Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учение о бытии и познании в философии Платона и Аристотеля.Стр 1 из 22Следующая ⇒
Предмет, основные проблемы и ценность философии. Структура философского знания. В определении предмета нет единства, да еще и многообразие школ имеется и эволюция представлений о предмете (началось с охвата всех наук в древности и закончилось охватом «самого общего и предельного» в наши дни). Тем не менее, нужен диалог взглядов, ведь все они по-своему верны и якобы все как один идут от человека к миру, а не наоборот, как в науке. Значит, можно определить предмет философии так ‑«весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде(принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры». Структура философии(якобы традиционная сегодня): - онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего); - гносеология (теория познания); - эпистемология (методология научных исследований); - философская антропология (человековедение); - аксиология (учение о ценностях); - праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром); - социальная философия (учение об обществе и культуре).
Первые философские учения древней Греции. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором. В античной философии три этапа: досократовский (от рубежа 7 и 6 в. до н.э. до перелома 5 и 4 в. до н.э.); классический (от второй пол. 5 в. до н.э. до конца 4 в. до н.э.); эллинистическо-римский (с конца 4 в. до н.э. до 5 — 6 в. н.э.). Натурфилософы (Фалес (6 в. до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp (6 в. Милет), Анаксимен (6 в. Милет)) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии. Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро вещи). Противоположность природе дух. Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос - единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины. Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог. Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности. У Платона (427 —347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого проистекает наш мир, как отражение. Душа — совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние представления — дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела. Основные представители (до Сократа): Фалес (6 в. до Р.Х., Милет) — натурфилософ, все проистекает из воды. Анаксимандр (6 в. до Р.Х., Милет) — айперон (вакуум). Анаксимен (6 в. до Р.Х., Милет) — воздух. Пифагор (6.в до Р.Х., о. Самос) — числа, переселение душ. Гераклит (5 в. до Р.Х., Эфес) — учение о логосе, борьба противоположностей, все изменяется. Ксенофан (6 в. до Р.Х., Колофон) — земля произошла из моря, монотеист, скептик; единое и недвижимое —бог (природа). Парменид (5 в., Элея) — разграничение рационального и чувственного. Софисты — Протагор(5 в. до Р.Х.) и другие — учителя мудрости. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Учение о бытии и познании в философии Платона и Аристотеля. Платон — основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. диалог Платона: Тимей. “Есть то , что никогда не становится но существует, и есть то, что не существует но всегда становится”. Бытие — тождественное и неизменное, бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой тох идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т. е искусство вести устную речь, искусcтво ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т. к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Раз части должен соотв разрум правителей-философов, аффектной — воинов, вожделенной — ремесленников. Частная собств и семья — подрывают условия общества.
Аристотель Выступал против концепции Платона : “Нельзя отрывать сущность от того, сущностью чего она является”. Сущность выражается понятием чтойность.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |