Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Инфляция, ее сущность и измерение.




 В мире почти нет стран, которые бы в настоящее время не сталкивались с инфляцией. И если раньше этот процесс охватывал экономику одной или нескольких стран, то теперь он охватывает едва ли не весь мир. Кроме того, современная инфляция носит непрерывный, хронический характер.

Инфляция – это снижение покупательной способности денег, т.е. процесс их обесценения. В основе инфляции лежит дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в общем росте цен. Но это вовсе не говорит о том, что во время инфляции растут цены на все товары. На одни товары цена может сильно «подскочить», а на другие не очень. Некоторые товары могут и вовсе не подорожать в течение достаточно длительного периода времени. И наоборот, если цены на некоторые товары выросли, это еще не значит, что существует инфляция – это может произойти из-за улучшения качества продукции, изменения потребностей общества и других неценовых факторов. Более того, инфляция не всегда выражается в росте цен. Позже мы рассмотрим и такой вариант.

Для расчета инфляции используются различные индексы цен. Это может быть индекс потребительских цен, индекс оптовых цен или дефлятор ВНП. Последний является наиболее точным, т.к. охватывает не только цены товаров приобретаемых потребителями, но и цены на инвестиционные товары, а также товары, приобретаемые государством и иностранцами.

Ранее мы выяснили, что для расчета дефлятора ВНП сравниваются цены на определенные товары в данном году и цены на аналогичные товары в каком-то базовом году. Теперь, чтобы рассчитать темп роста инфляции необходимо сравнить насколько изменился индекс цен с начала исследуемого периода до конца его, а затем это изменение выразить в процентах к индексу цен начала периода. Например, если индекс цен 2000 г составил 120%, а индекс цен 2001 г – 125%, то темп роста инфляции за 2001 г рассчитывают следующим образом:

Так называемое «правило 70» дает другую возможность количественно измерить инфляцию. Оно позволяет быстро рассчитать число лет, необходимых для удвоения инфляции.

В нашем примере при темпе инфляции 4,16% инфляция удвоится приблизительно через 17 лет (70 : 4,16).

Виды инфляции.

Существует несколько классификаций инфляции по различным признакам. С точки зрения проявления различают открытую и скрытую инфляцию.

Открытая инфляция присуща странам с рыночной или смешанной экономикой. Такая инфляция выражается открытым ростом цен на различные товары или услуги. Это происходит из-за несоответствия спроса и предложения. Изменения цен служат сигналом для производителей и покупателей, показывающим наиболее выгодные сферы вложения капиталов.

Скрытая или подавленная инфляция характерна для стран с командно-административной экономикой. В таких странах доходы и цены указывает государство. Внешне цены остаются неизменными многие годы, но зачастую качество товаров по неизменным ценам снижается. Но это только одно из проявлений инфляции. Другое проявление лучше рассмотреть на способности приобрести товары на выплачиваемые государством доходы. Эпоха всеобщего дефицита в социалистических странах вынуждала получателей доходов увеличивать долю своих сбережений, т.к. часть доходов просто не на что было тратить. Так или иначе, но покупательная способность денежных знаков снижалась, а это дает нам право говорить о существовании инфляции.

Инфляцию можно классифицировать по темпам роста уровня цен.

Ползучая или умеренная инфляция присуща практически всем экономически развитым странам. Темп роста не превышает 10% в год. Такая инфляция уже стала привычной и не вызывает сильного беспокойства.

Галопирующая инфляция – темп роста до 200-300% в год. При таком росте цен, общество старается материализовать какую - то часть своих накоплений на руках. Договора между партнерами составляются с поправкой на инфляцию. Такой рост цен уже требует вмешательства со стороны государства.

Гиперинфляция – очень высокий рост цен. Он может достигать до 50% каждый месяц достаточно длительный период времени и 500-1000% в год, а иногда и выше. При таком росте цен полностью теряется смысл что-либо производить. Деньги, вернувшиеся на предприятие в виде выручки, успевают обесцениться. Они не только не в состоянии принести какую-то прибыль, но и не способны оправдать издержки на производство проданной продукции. Единственный способ выжить в таких условиях – это перейти к безденежным бартерным сделкам. Такая ситуация разрушит все прежние хозяйственные связи и парализует всю экономическую деятельность в стране. Естественно, в такой ситуации требуется немедленные действия со стороны государства.

Кроме перечисленных видов инфляцию можно поделить на сбалансированную и несбалансированную.

Сбалансированная инфляция характеризуется тем, что цены на различные группы товаров растут примерно одинаковыми темпами. В этом случае инфляция не очень опасна для бизнеса, т.к. выручка от проданной предприятием подорожавшей продукции оправдывает затраты на подорожавшие ресурсы.

 Несбалансированная инфляция приводит к другой ситуации. Цены на товары разных категорий растут неравномерно. Хуже всего для бизнеса, когда цены на сырье растут быстрее, чем на готовые товары – производство не оправдывает себя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...