Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура общественного сознания
Творчество. Интеллект, интуиция, воображение Творчество – процесс деятельности, создающий новое, ранее не существовавшее. Осмысливая тот чрезвычайно сложный процесс, исследователи акцентируют внимание на различных его сторонах в зависимости от тех или иных мировоззренческих и методологических установок. По-разному решается вопрос о самом субъекте Т. Во мн. мифологических представлениях и в монотеистических религиях, а также в религиозной философии, творцом, создающим сам космос, существующий мир, является сверхприродная сила в виде ли античных богов, платоновского демиурга или библейского бога, к-рый создал человека «по своему образу и подобию», и потому способного к творческой деятельности (Креационизм).По словам Бердяева, «Бог нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека». В атеистической же философии человек создает Бога «по своему образу и подобию» {Фейербах), «Человек создает религию» (Маркс), и потому человек наделяет Бога присущей ему творческой силой. Творец космоса в античной мифологии и философии — демиург имел имя, первоначально обозначавшее «ремесленник», «мастер», буквально «творящий для народа» Субъектом Т. может провозглашаться и сама природа. Вместе с тем превалируют теории, в к-рых творческий процесс рассматривается, как именно человеческая целесообразная деятельность, создающая качественно новые материальные и духовные ценности. T. представляет собой способность человека созидать новую реальность, удовлетворяющую многообразные общественные и личные потребности. .Критериями ценности самого Т. и его результатов является новизна, оригинальность, совершенство и общественно-человеческая значимость. Bиды Т. определяются характером созидательной деятельности: Т. научное, техническое, художественное, в сфере философии, религии, политики и т. п. Каждый из видов Т. характеризуется своими особенностями, предполагает конкретные способности, развивающуюся в благоприятных условиях одаренность, талант, обретаемое в обучении и в практической деятельности мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. Процесс Т. исследуется психологией, где изучаются природа творческой одаренности, стадии процесса Т. -— от зарождения замысла до его осуществления в разных областях культуры, участие в нем духовных способностей индивида — воображения, интуиции, интеллекта. Научно-материалистический подход к Т. (Выготский, Б. М. Теплов, Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев и др.) связан с исследованием таких понятий, как предметная деятельность, отражение, активность и продуктивность сознания, социальные, психофизиологические и генетические факторы созидания нового СХЕМА ИЗ ЛЕКЦИИ 1. ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — ум, рассудок) — общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, к-рые он целесообразно использует для приспособления к жизни. И. выражает все умственные функции человека, всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Благодаря И. человек может сравнивать, вырабатывать абстракции, образовывать понятия, суждения, осуществлять умозаключения. УМ, или ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellects — разумение, понимание, познание, рассудок) — особая функция психической деятельности организмов с высокоразвитым и сложнодифференцированным мозгом; способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать рационально обоснованные решения, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению, оценивать ситуации, возникающие в окружающем мире. Интеллект включает рассудок (ближе к логике, не выходит за стандарты) и разум ( к творчеству, способность создавать принципиально новое). АБСТРАКЦИЯ (от лат.термина abstractio — от-влечение, введенного Боэцием как перевод греч. термина, употреблявшегося Аристотелем) — одна из форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними или выделении, вычленении к.-л. свойства или отношения. ПОНЯТИЕ — одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. УМОЗРЕНИЕ — способ постижения истины, основанный на ее непосредственном усмотрении «очами разума» или же на отвлеченных (спекулятивных) логических построениях, не связанных, как правило, с эмпирически установленными фактами наблюдения и эксперимента. 2. ИНТУИЦИЯ(от лат. intueri — пристально смотреть) — способность непосредственного постижения истины. Психологический механизм И. еще мало изучен, но имеющиеся экспериментальные данные позволяют считать, что в его основе лежит способность индивида отражать в ходе информационного, сигнального взаимодействия с окружающим наряду с прямым (осознанным) побочный (неосознанный) продукт. При определенных условиях эта (ранее не осознанная) часть результата действия становится ключом к решению творческой задачи. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой. Высшей формой интуиции является фантазия: ИНСАЙТ (от англ. insight — проницательность, понимание) — феномен мышления, выражающийся во внезапном и быстром, осмысленном решении задачи человеком (или постижении истины) на основе интуитивного озарения, внутреннего «открытия». Понимание существенных отношений во время И. прямо не связано с прошлым опытом, научением субъекта и является продуктом резкого изменения течения мысли. И. исследуется в психологии творчества в качестве необходимого этапа при совершении открытия, получении объективно нового знания. Наряду с сознательными фазами при решении творческих задач выделяется и интуитивная фаза, стадия инкубации (созревания) идеи и ее перевода в сознание (Г.Л. Гельгольц, Я. А. Пономарёв, Ж.А. Пуанкаре). Интуитивная фаза рассматривается в качестве основной, предопределяющей осуществление творческого процесса 3. ВООБРАЖЕНИЕ — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной. Психология классифицирует В. по степени преднамеренности (В. произвольное и непроизвольное), активности (В. воспроизводящее и творческое), обобщенности образов (В. конкретное и абстрактное), по видам творческой деятельности (В. научное, изобретательское, художественное, религиозное и т. д.). В. ученого помогает познаниюмира, создавая гипотезы, модельные представления, идеи экспериментов. Неоценима роль В. в процессе художественного творчества. Здесь оно служит не только средством обобщения, но и силой, вызывающей к жизни эстетически значимые образы искусства. Высшей формой воображения является фантазия: Фантазия – (греч.Phantasia – психический образ, плод воображения) – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов. Предмет философии науки Содержание книги ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Наука в техногенном мире Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса Специфика научного познания ГЕНЕЗИС НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ НАУКА КАК ТРАДИЦИЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К АНАЛИЗУ НАУКИ СТРОЕНИЕ НАУКИ КАК ТРАДИЦИИ На что похожа наука Типы и связи научных программ НОВАЦИИ И ИХ МЕХАНИЗМЫ Типы новаций в развитии науки Традиции и новации ТРАДИЦИИ И ФЕНОМЕН ЗНАНИЯ НАУКА КАК СИСТЕМА С РЕФЛЕКСИЕЙ Понятие рефлексирующей системы Рефлексивная симметрия и связи научных дисциплин СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Понятия эмпирического и теоретического (основные признаки) Структура эмпирического исследования Структура теоретического исследования Основания науки ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Взаимодействие научной картины мира и опыта Формирование частных теоретических схем и законов Логика построения развитых теорий в классической физике Особенности построения развитых, математизированных теорий в современной науке НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И СМЕНА ТИПОВ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ Феномен научных революций Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке Исторические типы научной рациональности ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ Что такое философия техники? Проблема соотношения науки и техники Специфика естественных и технических наук Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. ГЕНЕЗИС КЛАССИЧЕСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК Структура технической теории Функционирование технической теории Формирование и развитие технической теории СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ Классическая инженерная деятельность Системотехническая деятельность Социотехническое проектирование Проблема оценки социальных, экологических и других последствий техники Наука - это вполне достойный объект изучения. В наше время она оказалась под перекрестным вниманием сразу нескольких дисциплин, включая историю, социологию, экономику, психологию, науковедение. Философия и методология науки занимают в этом ряду особое место. Наука многоаспектна и многогранна, но прежде всего она представляет собой производство знаний. Наука не существует без знания, как автомобилестроение не существует без автомобиля. Можно поэтому интересоваться историей научных учреждений, социологией и психологией научных коллективов, но именно производство знаний делает науку наукой. И именно с этой точки зрения мы будем в дальнейшем к ней подходить. Философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют? Это, разумеется, далеко не полный перечень, но он дает примерное представление о том, что в первую очередь интересует философию науки. Простейшее и достаточно очевидное предположение может состоять в том, что наука - это определенная человеческая деятельность, обособленная в процессе разделения труда и направленная на получение знаний. Стоит охарактеризовать эту деятельность, ее цели, средства и продукты, и она объединит все перечисленные явления, как например, деятельность столяра объединяет доски, клей, лак, письменный стол, рубанок и многое другое. Иными словами, напрашивается мысль, что изучать науку - это значит изучать ученого за работой, изучать технологию его деятельности по производству знаний. Против этого трудно что-либо возразить. Правда, в значительной степени ученый и сам изучает и описывает свою собственную деятельность: научные тексты, например, содержат подробное описание проделанных экспериментов, методов решения задач и т.п. Но описав поставленный эксперимент, ученый, за редким исключением, не пытается проследить, как именно он пришел к идее этого эксперимента, а если и пытается, то результаты такой работы уже не входят органично в содержание специальных научных работ. Итак, одним из аспектов исследования науки может быть изучение ученого за работой. Результаты такого изучения могут иметь нормативный характер, ибо, описывая деятельность, которая привела к успеху, мы, сами того не желая, пропагандируем положительный образец, а описание неудачной деятельности звучит как предупреждение. Наука это деятельность, которая возможна только благодаря традиции или, точнее, множеству традиций, в рамках которых эта деятельность осуществляется. Она сама может быть рассмотрена как особый тип традиций, передаваемых в человеческой культуре. Деятельность и традиции - это два разных, хотя и неразрывно связанных аспекта науки, требующие, вообще говоря, разных подходов и методов исследования. Конечно, деятельность осуществляется в традициях, т.е. не существует без них, а традиции, в свою очередь, не существуют вне деятельности. Но изучая традиции, мы описываем некоторый естественный процесс, в то время как акты деятельности всегда целенаправлены. Они предполагают выбор ценностей и целей субъектом деятельности, и нельзя понять деятельность, не фиксируя цель. Философия науки, будучи дисциплиной гуманитарной, сталкивается здесь с кардинальной для гуманитарного знания дилеммой объяснения и понимания. Анализ науки как традиции и как деятельности - это два способа анализа, дополняющие друг друга. Каждый из них выделяет особый аспект сложного целого, которым является наука. И их сочетание позволяет выработать более полное представление о науке. Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, и как традицию важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности и научной традиции. Иначе говоря, философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.п. Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Философия науки всегда обращалась к анализу структуры динамики знания конкретных научных дисциплин. Но вместе с тем она ориентирована на сравнение разных научных дисциплин, на выявление общих закономерностей их развития. Как нельзя требовать от биолога, чтобы он ограничил себя изучением одного организма или одного вида организмов, так нельзя и философию науки лишить ее эмпирической базы и возможности сравнений и сопоставлений.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |