Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философское учение о материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени.




Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и о времени сложились в виде 2-х противоположных концепций:

 

*Концепция Демокрита-Ньютона (субстанционная)

*Концепция Аристотеля - Лейбница (релятивистская)

В дальнейшем эти концепции послужили основанием современных научных представлений о пространстве и о времени. ( в том числе и в теории относительности Эйнштейна) Первые утверждали, что существует абсолютное пространство, т.е. пространство как «чистая» протяженность, так же как существует абсолютное время, типа чистая длительность, протекающая сама по себе. Ньютон: «Пространство - есть вместилище для тел»

С точки зрения вторых, пространство и время проявляются лишь в отношении к другим телам и их характеристика зависит от состояния материальных тел.

Пространство — это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину.

Время — совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность.

Приведенные определения носят диалектико-материалистический характер. Они показывают невозможность дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи. Зависимость пространства и времени от материи определяет все их основные свойства. Хотя и пространство, и время есть формы существования материи в равной степени, между ними все же существуют различия, а так же есть и общие свойства.

Общим свойством, во-первых, является их объективность, такая же, как и объективность материи.

Во-вторых, в силу вечности существования материи, вечны пространство и время.

Третьим свойством является их бесконечность и безграничность.

В четвертых, пространство и время обладают свойствами абсолютности и относительности.

Важным свойством является и то, что они непрерывны и в то же время дискретны. Время и пространство внутренне противоречивы.

Из различий можно отметить ,например то, что пространство симметрично, а время асимметрично.

Вопрос 6. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения действительности.

Первое, что стоит решать — это вопрос о предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее, в неживой природе, в самом фундаменте материи. То есть выявление в самой первичной материи основания для порождения сознания. Эта проблема остро стояла перед старым материализмом, но решена им не была. Они не смогли уловить этой предпосылки сознания. Они пытались обойти этот вопрос с точки зрения Гилозоизма, наделяя всю материю способностью чувствовать и даже мыслить, что по существу снимало этот вопрос. Ближе всего к реальному решению этой проблемы подошел французский материалист Д. Дидро, который придерживался позиций Гилозоизма.

 

Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания в самих основаниях материального мира — это значит подвести под материализмом прочный фундамент. И наоборот — если таких предпосылок найти не удастся, то возникновение сознания придется признать чудом, и здание материализма просто рухнет.

 

Реальные предпосылки были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является открытое им и присущее всей материи свойство отражения.

 

Отражение - способность материальных систем в ходе взаимодействия с другими материальными системами воспроизводить в своих изменениях свойства и характеристики воздействующих на них материальных систем.

 

В пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. В процессе развития возникали все новые и новые, притом все более сложные формы отражения вплоть до его высшей формы — человеческого сознания.

 

Отражение в неживой природе не становится для отражающего предмета каким бы то ни было ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах, результаты отражения используются в качестве ориентиров. Поэтому такое отражение можно назвать информационным (отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий). У отражения на уровне живого есть как минимум две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды. Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл значения отражения в живой природе.

 

Категории, законы и принципы диалектики.

Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действительности Диалектическое учение реализуется в принципах, законах, категориях.

Принципы: обязательно предпологает всеобщий характер связей и взаимную обусловленность предметов в окруж. мире. \ развития \ детерминизма (ядро - “причинность”)

Законы - повторяющиеся, внутренние , существенные, необходимые связи. 3 Закона диалектики: закон единства и борьбы противоречия ( указывает на источник развития) закон кол-венных и кач-венных изменений (указывает на механизм развития) закон отрицания отрицания (указывает на направленность развития)

Категория - это наиболее общее понятие (универсальная форма человеческого мышления), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления.

 

Структура познания.Специфика и основные формы чуственного и рацинонального познания.

Выделяют два главных структурных уровня познания:

1. чувственный

2. рациональный (логический)

Чувственный уровень познания нацелен на отражение явлений действительности окружающего мира.

Включает в себя 3 ступени:

- ощущения (фрагментарное, частичное отражение внутреннего и внешнего мира),

- восприятие (целостное отражение внешнего или внутреннего мира),

- представление (целостное отражение внешнего мира не привязанное к настоящему времени) опирается на память и воображение.

Рациональный, логический уровень познания нацелен на постижение сущности внутренних основополагающих сторон мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...