Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ




Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

 

 

Институт Транспорта

Кафедра “Автомобили и автомобильное хозяйство”

Проектирование предприятий автомобильного транспорта

Методические указания к выполнению курсового проекта

 

для студентов всех форм обучения

специальности 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйств»

Часть 2 (продолжение)

Тюмень 2010 г.

Утверждено редакционно-издательским советом Тюменского государственного нефтегазового университета

 

 

Составители: к.т.н., доцент – Киреева А.И.

                   к.т.н., доцент – Ильиных В.Д.

                   ассистент – Гуляев М.Л.

 ассистент – Кравченко С.В.

 

© Тюменский государственный нефтегазовый университет 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

5. Разработка планировки АТП

4
  5.1 Генеральный план 4
  5.2 Объемно-планировочные решения производственного корпуса 6
  5.3 Строительная часть 8
  5.4 Разработка планировочного решения зоны или участка 8

6. Технико-экономическое обоснование проектных решений

9

Приложение 2

12

Список литературы

34

РАЗРАБОТКА ПЛАНИРОВКИ АТП

Под планировкой АТП понимаются компоновка и взаимное расположение производственных, складских и административно-бытовых помещений на плане здания или отдельно стоящих зданий (сооружений), предназначенных для ТО, ТР и хранения подвижного состава.

Руководящими нормативными документами при решении планировочных вопросов служат СНиП-П-89-80, ЕСН-01-89 и ОНТП-01-91. Целью планировки является решение вопросов использования и застройки земельного участка, организации производственного процесса на территории предприятия, взаимного расположения зданий и сооружений, размещение рабочих постов и мест хранения подвижного состава.

 

Генеральный план

Генеральный план – это участок территории, отведенный под застройку, с указанием на нем зданий и сооружений по их габаритному очертанию, площадки для открытого хранения подвижного состава, основных и вспомогательных проездов и путей движения подвижного состава.

Перед разработкой генерального плана определяется перечень зданий и сооружений, размещенных на территории АТП их площади и размеры.

Состав и площадь основных производственных зданий, при условии одноэтажной блокированной застройки определяется по итогам технологического расчета. К ним необходимо добавить здания контрольно-пропускного пункта и административно-бытового корпуса, расчет которых ранее не выполнялся.

Расчет площади производственного корпуса производится по формуле:

 

               , м2                    (5.1)

 

Площадь вспомогательных помещений составляет 12% от площади производственно-складских помещений.

 

                     , м2                              (5.2)

 

Площадь проезда составляет 10% от площади производственно-складских помещений.

 

                  , м2                          (5.3)

 

Площадь, занимаемая административно-бытовым корпусом, можно определить укрупненным методом из выражения:

                                     , м2                                (5.4)

 

                 , м2                     (5.5)

 

где fуд.вс.                   – удельная   площадь  вспомогательных помещений

                                    на 1 автомобиль, м2/1авт.;

Nэ                            – число этажей (принимать равным 2-4);

 Sуд.вс.                                                                – удельная площадь вспомогательных помещений

                                   на 1 автомобиль для эталонных условий;

  k1, k2, k3, k4, k6, k7,  – коэффициенты корректирования Sуд.вс.  на проектные

                                  условия, (Приложение табл. 35-41).

 

Для определения площади  здания контрольно-технического пункта обычно сначала рассчитывается число постов на нем:

                           ,                                      (5.6)

 

где Ап – часовая пропускная способность одного поста, авт/ч; (Приложе-

           ние 2 табл. 22).

ТВ   – продолжительность выпуска автомобилей на линию, час. (Прило-

           жение 2 табл. 23).

 

Площадь контрольно-технического пункта приближенно равна:

 

                               , м2                            (5.7)

 

где  – площадь автомобиля в плане, м2, (Приложение 2 табл. 33).

 

Габаритные размеры и конфигурация производственного корпуса определяется его планировочным решением, поэтому планировка корпуса и генплана взаимосвязаны и их разработка ведется одновременно.

Размеры административно-бытового корпуса и здания контрольно-пропускного пункта определяются, исходя из расчетной площади и соотношения сторон от 1:1,5 до 1:2. Стороны зданий должны быть округлены до кратных 6м. После определения площади застройки зданий определяется необходимая площадь участка  под эту застройку Fген.п, м2:

 

              , м2                   (5.8)

где Fi                             – площадь застройки другими, отдельно стоящими

                                     зданиями, м2;

 К3                        – плотность застройки, %.

 FПР.К, FАБК, FКТП, FХ  – площади застройки производственного корпуса, АБК,

                                                   КТП, площадь открытой стоянки хранения автомобилей.

Площадь участка может быть увеличена на 10% с учетом перспективы развития предприятия. По возможности участок должен быть прямоугольной формы с соотношением сторон от 1:1 до 1:3.

На плане участка в масштабе с помощью условных обозначений наносятся здания и сооружения по их габаритному очертанию. Административно-бытовые здания должны располагаться вблизи от главного входа на территорию АТП отдельно от производственного корпуса или примыкать к нему. Противопожарные разрывы между зданиями принимаются в соответствии со СНиП-П-89-80.

Кроме рассмотренных выше основных зданий на генплане должны быть указаны: очистные сооружения, расположение пожарных гидрантов или резервной емкости для воды, площадка для отдыха, площадка (навес) для хранения утиля, резервная площадь, запасные ворота.

На плане наносятся линии движения автомобилей по территории. Пересечение основных потоков движения автомобилей на территории АТП с количеством подвижного состава более 100 не допускается. Территория предприятия должна быть огорожена и озеленена. Хранение автомобилей на открытых площадках осуществляется группами. Причем в одной группе должно быть не более 200 автомобилей. Противопожарный разрыв между группами должен быть не менее 20 м. Расстановка автомобилей производится в соответствии с типовыми схемами. Ширина проезда между рядами определяется возможностью въезда и выезда передним (задним) ходом и допустимыми расстояниями между въезжающим и стоящим рядом автомобилем.

Генплан выполняется в масштабе 1:500 или 1:1000 в зависимости от удобства его размещения на листе. Чертеж располагается так, чтобы линия юг-север была направлена снизу вверх. Допускается разворот чертежа генплана относительно указанного направления, не более чем на 90о. На генплане приводятся роза ветров, экспликация зданий и сооружений, основные показатели и условные обозначения. Пример оформления генплана приведен в методических указаниях. При описании генплана в записке необходимо отразить характеристику территории, отведенной под застройку АТП; климатологическую характеристику, ориентацию по сторонам света, краткие сведения о благоустройстве, показатели генплана. Отметить перспективы развития предприятия.

 

Объемно-планировочные решения производственного корпуса

Разработка планировочного решения производственного корпуса начинается с определения его размеров (длины и ширины) и сетки колонн. Решение этой задачи рассмотрено в учебных пособиях.

В соответствии с рассчитанными размерами производственного корпуса на листе в масштабе наносится сетка колонн здания и разбивочные оси. Чертеж планировки рекомендуется ориентировать на листе так, чтобы корпус располагался так же, как и на листе генерального плана.

В плане здания располагаются все необходимые помещения зон, цехов, складов и др. помещений в соответствии технологическим тяготением друг к другу с учетом данных технологических расчета, санитарно-технических, противопожарных, строительных и других требований. Принципы размещения производственно-складских помещений в соответствии с указанными требованиями изложены в учебниках. Они сводятся в основном к следующему. Зоны ЕОC и ЕОТ размещаются в крайних частях здания. В условиях мягкого климата зону ЕО целесообразно выносить в отдельное здание. Зоны ТО-1 и ТО-2 с организацией работ на потоке также рекомендуют размещать в крайних частях здания, а при обслуживании на универсальных постах в средних частях здания. Зона ТР размещается в середине корпуса или вдоль одной из его сторон.

При выборе места расположения постов зон ТО-2 и ТР относительно окон предпочтение отдается первой. Посты и линии диагностирования Д-1 и Д-2 следует размещать в отдельных помещениях таким образом, чтобы после них автомобили могли проехать в любую производственную зону или на стоянку. Число ворот для въезда и выезда принимается при числе постов до 1 – одни ворота, при 11-25 постах – не менее двух ворот, 26-50 постов – не менее трех ворот. Цехи по ремонту агрегатов и систем размещают по периметру здания вокруг зон ТО и ТР. При этом слесарно-механический, агрегатный и если есть на предприятии моторный участок, помещение для мойки агрегатов, склад оборотных агрегатов и запасных частей (промежуточный склад) следует располагать вблизи зоны ТР, обеспечивая доставку агрегатов в эти помещения механизированным способом (кран-балки). Цехи технологически связанные с зонами ТО-1 и ТО-2 (по ремонту систем питания, аккумуляторный, электротехнический), размещают около этих зон.

Горячие цехи (кузнечный, сварочный, медницкий, шиноремонтный) необходимо устраивать в одном блоке и отделять огнестойкими перегородками от остальных помещений. Группу кузовных цехов (арматурно-кузовной, столярный, обойный, жестяницкий, малярный) по технологическим соображениям целесообразнее размещать рядом.

В кузовной, сварочный и малярный цехи должен предусматриваться заезд автомобиля. Следует предусматривать устройство дверей для выхода наружу из кузнечного, сварочного и шиноремонтного цехов (при площади каждого из них более 100 м2, аккумуляторного (при площади помещения более 25 м2), склада масел (при площади более 50 м2), малярного цеха (независимо от площади). Нежелательно принимать таких планировочных решений, при которых попасть в тот или иной цех можно только через другой. При планировке цехов, складов и других помещений площади их могут несколько отличаться  от расчетных.

В зонах ТО, Д и ТР схематично изображаются автомобиле-места и применяемое оборудование (канавы, подъемники, конвейеры, диагностические стенды, кран-балки и т.д.). Для показа конструкции здания производственного корпуса на чертеже необходимо дать его поперечный разрез. Высота производственных помещений принимается в соответствии с данными таблицы. В пояснительной записке по данному разделу, кроме определения размеров корпуса, дается описание производственных процессов ТО и ТР автомобилей в его увязке с выбранным взаимным расположением производственных помещений и складов, объемной конструкции здания и строительной части, оснащенности подъемно-осмотровым оборудованием.

 

Строительная часть

 

Для зданий АТП рекомендуется применять железобетонные колонны с размерами в сечении 400х400 мм; 500х500мм и 500х600 мм в зависимости от их пролета шага и высоты помещения.

Целесообразно использовать сборные железобетонные конструкции покрытий: балки пролетом 12м, строительные фермы – 18 ,24, 30 м, крупнопанельные железобетонные и керамзитобетонные плиты покрытий 3х6 и 1,5х6 м. Для стен зданий применяются железобетонные и бетонные панели с утеплителем толщиной 25 см, высотой 0,8; 1,2; 1,8 м и шириной 6 м. При отсутствии таких панелей следует применять кирпичную кладку. Толщина кирпичных стен в зависимости от климатических условий равна 38, 51, или 64 см. Внутренние перегородки могут быть кирпичными или гипсовыми толщиной 10 и 12,5 см, а также из металлической сетки. Перегородки, как правило, устанавливаются по колоннам.

В производственно-складских помещениях применяются однопольные шириной 1 м и двупольные, шириной 1,5 и 2 м двери. Высота их 2,4 м. Если через проем двери проходит монорельс, то высота их увеличивается.

Размеры оконных проемов должны быть кратными по высоте 500мм, а по ширине – 1000мм (в отдельных случаях ширина оконного проема может быть 1500мм). В производственном корпусе размеры проемов ворот необходимо принимать (ширина на высоту) 3х3; 3,6х3; 4х3; 4х3,6; 4х4,2 м в зависимости от габаритных размеров подвижного состава и условий въезда.

Разработка планировочного решения зоны или участка

Графическая часть проекта зоны ТО или участка выполняются в масштабе 1:25, 1:50 или 1:100.

Чертеж планировки зоны (участка) следует располагать на листе так, как он расположен на планировке производственного корпуса.

На планировке по габаритным размерам указываются посты обслуживания, оборудование и оснастки зон ТО, ТР и участков. Расстановка оборудования производится с учетом норм его размещения.

На чертеже наносятся размеры зоны (участка), габаритные размеры оборудования, размеры привязки оборудования, условными обозначениями показываются рабочие места, потребители электроэнергии, воды, пара, сжатого воздуха и др. Расчетно-пояснительная записка по этому подразделу проекта должна содержать следующие материалы: назначение зоны (участка), производственная программа, численность рабочих и распределение их по специальностям, разрядам и сменам; описание метода организации технологического процесса и распределения работ по постам (для зоны) или общей технологии работ (для участка); подбор комплекса технологического оборудования, приспособлений, инструмента и организационной оснастки (указать источник) с представлением ведомости оборудования по форме таблиц; описание планировочного решения размещения оборудования в соответствии с технологией и нормами.

При разработке планировочного решения зоны ТР необходимо ориентироваться на современные методы организации технологического процесса постовых работ, а именно для крупных АТП, БЦТО и автоцентров применять более глубокую специализацию постов.

При разработке генплана, планировки производственного корпуса, зон и участков можно использовать рекомендации и примеры.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ

В целях выявления технического уровня разработанного проекта производится оценка и сравнение полученных технико-экономических показателей данного проекта с эталонными.

Гипроавтотрансом разработаны и установлены следующие технико-экономические показатели: число производственных рабочих и рабочих постов на 1 автомобиль1, площадь производственно-складских, административно-бытовых помещений на 1 автомобиль (в м2), площадь стоянки на одно место хранения (в м2), площадь территории предприятия на 1 автомобиль (в м2). Кроме оценки проектов технико-экономические показатели используются для выполнения укрупненных расчетов при выборе путей развития и совершенствования производственно-технической базы предприятий, при определенной необходимости и целесообразности расширения и реконструкции АТП. Технико-экономические показатели представляют собой удельные значения нормативов численности производственных рабочих, постов, площадей производственных и вспомогательных помещений для наиболее характерных (эталонных) условий: списочное число технологически совместимого подвижного состава: 300; категория условий эксплуатации-I; среднесуточный пробег, км: 250; климатический район: умеренный; условия хранения: открытая стоянка без подогрева при 50% независимого выезда автомобилей под углом 90°; водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение: от городских сетей. При этом в качестве базовых моделей принимаются: для грузовых автомобилей – КамАЗ-5320; для автобусов – ЛиАЗ-5256; для легковых автомобилей – ГАЗ-31029.

Для приведенных эталонных условий Гипроавтотрансом на основании ОНТП-01-91, соответствующих СНиПов, анализа типовых и прогрессивных индивидуальных проектов, результатов научно-исследовательских работ и обобщения опыта, передовых АТП определены эталонные технико-экономические показатели для комплексных АТП.

Расчет производится в следующей последовательности:

1. Определяют эталонные значения удельных показателей проектируемого АТП. 2. Находят расчетные значения удельных показателей проектируемого АТП. 3. Полученные эталонные и расчетные значения сравнивают и пересматривают ранее принятые решения в проекте.

Определение эталонных показателей проектируемого АТП производят с помощью коэффициентов, которые учитывают влияние следующих факторов: списочное число технологически совместимого подвижного состава (k1), тип подвижного состава (k2), наличие прицепного состава (k3), среднесуточный пробег подвижного состава (k4), условия хранения (k5), категория условий эксплуатации (k6), климатический район (k7).

При этом значения удельного показателя для эталонных условий умножают на соответствующие коэффициенты, учитывающие отличие конкретных условий от эталонных:

 

                   чел.                (6.1)

 

                   ед.                      (6.2)

 

                        м2            (6.3)

 

           м2                              (6.4)

 

                м2           (6.5)

 

                м2                        (6.6)

 

где Руд, Худ                           – соответственно число  производственных рабо-

                                           чих и рабочих постов на 1 автомобиль;

                                                                – то же для эталонных условий (Приложение 2 табл. 34).

Sуд.пр, Sуд.вс                      –  соответственно площади производственно-

                                           складских, вспомогательных помещений;

 Sуд.ст, Sуд.т                    - площадь стоянки и территории на 1 автомобиль;

 – тоже для эталонных условий. (Приложение 2 табл. 34).

 

Значения удельных технико-экономических показателей для разработанного проекта АТП определяются из выражении

                               (6.7; 6.8)

                 (6.9; 6.10)

                  (6.11; 6.12)

 

где ΣР, ΣХ                   – соответственно количество работающих и количество

                                                           постов на проектируемом предприятии;

ΣSпр, ΣSст, ΣSвс, ΣSтр – соответственно площади производственно-складских

                                                          помещений, стоянки, вспомогательных помещений и

                                                          территории на проектируемом предприятии

 

Приведенные эталонные значения показателей и значения показателей по проекту сводятся в таблицу.    

                                                                                          

Технико-экономические показатели

Наименование

показателей

Значения показателей

Сравнение показателей

ПЭ)100/ПЭ

Эталонные, ПЭ По проекту, ПП
       
       

 

 На основании данных таблицы делаются выводы о прогрессивности принятых проектных решений. Для проектируемых АТП значения технико-экономических показателей, как правило, не должны отклоняться от эталонных на 10-20%. Если они превышают эталонные, то это свидетельствует о завышении для данного проекта числа производственных рабочих, числа рабочих постов и соответствующих площадей. Поэтому в таких случаях необходимо проанализировать показатели и пересмотреть принятые ранее решения с позиции применения более прогрессивных нормативов и использования постов и площадей.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Таблица 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...