Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика человеческого бытия: постановка проблемы в экзистенциализме




Проблема человека, его бытия в мире занимает главное место в одном из наиболее влиятельных течений философии XX века - экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.).

Название этого течения происходит от слова "экзистенция" ("существование"). Понятие экзистенции не имеет однозначного определения. Оно трактуется обычно как переживание человеком своего бытия и конечности этого бытия, как глубинная непознаваемая духовная сущность человека. Наиболее полно экзистенция раскрывается в трагических ситуациях - т.н. "пограничных" - ситуациях на грани жизни и смерти.

Существенное внимание в экзистенциализме уделяется вопросу о специфике челове ческого бытия.

Согласно М. Хайдеггеру, например, оно может быть подлинным или не подлинным. В условиях не подлинного бытия вещи господствуют над людьми (они важнее людей), сам человек рассматривается как вещь, он обезличивается, стандартизуется, а потому оказывается, что любую личность можно заменить другой. Человек - всегда в общении, в коммуникации с другими, но при неподлинном бытии она лишь усиливает одиночество. Переход к подлинному бытию возможен только через осознание конечности, а значит, уникальности и ценности каждого человека.

 

Другой представитель философского экзистенциализма - Ж.-П. Сартр, - характеризуя человеческое существование в целом, утверждает, что неизбежным для всех людей является: быть в мире, быть в нем среди других, быть в нем за работой и быть в нем смертным. В любом своем проявлении бытие вызывает у человека специфические переживания:

§ ощущение заброшенности - нам не на что и не на кого опереться ни в себе, ни вне себя;

§ тревогу, обусловленную пониманием ответственности за свои решения;

§ отчаяние: человек принимает во внимание лишь то, что зависит от его воли, некоторые вероятные возможности. Однако случайные обстоятельства могут изменять ход событий, а потому человек никогда не может быть уверен в своем будущем.

Сартр различает сущность и существование человека. От рождения человек обладает существованием (он уже живет), но не сущностью – главное в себе он формирует в ходе жизни, ему еще только предстоит стать собой. Исходя из этого, Сартр утверждает, что человек всегда создает себя сам, является "проектом самого себя". Нет никакой особой «природы человека» и никто не вправе навязать нам какой-либо идеальный образ. Но именно поэтому человек несет ответственность за то, каким является. В ходе всей своей жизни мы меняем и себя, и мир, а тем самым постоянно выходим за собственные пределы.

Идеи экзистенциализма оказали существенное влияние на развитие философско-антропологической мысли в XX столетии, на понимание понимание сущности человека и специфики его бытия.

Тема 11. Современные социально-философские проблемы: структура и развитие общества

11.1. Общество как предмет философского анализа.

11.2. Структурные подсистемы общества.

11.3. Основные подходы к интерпретации общественного развития.

11.4. Современная цивилизация. Будущее человечества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...