Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современная цивилизация. Будущее человечества




Понятие "цивилизация" в философии имеет разные трактовки, наиболее распространенными из которых являются следующие. Цивилизация - это:

§ совокупность специфических экономических, социальных, политических, духовных структур, отличающих одни исторические и национальные общности людей от других;

§ стадия исторического развития, следующая за дикостью и варварством, то есть наступающая при переходе к классовому обществу;

§ высшая ступень эволюции человечества, общество, характеризующееся высоким уровнем социально-экономического развития, разумной и справедливой организацией жизни;

§ в наши дни с помощью понятия «цивилизация» чаще всего фиксируются определенные стадии развития общества, человечества. При этом, как правило, считается, что сменяющие друг друга цивилизации – это во все большей степени разумно организованные и развитые общества.

В таком контексте широкое распространение получила концепция, в соответствии с которой, переход от одного типа цивилизации к другому связан с изменениями в сфере производства, то есть "производственными революциями" (У.Ростоу, О.Тоффлер и др.).

Аграрная цивилизация формируется в результате аграрной революции, то есть перехода от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Ведущей формой экономической жизни в этот период (продолжавшийся до XVII-XVIII вв.) было сельское хозяйство; орудия труда являлись примитивными; развитие общества осуществлялось медленно.

Становление индустриальной цивилизации (XVIII - XX вв.) было связано с промышленной революцией, то есть переходом к крупному машинному производству. На этой стадии основой экономического развития, темпы которого постоянно ускоряются, становится промышленная деятельность; осуществляется стандартизация управления и всей жизни людей.

Научно-техническая революция XX в. приводит к становлению современной, или, как ее иногда называют, постиндустриальной цивилизации.

Особенностями современной цивилизации являются: высокий уровень экономического производства, основанного на научно-технических достижениях; преобладание рыночной экономики; демократические политические режимы; правовое государство; реализация широкого круга прав и свобод человека, автономия личности; интернационализация общественной жизни, усиление взаимодействия между странами и народами.

Последнее обстоятельство позволяет ряду авторов выдвигать тезис о формировании единой общечеловеческой цивилизации. Ее развитие, однако, отнюдь не свободно от противоречий: социальные изменения имеют неравномерный характер, сохраняется и даже увеличивается разрыв между т.н. развитыми и развивающимися странами. В различных регионах Земли происходят локальные экономические кризисы, военные конфликты, которые могут оказать самое серьезное влияние на судьбу всего человечества.

Существенно изменяется само бытие человека. Научно-техническая революция приводит к тому, что человек оказывается в новом для себя - компьютеризированном, информационно-техническом мире. В этом мире царит научно-техническая рациональность, то есть убежденность в том, что абсолютно все может быть познано и объяснено с научных позиций, что возможности науки и техники ничем не ограничены, что с их помощью могут быть решены все человеческие проблемы. Такая ситуация ведет к неоднозначным последствиям.

С одной стороны, в этом новом мире изменяется характер человеческого труда - он становится более квалифицированным, более творческим; улучшаются условия жизни; выше становится степень социальной защищенности человека, шире - возможности здравоохранения и образования; увеличивается доступность высших достижений духовной культуры. С другой стороны, однако, возникают новые проблемы, связанные, прежде всего, с сохранением подлинно человеческого в человеке: ведь никакие научно-технические решения не помогут ему решить проблемы смысла и предназначения его существования в мире, не примирят с неизбежностью смерти, не приведут к утверждению высоких нравственных принципов, гуманности в отношениях между людьми.

К числу негативных последствий развития современной цивилизации относится и возникновение глобальных проблем:

§ экологической, связанной с загрязнением окружающей среды и истощением материальных и энергетических ресурсов, что угрожает самому существованию человечества;

§ демографической, выражающейся в перенаселении планеты, что совмещается со старением населения в Европе и Северной Америке (снижение рождаемости в сочетании с увеличением продолжительности жизни обусловливает изменение соотношения возрастных групп);

§ гонки вооружений и угрозы ядерной войны, которая может привести к гибели всего человечества;

§ продовольственной: если в экономически развитых странах имеет место переизбыток продуктов питания, то во многих регионах Земли население хронически голодает;

§ здравоохранения, наиболее ярко проявляющейся в связи с распространением СПИДа, наркомании и ряда других болезней, а также некоторых других проблем.

Эти проблемы называются глобальными, так как они порождены деятельностью не отдельных стран, а всего человечества в целом; они угрожают существованию всего населения Земли; они могут быть решены только при условии совокупных усилий мирового сообщества. Глобальные проблемы имеют столь острый характер, что в 1992 г. ООН приняла в качестве обязательной для всех ее членов концепцию устойчивого развития:

§ необходимо осознать губительность безудержного роста стандартов потребления, непосильного ни природе, ни обществу;

§ нужно отказаться от уверенности в безграничных возможностях промышленного, технического, научного прогресса, ибо он имеет пределы (обусловленные необходимостью сохранения баланса природы и общества);

§ целевые усилия должны быть направлены на разработку "щадящих" технологий, способствующих преодолению существующих трудностей.

Таким образом, решение глобальных проблем предполагает как реализацию научно-технического потенциала современного общества, так и гуманистическую переориентацию социального развития, усиление взаимодействия и сотрудничества всех народов с целью выживания и создания условий жизни, достойных человека. Именно в этом усматривает сегодня большинство философов и ученых будущее человечества.

Тема 12. Современные социально-философские проблемы:                                                    культурные ценности и человек

12.1. Понятие культуры.

12.2. Нравственные ценности и формирование личности.

12.3. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

12.4. Религиозные ценности и свобода совести.

Понятие культуры

В философии существуют различные подходы к определению понятия "культура". Особое значение среди них имеют ценностный, деятельностный, а также антропологический подходы. На их основании культура определяется как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми, а также сама деятельность по созданию этих ценностей. Таким образом, культура - это своего рода "вторая природа" - реальность, созданная людьми. Именно творчество человека и групп людей обусловливает развитие культуры. Вместе с тем важно учитывать, что в ходе культурной деятельности человек преобразует самого себя, что освоение достижений культуры собственно и делает его личностью. Таким образом, личность оказывается одновременно и творением, и творцом культуры. Поэтому культуру можно определить и как способ бытия человека, как меру человеческого в человеке. (Рис.12.1.).

На разных этапах существования общества, а также у разных народов, в разных регионах формируются многообразные культуры, различающиеся по преобладающим формам социальной деятельности, политическим ориентациям, религиям, традициям и другим признакам. В наиболее общем виде принято выделять культуры Запада, Востока и России. Взаимодействие этих относительно самостоятельных культур является важнейшим фактором становления мировой культуры, синтезирующей их наиболее значимые достижения. Из этого следует, что культура диалогична, то есть она существует и развивается в ходе диалога, коммуникации между людьми и народами как носителями разных культур.

Важнейшими функциямикультуры являются:

§ социализация личности, развитие индивидуальности, создание условий для реализации творческих способностей человека;

§ сохранение и передача, знаний, умений, традиций, то есть обеспечение преемственности в развитии человечества, трансляция социального опыта от одного поколения к другому;

§ регуляция общественной жизни, поддержание сплоченности людей и стабильности функционирования всех социальных подсистем;

§ обеспечение новаторства в разных сферах человеческой деятельности, развитие и обогащение истории;

§ общение между народами, обмен культурными ценностями.

Культура представляет собой сложную систему, включающую в себя материальные ценности (орудия труда, жилища, одежда, транспорт, средства связи и др.) и формы их производства; различные способы социальной и политической деятельности, типы управления; духовные ценности (научные и обыденные знания, правовые нормы, религиозные и философские учения, искусство, нравственные идеалы и др.).

Духовные ценности фиксируются в объективированной (материальной, знаковой) форме – в книгах, художественных произведениях, архитектурных сооружениях и т.п. Это придает им межличностный (интерсубъективный, понятный разным людям) характер, делает возможным их освоение любым человеком. В процессе такого освоения, собственно, и осуществляется формирование личности, обладающей сложившимся мировоззрением и системой убеждений, которые определяют ее поведение, целевые установки, понимание смысла собственного существования. Особую роль при этом играют нравственные, эстетические, религиозные ценности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...