашний арест, который в соответствии с ч. 1 ст. 107 УПК РФ избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля.

 

Прокурору необходимо помнить, что мера пресечения в виде домашнего ареста может быть изменена судом в случае нарушения подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, условий исполнения этой меры пресечения по ходатайству следователя или дознавателя, а после назначения судебного заседания - по представлению контролирующего органа (ч. 14 ст. 107 УПК). В этом случае речь идет об изменении меры пресечения на заключение под стражу. Однако положения ч. 14 ст. 107 УПК не исключают заявления ходатайства защитником, законным представителем или самим подозреваемым, обвиняемым об изменении меры пресечения в виде домашнего ареста на более мягкую, когда условия исполнения этой меры пресечения не нарушаются и отпали обстоятельства, влекущие за собой применение ограничений, установленных при домашнем аресте.

Другой альтернативной заключению под стражей мерой пресечения является залог, который состоит во внесении или в передаче подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на стадии предварительного расследования в орган, в производстве которого находится уголовное дело, а на стадии судебного производства - в суд недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций в целях обеспечения явки подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупреждения совершения им новых преступлений. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу (ч. 1 ст. 106 УПК РФ).

Вид и размер залога, как указано в ч. 3 данной статьи, определяются судом с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого либо обвиняемого и имущественного положения залогодателя. При этом по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее ста тысяч рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее пятисот тысяч рублей. Не может приниматься в качестве залога имущество, на которое в соответствии с ГПК РФ не может быть обращено взыскание. Порядок оценки, содержания указанного в ч. 1 ст. 106 УПК РФ предмета залога, управления им и обеспечения его сохранности определяется Правительством РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно: постановлением Правительства РФ от 13 июля 2011 г. N 569 "Об утверждении Положения об оценке, содержании предмета залога по уголовному делу, управлении им и обеспечении его сохранности".

 

 

44. Процессуальный порядок задержания подозреваемого, надзорные функции прокурора за законностью данной меры процессуального принуждения.

 

задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления;

Статья 10 УПК Неприкосновенность личности

1. Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного настоящим Кодексом.

3. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Ст. 50 УПКЕсли в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника. При отказе подозреваемого, обвиняемого от назначенного защитника следственные действия с участием подозреваемого, обвиняемого могут быть произведены без участия защитника, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 7 части первой статьи 51 настоящего Кодекса.

Статья 91. Основания задержания подозреваемого

1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 92. Порядок задержания подозреваемого

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

Статья 93. Личный обыск подозреваемого

Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 настоящего Кодекса.

Статья 94. Основания освобождения подозреваемого

1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 настоящего Кодекса.

2. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.

3. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

4. Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

5. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Статья 95.Порядок содержания подозреваемых под стражей

1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.

2. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Статья 96. Уведомление о задержании подозреваемого

1. Дознаватель, следователь не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.

2. При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части, а в случае задержания сотрудника органа внутренних дел - начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

2.1. При задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, об этом уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок, указанный в части первой настоящей статьи.

3. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.

4. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.

Надзор прокурора за исполнением законов при задержаниигражданпо подозрению в совершении преступления заключается в контроле соблюдения: основания задержания (ст. 91 УПК РФ);

1. порядка задержания подозреваемого (ст. 92 УПК РФ);

2. оснований и порядка освобождения подозреваемого (ст. 94 УПК РФ);

3. порядка уведомления о задержании подозреваемого (ст. 96 УПК РФ).

В соответствии с УПК РФ прокурорский надзор при задержании граждан по подозрению в совершении преступления обеспечивается действиями органов следствия и дознания, которые заключаются:

· в получении дознавателем согласия прокурора на направление в суд ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу - п. 2 ст. 91 УПК;

· в сообщении о произведенном задержании прокурору органом дознания, дознавателем или следователем (в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого - ст. 92 УПК);

· в получении согласия прокурора на сокрытие факта задержания (отсутствие уведомления согласно ст. 96 УПК РФ) при необходимости в интересах предварительного расследования (за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним).

Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 “Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия” в ходе надзора прокурора за за исполнением законов при задержании граждан по подозрению в совершении преступления прокурор обязан:

1. своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения (принимать соответствующие меры прокурорского реагирования);

2. обращать внимание на соблюдение следственными подразделениями порядка задержания, соответствие сведений, изложенных в протоколе, материалам уголовного дела

3. пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях;

4. организовать незамедлительное рассмотрение жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных, проверять все изложенные в них доводы с изучением соответствующих материалов уголовного дела, при необходимости опрашивать заявителя;

5. при обнаружении лиц, незаконно задержанных или лишенных свободы, незаконно помещенных в медицинский или психиатрический стационар либо содержащихся под стражей свыше срока, определенного уголовно-процессуальным законом, использовать полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 10 УПК РФ (принять меры к немедленному освобождению);

6. обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения;

7. обращать особое внимание на законность и обоснованность избрания меры пресечения несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым);

8. руководствоваться перечнем тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 № 3, а также правилами медицинского освидетельствования указанных лиц.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...