Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Авторы «Вех» о русской интеллигенции (Н. Бердяев, С. Булгаков, М. Гершензон)




ВЕХИ. Сборник статей о русской интеллигенции”— книга, посвященная оценке миросозерцания русской интеллигенции, ее отношению к религии, философии, политике, культуре, праву, этике. Вышла в марте 1909. Авторы—Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк. Инициатором, составителем, автором предисловия был М. О. Гершензон.

Главнейшая болезнь интеллигенции, диагностированная авторами "Вех" – бездуховность, безрелигиозность, самообожение и как писал С.Н. Булгаков, – "преувеличенное чувство своих прав и ослабленное сознание обязанностей и вообще личной ответственности". Авторы сборника подчеркивали, что идейно-нравственной ошибкой революционной интеллигенции, устремившей Россию к всеобщему тотальному ниспровержению "старого быта", был отвлеченный теоретический подход к жизни, выдаваемый радикалами за единственно верный "научный подход" к анализу социальных явлений. Радикалы-либералы милюковского чекана считали, что стоит только свергнуть "проклятый царизм" и "увенчать" политическое здание России конституцией, то есть всеобщей выборностью депутатов в Государственную Думу и в губернские, уездные земские представительные собрания, да еще организовать управление по западным республиканским образцам – и все.

Эпохальная заслуга авторов "Вех" состояла в разоблачении базовых нравственных и мировоззренческих интеллигентских пороков, которые были чреваты разрушением Исторической России. Написав о грехе интеллигентского безбожия, которое рассчитывает на чудодейственные итоги насильственного внедрения в русскую жизнь конституционной или коммунистической теории, веховцы пытались, оперевшись на пушкинскую традицию русского национального самосознания, повлиять на интеллигенцию. Веховцы стремились показать радикальным вождям интеллигенции неизбежные катастрофические последствия той Революции, которую бездушно и бездумно воспевали сторонники и Милюкова, и Ленина. Так, Булгаков писал: "Не надо забывать, что понятие революции есть отрицательное, оно не имеет самостоятельного содержания, а характеризуется лишь отрицанием ею разрушаемого, поэтому пафос революции есть ненависть и разрушение". Что бы там не замышляли "после революции" революционные подстрекатели, на деле все будет совсем по-другому. Наступит не всеобщее счастье, а долгий мучительный ужас с насилиями, массовыми расстрелами, концлагерями, попытками реакции, которые также выльются в кровопролития (и это действительно у нас было при Сталине, на долю которого выпало "закрытие" утопического революционного проекта). Безбожие и любовь к мифическому дальнему неизбежно приведут к убийствам ближних своих в чудовищных масштабах – это было страшным предвидением веховцев и они попытались, рисуя страшные картины совсем несветлого будущего, предостеречь революционную молодежь от ошибки, которая растянется на целые поколения. Авторы "Вех" пытались убедить интеллигенцию в истине религиозного подхода к анализу общественных и государственных проблем России. Думать надо не о чудодейственных архимедовых рычагах, "механико-рационалистическое" применение которых в один миг создает "светлое будущее", а о необходимости нравственного усовершенствования "человека внутреннего", которого не достичь без опоры на все лучшее, созданное тысячелетней Православной Россией, не достичь без царской исторической власти. Авторы "Вех" выступили защитниками исторической Христианской государственности, петровские ошибки которой надо исправлять, а не устранять саму эту государственность. С.Н. Булгаков призвал интеллигенцию вспомнить о спасительной для Руси "национальной идее", религииозно-православной в своем главном начале. Мыслитель писал: "Так именно понимали национальную идею крупнейшие выразители нашего народного самосознания – Достоевский, славянофилы, Вл. Соловьёв, связывающие её с мировыми задачами русской церкви и русской культуры". Булгаков пророчески предупреждал интеллигенцию о недопустимости внесения в народ идей безбожия, о страшных последствиях этого. Но веховцы не были услышаны.

Итак, «Вехи» сказали и правду и неправду. Правда их в том, что они выставили напоказ неприглядные стороны интеллигентского мировоззрения: материализм, атеистичность, революционность, нигилизм в смысле отрицания государства, незнание чаяний народа, дешевый героизм. Но неправда сборника в том, что он к этому неприглядному списку присоединил главное стремление интеллигенции – стремление служить народу.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...