Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы отбора содержания и организации учебного материала




Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего образования, спецификой предмета философии и задачами обучения бакалавра:

 личностной ориентации образования (принцип предполагает выявление возможностей содержания философского знания для содействия профессинально-личностному развитию студента);

гуманитаризации (принцип определяет ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения и выявления собственной позиции в отношении основных мировоззренческих проблем);

единства теоретического и эмпирического уровней познания (умение видеть взаимосвязь абстрактного философского знания и реальных социокультурных процессов);

вариативности (принцип ориентирует на формирование критического мышления плюрализма и антидогматизма, применение принципа дополнительности в широком смысле).

 

       Междисциплинарные связи

Изучение дисциплины требует общекультурных знаний, владения навыками мыслительной деятельности, умений работы с информацией на уровне стандарта общеобразовательной школы. Освоению курса способствует предварительное или параллельное изучение других предметов Гуманитарного, социального, экономического цикла. По отношению к специальным предметам Философия выполняет роль пропедевтического курса, помогающего как в личностном, так и в профессиональном самоопределении.

      

      Образовательные технологии

Традиционные образовательные технологии: семинар, дискуссия, конференция.

Интерактивные формы проведения занятий: деловые игры, ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, социокультурные тренинги и др.

3. Методы ITприменение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание.

3. Проблемное обучение– стимулирование студентов к самостоятельной «добыче» знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

4. Контекстное обучение– мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением.

5. Обучение на основе опыта– активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения.

6. Опережающая самостоятельная работа– изучение студентами нового материала до его изложения преподавателем на лекции и других аудиторных занятиях.

Творческая работа (эссе).

 

      Текущая аттестация качества усвоения знаний

Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования общекультурных компетенций бакалавра в соответствии с видом профессиональной деятельности см. Технологическую карту.

 

     Промежуточная аттестация качества усвоения знаний

Форма итоговой аттестации в курсе Философия – экзамен.

Вопросы к экзамену:

1. Философия как тип мировоззрения.

2. Философия как форма духовной культуры.

3. Философия как вид знания.

4. Основные вопросы философии.

5. Предмет, задачи, функции философии.

6. Возникновение философии. Исторические типы философии.

7. Философия Древнего мира.

8. Средневековая философия.

9. Философия XVII в. Онтологические концепции. Разработка научного метода.

10. Французская философия эпохи Просвещения.

11. Немецкая классическая философия.

12. Философия XIX в. Позитивизм. Марксизм.

13. Экзистенциализм.

14. Философия первой половины XX в. Феноменология. Герменевтика. Структурализм.

15. Философия второй половины XX в. Постструктурализм. Постмодернизм.

16. Традиции отечественной философии.

17. Русский космизм.

18. Современные дискуссии в философии.

19. Бытие как проблема философии.

20. Материя. Пространство. Время. Движение.

21. Философские аспекты проблемы жизни.

22. Концепции развития.

23. Бытие и сознание. Идеальное.

24. Знание, сознание, самосознание.

25. Бессознательное.

26. Познание как предмет философского анализа.

27. Проблема истины в философии и науке.

28. Философия и наука: специфика, взаимодействие.

29. Естественно-научное и социо-гуманитарное знание.

30. Научный метод. Типы рациональности.

31. Философское понимание общества.

32. Динамика и типология исторического и культурного развития.

33. Общественно-политические идеалы.

34. Основные концепции философии истории.

35. Основные проблемы философской антропологии.

36. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.

37. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

38. Смысл жизни: смерть и бессмертие.

39. Человек, свобода, творчество.

40. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.

41. Глобальные проблемы современности.

42. Философские проблемы в профессиональной области.

Тематический план дисциплины

 

 

Раздел (модуль) дисциплины

Всего часов                  (в трудоемкости)  

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации

Лекции Семинарские (практические) занятия Лабораторные занятия
1 Философия, ее предмет и место в культуре 8 2 2   4
2 Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.            16 2 6   8
3 Философская онтология 8 2 2   4
4 Теория познания 8 2 2   4
5 Философия и методология науки 8 2 2   4
6 Социальная философия и философия истории 8 2 2   4
7 Философская антропология 6 1 2   3
8 Философские проблемы в области профессиональной деятельности 10 1 4   5
  ИТОГО: 72 14 22   36

Основное содержание (по разделам, темам, модулям, с указанием основной и дополнительной литературы)

1. Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии. 

Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,:Проспект, 2009.

2. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред: И.Т. Фролова. Кн. 1-2. М., 2007.

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

Дополнительная литература

1. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада: В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов. М., 2010.

2. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 2007.

 

2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии

Возникновение философии. Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия Возрождения. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М.: Проспект, 2009.

2. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред: И.Т. Фролова. Кн. 1-2. М., 2007.

3. Ильин В. В. История философии: Учебник для вузов / В. В. Ильин. – СПб.: Питер, 2005.

4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

5. Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная литература

1. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001.

2. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Алгоритм, 2007.

3. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

4. Хрестоматия по западной философии. Античность, Средние века. Возрождение. — М.:АСТ, 2008.

 

Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

 

Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М,: Проспект, 2009.

2.  Марков Б.В. Философия. СПб.: Питер, 2009

Дополнительная литература

1. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М, 2009.

2. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. М., 2009.

3. Новая философская энциклопедия, в 4-х т.т.М., 2000-2001.

 

Теория познания

    Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.

Основная литература

1. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред: И.Т. Фролова. Кн. 1-2. М., 2007.

2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

Дополнительная литература

1. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М, 2009.

2. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. М.,

2009.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...