Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искажение логической структуры




· Ошибка в аргументационной конструкции – тезис не следует из посылок. Это ошибки, которые связаны с ложным обобщением. (Петров спит на лекции, Сидоров спит на лекции, значит, все студенты спят на лекции)

· Мнимое опровержение – опровержение посылки выдается за опровержение тезиса. (Полезно изучать философию, потому что она расширяет взгляд на мир, способствует формированию критического мышления, и знание философии может обеспечить вас в материальном положении – последняя посылка опровергается, значит, философию изучать бесполезно)

· Искажение утверждений противника – оппонент отвечая на вашу аргументационную конструкцию, сам изменяется тезис – расширяет или сужает его. Ех., вы выступаете за смертную казнь – вы хотите вернуть времена инквизиции – это усиление тезиса.

· Отступление от тезисаиперевод спора на другой тезис.

2. Иррелевантные доводы – доводы, которые не имеют отношения к делу

· Аргумент к личности – обсуждение с тезиса переводится на того человека, который данный тезис формулировал

· Аргумент видовой принадлежности – расширенная трактовка довода к личности. Ошибка или уловка, когда оппонент пытается показать другого участника спора как того человека, кто неуважаем в данной группе.

· «Чтение в сердцах» – ошибка, когда разбираются не сколько доводы, а мотивы, которые заставили вас примести этот довод.

· «Довод городовому» - угроза (прямая или косвенная), которая сформулирована один из участников спора.

· Неуместная ссылка на авторитет – когда ссылаемся на некую фигуру, которая обладает определенным авторитетом.

3. Психологические уловки – основаны на знании человеческих слабостей, характеров

· Выведение противника из себя путем оскорбительных намеков и т.д.

· Не давать противнику опомниться – говорить быстро, так, чтобы было непонятно собеседнику

· Ложный стыд – у вас создают благоприятное настроение для восприятия аргументационной конструкции. («Наука давно установила, что…» Или «вы, как человек умный, не станете отрицать, что…»)

 

28.09.11

Теоретический уровень – наука и философия.

Жизненно-практический уровень – мифология, религия.

Началом философии на Древнем Востоке являются древние тексты о бытии.

Древнеиндийская философия – самхиты, которые создавались на протяжении 17-15 веков до н.э.

1. Ригведа

2. Атхарведа

3. Самаведа

4. Яджорведа

 

Ведическая литература (тексты):

1. Самхиты

2. Брахманы – ориентированы на священнослужителей. Рук-во по правильномуобращени с молитвенными просьбами.

3. Араньяки – книги для смехотшельников. Считается, что каждый человек проходит 4 этапа (ученичество, домохозяин, отшельничество, монашество). На этапе отшельничества – заглянуть в собственно я.

4. Упанишады – «сидеть около учителя». Около 200 книг. Это первые памятники философского содержания. Главная цель человеческого бытия – познание собственного Атмана и соединение с Брахмо.

 

Брахмо – безличное человеческое начало, вынесенное за пределы человеческого бытия.

Атман – внутрисущее, то, что содержится в каждом из нам.

 

Несколько традиций:

1. Астика (ортодоксальное направление) – те важные категории, которые мы находим в ведической лит-ре, носят догматический характер, не могут быть пересмотрены.

2. Школа Настика (неортодоксальное направление) – развитие мысли идет дальше, поэтому некоторые положения можно изменить.

 

Астика (школв):

1. Санкхья – «перечисление, рассмотрение». С точки зрения представителей этой школы все многообразия вселенной – результат взаимодействия материального (пракрити) и идеального (поруше).

2. Йога - «связь, усилие». Пути и методы, намеченные в шклеСАнкхья, получают практическое воплощение.

3. Ньяя – «правило, логика». Атман – чистая мысль, путь к нему лежит через познание.

4. Вайшешека – «различение». Спорили с буддистами и утверждали, что категория и понятия - это самостоятельно реально существующие сущности.

5. Школа Миманца (Пурва-миманца) – «первоисследование». Утверждают, что веды имеют фундаментальный священный совершенный характер и являются фундаментом кармического закона.

6. Веданта – «завершение вед». Достижения: философская разработка брахмана как божественного первоначала, Атмана как духа и освобождения как познания тождества брахмана с Атманом.

 

Школы Настики:

1. Буддизм – по имени будда - просветленный

2. Джайнизм – джива – «живое». В несовершенном состоянии живое является заложником неживого. Дживасвязана с адживой и страдает от этого. Необходимость выхода из круга Сансары, чтобы достичь нирваны или мокши.

3. Локоята – «мирская». Единственная материалист школа, существует только то, что доступно восприятию. Цель жизни – чувственное удовольствие.

 

Основные периоды:

1. Ведический – период становления. С 10 по 5 вв до н.э.

2. Классический (брахмано-буддстский) 5 в до н.э. – 10 в н.э. Возникновение буддизма и джайнизма, которые оказали влияние на развитие основных инд школ.

3. Индоистский 11 в н.э. Ослабление буддизма.

С 11 в. Н.э. – Веданта и Ньяя.

 

2 состояния слияния Атмана и Брахмо.

1. Нирвана – «остывание, затухание, приостановление»

2. Мокша – полное освобождение.

Буддизм разделился на:

1. хиаяна – путь освобождения доступен избранным. Будда в состоянии мокши.

2. Махаяна – будда в сотоянии нирваны. Возрождение духа будды в очередном учителе.

 

Дух, находясь в теле, страдает, т.к. вынужден перерождаться.

Карма – закон воздаяния. Шире понятия судьба. Судьба – данность, обреченность, независимость от человека. Это то, что человек формирует в своем преыдущем перерождении. Связана с законом перерождения, или Сансара.

 

Карма мб:

Скрытая – это то, что идет из прошлой жизни (болезни)9

Зрелая – то, чего человек достиг.

Карма зарождающаяся – тот сценарий нашей жизни, который мы сами себе написали.

 

Древнекитайская философия

Пятикнижие (у-узин)

1. Книга перемен – с 12 по 6 вв до н.э.

2. Книга песен – 11 – 6 вв до н.э.

3. Книга истории

4. Книга весны и осени 7-5 вв до н.э. Летопись, посвященная жизнеописанию Конфуция

5. Книга обрядов с 4 по 5 в до н.э.

 

Философия – возникает в период Золотого века – 6 в до н.э.

Зло не от Бога, Бог не является творцом зла, оно от людей. Бог не всемогущ, потому что что-то зависит только от человека.

 

Делится на 3 периода:

1. Начальный (классический) – 6-3 вв до н.э.

2. Философия эпохи Хань 2 в до н.э. – 2 в н.э. В этот период утверждается Конфуцианство

3. Псолеханьская философия 3-10 вв н.э. Буддизм доминирует.

6 основных школ

1. Конфуцианство – идея воспитания благородного мужа.

2. Школа моистов – уьверждал всеобщую любовь, равенство

3. Школа легистов – законники.главная идея – мировая гармония, воздержание от к-л высказываний, суждений.

4. Школа натурфилософии

5. Школа имен – задача – исследование понятий и реалий.

 

Др Кит философия – практический характер.

3 основные школы, занимали сь проблемой человека:

1. Шконфуция – человека изначально добрый, а не злой

2. Ш даосизма – утверждали мировую гармонию

3. Легистов – только законы могут изменить злую природу человека

 

Конфуцианство Даос Легисты
Тянь – это небо, воплощение высшего божества Шанди. Познать волю неба, найти путь этого познания. Волю неба может познать благородный муж – цзюнь-цзы. Его противоположность – Сяожэнь – плохой человек. Категория Дэ – нравственная сила. Близки в тратовке с легистами, но отличаются от даосов. Какова совокупность нравственной силы, которые приписблагород мужу: · гуманность (человекулюбие) – жэнь. Человеколюбие – это любовь к тому, что является в человеке подлинно человеческим. · Искренность (правдивость) – синь · Долг, справедливость · Ритуал – Ли 2 составляющие: Сяо (сыновняя почтительность) и Чжэнмин (исправление имен) · Знание, ум – чжи   1. Надо знать и выполнять ритуалы 2. Искусство – понимать музыку 3. Читать 4. Писать 5. управлять колесницей 6. стрелять из лука   Помнению ученика Конфуция (СымЦань), он учил 4-м вещам: 1. письменным памятникам - Вэнь 2. практическим поступкам – син 3. преданности учени – Чжун 4. Быть правдимым и искренним - синь Лао-Цзы (основоположние) на место неба помещает Дао (для коныуцианства – путь чего-то) здесь: начало и завершение всего сущего, оно безымянно. Дэ – это творческая сила, воплощенная дао Дао безымянное – то чему дано имя, есть Дэ. Главнаязадщача – быть мудрым, воздерживаться от суждений. Совершенно мудрый – ЖэньШэнь Гос-во рпоцветает тогда, когда правитель ни в о что не вмешивается. Правителю достаточно знать, что он во дворце   Качества совершенно мудрого 1. Естественность 2. Пресекать (исключать) имена Приницпнедеяния, тишины – ему должен следовать ЖэньШэнь Когдалегизм стал доминирующим учением, первое, что они сделали – совершили культурную революцию. То знание, что было в этих книгах – хорошо только для старых времен. В отличие отконфуцианства – там замкнутый круг (обращаются к прошлому). Здесь – движение вперед, если двигаться по кругу – то это регресс.   На место ТЯнь или Дао – поставили куль правителя Ван – тиран, это воплощенное Дао. Ван издает законы (Фа) – для народа, чтобы исправить злую природу, которая заключена в человеке. Сам следует ли – ритуалы Двойная мораль: одни законы для подданных, другие для правителя Представитель – Шан Ян и ЛИСы   Ли Сы пишет указания правителю. Мысли подданных темны, поэтому надо держать всех в стразе. Народ должен бояться своего правителя. Книга правителя Шан – Шан Ян.   Дао рассматривается как мораль, которую формируют правильные законы. Понятие совести заменяет страх.   Человек проходит три этапа: 1. Корыстолюбие 2. Человеколюбие 3. Законолюбие Война и земледелие – главное, на что опирается об-во и ради чего существует гос-во.   Из разроннны 100 царст Китай становится гос-вом, объединенным под управлением одного императора. Позитивное в том, что в это время создается порох, разарабатываетс технология создания шелка.   Китай укрепляет свои границы. Провозгласили отказ от наследования должностей. Каждый в меру своих способностей мог претендовать на должность, которая была ему препостительней.  
     
     
     
     

 

 

05.10.11

Периоды развития античной философии

1. Ранний период 7-сер 5 вв до н.э. Досократические школы (Фалес, Анаксимен, Демокрит, Эмпедокл) Поиск первоосновы мира

2. Расцвет греческой философии 2-я половина 5-го – 4 вв до н.э. Философия Сократа, Платона, Аристотеля. Не только поиск первоначала, в цент р внимания попадает человек, философские проблемы решаются в упором на человека.

3. Эллинистический период греко-римской философии. Закат античной философии. 3 в до н.э. – 4-5 вв н.э.

 

Философия Платона

427-347 гг до н.э.

Родился в аристократической афинской семье. Аристокл – подлинное имя, Платон – платиус – широкий (прозвище), т.к. Платон был прекрасным спортсменом, т.е. широкоплечий. Другая версия – так назвали за широкий кругозор.

НЕ сразу стал заниматься философией, нек время учился у Кропила, потом уже у Сократа. После знакомства с Сократом уничтожи все свои ранние худ произведения. Решил посвятить себя философии. Посмле смерти учителя Отправляется путешествовать – в течение 12 лет. Посещает Египет, Юж Италию, Сицилию, те впечатления, которые вынес из путешествия – повлияло на его творчество. Посещение Египта – сильное впечатление от кастового устройства общества, особо выделял то, как обучались там математике, геометрии. Встречается с известными философами, которые потом выводятся Платоном в его диалогах. Встречается с астрономом Федром, с видным гос деятелем Архиппом. Он посещает Сиракузы – город-гос-во на Сицилии власть принадлежала там тирану Дионисию – в теч 38 лет удерживал власть в своих руках. Платон убедил с=его совершить преобразования. Но в конце Дионисий отправил его невольничий рынок. Потом Платон вел уже беседы с сыном Дионисия, но его опять пытались продать

В 40 лет возвращается в Афины и основывает свое школу, название – Академия. Школа находилась в роще, посвященной герою – Академу, отсюда название. Учченики – академики. Молодые люди из состоятельных семей, часть стремились посвятить себя философи, другие – чтобы подгтовить себя к политичекой деятельности. Большая половина жизни Платона – в Академии. Считал, что занятия математикой – предпосылка к занятиям философией. Висел лозунг над входом: «Не геометр да не войдет». Сама платоновская академия была закрыта в 528 году н.э. Существовала 960 лет.

Философские идеи в форме диалогов. В качестве глав действующих лиц – известные люди и т.д. Но ыли и ремесленники, и рабы. Свободная форма философтвования сделала философию Платона очень привлекательной. Достаточно бысто стал философом. В кач-ве центральной фигуры его диалогов – Сократ. Внешнней связи между диалогами нет, смысл связи тоже не всегда просматриваются. При внещней не систематичности картина философии все-таки вырисовывается. Взгляды Платона глубоко продуманы. Попытался дать ответы на важнейшие философские вопросы, У него есть проблемы онотологические, подлинного и неподленного бытия, космология, гносеологии, психология, учение о нравственности – этика, учение о гос-ве – соц срез философского знания. Очень важна фигура Сократа. Для Платона был важен образ истинного философа. Это одновременно для него и учитель, и подлинный философ, и идеальный аргументатор.

Характеристики начтоящего философа:

1. Поиск истины. Слово в античном полисе – колоссальный вес имело. Сократ беседует с Гипием и они беседует о том, что такое прекрасное. Сократ: «Я постоянно должен искать ответы на те вопросы, которые формулирую»

2. Особый эмоциональный строй личности. Сократ опять идеал. Готов отказаться от своего мнения, если собеседник готов предоставить более совершенную аргументацию

3. Честность и последовательность. Нельзя выдавать за истинные положения те, которые ты сам считаешь ложными. Иначе это измена самому себе. Сократ: пусть лира у меня скверна настроена, пусть все со мной не сограшаются и спорить, главное – не вступить в противоречие с одним человеком – с самоми собой.

4. Нужно в полемике учитывать взгляды своего оппонента. СобеседнкиСократа Пол обсуждает вопрос может ли человек быть одновремнно счастливым и причинять зло другим. Пол приводит в пример Аржилая – приносил зло другим людям, но был счастливейшим из смертных, т.к. все афиняне сичтали его таковым. Сократ: ты опровергаешь меня по ораторски. Правило подлинного аргументатора – человек должен опираться на согласие своего собеседника, нельзя опираться на свидетельство посторонних людей, с сылкой на авторитет

5. Сократ отказывается от попыток склонить др чел-ка к своей точке зрения любым способами. Апология Сократа (произведение): сократа приговорили. Выступая на суде: возможно, кто-то подаст свой голос в сердцах против меня. Но я не собираюсь приводить сюда родственников и совершать подобные шаги. Непраивльно умолять судью с помощью своих друзей, близких. Я буду стремиться рассуждать о существе выдвинутых против меня обвинений.

 

Сократ – фигура человека бескорыстно преданного истине.

 

В своих диалогах Платон пытается ответить на основные философ вопросы. Заложил основы современной европейской философиии. Есть стрежневые идеи – например, платоновское учение об идеях. Платон впервые в достаточно серьезной систематической манере предложил новый взгляд на то, как устроено бфтие. Мы можем говорить о 3 уровнях мира:

1. Уровень вещей (мир вещей)

2. Мир материи

3. Мир идей

Использует аллегории. Диалог гос-во – здесь рисуется аллегория «пещера». Представьте себе, что люди находятся в пещере. Свет проникает только снаружи, незначительный. Мы видим только тени, которые движется определеннвм образом. Мы пребываем в этом мире, что ничего, кроме этой пещеры нет. Тени мы воприснимаем как единственно возможнеы. Один вырывается наружу – видит, что мир за пределами гораздо разннобразнее. Видит солнце и т.д. Рассказывает своим соплеменникам, но те ему н5е верят.

Смысл аллегории:

Пещера – мир вещей

Узники пещеры – люди

Вместо самих вещей мы видим тени вещей, но есть некоторый подлинный мир. Для того чтобы в него выйти, нужно приложить интеллектуальные усилия. Если это уается – можно увидеть мир прекрасных сущностей. Заслуга Платона – попытался объяснить, описать сложнуб структуру мира. Логик рассуждений: мир обыденности, вещей – этот мир постоянно меняется, вещи возникают и уничтожаются, нет ничего прочного устойчего. Но есть еще идеальный мир – мир идей. Именно идеи обладают подоинным бытием, т.к. идеи – вечны, они неуничтожимы, не преходящи. Подлинность связывается с вечностью, совершенстовм. Реальность в который живет человек, призрачна. Идеи (эйгосы) – подлинная реальность.

Есть еще мир материи. Материя – лат слово. Платон уопотреблял слово «хора». Это низший уровень нашего бытия. Это костная масса, которая не приемлет изменения, она не творится идеями, вне наших ощущений.Мало что можно сказать, можно прийти к выводу о ее существовании путем умозаключения. Мир эйгосов – это идеи совершенны.

Есть мировая душа – объединяет идеи с этой косной материей и получается чувственный мир. Каждый предмет, с которым мы имеет контакт, это есть соединение чего-то материального и идеального.

Мир, в котором человк живет, это есть не единственная реальность. Есть реальность сверхчувственная – мир эйгосов, мир идей. В зависиомости от того, к какому миру более причастен человек, мы различаем разные образы жизни. Можно ограничивать свое познание только чувтсвенным восприятием, но это не подлинное восприятие.

Диалог: сократ – Гиппий. Что такое прекрасное? Софист Гиппий отвечает достаточно просто: называет некоторые частные случаи, например, красивая девица.

Сократ: Лира может быть прекрасной?

Г: да

С: а горшок?

Г: да

С: можно найти разные случаи прекрасного.

Далее выясняется, что все предметы могут быть более или менее прекрасными. Найдется более прекрасная лира или конь. Но философ должен занимать поиском ответа на вопрос что такое прекрасное само по себе. В таком виде прекрасное и есть идея, или эйдос. В этом различие чувственного мира и мира эйдосов.

Прекрасный конь –прекращает свое существование, а идея прекрасного – вечна, она не исчезает с исчезновением чувственного предмета, она безотносительна. Идеи не могут постигаться только с помощью органов чувств, они постигаются с помощью разума.

У Платона есть иерархия идей. Идея для каждой вещи, для каждого предмета. Идея лошади, четвероногого животного и т.д. На вершине этих идей – идея блага как такового. Нет идей для предметом безобразных, идеи болезни и т.д. За это последствии его упрекал Аристотель.

Идея противостоит миру вещей как совершенное несовершенному, как оригинал – копии, как благое – неблагому.

Любой разумный человек должен обрат=щать свой умственный взор к миру идей. Человек, который выходит за пределы пещеры, это и есть философ, которому удается прикоснуться к миру идей.

Противопоставление этих двух миров дополняется противопоставлением двух начал человека – души и тела. Тело – смертно, душа – бессмертна. Душа подобна самому миру, в ней есть разные начала. По крайней мере, 3 начала:

Разумная часть – добродетель этой разумной части души - мудрость

Есть яростная часть души – добродетель в мужестве

Вожделеющая (низменная) часть души. Добродетель в умеренности.

 

Какая часть души играть определяющую роль в жизни человека? Какая часть окажется сильнее?

Платон сормулировал аллегорическим языком дал картинку человечесвкогого сознания, человеческой души. Сейчас сознание определяется – сов-ть процессов познавательный, эмоциональных, волевых. Можно выделить познание, осущ с помощью органов чувств, можем выделить эмоции – оценка того, что происходит, и волевые желания, потт=ребности. В этом отношении платоновский взгляд на душу чел-ка – потрясающее открытие.

 

Какая часть души сильнее? Чтобы объяснить, что чел-ка может ожидать, Платон использует аллегорию. Душа сравнивается с колесницей. 2 коня и возничий. Возничий – это ум. Один конь – разумная часть, коорая стремиться вверх, к созерцанию идеального мира. Второй конь – низменная часть души, стремиться увести вниз, в мир чувственного. Кони сталкиваюься, колесница падает вниз, душа чел-ка попадает в тело новорожденного.

Судьба чел-ка существует или нет? В значительной степени, но не асбсолютно. Это зависит от того, насколько душа смогла приобщиться к миру идей до вселения в тело. От чел-ка тоже зависит очень многое, в этом отношении занятия философией способны направить чел душу туда.

Можно говоить об иерархичности самих душ и соответствующих им занятий.

1. Философ

2. Царь

3. Гос деятель

4. Врач

5. Прорицатель

6. Поэт

7. Ремесленник, замеледелец

8. Софист

9. Тиран

Софист и тиран – люди, у которых низмнная часть души преобладает в большей степени над разумной частью души.

Процесс познания видится Платоном:

Существует уровень чувственного мира и мир эйдосов, знание идей являеся более совершенным. Человек может свео познание основывать на показании чувственных органов, знание чувственного мира не будет подлинным. На основании этого мы составляем то, что называется мнением – докса. О чувственном мире складываетс не знание, а мнение.

Знание идей – это уже истинное знание или эпистема.

Эпистемология – это учение о подлинном, совершенном знании.

Эпистема - Это знание эйдосов, то что появляется интеллектуальным путем. Может быть получено при помощи рассуждений, поэтому занятия философией, логикой полезны. Также может носить интуитивный характер – при помощи интуиции. Откуда берется интуиция? Возможно, это результаты соприкосновения души с миром идей, когда душа вселяется в тело, чел-к ничего не помнит, но это знание скрытое можно путем вопросом сделать открытым.

Платоновское учение о гос-ве.

Существуют разные уровни нашего мира, подобно этому и существуют те формы гос-ва, которые основаны на нашем чувственном знании. Несовершенные формы гос-ва, но должна существовать идея идеального подлинного гос-ва. Пытается рассуждать о том, какие формы гос-ва существует, о проекте идеального гос-ва. Один из самых знаменитых – диалог Гос-во. Размыления о том, что такое гос-во. Платон был первым философом, который представил первый соц проект построения такого идеального гос-ва. Критика существующих типов гос-ва.

Выделяет 4 типа:

1. Тимократия – сам термин не очень определен. Власть, которая основана на господстве честолюбцев. В гос-ве господствует яростное начало души. Характерно для него: соперничество в достижении почестей. Это военачальники – люди, которые стремятся максимально реализовать яростное начало свой души. На высокие должности будут ставить людей не мудрых, а людей, которые рождены для войны. Это гос-во будет постоянно воевать. Если войны успешные – они приносят большуюприыбль. Военачальники, которые соперниали, начинают обогащаться.В их развивается стремление к наживе. Постепенно их образ жизни менятсяна роскошный. Переходит постепенно в олигархию.

2. Олигархия – господство немногих над большинство. Имущественный ценз – заранее определяется, что к власти не допускаются те, у которыых нет определенныхразмров собственности. К власти приходят благодаря богаству, а не благодря умению управлять гос-вом. В этом главный порок олигархии. Это гос-во никогда не будет единым. В этом гос-ве будет 2 гос-ва: бедняков и богачей, которые будут постоянно злоумышлять друг против друга. Если в тимократии войны с другими гос-вами, то в олигахии – постоянная внутренная война, гос-во воюет само с собой. Если побеждает бедное большинство, то сменяется демократией.

3. Демократия – власть большинства. Уравнение в гражданских правах. Рабов платон вообще не принимает во внимание. Замещение гос должностей происходит большей частью по жребию, случайно. У валсти могут оказаться неподготовленные люди. Порок олигархии – имущетсвенное расслоение – не исчезает. Перераспределение богаства, которое приносит хаос. Одни разоряются, другие обогащаются. Критиковал Платон очеь резко, что дало основания исследователям 20 вв назвать проповедником тоталитаризма.Сатиричский образ демократа – разбогатевший кузнец, который недавно вышел из тюрьмы, помылся, купил себе новый плащ и собирается жениться на дочери бывшего господина, к-ый теперь разорен. Господствует вожделеющая часть души. Типичный человек демокр об-ва нагл, разнуздан, но это считается свободою, распутный, но это сназывают великолепием, бсстыден (наз-ют мужеством). Вырождается в тиранию

4. Тирания – все что делается слишком, вознаграждается пременой в противопполож сторону. Избыток свободы должен приводить отдельногосчле-ка, полис приводит к рабству. Тиран вырастает из того, что называют представительством. Тиран – отеубийца, истребляет свой собственный народ, который ео породил, который привел его к власти.

Каждый из этих типов есть последующее ухудшение.

Что общего для всех типов:

1. Везде царит разор вместо согласия

2. Насилие вместо справедливого распределения обяз-тей

3. Стремление квластилюбрй ценой

4. Алчность вме5сто обуздования своих страстей, вместо умениякконтролиовать свои потребности

Во всех этих гос-вах – нарушение меры. Это нарушениесвязано с тем, что ложным образом понимаетмя благо. Или как почесть, или как богаство. Или как свобода, или как безграничная власть.

А на самом деле благо для гос-ва – это справделивость.

 

Что предполагает справедливость в гос-ве?

Разделение труда в соответствии с природными задатками и образованием – каждый должен заниматься своим делом. Если подобный принцип реализуется, то все граждане связаны и необходимы друг другу. Гос-во получается сплоченным, целостным, единым.Гос-во должно защищать себя должным образом, что-то производить, управляться.

3 основные группы граждан в идеальном гос-ве:

1. Философы-правители – разумная часть души преобладает

2. Воины (стражи) – преобладает яростная часть души

3. Земледельцы, ремесленники - вожделеющая

Делит на группы в соотвествтии с частями души.

Каждый отдельный человек должен прежде всего развивать разумную часть. В идеальном гос-ве управляют люди умные, мудрые, философы могут созерцать мир идей. Поэтому философы понимают, что такое справедливость, соразмерность, гармония, благо.

Стражи (яростная часть души). Главная добродетель в мужестве. Яростны, но стремятся к мудрости. Каким образом дети, которые рождаются у стражей, способны к тому, чтобы перейти в круг философов. Нужно уделять много вниманию воспитанию детей. Они должны получать самое разностороннее воспитание. Например, гимнастическое и мусическое (воспитание духа – наукам и т.д.). Воспитание искусством – Платон говорит, что ис-во должно быть рформировано. Нужно некоторые мифы пересмотреть, т.к. боги зачастую выступают как существа неспрведливые, неорганизованные и т.д. Нужно убрать оттуда отрицательные примеры того, как ведут себя боги, т.к. молодые люди должны воспитывться в уважении к власти, богам. В этом отношении мифология должна быть изменена.

Искусство должно быть реформировано в том смысле, чтобы запретить подражательство. Люди, которые посвятили себя поэзии, артистической области – один и тот же актер может играть разные роли – и как философ, и как страж, и как ремесленник. Но каждый человек может переходить из одного разряда в другой только путем огромных усилий, поэтому такое перевоплощение актеров неправильно.

Правители и стражи: Частная собственность не допускаеется, не имеют семьи в обычном смысле. Не должны иметь предметов роскоши, дети и жжены общие.

Ремесленники – там собственность может существовать, но незначительная, правители гос-ва следят за тем, чтобы размер этой соб-ти не был увеличен.

Как такое гос-во может возникнуть? Платон не имеет четкого ответа, надеется на случай. Может быть, среди потомков властей встретятся философские натуры и человек этот совершит все это.

 

Аристотель

384 – 322 гг до н.э.

Родился в полисе Стагира. Отсюда часто называют «стагирит». В 17 лет приезжает в Афины и становится слушателем платоновской Академии. Очень высоко ценили друг друга. Платон считал Аристотеля самым талантливым своим учеником. Аристотелю принадлежит фраза: «Хотя Платон и истина мне одинаковы дороги, но священный долг велит отдать предпочтение истине». Аристотель учился философии, как и Платон, много странствовал. Был приглашен македонским царем Филиппом 2 для воспитания его сына Александра (Македонского). 4 года его воспитывал. Когда Александр стал царем, Аристотеля от себя отсылает. А,М: «Сегодня я зря прожил день, я не сделал ничего доброго» - этому его научил Аристотель.

Аристотель открывает свою школу Литей. Название – рядом с храмом Аполлона Литейского, отсюда название. Многие занятия в виде бесед, пока они прогуливались по галереям. Школа стала называться парепатетической- «прогулочной», а ученики – парепатетики (прогуливающиеся).

В Афинах Аристотеля считали сторонниками Александра М. После его смерти ему грозят неприятности, Аристотель уехжает на остров Эвдея, там и умирает.

Произведения Аристотеля, те, что дошли, не являются полными. Состояние текстов очень плохое. Некоторые фрагменты, слова – пропущены.

«Органон» (Орудие): Категории, Аналитики. Это естественно-научные труды. Книга о бытии получила название «Метафизика» - это неологизм, Аристотель сам так свою работу не называл. АНдроник Родосский (поздний исследователь) озаглавил книги о бытии Метафизика – «то. Что после физики» (расположил после трудов по физике). Позже: так стали называть философские постояния.

«Никамахова этика»

«Политика»

«Ис-во риторики»

Тексты Аристотеля читать намного труднее, чем Платона. Язык более сухой, более концентрированный, нагруженный.

Что Аристотель понимал под философией.

Широко трактовал понятие «философии». Впервые дает классификацию наук: 4 основные части

1. Введение в философию. Основная дисциплина – логика, которая изучает законы и формы мыления.

2. Теоретическая философия.

1-я философия – метафизика

2-я - физика

3. Практическая

Этическая

Политическая

экономика

4. Творческая филосфия

Эстетика – изучение того, что такое ис-во

Риторика – правильно, красиво говорить

 

Образ философа не персонифицирован. (Как Сократ у Платона – идеальный аргументатор) Для Аристотеля это (характеристики):

1. Стремление к истине. Но далеко не всегда возможно установление истины. Мы не всегда может построить док-ва из истинных положений, часто пользуемся утверждениями правдоподобными, поэтому есть термин диалектик – идеальный аргументатор – стремится получать истинное знание там, где это возможно, получает вероятностное знание там, где это возможно, а там где нет ничего ясного – стремится к принятию наиболее справедливых решений.

2. Руководствуется правилами логики. Аристотель был великим логиом. Счаитал, что есть универсальные законы мышления, которые нельзя нарушать. Сформулиовал 3 закона нашего мышления. Одновременно эти законы являются и законами бытия

1) Закон тождества А *три четрточки* А – употребляй в рамках одного рассуждения термины одного и того же значения, нельзя менять содержание термина. В рамках своего рассуждения говорить об одном и том же.

2) Закон запрещения противоречий (отрицание (А & отрицание А)) Нельзя нечто утверждать и одновременно это отрицать.

3) Закон исключенного третьего (А или отрицание А)Или вы утверждаете, что объект обладает определенными свойствами, или вы отрицаете эти свойства, третьего не дано.

3. Идеальный диалектик не будет упускать из виду своих личных интересов. Должен стремитться выиграть дело в суде или публичный спор, это не должно противоречить. Тот, кто стремится к истине, стремится одновременно к благу, успеху. Более приземленный характер фигуры диалектика.

4. Идеальный диалектик должен уметь расположить к себе аудиторию, вызвать доверие. 3 причины, которые возбуждают доверие: разум, добродетель и благорасположенность. Аристотель дает советы тем, кто хочет подготовить себя к полит деят-ти и т.д. Должны стремиться избегатьвызвать у аудитории чувства, которые мешают восприятию истины, вы не должны вызывать в аудитории зависть, нужно учитывать возраст, имущественное положение.

5. Очень важен стиль диалектика, аргументатора. Стиль выступления должен быть полон чувства, должен отражать характер, должен соответствовать истинному положению вещей. О важных делах не говорится слегка, о пустяках не говорится серьзно. Иначе стиль кажется шутовским.

6. Умение построить диалектическую беседу. Должны пользоваться разными методами. Например, дедуктивный (от общего к единичному, объясняем единичное исходя из общих знаний) и индуктивный метод (из единичного к общему).

 

Аристотель был не только великим систематизатором, но и историком философии. Разбирался в том, что было сделано до него, определенным образом оценивал предыдущую философию. Подвергает критике платоновское учение о идеях.

1. Идеи, о которых говорит Платон, бесполезны, т.к. идеи есть копии чувственныых вещей. Зачем говорить о копиях, если можно говорить о самих чувственных вещах.

2. Платон не дает представления о том, как соотносятся мир вещей и мир идей. Все это есть пустые метафоры (приобщение к идеям и т.д.)

3. Один из пороков платоносвкого учения – не смог объяснить движение. Мы наблюдаем движение и в органической, и в неорганической природе.

4. Если мир эйдосов – мир безусловный, благой, то как мы можем объяснить существование явлений, которые не являются ни добрыми, ни прекрасными. Например, медицина.

Аристотель делает вывод: с идеями Платона надо распрощаться, поскольку это только пустые звуки.

 

Чувственный мир вполне реален. Но это не единственный уровень реальности. Поэтому существует уровень реальности, отличный от чувственного уровня – это сверхчувственный, мысленный уровень. Для познания мира только чувственного познания недостаточно, существует множество наук где важна деят-ть нашего ума. Она как раз и напрвлена на сверхчувственный уровень.

Эти два уровня соединимы друг с другом. Они соединяются. Каждая конкретная вещь соединятет в себе 2 уровня реальности: чувствен и сверхчувств, каждя отдельная вещь – это оформленная материя, единство материи и формы. Форма – аналог платоновского понимания идеи.

Пример: медный шар есть единство материи и формы. Существует материя –медь, из которой шар сделан. И существует форма – шарофидность. Форма шара никуда не исчезает, мы можем шар расплавить – конкретная вещь перестанет сущетсвовать, но форма останется. Форма вечна, неуничтожима. Именно форма делает вещь данной вещью, а не какой-либо другой. Форма – нечто общее для различных вещей. Да, матери необходима, чтобы вещь существовала. Но сущностная характеристика вещи –форма. Шар можно сделать из разных материал (дерево и т.д.) Разнообразие – в материи, но сущность заключена в форме.

Дополняет учением о видах причин. Эти причины существует в мире сами по себе.

1. Материальная – тот материал, из которого дом построен

2. Формальная – план дома

3. Производящая - архитектор

4. Целевая – то, ради чего, конечная цель, к которой стремиться архитектор, дом должен треализовыватьнаши представлениям.

У Аристотеля иерархия бытия. На вершине- форма всех форм – космический ум или нус. Это философский бог Аристотеля. Если мы рассуждаем о уме человеческом, если мы сравниваем людей по уму, то отношения строятся по принципу менее-более совершенное. Но должно существовать что-то абсолютно совершенное. Это и есть космический ум. Содержит идеальный порядок космоса. Увеличивает богатство и разнообразие этого мира.

Душа является очень значимым компонентом всего живого. Есть душа вегетативная – присуща растениям. Связана с ростом и т.д. Есть душа чувсвенная – свойственна животным. Есть душа рациональная –свойственна только людям, .т.к. только человек может осуществлять некоторый выбор, может заниматься самопознанием.

Главнаяцелт человека – стремление к благу. Благо по Аристотелю – это счастье. Благо – это совершенное выполнение разумной деятельности. И это выполнение разумной деятельности должно быть связано тем, что человек стремиться к добродетели.

Аристотель – систематизатор этики. Ввел само понятие этика. ПРОисходит от древнегречэтос – привычное местообитания. Постепенно понятиеэтоса связывается с обычаем, характером образа мыслей.

Философия должна разрабатывать учение и о добродетелях характера человека. Чем должна заниматься этика. Делает важные различия.Естьбородетели этические, а есть добродетели дианоэтические. Этические – это мужество, дружелюбие, щедрость Дианоэтическое – мудрость, сообразительность. Добродетели интеллектуального свойства – это особые добродетели, а в рамках этики занимаются поступками. Нужно не только знать, как поступать, и быть добродетельным.

Каким образом этические добродетели могут быть достижимы. Человеческая душа не едина – главная зачачел-ка найти некую меру в своем поведении, реализовать принцип золотой середины, меры. Мужество - середина между трусостью и безумной отвагой. Щедрость – это середина между мотовством и скупостью. Дружелюбие – между вздорностью и угодничеством.

Этика и политика составляют единое целое. С одной стороны, этика подчинена политике, но верно и обратное. Цель политики – обеспечивать счастье граждан.

Человек – существо политическое по своей природе. Тот, кто живется вне гос-ва, либо животное, либо бог. Аристотель пытается показать, на каких принципах должно строиться гос-во, чтобы оно в большей степени способствовало реализации чел счастья.

Более либерален в своих взглядах на гос-во. Главное благо гос-ва – это справедливость. Но сама справедливость истолковывалась им иначе, чем у Платона.

Гос-во не должно стремиться к чрезмерному единству. Аристотель не согласен с платонвским взглядом на собственность, она обязательно должна быть, т.к. люди хуже заботятся об общем,чем о личном, общееделосваливают друг на друга. Люди, которые связаны общей собственностью будут чаще вступать в конфликты по по поводу этой соб-ти. Обладание соб-тью создает воз-ти для проявления добродетели, например, щедрости.

 

19.10.11

2 типа хозяйства:

1. Экономика – разумное удовлетворение озяйственных потребностей

2. Хрематистика – тип гос-ва, где стяжательство, накопление становится самоцелью.

Главное, чтобы была экономика, а не хрематистикой.

 

В каждом гос-ве три части граждан:

1. Очень состоятельные

2. Крайне неимущие

3. Средние – если их большинство, то обеспечивают устойчивость гос-ва, создают условия для нравственного и и интеллектуального развития граждан. При наличии среднего достатка проще всего следовать доводам разума. Остальным категориям – сложно. Сверхбогатые становятся наглецами и крупными мерзавцами, а сверхбедные – злодеями и мелкими мерзавцами. Одни исполнены зависти, а другие – презрения.

Гос-во, которое состоит из средних людей, будет иметь наилучший гос. строй. Аристотель сформулировал проблему среднего класса.

 

Правильные формы правления:

1. Монархия. Власть одного, но он мудр.

2. Аристократия – правление немногих, но лучших

3. Полития – правления большинства, и большинство это составляет средний класс.

 

Неправильные:

1. Тирания – перерождение монархии.

2. Олигархия – власть немногих богатых.

3. Демократия – власть большинства, но большинство составляют бедные. (Перерождение политии).

 

Справедливость в гос-ве возможна при благе большинства.

 

Эллинистическая философия

Кон. 4 в до н.э. – 5 в. н.э.

Начало эпохи связывают с победой А. Македонского над Грецией.

Большинство греч полисов утрачивают свою независимость, устанавливаются олигархические/тиранические формы правления. Сначала попадают в зависимость от Македонии, потом от Рима.

 

Человек эллинистической эпохи – это подданный в огромном олигархическом/тираническом гос-ве, от которого ничего не зависит. НЕ участвует в управлении, оказывается растворенным среди множества жителей, таких же, как он. Интерес к полит снижается.

На первый план выходят вопросы индивидуального бытия, частной жизни. Философия концентрируется на сфере личной этики. Индивид.

Вопросы, которые задает философия: как индивид должен себя чувствовать в этой жизни, что такое счастье и как его достичь, вопрос о личном существовании.

 

Складываются несколько основных направлений.

1. Скептицизм

2. Эпикуреизм

3. Стоицизм

 

Не только рассуждение, но философия одновременно была непосредственно связана с образом жизни. Для философа философия есть не только рассуждение о чем-то, но и соответствующие поступки.

 

Скептицизм

Скепсис (древнегреч) – «рассматривание», «разглядывание», «колебание».

Пиррон

Тимон

Энесидем

Секст Эмпирик

 

Пиррон

Встречался с индийскими магами. Не оставил после себя никаких сочинений. Провозгласил то, что философия есть образ жизни. Философ – это тот, кто стремится свои философские побуждения воплотить в жизни. Философия должна помочь человеку прийти к счастью. Нужно попытать избрать такой образ мысли, который помог бы человеку избавиться от всякого рода волнений и страданий. Счастье – это освобождение от страданий, от волнений. Говорит, что человек должен обладать таким образом мысли, который приводит человека к невозмутимости, безмятежности. Человек должен уметь достигать атараксии – невозмутимость, отсутствие переживаний. Как можно это состояние достичь? Надо ответить на 3 вопроса:

1. Из чего состоят вещи? – на этот вопрос ответить нельзя. Всякая вещь есть ЭТО не в большей степени, чем ТО. Среди мудрых людей никогда не было согласия, они всегда противоречили друг другу. Никакой способ познания не мб назван абсолютно истинным или абсолютно ложным. Посмотрите на наш глаз: корабль рядом кажется огромным, когда уходит далеко – незаметный. Значит, глаз не дает нам никаких точных знаний.

Вкус: для здорового мед сладкий, для больного – горький.

Разум: сегодня мы можем признавать одно, а завтра изменять свою точку зрения и рассуждать по-другому.

То есть мы не можем сказать, каковы вещи по своей природе.

Представления о красоте, справедливости, законности в разных гос-вах различны.

Всякому утверждению о предмете мб противопоставлено утверждение совершенно иного плана.

2. Как следует относиться к этим вещам?

Философ должен воздерживаться от суждений о вещах самих по себе (собственное впечатление о вещи говорить можно, но нельзя утверждать, что вещь является такой сама по себе). Истина людям не доступа. Мы можем говорить о собственных ощущениях, но не более того.

3. Какова выгода такого отношения к вещам?

Выгода – обретение невозмутимость, состояния атараксии. Если о вещах самих по себе мы не можем сказать ничего определенного, то из нашего сознания устраняется огромный пласт знания, который и является причиной переживаний.

Если мы не знаем, что такое зло, что такое безобразно, то мы из своего мировоззрения устраняем какие-то идеалы, страх – человек не может надеяться на что-то безусловно лучшее.

Настоящий философ не может утверждать ничего определенного о причинно-следственных связях, он не должен страшиться будущего.

 

Эпикуреизм

Эпикур – 4-3 вв до н.э.

Лукреций Кар – 99-55 гг до н.э.

 

Эпикур

Начинает набирать учеников. Сад Эпикура –собирались в большом саду у дома. Над входом в школу: «Гость, тебе будет здесь хорошо. Здесь удовольствие высшее благо».

Письмо к Геродоту

Письмо к Минекею.

 

Главная задача философии – достижение счастья. Занимаясь философией, вы приближаетесь к счастью. Пусты слова такого философа, которыми не врачуются никакие страдания.

От философии нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни души. Должна помогать человеку чувствовать себя счастливым.

Эпикур, как и Пиррон, считает, что нужно определить, возможно ли истинное знание об этом мире.

Истинное знание возможно. Получить его можно благодаря прежде всего чувственному восприятию. Мы должны во всем держаться ощущений. В явном виде сформулировал позицию, которую называют сенсуализм – базируется на чувственном опыте. Это надежный источник знания о мире.

Наш разум полностью зависит от ощущений и не может их опровергнуть. Использует понятие эйдоса – это образы вещей, которые от вещей отслаиваются и которые проникают в человека через органы чувств. Эйдосынакапливаются и у нас образуется понятие. Накопление данных и их переработка – и есть знание.

Эпикур сформулировал концепцию атомизма. Все вещи состоит из атомов – далее неделимых частиц. Атомы различаются по форме, по весу, движутся в темноте. Источник этого движения находится в них самих. Могут самопроизвольно отклоняться от своей траектории. Атомы сталкиваются друг с другом, взаимодействуют, так возникают вещи. А Вселенная –бесконечное число вещественных миров.

Человек тоже состоит из атомов. Душа тоже состоит из особого рода атомов – она телесна. Но эти атомы более подвижны. Душа связывает воедино весь человеческий организм. Ум – уплотнение души, находится в сердце.

Боги живут в метокосмиях – пространствах между мирами, но ни в одном из миров, они пребывают в полной безмятежности и не вмешиваются в дела человека.

Все эти построния необходимы для того, чтобы построить собственную этику и ответить на вопрос, что такое счастье.

Счастливая жизнь предлагает удовольствие. Удовольствие – это прежде всего отсутствие страданий тела и души.

Что мешает счастью? Страх: перед небесными явлениями, перед богами, перед смертью. Если мы принимаем эпикурейское учение об атомах, мы даем объяснение происходящего. Небесное явление – это только взаимодействие атомов. Богов тоже бояться не стоит, они живут в метокосмиях и ни во что не вмешиваются. Страх перед смертью – душа состоит из атомов и после смерти разлагается на атомы. Душа так же смертна, как и тело. Поэтому не стоит бояться смерти.

Жизнь и смерть никогда не встречаются. Пока мы живы смерти нет, когда мы мертвы, нет жизни.

Многое зависит от самого человека, от его воли. Человек способен на поступке, подобен атомам с их произвольным отклонением.

Счастливая жизнь – это здоровье тела и безмятежность души, т.е. атараксия.

Один из лозунгов: «Проживи незаметно». Это значит, не старайся изменить свою собственную природу, старайся избегать того, что может доставить страдания.

 

Классификация потребностей (удовольствия)

необходимые

Не необходимые

Ествественные (Неестественные) У Эпикура нет Естественные Неестественные
       

 

Киники

Иногда их относят к сократическим школам, иногда к эллинистическому периоду. Их философия послужило основой для философии стоиков.

Основатели:

Антисфен 455-360 гг до н.э.

Диоген Сиопский – 413-323 гг. до н.э.

Каракет

 

Часто называют несерьезной философией. Известны на основе философских легенд, шуток. Но заложен серьезный смысл. Это философия человека, которые опереться может только на самого себя. Киник (циник влат транскрипции) – «собачий». Антисфен – основатель – будучи незаконнорожденным, преподавал в гимназии для таких же неполноценный граждан. Эта гимназия называлась киносарк – белая собака.

Другая версия: у Диогена Синопского было прозвище Пес.

Философия – это образ жизни. В качестве основного способа аргументации более всего выступало практическое доказательство. Все следует доказывать делами. Опора на собственное деяние сильнее любого логического доказательства, это философия поступка.

Главная задача – сделать человека готовым к любому повороту судьбы.

Как достичь счастья?

1. Надо максимально ограничить свои потребности. Проповедали бездомность, привычку к голоду, жажде, холоду. Полное пренебрежение к одежде. Отсюда сформировался образ киника.

2. Презрение к наслаждениям. В первую очередь, презрение к богатству. Богатство в принципе аморально и богатый человек никогда не сможет быть хорошим человеком. Бедным надо перестать стыдиться своей нищеты. Именно бедность влечет человека к философии. Стыд должен быть уделом богатых.

3. Особое отношение к знанию. Не стоит стыдиться своего бескультурья. Подлинное знание – это знание в душе человеческой. Провозгласили практический разум – здравый смысл, житейская мудрость.

Нужно с презрением относиться к самой жизни, богатству, наслаждению.

Такой образ жизни дает полнуюнезависимоть и умение довольствоваться своим. Настоящий мудрец-киник не хочет того, чего у него нет. Даже просьба к богам – уменьшает независимость. Отрицали зависимость от гос-ва. Диогена Синопского считали первым космополитом: называл себя гражданином мира. Высшая ценность киников – это свобода от…

Обладая такой судьбой, человек становится счастливым. Он ничего н боится, не стыдиться, поступает свободно и справедливо.

 

26.10.11

Высшая ценность для киников – это свобода, причем понятая в негативном плане. Идеал киника –мудрец, который свободен, ни от кого не зависит, но обладает знанием о том, что такое справедливость.

 

Философия стоицизма

На протяжении 3-х веков – источник мировоззрения римской знати. Идеи академиков, перипатетиков, некоторые идеи киников.

Основатели: Зенон стоик (4-3 вв до н.э.), Клеанф, Хриссиф.

Средняя стоя – 2-1 вв до н.э.

Поздняя стоя – римские стоики Сенека (4-65 гг н.э.), Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) – 1 в н.э.

 

Зенон

Родился на Кипре. Унаследовал дело отца – тот был купцом. Затем корабль потерпел крушение, Зенон был выброшен на берег. От нечего делать пошел в библиотеке. Ему попались воспоминания Ксенофонта о Сократе. Проникся идеями Сократа, сам стал заниматься философией. Одновременно преподавал в афинском кортике – галерея с колоннами. «Сто» - кортик, отсюда стоики.

 

Философия стоиков – в рамках эллинистического периода – самая теоретичная. Подчеркивали целостность философского знания. Философия – это плодородное поле, где физика – почва, логика – ограда, этика –плоды. Философское знание – это целостное знание.

Стоики очень активно разрабатывали логические приемы мышления. Логика исследует слово – внешнее выражение нашей мысли. Логика как риторика – умение излагать свои мысли. Во-вторых, логика рассматривалась как диалектика – умение вести беседу, задавать вопросы. Изучая слово, речь, стоики изучали Логос. Это способность ума к образованию понятий, умозаключений и проверка их на истинность. Именно эта способность отличает человека от животного, связывает человека с Богом. Каким образом он связан с Богом? В рамках физики формулировали: Бог существует, это высшая разумная сила, которая все предопределяется, всем управляет. Бог для стоиков – это Логос мира. Сам мир – некоторое единое целое, единое тело, которое пронизано дыханием, пневмой. В человеке этого особого дыхания немного, среди людей – больше всего пневмы у философов.

Этика. Как достичь счастья? Существует Логос мира – единая сила, Логосу мира причастен наш разум, человеческий Логос. Правильный путь к счастью – гармония человеческого Логоса и божественного Логоса. Стремиться к тому, чтобы способ оценки соответствовал божественному Логосу. Счастливая жизнь – согласованная жизнь.

1. Мысли человека должны быть логически связаны, человек приближается к счастью, если он умеет логично рассуждать.

2. Наши желания, стремления должны согласовываться с нашими мыслями. Человек должен согласовать свой Логос, ум со своими чувствами, потребностями.

3. Нужно жить в согласии с природой. Природа понимается и как нечто, находящееся за пределами самого человека, то, что окружает. Также она понимается и как природа самого человека.

Такой согласованной жизни мешают страсти, или аффекты. Это очень сильное стремление к чему-то, что не подчиняется Логосу. Выделяли 4 вида страстей:

1. Печаль – неразумное сжатие нашей души. Сюда попадали: тоска, зависть, ревность, пребывание в горе.

2. Наслаждение – неразумное возбуждение к предмету, который предпочтителен только по видимости, но не по логосу. Распущенность, злорадство, разомлелость, очарованность и т.д.

3. Страх – как ожидание зла. Робость, стыд, состояние ужаса, потрясения.

4. Вожделение – страстное хотение ч-л. Гнев, любовь, которая заставляет человека потерять свой разум, ненависть.

Все эти страсти мешают человеку. Поэтому задача мудреца-стоика – от этих аффектов освободиться, быть им неподвластным. Задача стоика – жить бесстрастно. То есть находиться в состоянии апатии. Апатия в обыденном понимании – уход от мира, разомлелость. Апатия в понимании стоиков – это не депрессия и не отрешенность, она достигается высшим напряжением души. Если мудрец понимает, что жить надо в согласии с природой, разумом, то значит, мудрость состоит в том, чтобы осознавать этот долг и следовать ему. Этика стоиков – этика долга. Ты должен свой человеческий логос подчинить логосу божественному, ты должен стремиться к тому, чтобы желания твои были согласованы с твоими мыслями, ты должен мзбавиться от всех аффектов. В основе бытия должно лежать умиротворенное ощущение, спокойствие. Это значит, что ты исполняешь свой долг, человеческие радости тебе вполне доступны – но только в определенных размерах. Стоики не отрицали семьи, например. Благо гос-ва –высшее благо человека. Если это необходимо гос-ву, то стоик готов отдать свою жизнь.

Вместо страха – быть предусмотрительным.

Вожделение – поставить страх на первый план.

Наслаждение – умеренность.

Вместо печали – разумение, понимание того, что происходит.

 

Много от человека не зависит. Если от меня это не зависит, я буду принимать это спокойно, так, как есть. Спокойно принимать здоровье и болезнь, красоту и безобразии. Это не зависит от моей воли, но от моей воли зависит то, как я к этому буду относиться – бесстрастно.

Образ мудреца приобрел исключительное значение. Например, считали, что только мудрец может стать правителем. Мудрый человек дб судьей, оратором. Среди стоиков находились люди, которые обладали большой политической властью.

 

Сенека считал, что справедливость основывается на равенстве всех людей в духе. Утверждал золотое правило нравственности: поступай по отношению к другому так, как он, на твой взгляд, должен поступать в тобой.

Есть легенда о знакомстве Сенеки с апостолом Павлом.

Сенека- воспитатель молодого Нерона, который был известен своей жесткость. Сенека был обвинен в заговоре и по приказу Нерона покончил свою жизнь самоубийством.

 

Марк Аврелий.

Много рассуждал об аскетизме.

Все следует делать, обо все следует говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним.

 

Модель поведения в условиях, когда человек теряет власть над своей жизнью. Стоики находят определенную модель поведения: надо покориться судьбе и противопоставить судьбе свою стойкость, силу духа и невозмутимо принимать любой поворот жизни. Если человек не может изменить свою судьбу, то и судьба ничего не может ничего сделать с его нравственной сущностью. В человеке всегда есть силы, чтобы с достоинством нести свою участь.

 

Неоплатонизм

Напрвление, которое в качестве основы взяло платоновское учение об эйдосе и довело его докрайний пределов.

Основатели: Платин, Порфирий, Пропл

Возникает как философская школа в Риме

Противопоставление чувственного и сверхчувственного. Учение о сверхразумном первоначале. В кач-ве такого первоначала – единое, или благо.

Сверхразумный экстаз. Экстаз – восторг, восхищение и т.д. Этот термин стал трактоваться как выход за пределы себя самого, за пределы своего разума. Образ блага, который они использовали можно сравнить с солнцем. ОТ него тоже исходит излучение- эманация. Это излучение и порождает все существующее. Оно порождает бытие или ум, который содержит идею.

Мировая душа – бестелесна, источник движения для телесных объектов. Постепенно угасающий свет, постпенно порождает материю, или телесный космос.

 

Киники –воспевание аскетиности, свободы от телесных наслаждений.

Стоики – размышления о предопределенности.

Неоплатоники – идеи единого, блага, эманации – порождения всего существующего из единого начала.

Все эт: философские основы христианскогомировозззрения.

 

Средневековая философия

 

Христианство возникает в первые века н.э. Можно выделять множество первоистоков. Наследует традиции иудаизма, средиземноморских религий, зороастризма, неоплатонизма. Также христианская идея Логоса выражена в вступительных словах от Иоанна – заимствовано у Филона Александрийского, также традиции стоиков, учение Сенеки. Основная инновация христианства – в области этики (возлюби ближнего своего + идеи всепрощения).

Если берем дохристианские картины миры: посмертная учесть человека по формуле: сумма благих дел – сумма плохих дел (этический калькулятор). Пример: зороастризм. Повествуется о путешествии праведника в загробный мир. Видит мучающиеся души грешников. Видит котел, где варятся грешники. Весь в котле, а но наружу. Этот человек много грешил, но этой ногой он много раз подбрасывал пучок травы праведному быку. Поэтому эта нога не страдает.

Христианство: существует путь спасения для самого закоренелого грешника.

Апостольский, Афанасьевский, Никео-константинопольский символы веры (3 варианта).

Особенности:

1. Теоцентризм. Античная философия – космоцентризм. А средневековая- через призму понятия Бога. Эпоха Возрождения – антропоцентризм.

В христианских представления Бог – это личность. Христианское представление о Боге – представление религиозное. Бог триедин, явлен в трех ипостасях. Бог является трансцендентным – Бог выходит за пределелы созданного им мира, он над миром, вне мира. Поэтому конфликт между наукой и философией, с одной стороны, и религией, с другой. Напряженность уходит в тот момент, когда на смену трансцендентной картине мира приходит пантеизм. Пантеизм – Бог не вне мира.

2. Креационизм – представление, в соответствии с которым все сущее сотворено Богом из ничего. Демонстрирует всемогущество Бога.

Отличается от античной картины мира. Когда речь идет о боге, мы говорим о демиурге – это не всемогущий Бог, он создает из уже существующих материалов.

3. Провиденционализм – связан с специфическим пониманием Бога, тезис разумности устроенности мироздания. Все это не поток случайностей, а строгий план, суть которого нам неизвестна, это божественный замысел.

4. Традиционализм – выражается в том, что единственной и единой основой христианства признаются только 2 источника: Священное Писание и Священное Предание (решения Вселенских Соборов, католическое- папские инциклики и т.д.) Весьма специфическое понимание истины. Истинным может быть только то знание, которое согласовано с христианской картиной мира. В основном – интерпретация христианских источников.

Большая часть мыслителей, например, занимаются комментированием Августина.

 

Периодизация

1. Период патристики: со 2 по 8 века

· Ранняя патристика -2-3 вв

· Зрелая патристика - 4-5 вв

2. Период схоластики: с 9 по 15 века

 

Патристика – учение отцов Церкви. Необходимо: святость жизни, отцом Церкви может быть только фигура из древности, третий – ортодоксальность, следование догмам, последний критерий - признание Церкви.

Например: Переней Лионский, АривьенТертулиан.

Этих отцов Церкви принято называть отцами-апологетами. Приняли на себя основную тяжесть защиты христианства.

Период ранней апологетики – дискуссия с дохристианскими представлениями. Единственный способ узнать истину – обращение к Священному Писанию.

Для периода апологетики характерно скептическое отношение к античной философии, даже критическое отношение, т.к. античная философия языческая и ложная.

Проблема логоса. Многочисленный попытки отождествления Логоса с Богом-сыном. Рассмотрение черезпризма этого понятия.

 

Зрелая патристика.

Приходится на эпоху первых 4-х Вселенских Соборам.

7 уникальных событий: собраний различных направлений христианства, которые пытались выработать общее понимание

Никейский 325

Константинопольский 381

Эфесский 431

Холкидонский 451

Тринитарные споры – по поводу догмата троичности Бога. В начале 4-го века развернулась борьба против арианства. Ария полагал, что Бог – это единое целое, не может быть поделен на три составляющих. Поэтому Бог-сын и Святой Дух - это не совсем Бог, а скорее творени бога-монады. Отвергнуты на никейском Соборе. Афанасием Великим сформулирована мысль о том, что Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Сух единоначальны.

 

Христологические споры. Понимание образа Христа. Борьба с несториантсовом. Нисторий учил о том, что в личности Иисуса Христа обособление двухприрод: божественной и человеческой. Против нисторианства Кирилл (архиепископ), которые отстаивал единство.

 

Борьба с монофизитством. Те считали, что в ИИСусе Христе только божественная природа, а не богочеловек, как принято считать. Если считать, что он не человек, то идея страдания не имеет смысла.

 

Схоластика

От греч схоластикос – школьный, имеющий отношение к процессу обчения.

Схоластика – совокупность философских и богословских учреждений, как они преподавались в европейских университетах. ТО есть это догматическая школьная философия.

1-блок: Тривий (грамматика – изучение текстов и латинского языка. Лат язык – единственный язык, на котором может быть выражено истинное знание; риторика – теория аргументации; диалектика – искусство ведения спора. В средневековом понимании – это формальная логика, как способ формализации)

2 блок: Квадривий

1. Арифметика

2. Геометрия

3. Астрономия










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...