Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика и методы социального познания




Любое сознание всегда социально, поскольку оно есть общественный продукт, оно обусловлено культурно-историческими причинами. При исследовании социальных явлений недопустимо: объяснение исторических явлений законами природы; противопоставление природного и социального. 

Цель социального познания – обнаружение законов деятельности, а они в свою очередь являются законами общества.

Специфика социального познания проявляется в следующем:

1. В качестве объекта познания выступает общество, мир человека. Физик имеет дело с природой, то есть с таким объектом, который «безропотно» ему подчиняется. Обществовед имеет дело с деятельностью людей, поступающих сознательно и творящих ценности.

2. Общественные отношения сложнее природных. На макроуровне они состоят из материальных, политических, социальных и духовных отношений, которые очень переплетены и в свою очередь состоят из множества противоречивых элементов.

3. Социальное отражение имеет не только непосредственный характер, но и опосредованный.

4. Общество изменяется и развивается быстрее, чем природа и наши знания о нем быстрее устаревают. Поэтому необходимо их постоянно обновлять и обогащать новым содержанием.

5. Социальное познание непосредственно связано с практической деятельностью людей, которые заинтересованы в том, чтобы использовать результаты научного исследования в жизни. Оно связано с субъективными ценностями, с нормами людей. Особенно важны такие моменты, как нравственные убеждения, политическое мировоззрение.

Социальное познание осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях.

 

32. Теория истины. Проблема критерия истины.

Для выражения форм познания с внешним миром используется категория «истины». В современной философии выделяют три концепции истины:

1.концепция соответствия (классическая) высказана Платоном и Аристотелем. Эта концепция устанавливает соответствие между формами психики, знанием и объективным содержанием, предметом. Аристотель считал, что истинное и ложное находится в мысли, а не в вещах. Истина – соответствие мыслей действительности.

2. когерентная концепция разрабатывалась Лейбницем, Спинозой, Гегелем. Эта концепция пыталась найти критерий истины в сложных познавательных ситуациях, когда отсутствует прямой контакт субъекта и объекта (речь идет о науках, занимающихся абстракциями высшего уровня).

3. прагматическая концепция берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Критерием истины считают эффективность, практическую полезность знания. Все три концепции дополняют друг друга.

Проблема истины включает в себя: объективность истины, диалектику объективного и субъективного, абсолютного и относительного, принцип конкретности, проблему критерия истинного знания.

Истина – диалектический процесс от субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику.

Объективная истина бывает относительной и абсолютной: эти понятия характеризуют процесс обретения истины с разных сторон.

На каждом отдельном этапе познание всегда несуверенно (относительно), поскольку оно ограничено временем и уровнем развития того общества, в котором существует. Суверенность познания выражается в принципиальной возможности получения истинных знаний обо всей действительности на протяжении существования ряда поколений. Любое знание всегда содержит нечто такое, что имеет статус всеобщности и необходимости, то есть не зависит от субъекта. Это и есть абсолютное в знании. Таким образом, абсолютное и относительное – моменты объективной истины.

Практика – это взаимодействие субъекта и объекта, это процесс, в ходе которого человек, преобразуя действительность, изменяет самого себя. Практика и познание – диалектическое единство: материальная деятельность предполагает целеполагание как акт сознания, а с другой стороны, целеполагание есть результат отражения общественно- исторической практики в формах знания.

Гносеологические функции практики. Она рассматривается как генетическая основа познания, фундамент, на котором вырастает здание человеческого знания; как цель познания; как движущая сила познания; критерий истины.

35. Социальная система: понятие, структура, функции

Социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен.

Характерные черты системы:

1.интегративное качество свойственно системе в целом и выступает гарантом ее целостности. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное функционирование системы.

2.иерархический характер: в ней можно выделить различные уровни, которые связаны между собой соподчинительными линиями.

3.саморегулирование (самоуправляемость) предполагает наличие специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов, институтов.   

Части органически целостных систем, возникшие в результате саморазвития единого субстанциального начала, обладают структурной изоморфностью, делающей возможным их взаимопроникновение.

На уровне научного анализа выделяют четыре сферы общественной жизни, каждой их которой соответствует определенный вид общественных отношений.

В экономической сфере реализуется функция производства материальных благ, то есть условий физического существования человеческого рода. В политической сфере реализуется функция управления общественной жизнью. Духовная сфера – это поле выявления и реализации культурных потребностей людей, производства и потребления духовных ценностей. В социальной сфере осуществляется процесс самопроизводства и самореализации людей, отношения между которыми строятся в зависимости от их положения в обществе.

36. Понятие общества

Общество, то есть социальная сфера жизни и деятельности человека, с одной стороны, является продуктом общественной (прежде всего трудовой) деятельности человека, с другой – жизненно важной основой все большей социализации человека, раскрытия его социальной сущности, формы общения, потребностей. Общество – это сам человек в его общественных отношениях. Общество и индивид объективно связаны отношениями взаимного воспроизводства: « как само общество производит человека, как человека, так и он производит общество».

Истоки цивилизации заложены в особенностях развивающейся коллективной трудовой деятельности. Коллективность выступает не только формой сообщества, но и объективной предпосылкой, обеспечивающей целостность социального бытия.

В широком смысле понятие общества – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой всю совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле общество – это исторически конкретные типы социальной системы (первобытный строй…)

Общество – продукт взаимодействия людей. Определенная организованность общества, основы его функционирования определяются самим характером жизнедеятельности людей в процессе общественного производства своей жизни.

В отличие от биологических объединений общество сохраняет и воспроизводит свои структуры и формы организации не путем передачи наследственных признаков, а благодаря непрерывной деятельности социальных институтов, которые включают в себя определенный способ производства материальных благ, систему общения, традиции.

Общественные отношения – это то специфическое, что отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Именно общественные отношения превращают индивида в общественного человека. Общественные отношения бывают материальные и духовные (или идеологические, которые складываются проходя через сознание людей).

37. Материальное производство — производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей.

Материальное производство – это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей общества.
Таким образом, материальное производство всегда есть явление общественное, направленное на то, чтобы совместными усилиями людей обеспечить материальные условия их совместного существования.
Теория материального производства разработана марксизмом.
Главной особенностью материального производства, которая служит его показательным отличием от любого другого вида производства (различные виды производства духовных продуктов и нематериальных благ), является наличие в процессах материального производства обязательного взаимодействия человека с природой.
Таким образом, в процессе материального производства человек воздействует на природу с помощью каких-либо средств труда. Поэтому в марксизме материальное производство, для реализации своих процессов, требует наличия трех компонентов:
1. Сырье – природный материал, который в процессе производства преобразуется в полезный для общества продукт.
2. Средства труда – то, с помощью чего обрабатывается сырье и изготавливается полезный продукт.
3. Человеческий труд – целенаправленная деятельность человека по созданию материального продукта.

 

Определяющая роль материального производства в развитии общества связана прежде всего с тем, что оно создает необходимые блага для его существования. Благо - это не только результат производства, но одновременно и средство для удовлетворения потребностей людей. Бесполезный для потребителя результат производства не может выступать в качестве блага.

Производство материальных благ и услуг представляет собой процесс взаимодействия человека с природой, в ходе которого он воздействует на предметы и силы природы и приспосабливает их к удовлетворению своих потребностей.

 

Главное содержание процесса производства, его материальная основа - это процесс труда, хотя процесс производства может иметь место и за пределами самого труда, когда продукты труда подвергаются воздействию естественных процессов, претерпевая физические, химические, физиологические изменения (сушка древесины, вызревание зерновых культур и проч.).

Труд - это целесообразная деятельности человека, направленная на изменение природных веществ в целях удовлетворения его потребностей.

Благодаря трудовой деятельности человека произошли промышленные перевороты и научно-технические революции, преобразившие облик планеты. Труд изменяет не только внешнюю природу, приспосабливает ее к удовлетворению потребностей, но и самого человека - создателя материальных благ и услуг, поскольку в ходе трудовой деятельности накапливаются знания, опыт, повышается квалификация людей, развивается их способ-Шость к труду, растут их навыки и профессиональное мастерство. В этом смысле можно сказать, что труд создал самого человека и является главным фактором его развития. Естественно, те, кто "не от мира сего", те, конечно, могут и не работать. Им это не к чему, ну а те, кто "от мира сего", те обязаны трудиться.

40. Социальная структура общества 

Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.
В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.
Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.
Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально – экономическими предпосылками развития социальной структуры общества. К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:
классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений; жителей города и деревни; представителей умственного и физического труда; сословия; социально – демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение); национальные общности (нации, народности, этнические группы).

41. Этническая структура общества и её составляющие:

Род, как первое объединение людей, представлял собой единство кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья.

Общество развивалось, и на смену роду пришло племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Племя выполняло лишь часть общественных функций, а например, хозяйственные выполняла родовая община.

В основу следующей, более высокой формы общности – народности – легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Народность – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

Еще более сложной народностью является нация. Нация характеризуется следующими признаками. Во-первых, это общность территории. Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. Третьим признаком нации является общность экономической жизни. На базе исторически длительной общности территории, языка, экономической жизни формируется четвертый признак нации – общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа.

Особого внимания требует такой признак как национальное самосознание, или сознательное отнесение себя к той или иной национальной общности, идентификация с ней

В качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает народонаселение — непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли, отдельной страны, региона и т.д.

Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества, предпосылкой и субъектом исторического процесса. Ускоренные или замедленные темпы общественного развития, прозябание или расцвет общества в значительной степени зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психофизического здоровья, миграционная подвижность.

42. Социальная стратификация — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.

В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

43. Политическое бытие общества есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Слово «политика» греческого происхождения и обозначает искусство управления государством. Политика – это первая идеологически организованная сила. Как общественное явление она возникает, когда общество раскалывается на классы и появляется государство. «Политика есть концентрированное выражение экономики, ее обобщение и завершение». Главное в политике – завоевание и сохранение государственной власти. Она отражает экономику через призму политических интересов. Структура политики: политические отношения (складываются в процессе совместной деятельности партий, групп и государств), политическое сознание (свои идеи пропагандируют с помощью 4 власти – средств массовой информации) и политические организации.

Политической организацией общества, призванной обеспечить интегрированность общества, но одновременно выполняющей специфические задачи тех социальных групп, которые его возглавляют, является государство.

ИЛИ

Политическая система общества - это органическое единство государственных и общественных организаций, осуществляющих социально-политическое травление обществом.
Это системное образование имеет сложную структуру, состоящую из элементов различных уровней и взаимосвязей между ними. Элементами политической системы являются: государство, партии, профсоюзы, молодежные организации, политические движения и другие социальные институты. В зависимости от степени участия в политической жизни эти органы и организации в научной литературе подразделяются на следующие группы.
Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель.
Наибольшее воздействие на государственную политику оказывают партии — политический инструмент овладения государственной властью и осуществления политики в интересах определенных групп населения. Правящие партии, как правило, для осуществления своих программных целей производят полную смену должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц в государственном аппарате либо назначают по партийной принадлежности высших должностных лиц государства с последующей ротацией номенклатурных кадров. Парламентские партии в механизме государственной власти занимают более скромное место; их политическая деятельность включается в осуществлении законодательной власти в рамках парламентских процедур и направлена на овладение государственной властью путем участия во всеобщих выборах.

Несобственно-политические объединения. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это — профсоюзные, кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель.

 

44. В современной политической науке понятие “государство” понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государство – это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле государство – это аппарат управления обществом на определенной территории.

Признаки государства. Государство как политический институт обладает рядом признаков, отличающих его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.) Основные из них следующие:

1. Публичная власть государства – это система органов и учреждений, с помощью которых оно управляет обществом.

2. Суверенитет, т.е. верховенство государственной власти на территории страны и независимость ее. Этот принцип обеспечивает государству самостоятельное, независимое существование и развитие. Другие государства должны уважать принцип суверенитета.

3. Монопольное право на применение насилия. Государство располагает для этого специальными органами (армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура). Мировая практика еще не знала государства без механизмов и средств насилия.

4. Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.

5. Монопольное право на взимание налогов необходимых для формирования государственного бюджета, материального обеспечения государственной политики.

6. Только государство обладает международной правосубъктностью, что означает: только государство имеет право представлять всю страну и народ в других государствах и международных организациях; только государство имеет право проводить ту или иную внешнюю политику; только государство имеет право от имени страны заключать юридически обязывающие международные соглашения, только государство имеет право использовать вооруженные силы страны за рубежом в рамках нормы международного права.

7. Только государство имеет право устанавливать состояние гражданства или подданства.

8. Только государство имеет охраняемую законом государственную символику и атрибутику: герб, гимн, флаг.

Функции государства. Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые отражают основные направления деятельности государства.

В политической науке существуют различные классификации функций государства. С точки зрения принципа разделения властей функции подразделяются на законодательные, которые осуществляют законодательные (представительные) органы власти, управленческие, которые осуществляют исполнительные органы власти и судебные, которые осуществляют судебные органы власти. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. Внутренние функции:

1. Политическая функция обеспечивает должные условия деятельности политических и иных общественных институтов, регулирует политическую сферу общественной жизни.

2. Экономическая функция регулирует экономические отношения.

3. Социальная функция осуществляет государственные программы по созданию условий для нормальной жизни людей: жилищных, экологических, продовольственных, организации образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.

4. Культурно-воспитательная функция государства имеет целью воспитание общества в духе гуманных ценностей, формирования менталитета граждан, поддержки и развития культуры.

5. Обеспечение законности и правопорядка в обществе.

6. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека.

Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.

Гражданское общество- это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархические связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

 

Отношения между государством и гражданским обществом могут носить сложный и взаимоисключающими характер. С одной стороны, государство призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и в итоге должна подчиняться его интересам, но, с другой - она сама пытается расширить свое влияние на общество. Последняя тенденция получает завершенное воплощение при тоталитаризме: гражданское общество практически "растворяется" в государстве. И наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства. Чрезмерная активность общества также может спровоцировать серьезные общественно-политические и экономические кризисы. Пример: в Российской империи накануне 1917 г. существовала большое количество идеологически различных организаций, которые активно конкурировали с государственной властью и отрицали саму возможность диалога с ней. Есть и другая опасность. В середине XX в. обществоведы выступили с предупреждением, что чрезмерно большое количество активных групп интересов может парализовать функции представительной власти и исказить их в пользу более "организованных" групп даже в условиях зрелой демократии.

Наконец, не только чрезмерное присутствие государства в экономической сфере, но и гражданское общество может негативно повлиять на экономическую эффективность. Например, требования определенных групп интересов об увеличении социальных расходов государства могут стимулировать инфляционные процессы.















Духовная жизнь общества

Духовная жизнь – это социально-исторический процесс производства и потребления людьми духовных ценностей. Ценность – способность чего-либо удовлетворять какую-либо потребность.  

Общественное сознание и его структура..

Сознание – способность человека идеально воспроизводить действительность. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс). Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и воздействует на общественное бытие. 

Выделяют два уровня общественного сознания: эмпирический – уровень обыденного сознания, повседневных потребностей, охватывает внешние связи, не обладает прогнозированием, не систематизирован в целом, включает опыт народных масс (знания в области производства, быта, фольклор, народная медицина).

Теоретический – систематизированное сознание, дифференцированно, познание сущности явлений.

Сферы О.С.: общественная психология, идеология, наука и формы О.С. (политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская, научная).

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, характерных для общества в целом и для каждой большой группы.

Идеология представляет собой систему взглядов и представлений определенных социальных групп. Общ. психология – эмоциональный уровень, идеология- рациональный.

 В последнее время распространено понятие менталитета. Это духовно-психологический облик общества.

Структура духовной жизни общества

Духовная жизнь общества -- сфера общественной жизни, связанная с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей. Духовная жизнь общества представляет собой динамично функционирующую систему идеологических отношений и процессов, взглядов, чувств, идей, теорий, мнений, возникающих в обществе, а также особенности их функционирования, распространения, поддержания. Рассмотрим содержание духовной жизни общества, то есть выясним, какие основные элементы входят в нее.

Духовная деятельность (деятельность в сфере духовного производства) включает в себя духовно-теоретическую деятельность (выработка знаний, мнений, представлений) и духовно-практическую деятельность, представляющую собой деятельность по внедрению созданных духовных образований в сознание людей (образование, воспитание, выработка мировоззрения). Включает в себя и такой элемент, как духовное производство, которое осуществляется особыми группами людей и основано на умственном, интеллектуальном труде.

Духовные потребности. Потребность -- это состояние субъекта, при котором он испытывает недостаток в чем-либо, необходимом для жизни. Примеры духовных потребностей: образование, познание, творчество, восприятие произведений искусства и т. д.

Духовное потребление. Представляет собой процесс удовлетворения духовных потребностей. Для этого создаются специальные социальные институты -- учебные заведения различного уровня, музеи, библиотеки, театры, филармонии, выставки и т. д.

Духовное общение. Выступает формой обмена идеями, знаниями, чувствами, эмоциями. Осуществляется с помощью языковых и неязыковых знаковых систем, технических средств, печати, радио, телевидения и т. д.

Духовные отношения. Представляют собой взаимосвязи между субъектами в сфере духовной жизни (моральные, эстетические, религиозные, политические, правовые отношения).

Структура духовной жизни общества может быть рассмотрена и с других позиций.

Духовная жизнь выполняет различные функции, и на этом основании можно выделить три ее сферы: общественная психология, идеология и наука.

Сложны и многообразны у людей духовные потребности, которые формировались и формируются в ходе практической жизни. Для их удовлетворения в обществе возникают формы духовной жизни: мораль, искусство, религия, философия, политика, право.

 

 

46. Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно), общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология(совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Эти формы различаются по предмету отражения, по форме отражения, по своим функциям и по степени зависимости от общественного бытия. Общественное сознание определяется общественным бытием, но в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая проявляется в разных планах:
1) оно имеет внутреннюю логику развития и поэтому может отставать от уровня общественного бытия или опережать его;
2) оно обладает преемственностью и активно воздействует на общественное бытие;
3) разные стороны общественного сознания развиваются неравномерно – одни быстрее, другие медленнее.

 

Общественное сознание, выступает в различных формах: общественно – политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Дифференциация общественного сознания в современном виде – результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное сознание. Умственный труд не был отделён от физического, и умственный труд был непосредственно вплетён в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

 

47. Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:

–политическое сознание представляет собой систематизирование, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями.

–правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определённого общества;

–мораль – система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений;

–искусство – особая форма деятельности человека связанная с освоением действительности через художественные образы;

–религия и философия – наиболее удалённые от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

 

48. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, включая творческую деятельность по их производству, а также способы их применения и передачи. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовной К. (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещение и т.д.). К. - явление историческое, развивающееся в зависимости от смены социально-экономических формаций. В противоположность идеалистическим теориям К., отрывающим духовную культуру от материальной основы и трактующим ее как духовный продукт "элиты", марксизм-ленинизм рассматривает процесс производства материальных благ как основу и источник для развития духовной К.; отсюда следует, что в непосредственных или опосредствованных формах К. создается деятельностью широких трудящихся масс. Будучи зависимой от материальных условий, духовная К. не изменяется автоматически вслед за своей материальной основой, а характеризуется относительной самостоятельностью (преемственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов и т.д.).

 

49. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР, классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Т.К. строится на основании нескольких критериев:

связь с религией (культуры религиозные и светские);

региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

регионально-этническая особенность (русская, французская);

принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества);

хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

связь с территорией (сельская и городская культура);

специализация (обыденная и специализированная культура);

этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

 

 

50. Ценность – философская категория для обозначения значимости определенных явлений действительности, возникающей в результате отражения этих явлений субъектом.

.Многообразие подходов к исследованию ценностей порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония ценностей порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое.

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуреСреди ценностей следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным/

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 145.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...