Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 46. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производство.




Целостное представление о жизни О дает рассмотрение только 3 сферы О жизни: Социальная, Экономическая и Политическая. Духовная жизнь О это сфера О жизни, к-рая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику О во всей его целостности. Истоки духовной жизни О коренятся в двойственной природе О. Человек - не просто биологическое, но и социальное существо. Таковым его делает сознание - способность к активному отражению реальности. Бытие человека- это сложный процесс развития тела человека и его духа. Особенностью человека, отлич его от животного, явл то, что для удовл своих потребностей он не приспосабливается к природе, а активно воздействует на нее. Для удовлетворения духовных потребностей служит духовное пр-во. Материальное пр-во - это деятельность людей, направленная на природные процессы с целью удовл человеческих потребностей. Рез-том матер пр-ва явл материальные вещи. Духовное пр-во - осущ не с реальными предметами, а с их идеальными заменителями: образами, символами, законами. ДП - это пр-во духовных идей, теорий, дух ценностей. ДП - это мыслительная деятельность людей, происходящая во внутреннем, т.е. идеальном мире человека, к-рый представляет собой отражение реального мира. Отражая реальный мир, идеальный мир человеческих понятий обладает существенной самостоятельностью, но оторваться от своей матер природы он не может, поскольку этому мешают : 1. Его материальное происхождение. 2. Его предназначение, поскольку основная функция дух жизни - это ориентация чел-ка в мире., она направлена на изменение материальной жизни О . Кроме того, продукты духовной деят-ти - идеи, нормы, идеалы - чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение должны материализоваться, т.е. воплотиться в что-нибудь этакое: звук, пердмет, символ, а также в знак. Так возникает новая реальность, которая обособляется от человека, и существует самостояетльно, и объективно. Будучи независимой от сознания конкретных людей эта объективная реальность вне сознания людей просто не существует. Например люди придумали символы, ноты, цифры, которые сущ объективно, но сами по себе без сознания и без мыслительной деят-ти людей ни хера не значат. Пинципиальное различие между материальной и духовной деят-ти людей сводится к следующему:

1. Духовные потребности человека, в отличие от других не заданы биологически. Потребность в освоении науки, культуры сама по себе не возникает. Она формируется и развивается социальным окружением индивида в процессе его воспитания и образования. Именно поэтому потребность в образовании у человека возникает лишь в определенной соц среде 2. Особенности дух потребностей закл в том , что они не имеют предела роста, в отличие от материальных потребностей 3. Конечным продуктом ДП явл идеальные образования. Продуктом МП явл всякие вещи.

4. Материальные и дух богатства принципиально различны. Идеальные образования имеют всеобщий характер потребления . Поэтому 6-ю хлебами нельзя накормить 1000 человек, а 6-ю идеями - можно обогатить внутр мир. ( хотя сытый голодного не разумеет прим автора) Принципиальным отличием духовного пр-ва от материального явл то, что применяемые в нем средства труда (идеи, образы) невозможно отделить от непосредственного производителя.

5. Духовная деят -ть самоценна .6. В МП ценится не созидатель, а обладатель. В ДП наоборот. 7. В сфере МП большинству членов О навязывается сам труд, продукты этого труда изымаются. В ДП все происходит наоборот.

ДП формируется при участии людей, профессионально заним умств трудом. Рез-том ДП явл идеи, теории, образы, дух ценности, дух связи индивидов, и наконец, сам человек.

 

Вопрос 47. Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу и его истории.

Условия для выработки ДМПИ подготавливались развитием О-полит мысли конца 14 начала 20 века. Изменения, к-рые произошли в обществе в это время позволили Марксу и Энгельсу выработать материалистический взгляд на О. Дело в том, что с переходом к капиталистическим производственным отношениям исчезла былая хоз изолированность. Появилась возможность посмотреть на мир в целом и обнаружить закономерности развития О.

Материалистически решив основной вопрос Ф-ии, Маркс и Энгельс распростр его на Обществе.

                                                 МатерияàCознание.

                        обществ отношения

_______________________________________________

материальные                                        Идеальные

     I                                                     II

Матер производство и потребл                 Идеи

2.Воспитание людей                                 Теории

3.Отношение к природе                           Взгляды

4.Отношения в быту и семье

_______________________________________________

Обществ бытие                            Обществ сознание

_______________________________________________

Общественное сознание. Это соц форма материя, объективная реальность к-рая складывается независимо от _________________, это область духовного рассм нрвств норм, правовых установок, в к-рых отражается обществ бытие.

                       Диалектика объективного и субъективного в истории.

Историю творят люди, они являются ее субъектами. Развитие общественности происходит в рез-те деятельности людей, их общественно- исторической практики. Различают следующие виды практики:

1.Материально производственная, образующая фунд. общества.

2.Соц деятельность по преобразованию общества.

3.Научный эксперимент.

Материальная деят-ть, преображающая природу в целях удовл общест потребностях составляют основной способ существования и развития общ-ва

                                         Объективные з-ны

            ______________________|_____________________

            |                                                                       |

 ЗСИ, ЗСЭ, з-н тяготения                                         1) З-н возрастания потребностей

              2)общественное распределение труда

              3)Соответствие ПО по характеру и уровню

              развития ПС

4.З-н смены общественно экономич. формаций (эпох)

Отличительной особенностью з-нов общества явл то, что они преломляются через призму человеческого сознания и проявляются в деят-ти людей.

 

1. Определяющая роль бытия по отношению к ОС(1л)

2. Развитие О есть естественно - истор процесс, смена ОЭФ , по Марксу.

3. О - саморазвивающаяся система.

4. Источником саморазвития О между возвыш потребностями людей и возможностью удовл их.

5. Движ силой развития О, по марксу, противоречия в сфере производства. По-нашему - экономически дееспособные субъекты О.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...