Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Георг Вильгельм Фридрих Гегель




1770-1821

Родился в Штутберге в семье крупного чиновника. Учился на теологическом факультете. Работал в Йенском университете. Был редактором. Под конец своей жизни работает в Берлинском университете.

Написал:

Феноменология духа

Наука логики

Энциклопедия философ наук

Философия права и т.д.

 

Образцовый ученик гимназии, который рано увлекся изучением античности. Дневник Гегеля – десятки страниц – описание занятий, встреч с профессорами и т.д. В свидетельстве об окончании универа – продемонстрировал отличные способности, плохие ораторские качества, к философии слаб.

Начинает потом читать лекции, выступать с публикациями. Очень педантичный, рассудительный, властолюбивый человек. «Человек гениальный, который очень рано осознал свою гениальность». Были конфликты с теми, кто работал рядом с ним.

Как препод: большинство студентов ничего не понимало. Его это совершенно не смущало (аудитории пусты). НЕ считал, что надо что-то менять. «Основные принципы моей системы в доказательстве не нуждаются Кое-где сложно, но для философского - элементарно». На первом месте для него разум, а не чувства. Первое время бедствовал. Вел дневники, но нигде нет никаких сетований. Считал, что главным является разум.

После женитьбы: у кого есть цель в жизни и хорошая жена, то у него есть все.

 

Как понимается философия?

Философия должна быть обязательно выражена в национально-понятийной форме, должна развиваться в форме науки. Философия не мб дисциплиной, доступной для всех. Не может существовать на обыденном уровне мышления. Для того чтобы заниматься философией, человек должен пройти несколько ступеней в развитии разума. Он не говорил, что философия только для избранных, но для этого необходимо приложить много усилий. Философия не есть набор некоторых устоявшихся, вечных истин. Излагаться она не должна как рассказ о истинах, излагать философию нужно как историю идей, принципов и т.д. В этом отношении философия не мб рассмотрена как деятельность одной выдающейся личности. НЕ считал, что философия создается отдельными личностями. Это история открытий некоторых истин и впоследствии отказа от этих истин. Само познание нужно воспринимать как процесс, оно никогда не останавливается. Это не набор абсолютных истин, а совокупная деятельность самых разных мыслителей, принадлежащих к разным эпохам.

Был публицистом и журналистом, статьи были рассчитаны на неподготовленного читателя.

«Кто мыслит абстрактно»

Мыслить абстрактно – мыслить данного человека только как обладающего какой-то одной чертой, абстрагируется от того, чтобы видеть данного человека в единстве самых разных определений. Мыслить абстрактно – мыслить штампами, при помощи скудных определений, выделять только одну характеристику и выдавать ее за единственно возможную.

Но есть мышление конкретное и чтобы его развить необходимы определенные усилия. Они должны быть связаны с развитием диалектического метода мышления.

 

 

Галилео Галилей

Библия-как попасть на ебо

Астроном- какого строение неба

 

Интрумент придерживался

Книга природы записана на языке математики.

 

Декарт

 

30.11.11

Абстрактное мышление – мышление слабое, застывшее.

Гегель формулирует свой диалектический метод мышления. Состоит из нескольких принципов:

1. Принцип историзма. Очень четко сформулировал мысль о том, что когда мы рассматриваем тот или иной объект, систему, то результат не мб понят без самого этого осмысления и без обращения к истории этого объекта. Любое явление – мы должны рассмотреть историю и обязательно помнить о том, как осмыслялся данный процесс. Человек должен быть знаком с тем, как этот объект изучался.

2. Принцип противоречивости – любое сложноорганизованное явление, любая система заключает в себе диалектическое противоречие. Это значит, что в рамках объекта есть стороны, которые одновременно объединяют и отторгают друг друга. Задача – это противоречие увидеть силами своего рассудка. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Принцип единства количественных и качественных изменений. Диалектически мыслящий разум должен увидеть, что объект достаточно сложен. Мы должны увидеть и осмыслить систему диалектического противоречия. Это ведет к тому, что происходят изменения количественного и качественного характере в объекте. Изменение качественных характеристик приводит к количественным изменениям, и наоборот.

4. Принцип конкретности истины. Истина не есть что-то застывшее, это единство множества определений. В этом отношении истина всегда конкретна. Она относительна по своему характеру, она есть результат познания. Истина всегда является истиной только для своего времени. В этом отношении не существует раз и навсегда признанных авторитетов.

5. Принцип отрицания отрицания. Наше познание – внутренне противоречивый процесс. Познание проходит три периода: тезис, потом формулируем антитезис и на более высоком этапе познания – синтез, формулируем определение, умозаключение.

 

В Античности под диалектикой понимали искусство спора, умение вести беседу. Для Гегеля диалектика – всеобщий метод познания. Если мы стремимся к тому, чтобы наше познание было совершенно, без диалектики не обойтись.

К тому же, диалектика у Гегеля – характеристика самой действительности.

Постижение мира осуществляется с помощью мышления. А что представляет собой мышление. Многие философы трактуют мышление как исключительно индивидуальный процесс. Гегель, соглашаясь с такой постановкой вопрос, идет дальше. Он предлагает рассмотреть мышление и в делах человеческих, поступках, результатах нашей деятельности. Вещи, предметы, созданные человеком – разве это не есть результат мышления? Это есть проявление человеческого мышления. Да, это мышление, но оно как будто отделяется от человека, наши мысли «опредмечиваются». Архитектор реализует свое мышление, создавая новые постройки. Мышление может реализовываться в культуре, которую мы воспринимаем через книги, духовную деятельность. Когда мы пытаемся познать какую-то вещь, какой-то предмет, мы пытаемся обнаружить ту мысль, которая скрыта в данном предмете, книге, вещи и т.д. С одной стороны, есть процесс опредмечивания, с другой стороны, есть процесс распредмечивания. Мы находим некую мысль, скрытую за данным предметом. Познание – это отыскание смысла происходящего, а смысл выражается в понятии. Поэтому поиском понятия должен заниматься философски мыслящий разум. Философия есть проникновение разумное, а разумное есть мышление, значит, философия – это мышление о мышлении.

А как объяснить, откуда появилась у человека сама способность мышления. Как объяснить культуру в целом, природу в целом. Изучая природу, мы тоже пытаемся найти некую мысль, которая лежит в основании природы. То же самое с культурой, человеческим обществом. Мы пытаемся в самой истории тоже найти некую мысль, понятие.

Отдельная вещь, созданная человеком, есть результат опредмечивания. Но природу в целом нельзя представить как деятельность одного или даже множества людей. Поэтому мы должны признать существование надиндивидуального мышления (Абсолют, абсолютная идея). Безличный мировой разум пронизывает собой все существующее. Главное в деятельности Абсолюта есть познание. Разум активен, он действует, эта активность состоит в самом мышлении. Существует независящая от воли людей некая Абсолютная Идея. Это мышление мыслит и порождает весь мир и пытается его же понять. Человек с одной стороны создает культуру и одновременно пытается познать все, что создано. То же самое и Абсолют. В этом отношении Гегель делает вывод о тождестве мышления и бытия. Для Гегеля онтология и гносеология по сути одно и то же. Строит систему абсолютного идеализма, бытие и есть мышление, но мышление Абсолюта. Гегель, исходя из этого, строит картину мира. Все бытие мы может признать в виде саморазвития, самопознания.

Процесс саморазвития можно разделить на 3 этапа и выделить 3 основные части философии.

Сначала существует мысль, процесс сложного взаимоперехода одних понятий в другие понятия. Изучает этот переход логика. Взаимная идея существует в себе. Затем происходит порождение природы. Все те объекты, которые мы можем наблюдать в природе, это объекты некого мышления.

На уровне логики идея существует в себе, на уровне природы она существует в ином. Природу изучают физика, механика, органическая физика. Здесь – философия природы.

3-й этап – этап, когда возникает дух, социум, нравственность, право, формы, в которых Абсолют себя выражает. Этот этап изучает философия духа. Здесь есть 3 раздела:

1. Субъективный дух (психология, особенности человеческого познания, здесь мы исследуем право, мораль, нравственность). Все это есть результат самопознания, самореализации.

2. Объективный дух

3. Абсолютный дух – мы видим, как абсолют реализует самое себя в совершенных формах: религия, искусство и философия.

 

Философия духа (Идея возвращается к себе самой, но на более высоком уровне)
Философия природы (Идея отчуждается в природу)
Логика (Абсолютная идея в собственных рамках)

 

Единство бытия, логики и мышления. Саморазвития абсолютной идеи – это не есть процесс в определенном времени, он не имеет начала и завершения, он существует всегда. Развитие Абсолютной Идеи не мб завершено в принципе.

По Гегелю, философия – высший этап в развитии духа. Абсолютная идея нашла наиболее полное выражение в гегелевской философии.

 

Проблема истории и проблема человека в истории.

История совершается поступательно. История реализуется закономерно, она совершается объективно, существует прогресс. Смысл прогресса в истории – это расширение сознания свободы. В этом отношении Гегель говорит о 3-х периодах развития истории:

1. Период восточной деспотии. Разум не осознает своей свободы, разум подчиняется деспотизму политическому и т.д. Разум спит. Он сам по себе свободен, но он не осознает своей свободы. Человек не осознает себя как свободное существо. Личность человека по сути уничтожена, он склоняется над своей судьбой. Свободен только тиран.

2. Античный период (греко-римский). Происходит осознание того, что некоторые люди свободны. Но они еще не знаю, что человек свободен как разумное существо. Если ты родишься рабом, то ты не будешь свободным человеком.

3. Христианский (или германский) мир. Высшая ступень в движении всемирного духа. Это тот европейский мир, который был создан германским народом на развалинах Римской империи. Человек свободен как дух, полное отрицание рабства. Личная свобода человека уживается с требованиями гос-ва. Эта форма, в которой и будет проходить дальнейшее развитие духа.

Если для Канта совершенное гос-во должно возникать в будущем, то для Гегеля совершенное гос-во, которое вот-вот должно реализоваться. Для Гегеля это конституционная монархия.

Коль скоро разум движется и познает самое себя, то Абсолют переселяется от одного к другому народу. Определенный народ в определённый период является его носителем. Дух посещает народ, народ создает великие творения, великую культуру. Что касается славянских народов – стоят в стороне от движения, Дух нас еще посещал.

Коль скоро в основе развития всего лежит надиндивидуальный разум, то личностное начала Гегелем оценивается не слишком высоко. Люди – это средства, которыми разум пользуется для достижения своих собственных целей. Ценность отдельной человеческой жизни относительна. Абсолютная ценность – это некоторая идея, которой человек должен служить. Приоритетность общего по отношению к единичному. Величие великих людей – в том, что они способны воспринять движение Абсолютного духа. Он действует через отдельных людей. Это люди, которые приносят в жертву себя и других людей. Человек должен осознать, что подлинная сущность человека связана с тем, что он причастен роду, подлинная сущность – жизнь рода, если он это осознает, то жизнь человека станет более счастливой. Причастность к общему – это причастность к гос-ву. Гос-во существует как некая безусловная ценность.

«Умный следует за судьбой, а сопротивляющегося судьба тащит за волосы».

Войны необходимы, чтобы показать человеку, что обособляться нельзя. Если он не может это осознать, то его ожидают неудачи.

Но иногда, несмотря на всю нашу деятельность, всеобщий результат оказывается разумным, хотя каждый действует сам по себе.

Какие бы мы цели ни ставили, результат все равно будет иным, не таким, каким мы его представляем. Действительность разумна. Все, что было до нас, и все, что есть – это развитие всемирного духа.

«Примирись с жизнью, вспомни, что все совершается разумно, и будь счастлив».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 147.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...