Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии




В жизни мы часто употребляем слово «развитие», и оно нам кажется ясным и очевидным. Однако понятие развития далеко не так бесспорно, каким представляется на первый взгляд. Развитие нередко считают простым синонимом изменения или приравнивают его к прогрессу. И поскольку понятие «прогресс» толкуется при этом в сугубо положительном смысле, то «плюсовую» качественную оценку получает и понятие развития.

Потребность в разработке, конкретизации того круга вопросов сегодня особенно велика. Явственнее, чем прежде, осознается, что развитие - процесс куда более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Для него характерны изменения накапливающиеся, необратимые. Новое осмысление таких процессов стало остроактуальным в XX веке с его стремительно нарастающими переменами, с тревожными тенденциями, угрозой катастроф. Все яснее вырисовывается, например, опаснейшая тенденция общей деградации природы под воздействием бездумной ее эксплуатации. Анализ современных процессов, протекающих в природе и обществе, должен основываться на философской, концепции развития.

Диалектика и специально-научные теории развития

Предпосылками формирования философской теории развития послужили процессы интенсивных изменений европейского общества в эпоху Возрождения и позже. Важное значение имели также рост и углубление исторических знаний и прогресс естественных наук, изучающих тенденции длительных изменений природных объектов (геология, палеонтология, эмбриология и др.).

Утверждение идей - развития существенно меняло взгляд на мир: он стал осмысляться не как набор готовых «вещей», повторение одних и тех же циклов, а как совокупность процессов, развернутых во времени, уходящих корнями в прошлое и направленных в будущее. Такой перелом в сознании стал отчетливо заметен в XIX веке.

В обосновании и утверждении научно-философских представлений о развитии большую роль сыграли теория развития общества, созданная К. Марксом, и эволюционное учение Ч Дарвина. Эти наиболее масштабные научные теории XIX века дополнялись множеством других конкретных исследований развития природных и общественных явлений. Идея развития постепенно становилась принципом миропонимания.

Разумеется, качественно различные процессы развития изучаются различными науками, и каждая из них строит, совершенствует, видоизменяет свои собственные теории развития. Так, современная космология разрабатывает теории возникновения и развития Вселенной, отдельных галактик, различных космических объектов и т. д. Эволюционная биология — теорию развития живых огранизмов. Историческая наука исследует развитие человеческого общества, а языкознание выдвигает и обосновывает теорию развития языков.

Какое же место среди этих специально-научных теорий развития занимает философская теория развития — диалектика? Ф. Энгельс определял диалектику как учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, В. И. Ленин — как учение о развитии в его наиболее полном, свободном от односторонностей виде. Это не означает, напомним, что философия претендует на роль сверхнауки («науки наук»), подменяющей все остальные науки, превосходящей каждую из них и все науки, вместе взятые, по широте охвата и глубине анализа конкретного материала. Это не означает также, что из философских положений о развитии можно вывести в качестве следствий все конкретные черты, особенности развития в различных областях. Такое представление давно преодолено в науке и философии.

Понятие развития

На основе уже проведенного анализа различных типов универсальных связей, выраженных в законах и категориях диалектики, можно более четко сформулировать понятие развития, показав прежде всего его отличие от понятия изменения. Изменение универсально и характеризует любые явления действительности. Развитие же — особый тип изменения.

Те или иные изменения происходят в объектах постоянно и могут быть зафиксированы в любое время. Для этого достаточно выбрать определенный, хотя бы самый малый временной интервал и проследить исчезновение одних и появление других черт, которыми предмет первоначально не обладал. Это может быть изменение его пространственного положения или конфигурации вследствие воздействия различных механических сил. Речь может идти о температурных, магнитных и множестве иных свойств, не остающихся постоянными. Хотя бы минимальные изменения определенных свойств можно зафиксировать в сколь угодно малом временном интервале. Взяв же больший промежуток времени, можно наблюдать целую «цепочку» изменений некоторого свойства предмета или даже всей их совокупности. Суммируя элементарные изменения, можно получить целостную, комплексную картину черт, отличающих предмет в данный момент по сравнению со свойствами, присущими ему в более ранний момент времени.

Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не свидетельствует, однако, об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию. Это может быть, скажем, простое разрушение предмета, прекращающее его дальнейшее существование как данного предмета. Возможны также циклические процессы с повторением однотипных фаз, да и просто обратимые изменения типа «вода — пар — вода...».

Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Причем в случаях развития речь идет не о разовых, а о нарастающих, развернутых во времени поступательных качественных трансформациях системы. Для характеристики того или иного процесса как развития, как правило, требуются довольно большие периоды времени, позволяющие судить о тенденциях, на-правленности изменений. Кумулятивный характер развития — накопление новообразований — необратимо уводит систему от ее исходного состояния. Последующие, в том числе конечные, состояния развивающихся систем всегда качественно отличаются от исходных. В процессе развития последовательно сменяют друг друга фазы, ступени процесса, закономерно изменяется уровень организованности системы.

Развитие — процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.

К таким процессам относят эволюцию литосферы, экосистем, организмов на протяжении жизни, историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, совершенствование человеческих знаний, научно-технический прогресс и т. д.

Развитие нередко упрощенно толкуют как линейный процесс. Многочисленные факты биологической эволюции и человеческой истории опровергают такое представление. Маркс в «Капитале», исследуя динамику различных экономических систем и структур, показал, что реальное социально-историческое развитие происходит петлеобразно, зигзагами, с отклонениями в сторону, с возвратами назад.

В процессе развития нередки также случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса, как было, например, в эволюции приматов, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая — современных высших обезьян. Возможны и процессы конвергенции — слияния, синтеза, объединения различных линий развития в единый процесс, как это случилось, например, в процессе создания русской нации из различных, преимущественно славянских племен. Наблюдаются и другие, еще более сложные процессы, графическим аналогом которых могли бы служить, скажем, ветвящиеся деревья с многочисленными изломами, перегибами, разрывами, сплетениями.

Принцип историзма

Воссоздаваемая в диалектике общая картина развития позволяет выработать и стратегию исследования развивающихся объектов. Ее выражением является принцип историзма.

Суть диалектико-материалистического историзма заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникших в определенных условиях, в результате действия соответствующих причин. Такие объекты со временем претерпевают накапливающиеся, необратимые изменения, в ходе которых реализуются некоторые тенденции их развития и открываются различные перспективы их будущих состояний. В каждом случае важно понять, как то или иное явление возникло, какие главные этапы проходило в своем развитии, и с этой точки зрения смотреть, чем оно стало теперь и может стать в будущем '.

Анализ реалий лишь с точки зрения настоящего времени ограничен. Современность не может быть правильно осмыслена вне связи с прежними стадиями исторического процесса: останутся нераскрытыми глубинные механизмы, образовавшиеся когда-то давно, но действующие сегодня и в значительной мере определяющие будущее. Так, без исследования их генезиса невозможно понять явления живой природы, характер геологических и многих других процессов. Особенности современного французского государства нельзя понять вне процесса предшествующей истории, включая произошедшую 200 лет назад Великую французскую революцию и другие события. Сегодня, в сложных условиях перестройки, мы отчетливо видим, насколько важен анализ прошлого, объективное и тщательное изучение истории нашего общества, мучительное осмысление и искоренение тяжких ошибок и преступлений, восстановление прерванных традиций. Без такого анализа невозможно дать продуманную и глубокую оценку нынешней ситуации, правильно определить пути дальнейшего развития страны.

Прогресс и регресс

В процессах развития сложно и многообразно проявляет себя противоречивый характер изменений. Двумя наиболее общими, противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и регресс.

Идея прогресса родилась в период подъема капитализма. Она нашла выражение в работах Д. Вико, А. Тюрго, И. Гердера, Ж. Кондорсе, Гегеля и других философов. С конца XVIII века все политические программы социального развития, выдвигавшиеся в Европе, формулировались и осмысливались в понятиях теории прогресса. При этом под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку масштабно взглянуть на человеческую историю, оценить достигнутые исторические результаты, понять основные тенденции истории, перспективы будущего общественного развития. В наши дни значение этой важной философской идеи еще больше возросло'.

Иными словами, если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими.элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

Диалектика ориентирует на понимание единства прогресса и регресса как диалектических противоположностей. Прежде всего важно учитывать тесную логическую связь, соотносительность этих понятий-, то, что.одно из них предполагает другое, что они определяются лишь друг через друга. В содержании понятия «прогресс» уже заложен смысл понятия «регресс», и наоборот. Поэтому нормой логически культурного мышления должно быть осознание того, что развитие невозможно понять как сугубо прогрессивное или только как регрессивное.

 

Социальные функции науки










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...