Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семья как социальный институт




Классическим примером простого социального института является институт семьи. Семья выступает основным носителем культурных образцов, необходимым условием социализации людей. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Когда речь заходит о семье, мы, прежде всего, представляем мужа, жену и детей. Такая форма организации семьи называется супружеской, или нуклеарной семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями.

Распространенной формой семейной организации является родственная семья, которая основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровных связях большого количества родственников.

Каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.

В некоторых обществах заключение брака предполагает договорные отношения, в некоторых – начальная стадия создания семьи романтизируется.

В большинстве стран существует только один вид супружества – моногамия, т. е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии общества практиковалась полигамия, форма брака, при которой существует более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии: групповой брак (при котором несколько мужчин и женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях); полиандрия (когда одна женщина имеет несколько мужей); полигиния (многоженство).

В случае затруднений в семейной жизни брак может быть прерван путем развода. Обществу подобная нестабильность семьи невыгодна. Поэтому в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод.

Институт семьи выполняет в обществе важные функции. Так, семья выполняет функцию сексуального регулирования в обществе, отвечает за воспроизводство новых членов общества, т. е. выполняет репродуктивную функцию.

Семья занимает центральное место в процессе социализации. Семья выполняет функцию эмоционального удовлетворения. Потребность людей в близком, доверительном общении является жизненно необходимым элементом человеческого существования. Семья выполняет защитную функцию (физическую, экономическую, психологическую).

Общественное сознание : общая характеристика , уровни и формы .

Два уровня в общественного сознания:

 1)Обыденное (типичные представления) или общественная психология

 2)Общественная идеология- специальные теоретические разработки, создаваемые специалистами, с целью отстаивания групповых интересов

Задача идеологии:

•     выдать свои групповые интересы за интересы всего общества

•     Обосновать то, что это единственное правильное решение

Посколько идеологию разрабатывают отдельные люди могут возникнуть курьёзы

Формы общественного сознания:

1) Политическое - совокупность полит. концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, оказывает влияние на экономику, выражает интересы различных бол соц.групп.

2) Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом.

3) Мораль - совокупность норм поведения, не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества)

4) Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.)

5) Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества.

6) Наука - научные представления.

 

Религия как форма общественного сознания.

Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира.

Религия, с точки зрения философии, относится к категориям духовной культуры человечества. Это форма общественного сознания, т. е. отображения мира в сознании человечества. Религия – это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Если язык – это универсальная оболочка общественного сознания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание человечества – это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного сознания развилось все содержание человеческой культуры, постепенно приобретавшее семиотически различные формы общественного сознания.

Самые существенные черты в содержании религии могут быть охарактеризованы в терминах семиотики. Термин «семиотика» употребляется в двух основных значениях:

1) знаковая система;

2) наука о знаках и знаковых системах, включая как системы связи в мире животных, так и разнообразные естественные и искусственные семиотики, используемые в человеческом обществе.

Семиотика позволяет увидеть в религии способ общения, т. е. коммуникативную систему, обладающую своим содержанием и своими возможностями передавать, сообщать это содержание. Семиотический подход к феномену религии находит все большее признание не только при исторических объяснениях отдельных ритуалов, словесных формул или изображений, но в самой теории религии. Так, американский социолог Роберт Белла определяет религию в качестве особой системы коммуникации – «символической модели, формирующей человеческий опыт – как познавательный, так и эмоциональный» в решении самых главных проблем бытия.

Религия является предметом специальной науки – религиоведения. Религиоведение – это наука, занимающаяся изучением религий.

В религиоведении можно выделить два основных раздела – теоретический и исторический.

Теоретическое религиоведение включает философские, социологические и психологические проблемы изучения религии. Оно выявляет в религии общее, существенное, необходимое и отказывается от единичного, случайного, исторически конкретного.

Историческое религиоведение – это история религии. История религии изучает историю возникновения и эволюцию отдельных религий во всем многообразии их особенностей, в их хронологической последовательности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...