Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет №6.Философия Средних веков




Билет №2 по философии. Основной вопрос философии. Значение философии, ее роль в жизни человека и общества.

Основной вопрос философии - об отношении сознания к бытию.

Что первично: материя (материализм) или сознание(идеализм)?

Идеализм

· объективный - начало всего существенного нечто материальное, независящее от сознания человека

· субъективный - рассматривается мир через призму индивидуального субъекта сознания

познаваем ли мир?

· да - гносеологический оптимизм

· нет - агностицизм (крайний, умеренный)

Значение философии состоит в возвышении человека, в обеспеченье его совершенствования. Роль философии состоит в том, что она дополняет и завершает любое специальное образование, поскольку человек, усвоивший только узкопрофессиональные знания и навыки может быть только ремесленником. Без овладения достижениями человечества в духовной области его невозможно считать интеллектуально развитым, культурным, интелегентным.

Билет №3Этапы развития философии их особенности.

1.Античная 7-6 в.до н.э.- 4-5 в.н.э

Конфуций предложил концепцию идеологическо-современного человека.с 5-ого добродетеля:1.человечество и любовь. 2.интелект и мудрость 3.справедливость, долг, честность 4.послушание деликатность, устойчивость 5.покорность.воля родителей.

2.Средние века и эпоха возрождения 4-5в – 14-15в.

Главная ценность ср.векового запада был бог, религия господствующим мировоззрением.Исходными пунктами философских размышлений стали догматы священного писания, док-ва бытия бога и бессмертия души.

3.Новое время 14-15в – 19в.

Философия отделилась от богословия культура в целом стала носить светский характер Леонардо-да-Винчи , не опирающееся на изучение природы, даже если это получено из священного писания
4.Новейшее время 20в – 21в.

Философия основывается на идеях науки просвящения, техники, образования. Главный вопрос новейшего времени6как чел. познает мир?

Билет № 4 Античная философия

1 древний китай 6-7 в до н э.

Конфуций предложил концепцию идеального человека с 5 добродетелями

1 человечность и любовь к другим

2 интилект и мудрость

3 справедливость долг и честь

4 послушание деликатность и учтивость

5 покорность воле родителей

Лао Цзы « старый учитель « --основатель даосизма «дао-закон изменения вещей»

Древняя Индия

Будда( просветленный истиной)—призывал человечество отказаться от активной жизни, считая что главное –совершенствование своего внутреннего мира. Любое действие человека способно разрушить ритм Вселенной, а значит главная задача человека понять законы жизни и не противодействовать им .

Ученье Будды основано на 4 благородных истинах:

1 существуют страдания , т.к. жизнь не совершенна

2 причины страданий-наши желания

3 состояние освобождения ( нирвана)

4 путь к освобождению от страданий


Билет №5: Античная греческая философия

Древняя Греция

Этапы: 1 Досократический : Гераклит, Демокрит, Пифагор.

        2 Классический: Сократ. Платон, Аристотель.

       3 Послеклассический: кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикурейци.

Гераклит—один из основоположников диалектики ( теории всеобщего развития) . Первоначалом мира считал огонь как образ вечного движения. Путем сгущения огонь превращается в воздух, воздух в воду, вода в землю.

Демокрит-основоположникатомического направления. Считал что все состоит из атомов, движущихся в пустоте. Число атомов бесконечно, они герметичны, неуничтожимы. Жизнь это соединение атомов, а смерть разложение.

Пифогор-древнегреческий математик, поставил число в центр своих философских размышлений. Математическим закономерностям подчиняются движение светил, смена времен года, развитие жизненных циклов, музыкальная гармония.

Сократ—на первое место ставил этику, считал что главное в человеке- разум и внутренний нравственный закон. Без душевных упражнений нельзя воспитать в себе добродетелей, главные из которых: мудрость, справедливость, умеренность.

Развивая свои добродетели человек достигает гармонию души, а это делает его свободным. В этом и есть счастье человека.

Платон—ученик Сократа, развивает его представление. Платона интересовал духовный мир человека. У человека есть тело и душа, но душа главная часть человека, она реализует себя в добродетелях: умеренность, мужество, мудрость.Мечтал построить идеальное государство. Главная идея общественного благоустройства- идея социальной справедливости.

Аристотель—ученик Платона : освоил основную массу знаний своего времени, внес огромный вклад в развитие многих наук: астрономия, математика, физика, логика, история, филология, риторика, политика, этика, искусство.

Аристотель первым в истории начал изучать человеческую душу, заложив основу будущей науки- психологии. Он впервые в истории сформулировал положения: Человек есть существо политическое.

Аристотель впервые описал и классифицировал более 500 видов животных, что столо началом новой науки- зоологии.

Кинизм ( цинизм) –Диоген.

Киники брали за основу своей философии практическую мораль Сократа, его спокойствие, самообладание, неприхотливость в еде и одежде.

Стоицизм- ( Сенека) – стоики идеалом подлинно моральной жизни считали апатию, т. е. безразличие полное. Человеку нужно лишь одно: мужественно перенести все удары судьбы, не плакать, не унижаться, не опускаться ниже человеческого достоинства при любых испытаниях и страданиях.

Скептицизм- Пиррон- скептики видели свою цель в опровержении догм всех философских школ. Скептики не могут признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.

Эпикурейцы- Эпикур разделял основные положения атоместического учения Демокрита. Считал что даже душа состоит из атомов.

Для счастливой жизни человеку необходимо: отсутствие телесных страданий ; невозмутимость души; дружба как альтернатива к политическим отношениям.

Вывод—Философы Античности признавали закономерный характер развития природы, сформулировали общи положения закона сохранения материи и энергии. Они не смогли объяснить социальные и духовные явления.

Билет №6.Философия Средних веков

Главной ценностью средневекового Запада был Бог. Религия стала господствующим мировоззрением. Догматы священного писания стали исходными пунктами философских размышлений. Основной принцип-принцип абсолютной личности Бога.

Раннее Средневековье. Патристика (5-10 вв.). Учение основано на вере в религиозные догмы. Августин блаженный: Бог-высшая сущность и первая причина всего существующего. Бог-источник познания, он вносит свет в души людей. Изучать нужно только Бога, остальное знать не имеет смысла. Абсолютное предопределение Бога: одни люди праведники, другие-грешники. Основные этические ценности-покорность Богу и почитание церкви. Только соединяясь с Богом, человек может обрести счастье.

Позднее Средневековье. Схоластика (11-15 вв.). Церковно-философское направление, занимавшееся вопросами систематизации и рационального обоснования христианских догм. Фома Аквинский(1225-1274) считал, что Бог-источник всего существующего. Истину можно достичь и изложить путем логических доказательств, но нравственные ценности человек познает только посредством божественного откровения. В социально-политических взглядах опирался на идеи Аристотеля. Создание государства подобно творческой деятельности Бога. Главная задача человека-достижение небесного блаженства души, но к этому ведут не государство и монарх, а церковь и Папа-наместник Бога на Земле.

Билет№7.Философия эпохи Возрождения.

Философия отделилась от Богословия, обрела связь с естественно - научными исследованиями. Культура в целом стала носить светский характер.

Леонардо да Винче – известный художник, изобретатель, естествоиспытатель. Отвергал любое , неопирающиеся на изучения природы, знания - даже если оно получено из Священного писания или подкреплено авторитетом виднейших схоластов.

Николай Кузанский – ему принадлежит идея пантеизма(- отожествление природы и Бога).

Эразм Роттердамский – противник насилия, мистики, догматизма. Его называют первым европейским пацифистом.

Томас Мор – основоположенник утопического коммунизма, написал произведение «Утопия» (несуществующее место). Критиковал частную собственность, выступал за коммунистическое общество, где всеобщий свободный труд обеспечивает изобилие вещей, где нет ни богатых, ни бедных.

Никола Макиавелли – впервые предложил оценивать политику не с точки зрения морали, а по её эффективности. Политика и мораль – разные вещи, невозможно строить политику только на требованиях нравственности.

Мишель Монтель – французкий философ и писатель – гуманист. Его главный принцип – сомнение. Бог - непозноваемый внеличный, далекий от жизни и дел людей.

Билет №8

Главный вопрос нового времени: как человек познает окружающий мир?

1.рационалисты (рацио- разум) - Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Декарт – выдвинул важный методологический прием – сомнения. Этот прием опирался на принцип « мыслю следовательно существую». Предлагал изучаемый вопрос делить на составные части, начинать изучение с простейших, а затем идти к трудным и сложным. Важная задача человека – совершенствование своего разума « гораздо печальнее потерять разум, нежели жизнь».

 Спиноза в сфере познания предложил 3 ступени:

1. знания опирающиеся на чувственный опыт

2. рассуждение разума, здесь нужны доказательства

3. постижение истины с помощью интеллектуальной интуиции, независящей ни от какого чувственного опыта.

Человек должен руководствоваться разумом, который определяет поступки человека. Свобода человека состоит в повиновении разуму. Когда человек увлекается страстями, тем самым он утрачивает свободу, становится рабом.

Лейбниц- практическую роль философии видел в совершенствовании человека. Человек свободен, ему присуща свобода воли, основные свойства которой- нравственная

необходимость.

2.Сенсуалисты (сенсус- чувство, ощущение) – Локк, Бэкон, Гоббс

 Локк – подчеркивал, что все наше познание основано на чувственном опыте. Особое внимание уделял практике.

 Бэкон – источником знаний считал чувственный опыт. Вместе с тем не отрицал рационального мышления, понимая, что опытные данные не дают глубоких знаний. Не отвергал значение дедукции Аристотеля, предложил метод индукции.

 Гоббс – считал, сто познание опирается на чувственный опыт, ощущение- основной источник наших знаний. Он впервые в новое время разработал систематическое учение о государстве и праве.

Вопрос №9Особенности немецкой классической философии

Классической ее принято называть потому что все ее учения отличаются строгой системностью и последовательным аргументированием и изложением главных проблем. Также его сделаны попытки создать целостную и логическую картину мира, в деталях проясняющую тайну миро-создания и смысл мировой истории.

Кант, немецкий философ, естествоиспытатель, создатель оригинальной теории происхождения солнечной системы из первоначальной гигантской туманности. Философские труды Канта посвящены- теории познания; - теория морали.

Теория познания- разум, чувства, рассудок, совокупность познавательных способностей человека.

Знание- это синтез опыта, полученного с помощью ощущений и рассудка. Но чувства субъективны, а рассудок противоречив. Мир, по Канту, оказался разделенным на «вещи в себе» и «вещи для нас». т.е на реальные предметы и образы предметов и явлений.

Человеком познается только мир явлений, мир сущностей закрыт для человечества, оставаясь «вещью в себе»

Основы теории морали- нравственный закон, который заложен внутри человека. Основные нравственные категории: долг и совесть как показатель человечности. Кант называет два моральных закона; поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства; человек всегда должен быть, только целью и никогда не может быть средством.

Гегель на основе объективного идеализма разработал теорию диалектики, идею всестороннего развития, сформулировал основные законы диалектики. Главный методологический принцип диалектики-объективность рассмотрения любого предмета и процесса. Мировой исторический процесс понимается Гегелем, как постоянное, постепенное осмысление человечеством своей свободы. Каждое явление, событие в истории имеет свой абсолютный разумный смысл. «Бог-есть история» - девиз философии истории Гегеля.

Фейрбах основой познания считал чувства, но высоко оценивал значимость разума. Признавал роль практики в познании. Фейрбах является основоположником антропологического принципа в философии. Человек- есть высшая ценность природы. Моральный закон Фейрбаха заключается в том, чтобы относиться к человеку, как к Богу.

 

10 БИЛЕТ« западно-европейская философия второй половины 19в-начало 20в.»

А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, К.Маркс, Ф.Ницще.

А.Шопенгууэр (1788-1860)- первым обосновал философию пессимизма. Вся человеческая жизнь сплошные страдания и разочарования. Мы не знаем тех высших благ жизни- молодости , здоровья и свободы. Пока они есть у нас, мы их не осознаем и не понимаем их ценности, а понимаем тогда , когда утратили, что какие то дни в нашей жизни были счастливые, мы замечаем лишь тогда ,когда они уступают место несчастным.

Надо воспитывать в себе убеждение что жизнь вечный обман и вечные разочарования, что в мире нет ничего достойного наших желаний, стремлений, борьбы,что все его блага нечтожны.

Тем самым мы преодолеваем господства «воли к жизни» - биологической по

своей природе силы, которая делает все людей рабами . это она заставляет человека жить во чтобы то не стало, даже если жизнь тяжела или невыносима.

С.Кьеркегор(1813-1855)- датский философ. отличием философии Кьеркегор было то,что в центр мировоззрения он поставил отдельного человека со всеми его проблемами , заботами , мечтами и стремлениями. Богатый внутренний мир человека, его вера в Бога, тревоги с ней связанные,- вот основные темы философии Кьеркегора. Его считают основоположником экзистенциализма – философского направления, подчеркивающего уникальную неповторимость человеческой жизни.

К.Маркс (1818-1883)- рассматривал развитие общества как процесс смены общественно-эконом. формаций: первобытная, феодальная, коммунистическая и т.д.

Особое значение уделяя трудовой деятельности как основе общественных отношений. Человек « по Марксу « есть продукт социальных отношений. «не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание: это центральная установка марксизма, как социально- экономической системы.

основные достижения Маркса в философии:

1. Талантливая критика недостатка капитализма.

2. Постановка проблемы практике( «практика – критерии истины»)

3.Постановка проблемы природы общественного.

Ф.Ницше (1844-1900)- немецкий философ, сущность вещей ,слепая воля к власти симпатия Ницше, на стороне сильных личностей , которые способные вести за собой слабовольные массы. Человек по Ницше изначально антикультурен, т.к. он природное существо , а культура создана для подавления и порабощения человека. Ницше сознательно провозглашает свою новую философию сверхчеловека. Он сам решает для себя что плохо, он возвысится над толпой и станет творить новую мораль, новые ценности и новое человечество. Ницше решительно выступает против идеалов христианство и морали.

Мораль это инструмент для закабаления, и подчинения сильных, гордых и независимых людей. В мире сверх людей никакой демократии и равноправия быть не может.

Демократия- самый скверный госуд. строй, уничтожающий все благородное и волевое в общей серой массе посредственности.

Самое лучшее для всех слабых, больных, немощных , неприуспевающих, чтобы освободить место для сверхчеловека.

Билет № 11Особенности отечественной философской мысли.

Становление философии относится к XI-XIIвв.

к периоду расцвета Киевской Руси. Первым древнерусским философом считают киевского митрополита Иллариона предпринявшего попытку осмысления роли русского народа в мировой истории. основателем священного образования стал Ломоносов, придерживавшийся материалистических позиций.

Особенности русской философии: религиозность, глубокий интерес к духовной жизни человека, этика и нравственность, соц. направленность. Самые глубокие мысли идеи высказывались не в научных работах, а в художественных произведениях.

Выдающиеся русские философы: Радищев, Пушкин, Чаадаев, Грибоедов, Карамзин, Герцен, Чернышевский, Хомяков, Леонтьев, Соловьев, Писаре, Толстой, Федорович, Плеханов, Ульянов, Ильин, Франк, Чижевский.

Ильин(1883-1954)-писал о роли и величии России, патриотизме, национализме, воспитании, о духовном обновлении человеческой личности, о нравственных ценностях, свободе, совести, вере, любви.

Леонтьев(1831-1891)-русский социолог, философ, писатель. Не признавал демократической идеи равенства. Любое развитие можно делить на три этапа:

1)полная дифференциация - разделение людей на классы и группы. Благодаря неравенству происходит развитие всего бытия.

2)начинающееся смещение, уравнивание

3)полное равенство - самый худший  

Чернышевский (1828-1889) - революционный нигилизм в философии. Был атеистом, социалистом. противником монархии

Бакунин(1814-1876) - ведущий идеолог мирового анафизма 19вв. Цель прогресса - увеличение степени свободы человека, считал что главные противники свободы - государство и религия.

Плеханов(1856-1918) - энциклопедически образованный ученый крупный философ и экономист. Перевал на русский язык ряд работ Маркса и Энгельса. разработал вопросы социальной     философии.

1)О роли народных масс и личностей в истории

2)о взаимодействии базиса и надстройки

3)о роли идеологии

 

 

12вопрос Философия Русского космизма, славянофильства и западничества.

Русский космизм.

Федоров Н.Ф., Циалковский К.Э., Вернадский В.И., Чижевский А.Л.

Федоров(1829-1903)- Он выдвигал идею регуляции природы силами науки и техники. Регуляция природы мыслилась или как принципиально новая ступень эволюции, как создательный этап изучения и развития мира и космоса.

Чижевский А.Л. (1897-1964)- Рассматривал жизнь ч-ка в связи с космосом. Создал целостную концепцию, раскрывающую специфику взаимодействия космических процессов и исторического процесса идущего на Земле.

     Западники и словянофилы.

П.Я. Чаадаев - в своём произведении "Философских письмах" подверг критическому пересмотру всю Русскую Историю. Россия существует для того, чтобы дать миру важный урок того, как ненужно жить. Во всех бедах обвенял провославную религию. Пушкин был не согласен с выводами Чаадаева. Спор (П) и (Ч) - это извечный спор русских интелегентов о судьбе России. Этот спор положил начало 2-м концепциям Русской Истории : Славянофильская-(познание величие России, её особого пути в Истории)Яркий представитель Хомяков.; Западническая( все Европейские страны идут единой дорогой и чем быстрее Россия вступит на неё тем лучше)Яркий представитель Герцен.

 

Билет№13

Неопозитивизм: признание достоверности только физически опытных знаний и отказ от научного исследования от ненаучного объяснения, т.е. мировоззренческих и философских проблем как теоретически и практически возможных.

Постпозитивизм: возник в середине 20 века на основе критики и самокритики неопозитивизма. Реабилитировал философию ее мировоззренческой функции. Особое внимание уделяет истории.

Феноменология : учение о сознании человека. Феномен в переводе с греческого – то, что является. В данном случае речь идет о том, что явилось в сознании человека, в его чувственном опыте и процессе осмысления.

Прагматизм: одно из философских направлений северной Америки, для которого философия метод разрешения конфликтных ситуаций, вся окружающая действительность отождествляется с опытом, а единственным критерием истины является достижение практического результата.

Экзистициализм: это философия существования человека, который находится в кризисной конфликтной ситуации. Экзистициализм говорит о сознании страдания одинокого смертного человека. Действительность должна не познаваться, а переживаться – через страх, осознание своей хрупкости и конечности, понимание чуждости и враждебности мира.

Антропология: это учение о происхождении эволюции, социальном развитии человека и становлении его как личности

Билет 14

Бессознательное было открыто австрийским психиатром З.Фрейдом 1856-1939гг.
Психика человека по Фрейду-противопоставление сознательного и бессознательного. При рождении человек руководствуется принципом удовольствия, но постепенно ему на смену приходит принцип реальности.

Фрейд предложил структуру человеческой личности:

1. ОНО-бессознательное. Представляет собой психические процессы отсутствующие в сознании и самосознании. Это область бессознательного влечения, которая руководствуется принципом удовольствия. Первые влечения по Фрейду-это:(1)либидо(эрос)-инстинкт жизни-это сексуальное влечение, вся сфера любви, родительская, потриотическая, дружеская. (2)танатос, инстинкт смерти-стремление к агрессии и разрушению.Эти противоположные влечения управляют человеком всю его жизнь

2. Я-это сознательное. Представляет рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности . это посредник между бессознательным и реальным миром.
3 Сверх-Я-это установки общества и культура, моральная цензура, совесть. Конфликт между Я и ОНО в психоанализе считается неразрешенным. Для подчинения ОНО требования принципа реальности необходимо еще Сверх-Я.

Сверх-Я представляет моральную сторону личности, отражение заповеди,запреты,власть родителей и т.д. Фрейд утверждал «Там где,было ОНО,должно стать Я» т.е. человек должен научиться приводить бессознательное в обл. сознания и подчинять его целям сознания.

К.Юнг создал концепцию коллективного бессознательного, содержание которого составляли не инстинкты а архетипы-типичные устойчивые формы коллективной памяти, это психологический багаж всего человечества который проявляется в мифах,сказках,исскустве и литературе в виде повторяющихся образах и сюжетах(матери Земли и т.д.)



Билет № 15

Филосовская антропология – учение о человеке

Философская антропология – учение отражающее философские взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования человека.

Четовек с момента рождения является индивилом, т е единичным природным существом, носителем индивидуальных своеобразных черт. Говоря об инливиде мы прежде всего выделяем его биологические своиства

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств, отличающих его от других людей

Личность – высшая степень развития индивида его соц облик, как субъекта общественных отношений.

Современная наука называет 3 фактора влияющих на формирование личности:

1. Гинетика, наследственность

2. Культурная среда (макро и микро среды)

3. Обстоятельства жизни

Социализация личности – процесс вхождения в соц среду, усвоение соц норм, определение собственных идеалов, интересов, потребностей.

Соц нормы: правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, традиции и обычаи

Соц структура личности:

1. Физическая личность или физическое Я – телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности

2. Соц личность – складывается в процессе общения людей

3. Духовная личность – внутреннее состояние, отражающее устремленность к определенным духовным ценностям

Соц типы личности:

1. Деятели

2. Мыслители

3. Люди чувств и эмоций

4. Люди избравшие делом всей своей жизни милосердие.

Я – Образ – субъективные представления человека о самом себе

Составляющие Я – образ:

1. Позновательный компонент – представления о внешности, способностях, физ силе, соц значимости

2. Переживания, себялюбие

3. Оценочно – волевой компонент – стремление быть понятным, завоевать симпатии уважение, повысить свой соц статус или остаться незамеченным, держаться в тени

Попытки классификации личности по темпераменту

Древнегреческие врачи Гипократ и Гален разделили людей по темпераментам на 4 типа.

1. Холерик

2. Сангвиник

3. Флегматик

4. Меланхолик

К Юнг разделил людей на 2 типа:

1. Экстраверты

2. Интроверты

Русский физиолог Ив Павлов разделил людей на 2 типа:

1. художественный

2. научный

 

16Билет. Философия о сущности сознания. Структура сознания.

Сознание – высшее, свойственное только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе.

В античное время, ср века, нов время определить сущность сознания не могли.

Современное естествознание считает, что сознание возникает в результате совместных действий, множества клеток головного мозга, который является органом сознания.

Головной мозг обеспечивает ряд сложных процессов регулирующих взаимодействие человека с окр средой.

1 процесс – поддержание необходимого для жизнедеятельности внутреннее состояние человека

2 процесс – положительные и отрицательные эмоции, чувства

3 процесс – память, внимание, научение, сила воли, фантазия.

Все названные составляющие формируют интеллект личности, который зависит не только от генетических возможностей, но и от выбранной человеком направленности жизнедеятельности. По мнению ученых интеллект развивается в процессе самоэксплуатации и самоупотребления. Чем больше мы потребляем разум и мышление, тем больше мы его развиваем.

Структура сознания

1. Когнетивная (познавательная) сфера

2. Эмоциональная сфера

3. Волевая сфера

Билет№17

Гносеология- учение о познании. Как человек познает окружающий мир.

Структура сознания:

1. Когнитивная (познавательная)сфера

2. Эмоциональная сфера

3. Волевая сфера

Человек познает мир с помощью чувственного и рационального познания. Чувственное познание осуществляется в 3 формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение- отражение свойств предметов возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятие- комплекс ощущений, отражение множества свойств предметов. Представление- сохраняемый в сознании образ предмета без непосредственного воздействия данного предмета на органы чувств. Представление существует в 2 формах: воспоминание, воображение. Рациональное познание осуществляется в 3формах: понятие, суждение, умозаключение. Понятие- мысль-обобщение, отражающее предметы в их общих и существенных признаках. Суждение- форма мысли, в которой утверждаются или отрицаются свойства предметов. Умозаключение- форма мысли, в которой из 2,3 или более суждений выводится третье. Понятие , суждение и умозаключение составляют содержание рассудка. Рассудок- обыденное повседневное мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Разум- это высший уровень рационального познания. Процесс развития мышления предполагает взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. Рациональное познание связано не только с чувственным, но и с другими формами внерационального познания: воображение, интуиция, творчество, эмоции и т.д. Творчество- это деятельность пораждающая нечто новое, ранее никогда не существовавшее. Любой человек в той или иной мере способен к творческой деятельности. Интуиция- неосознанно полученные знания. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека.

 

 

Билет 18. Уровни и методы научного познания. истина и познание.
Основной формой познавательной деятельности является наука.
Наука-форма духовной деятельности людей направленная на производство знаний о природе, обществе, познании, имеющая непосредственной целью постижения истины и открытия объективных законов.
Познание-процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, совершенствование.
Процесс сознания:
· Объект
· Субъект
Уровни научного познания:
· Теоретический
· Эмпирический(эмпирио-опыт,практика.)
· Метотеоретический (порадигмы)
Порадигмы-признание всеми знания.
Теоретический:
Ø Гипотеза
Ø Закон
Ø Научная теория
Эмпирический-научный факт и совокупность эмпирических обобщений.
Метод-совокупность мыслительных и практических правил и приемов позволяющих достичь желаемого результата.
Универсальные методы: анализ, синтез, абстрагирование, выделение существенных свойств, идеализация.
Методы теоретического уровня:
Индукция, дедукция, аналогия, сравнение.
Методы эмпирического уровня: наблюдение, эксперимент, опыт, моделирование.
Истина-соответствие знаний действительности.
Истина: Относительная(неполное, незавершенное условное значение)
Абсолютные(полное знание, идеал знания к которому стремится человечество)
Важнейшим критерием истины является общественно- историческая практика.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...