![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Чувственное и рациональное в познании
В процессе познания принимают участие и чувства и разум. Сенсуализм абсолютизирует роль чувств, рационализм – разума. Чувственное и рациональное представляют собой две стороны познания, которые тесно переплетены. Чувственное познание: непосредственное отражение (кроме представления); отражение внешнего; отражение единичного (включает элементы общего). Рациональное: опосредованное отражение; отражение внутреннего (сущности); отражение общего. Общее и опосредованное для чувственного – элементы, а для рационального они составляют сущность. К чувственному отражению относятся ощущения, восприятия и представления. Проникнуть в суть вещи, познать законы ее функционирования, связи можно с помощью абстрактно-логического мышления, которое осуществляется в виде понятий, суждений и умозаключений. Итак, познание – это активный, поисковый сложный процесс, складывающийся из диалектического соотношения чувственного и рационального. 27. Основные законы диалектики Закон – существенная, устойчивая, общая необходимая связь явлений. Выделяют 3 закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностейхарактеризует источник и внутреннее содержание всякого развития. Противоположности – различные противоречащие элементы, стороны, связи одного целостного образования. Противоречие – взаимосвязь, взаимодействие противоположностей в составе целого, в котором они взаимополагают и взаимоисключают друг друга. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом осуществляется развитие, как реализуется его источник. Каждая вещь обладает определенными свойствами. Свойство – способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Свойства не порождаются отношениями вещей, а лишь обнаруживаются в таких отношениях. Они столь же материальны, что и вещи. Качество - совокупность важнейших необходимых свойств, характеризующих предмет. Проблема объективности качеств была одной из вечных проблем. Количество – совокупность свойств, указывающих на величину вещи, ее размеры. Это степень развития данного качества. Взаимосвязь количества и качества представляет собой единство противоположностей. Мера– единство количества и качества. Гегель сформулировал закон диалектики: непрерывные количественные изменения, достигая определенного предела, именуемого мерой, вызывают перерыв, скачок, в результате которого происходит качественное изменение, которое влечет за собой новые количественные изменения. Переход от одного качества к другому в процессе количественных изменений происходит в форме скачка. Открытия представляют собой скачок, переворот в науке, обусловливаются непрерывным накоплением знаний. Закон отрицания отрицания выражает направленность процесса развития. Под отрицанием понимается переход вещи в новое качество, обусловленное развитием свойственных ей противоречий. Основные структурные элементы закона: «отрицание» и «отрицание отрицания». Их значительно больше, но для проявления сущности закона необходимо, чтобы произошли эти два. Диалектическое отрицание происходит, когда отрицаемое уже изжило себя, но может продолжать свое развитие в другой форме, в «снятом» виде. Количество отрицаний зависит от самого явления и от условий его функционирования. Спиралевидность означает, что в развитии имеет место поступательное движение с определенными возвратами к пройденным этапам на новой, более высокой основе. Данный закон означает, что развитие в мире идет в направлении от низшего к высшему.
28. всякое объективное знание служит людям дважды – сначала как объяснение окружающего мира, а затем в качестве средства при решении познавательных проблем. Это выражается в том, что научная теория выполняет методологические функции, когда она начинает использоваться за пределами той дисциплины, в рамках которой она была получена. Научное знание в целом играет роль методологии по отношению к практической деятельности человека. В этом проявляется закономерность взаимодействия цели и средства деятельности: то, что было целью в одной системе деятельности, становится средством в другой системе. Эмпирические исследования базируются на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдения и эксперимент.Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включать приборы, установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента. В теоретическом исследовании отсутствуют непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект изучается опосредованно, в мысленном эксперименте. 31.Методы и формы научного познания Высшей формой познания является научное. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. В эмпирическом исследовании чувственные данные предстают как материал, подлежащий сравнительному анализу, и представляют собой основу для выводов, которые должны быть сопоставлены с имеющимся знанием и подвергнуты проверке. Науки, занимающиеся эмпирически исследованием, носят название индуктивных. Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. К методам эмпирического познания относятся такие, которые устанавливают непосредственную связь исследователя с исследуемым предметом. К основным относятся наблюдение, эксперимент, аналогия.. Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. Методы теоретического исследования: моделирование, аксиоматика, формализация, математизация. Научное познание объектов предполагает изучение развития объекта, то есть его истории. А это возможно 2 методами: исторический воспроизводит все детали действительного исторического развития и логический, который также воспроизводит историю, но в ее главных существенных чертах. Логическим методом воспроизведения объекта в понятиях является метод восхождения от абстрактного к конкретному. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 174. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |