Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ




 

3.1. ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕРЕРАБОТКА, ЗАХОРОНЕНИЕ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

 

В целом количество образующихся в области отходов увеличивается. В сравнении с 2010г. в 2012г объем их образования увеличился более чем на 2 млн. тонн (диаграмма 2).

Диаграмма 2

 

Более 99% из образовавшихся отходов составляют практически не опасные и малоопасные отходы (диаграмма 3).

 

Диаграмма 3

 

В сфере обращения с отходами в целом на территории области преобладает их переработка и использование Это относится и к чрезвычайно и высокоопасным отходам. С отменой лицензирования данного вида деятельности в 2012г эти тенденции еще более усилились (диаграмма 4).

Диаграмма 4

Только порядка 18% чрезвычайно и высокоопасных отходов обезвреживаются на территории области. При этом специализированных предприятий по их обезвреживанию, в области крайне мало. Сегодня лишь 8 хозяйствующих субъектов имеют лицензии на данный вид деятельности.

Неутилизированные и необезвреженные на территории Воронежской области опасные отходы передаются на обезвреживание и переработку на специализированные предприятия за пределы области (ртутные лампы отработанные и брак, отработанные масла, отходы нефтешламов, отходы лакокрасочных материалов). Системный подход в рамках действующего законодательства к решению этой проблемы осуществить сложно, так как участие предпринимателей в этой работе регулируется рыночным ценовым механизмом, а органы местного самоуправления, которые согласно требова-ниям Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» должны организовывать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, обремененные другими заботами не принимают должных мер по обеспечению централизованной переработки и обезвреживания отходов или кооперированию усилий собственников данных отходов.

Так, на территории области действует лишь одно муниципальное предприятие (МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» городского округа г. Воронеж), осуществляющее переработку узкого круга (отходы твердых производственных материалов, загрязненных нефтяными и минеральными жировыми продуктами (промасленные фильтры автотранспорта); обтирочный материал, загрязненный маслами; опилки и стружка древесные, загрязненные продуктами нефтепереработки; отходы содержания, убоя и переработки животных и птиц (трупы животных) промышленных отходов.

В числе образующихся отходов наиболее распространены в Воронежской области твердые бытовые отходы. Годовой объем их образования в целом по области составляет более 2,5 млн. м. куб. или 20% от общего количества отходов диаграмма 5.

Диаграмма 5

 

В основном все они захораниваются, так как в области практически не получила распространения система раздельного сбора и сортировки данных отходов, не производится их утилизация или сжигание.

В целях их захоронения на территории области эксплуатируется 479 нелицензированных санкционированных свалок и 14 лицензированных полигонов ТБО с годовым объемом захоронения отходов свыше 687 тыс. т, расположенных в 12 муниципальных образованиях. При этом за последние 2 года получили соответствующие лицензии 8 полигонов, из которых 5 вновь построенных (приложения 2 и 3).

В 2011 и 2012 годах в области значительно активизировалась работа по приведению существующих мест размещения отходов к нормативным требованиям, соблюдению технологии захоронения отходов, оформлению разрешительных документов, ликвидации несанкционированных свалок, а также организации в населенных пунктах области сбора и вывоза ТБО. Все вышеуказанные мероприятия предусмотрены областной подпрограммой «Система обращения с отходами потребления на 2010-2014 гг. и на период до 2020 года» долгосрочной областной целевой программы «Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2010-2014 годы». Данная подпрограмма включает в себя мероприятия по модернизации системы обращения с отходами потребления путем разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов от отходов, которые направлены на внедрение раздельного сбора ТБО, ликвидацию несанкционированных объектов размещения отходов и минимизацию общего объема размещаемых отходов. Программой предусмотрено на период до 2015года строительство еще в шести районах области новых полигонов ТБО.

В настоящее время в 27 муниципальных районах и городских округах разработаны генеральные схемы очистки территории, что составляет 85% от всех муниципальных образований области.

Суммарная мощность всех 14-ти лицензированных полигонов позволяет захоранивать ежегодно весь объем образующихся на территории Воронежской области и подлежащих захоронению отходов.

 

Крупнейшим среди действующих и построенных является полигон ТБО вместимостью более 9,5 млн. тонн, предназначенный для захоронения ТБО, образующихся в г. Воронеже и эксплуатируемый ООО «Каскад».

 

 

 

Причем один из них введённый в эксплуатацию в Новохоперском районе и призван решить проблему обеспечения надлежащих условий для захоронения отходов в восточной части области, где такие объекты ранее отсутствовали.

 

В целях координации проводимой органами власти работы на территории Воронежской области распоряжением Правительства Воронежской области от 01.09.11 №614-р создана межведомственная комиссия по взаимодействию уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов предотвращения загрязнения территории Воронежской области и ликвидации мест захламления, в состав которой входит и представитель Управления.

Сложившаяся ситуация в области в сфере обращения с отходами производства и потребления в определенной степени обусловлена и недостаточностью экологической культуры руководителей предприятий и населения области. Сотрудники Управления проводят широкую разъясни-тельную работу с руководящим составом проверяемых хозяйствующих субъектов, с населением при проведении рейдовых проверок, участвуя в обучении руководителей хозяйствующих субъектов и специалистов - экологов на курсах повышения их квалификации по вопросам обеспечения экологической безопасности в сфере обращения с отходами производства и потребления. На сайте Управления в сети «Интернет» также размещена соответствующая информация. 

На территории области за счет средств областного бюджета установлено более 800 баннеров и предупреждающих аншлагов соответствующей направленности, 58 новых аншлагов установлены в истекшем году силами Воронежского биосферного и Хоперского государственных заповедников на ООПТ Федерального значения. В средствах массовой информации (сети «Интернет», печать, радио, телевидение) размещено и опубликовано более 100 материалов о данной проблеме и мерах по ее решению.

В целях профилактики и недопущения несанкционированного размещения отходов на территориях муниципальных районов области и городских округов Управлением в 2011г. и 2012г практикуется направление предписаний-предупреждений о необходимости принятия срочных мер по доведению санкционированных объектов захоронения отходов до природоохранных требований и получению лицензий на данный вид деятельности. Данные проблемы и задачи неоднократно освещались Управлением и на совещаниях, проводимых правительством области в режиме видеоконференций с участием глав муниципальных районов и городских округов области.

 Сбор и систематизация данных об объектах захоронения отходов с учетом областного кадастра отходов показали, что на сегодня количество мест организованного захоронения отходов составило 468 единиц на площади 628,23 га (диаграмма 6).

 

Диаграмма 6

 

 

Наряду с вводом в эксплуатацию новых полигонов ТБО снижается число и площади выявляемых несанкционированных свалок (диаграмма 7).

 

 

Диаграмма 7

На территории области зарегистрировано 190 несанкционированных свалок на площади 151,3 га. Все данные свалки являются объектами накопленного экологического вреда, так как собственников захороненных на них отходов установить не представляется возможным.

 Значительно более высокий накопленный экологический ущерб окружающей среде причиняют вышедшие из эксплуатации нерекультивиро-ванные объекты захоронения отходов. Как правило, средств на проектиро-вание их рекультивации и непосредственно саму рекультивацию у органов местного самоуправления и в областном бюджете недостаточно, учитывая необходимость одновременного финансирования строительства нового объекта захоронения ТБО. Крупнейшим загрязнителем окружающей среды среди таких объектов является выведенный в 2012 году из эксплуатации, почти в два раза превысивший свою проектную мощность полигон захоронения ТБО, образовывавшихся в г. Воронеже. В результате несоответствия природоохранным требованиям проекта его строительства, а так же более чем двадцатилетнего периода его эксплуатации с грубыми нарушениями, выхода участка захоронения отходов за пределы экранированного ложа, на площади более 8га, длительного периода разлива фильтрата за пределы специально оборудованных накопителей, образующийся жидкий фильтрат проник в подземные водоносные горизонты. В целях локализации выявленного обширного загрязнения подземных вод необходимо принятие срочных мер по обеспечению рекультивации объекта. Учитывая вышеуказанные причины и отсутствие инвестиционной привлекательности рекультивационных работ, для решения таких проблем необходима и государственная поддержка.

 

3.2. НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

 

В 2012 году Управлением проведено 171 проверка соблюдения законо-дательства по обращению с отходами, выявлено 107 нарушений природо-охранных требований, 90 устранено, выдано 126 предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. К административной ответственности в виде штрафов на общую сумму более 1920,4 тыс. руб. привлечено 24 юридических и 117 должностных лиц.

При проведении проверок выявлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления на 93 хозяйствующих субъектах, среди которых ООО «Воронежский завод расти-тельных масел», ООО «Садовский сахарный завод», ЗАО «Воронежский промышленный железнодорожный транспорт», ОАО «Кардаильский муко-мольный завод», ОАО «Автоген» и др.

Основными видами нарушений при обращении с отходами производства и потребления являются нарушение природоохранных требований к накоплению, хранению и захоронению отходов производства и потребления а так же сокрытие экологической информации об отходах производства и потребления.

Так, во время плановой проверки ООО «Эртильский сахар» установлено, что им не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3 кварталы 2012 года; не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления. За выявленные нарушения наложены штрафы на предприятие по ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ на общую сумму 141 тыс. руб. и исполнительного директора по ст. 8.41 КоАП РФ на 4 тыс. руб.

При проверке ООО «Садовский сахарный завод» (Аннинский район), установлено, что сахарный дефекат накапливается с нарушением проекта; в расчетах платы за 1, 2, 3 кварталы 2012 года сведения о размещении сахарного дефеката не указаны. Уполномоченный представитель ООО «АПК-Консалт» единоличного исполнительного органа ООО «Садовский сахарный завод» оштрафован по ст. 8.2 КоАП РФ на 10 тыс. руб., сахарный завод по ст. 8.5 КоАП РФ на 20 тыс. руб.

В ходе проверки ООО «Перелешинский сахарный завод» (Панинский район) установлено, что в форме 2-ТП (отходы) за 2011 год не указан сахарный дефекат, оставшийся на хранении на конец 2011 года; не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года, 2, 3 кварталы 2012 года. За выявленные нарушения к административной оштрафованы ООО по ст. 8.5 КоАП РФ на сумму 20 тыс. руб. и уполномоченный представитель ООО «АПК-Консалт» единоличного исполнительного органа ООО «Перелешинский сахарный завод» по ст.ст. 8.41, 8.1 КоАП РФ на общую сумму 7,5 тыс. руб.

Рассмотрено дело об административном правонарушении, возбужденное по результатам проверки Воронежской транспортной прокуратурой с привлечением специалиста Управления в отношении ЗАО «Воронежский промышленный железнодорожный транспорт» (г. Воронеж), в ходе которой выявлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами. За данное нарушение на ЗАО наложен штраф по ст. 8.2 КоАП РФ на сумму 101 тыс. руб.

Сотрудниками Управления проводится постоянный контроль выполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. В ходе внеплановых проверок ООО «Жилкомэнерго» (Новоусманский район), ЗАО «Лискимонтажконструкция», ОАО «Борхиммаш» (г. Борисо-глебск), ООО «Воронеж-Рыба-Холод» (г. Воронеж), ООО «Воронежсахар» (Грибановский район) и других предприятий установлено невыполнение предписаний, в связи с чем составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 19.5 КоАП РФ, материалы дел переданы в мировые суды соответствующих районов.

Постоянное внимание инспекторов Управления к деятельности предприятий, допускавших нарушения природоохранного законодательства, приносит определённые результаты. Выполняя предписания ОАО «Ольховатский сахарный комбинат», МУП «Теплосеть» (Россошанский район), МУП «Очистные сооружения» (г. Борисоглебск) получили разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; ФГКУ комбинат «Опытный» Росрезерва (Верхнехавский район), ОАО «Концерн «Созвездие» (г. Воронеж), ГУП ВО «Облкоммунсервис» (г. Воронеж) и другие согласовали с Управлением «Порядок производственного контроля в области обращения с отходами».

 

 4. СОСТОЯНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР

 

4.1. СОСТОЯНИЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

 

В геологическом плане территория Воронежской области находится в юго-восточной части Воронежского кристаллического массива (ВКМ) – крупной докембрийской структуры платформенного типа. Докембрийские образования (кристаллический фундамент) повсеместно перекрытых чехлом осадочных пород мощностью до 300-400м. С докембрийскими образованиями юго-востока ВКМ связано интенсивное проявление сульфидоносного ультрамафит-мафитового магматизма, с которым связаны месторождения и многочисленные проявления сульфидно-медноникелевых руд. С породами осадочного комплекса связаны многочисленные месторождения и проявления нерудных полезных ископаемых: кирпичное и цементное сырье, минеральные краски, пески формовочные и строительные и др., а также крупные бассейны пресных и минерализованных подземных вод.

Минеральные ресурсы Воронежской области представлены:

месторождения полезных ископаемых федерального значения:

- огнеупорные глины (Латненское и Криушанское месторождения);

- охры глинистые (Рудаевское и Бутурлиновское месторождения);

- формовочные пески (Подгоренское и Станичное месторождения);

- мергель для цементной промышленности (Подгоренское месторождение);

- бентонитовые глины (месторождения Никольское, Подгорное - II, Майдан-Бентонитовый );

- стекольные пески (Богдановское месторождение, Отрадное);

- торф (128 месторождений).

месторождения общераспространенных полезных ископаемых областного значения:

- граниты (месторождения Шкурлатовское и «Тихий Дон»);

- мел (всего 11 месторождений, в том числе Копанищенское);

- керамзитовое сырье (3 месторождения);

- пески строительные (28 месторождений);

- кирпичные суглинки (58 месторождений);

- пески – отощители (14 месторождений);

- песчано – гравийный материал (1 месторождение);

- песчаники (3 месторождения);

- известняки (Кривоборское месторождение).

В Воронежской области на базе разведанного минерального сырья работают горнодобывающие предприятия, наиболее крупными из которых являются ОАО «Павловскгранит» (гранит на щебень), ОАО «Воронежское рудоуправление» (огнеупорные глины), ЗАО «Семилукский КСМ» (суглинок для керамического кирпича), ОАО «Подгоренский цементник» (мергель для цементного сырья), ОАО «Журавский охровый завод» (охры), ООО «Форм-материалы» (формовочные пески), ЗАО «Воронежский КСМ», ОАО «РЖД» (песок для силикатного кирпича), ЗАО «Копанищенский КСМ» и «Интер-инвест-Э» (мел). 

На территории Воронежской области подземные воды приурочены к четырем основным водоносным комплексам (горизонтам), широко используемым для целей водоснабжения: неоген-четвертичному, турон-коньякскому, апт-сеноманскому и девонскому.

Воды палеогеновых, юрских, каменноугольных и докембрийских образований используются в гораздо меньшем объеме.

Неоген- четвертичный комплекс имеет наибольшее распространение в северной и северо-восточной частях области. По нему были разведаны и утверждены эксплуатационные запасы пресных подземных вод по категориям А+В+С1 в количестве 1370,8 тыс. м3/сут. по 41 месторождению, что составляет 82,0 % от всех разведанных эксплуатационных запасов. Прогнозные ресурсы комплекса составляют 1957 тыс. м3/сут.

Турон-коньякский карбонатный комплекс  распространен преимущественно в южной, юго-западной части описываемой территории. Разведано 9 месторождений, по которым утверждены эксплуатационные запасы подземных вод в количестве 45,2 тыс. м3/сут. по сумме трех категорий, это составляет 2,7 % от всех разведанных эксплуатационных запасов.

Апт-сеноманский терригенный комплекс, имеет распространение практически на всей территории Воронежской области, за исключением средней части и крайнего юга. Всего разведано 17 месторождений на описываемый комплекс, включая и месторождения с совместным освоением с вышележащими водоносными горизонтами (неоген-четвертичным, турон-сантонским). Утвержденные эксплуатационные запасы по сумме трех категорий составляют 145,65 тыс. м3/сут. Прогнозные ресурсы комплекса составляют 840,2 тыс. м3/сут.

Водоносный девонский комплекс широко развит по всей территории Воронежской области. Разведано 14 месторождений подземных вод, суммарные запасы по которым составляют 95,8 тыс. м3/сут. В их числе имеются 5 месторождений, по которым утверждались запасы подземных вод раздельно по двум водоносным комплексам (горизонтам) - «Богатое», «Заказ», «Полянка», «Семилуки - левобережное», «Семилуки – правобережное». Прогнозные ресурсы комплекса около 130 тыс. м3/сут.

На территории области имеется месторождение, по которому утверждены запасы подземных вод по категории В в количестве 27,3 тыс. м3/сут. в качестве дренажных вод при водоотливе из карьера «Шкурлатовского» из нескольких водоносных комплексов: четвертичного, турон-коньякского, девонского и архей - протерозойского. Существует также ряд водозаборов с совместным освоением нескольких (двух и более) водоносных горизонтов (комплексов).

Кроме того, на территории Воронежской области утверждены запасы по категориям А+В+С в объеме 1753,57 тыс. м3/сут. по 81 месторождениям пресных подземных вод. В целом по области отмечается недостаточный объем освоения разведанных запасов пресных подземных вод, степень их освоения составила 26%.

В пределах Воронежской области широко распространены минеральные подземные воды. Их спектр велик и включает от слабоминерализованных до высокоминерализованных типов. Они преимущественно приурочены к нижним горизонтам девонских отложений и архей-протерозойским терригенным и кристаллическим зонам. Разведаны и эксплуатируются Икорецкое, месторождение родоновых вод Лиски, Углянческое, Белая Горка, Бобровское месторождения. На базе использования местных минеральных вод развита сеть санаторно-лечебных учреждений.

Динамика ежегодного объема добычи полезных ископаемых за пять лет приведена в таблице 5.

Таблица 5

 

№ п/п

Вид сырья

Годовой объем добычи

2008 2009 2010 2011 2012
1 Глины легкоплавкие для кирпичного производства (тыс. м3) 125 173 86,2 92, 2 100,6
2 Глины для производ-ства керамзита (тыс. м3) 51 59 28,3 - 42,9
3 Пески строительные (тыс. м3) 1935 1401 2613,5 1453,4 3733,7
4 Пески формовочные (тыс. т) 1050 616,7 239,8 758,2 869,7
5 Глины огнеупорные (тыс. т) 504 590,6 396,1 384 367,9
6 Цементное сырье: мергель (тыс. т) 367 458 - - -
7 Граниты (млн. м3) 4,21 5,07 4,5 4,64 5,3
8 Карбонатное сырье: мел (тыс. т) 2105 1197 622,2 1075,4 1143,5
9 Охры (минеральная краска) (тыс. т) 4 - - - -
10 Бентонитовая глина (тыс. т) 7 9,36 19,17 3,8 17,1
11 Песок стекольный (тыс. т) 3 6,15 2,6 - -

 

 

4.2. СОСТОЯНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ, КОНТРОЛЬ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДЗЕМНЫХ ВОД

 

Подземные воды, являющиеся одновременно частью недр и частью общих водных ресурсов, представляют собой ценнейшее полезное ископаемое, на использовании которого полностью базируется хозяйственно-питьевое водоснабжение населения Воронежской области,  а также производственно-техническое водоснабжение значительного числа предприятий.

Экологические последствия, связанные с интенсивным недропользованием территории Воронежской области, проявились, в первую очередь, на постепенном ухудшении качества подземных вод, добываемых для целей хозяйственно - питьевого водоснабжения.

Подземные воды на участках загрязнения, как правило, аномальны по отношению к естественно сложившимся гидрохимическим условиям района и зачастую, не пригодны для практического использования. Загрязнение подземных вод рассматривается для вод питьевого назначения, требования к качеству которых определяются СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Уровень техногенного изменения подземных вод обусловлен характером и интенсивностью техногенного воздействия и степенью защищенности водоносных горизонтов.

По состоянию на 01.01.2013 на территории Воронежской области, по данным ТЦ «Тамбовгеомониторинг», к настоящему времени зарегистри-ровано 125 участков и 92 водозабора, на которых в разное время выявлены загрязнения подземных вод, которые, в основном, связаны с деятельностью промышленных и коммунальных предприятий.

Химический состав подземных вод формируется под влиянием ряда природных (гидродинамические, структурно-тектонические, металлогеничес-кие) и техногенных факторов и выделяется два генетических типа гидрохи-мической зональности: инфильтрационный (естественный) и техногенный.

Основными показателями природного происхождения, по которым подземные воды не удовлетворяют требованиям СанПиН, являются железо и марганец, которые являются самыми распространенными элементами, серьезно ухудшающими качество подземных вод области. Практически на всей территории, во всех водоносных комплексах встречаются концентрации железа, превышающие ПДК. В связи с тем, что территория Воронежской области относится к гидрохимическому региону с повышенным содержанием в пресных подземных водах железа и марганца, их присутствие обусловлено как природными, так и техногенными факторами.

Наиболее распространенными компонентами техногенного загрязнения являются нефтепродукты, нитраты, аммоний, сульфаты, хлориды, тяжелые металлы. Отмечаются водозаборы, подверженные загрязнению такими высоко опасными микрокомпонентами, как свинец, селен, хром и т.д. Особенно это ярко проявилось на территории Лискинского района и г. Воронежа, где возникновение техногенных аномалий связано со слабой защищенностью водоносного горизонта, интенсивной хозяйственной деятельностью.

Под воздействием антропогенной нагрузки происходит загрязнение подземных вод основных эксплуатационных и связанных с ними смежных водоносных горизонтов преимущественно в пределах площади техногенного источника. К ним относятся: полигоны и свалки ТБО, очистные сооружения в пределах селитебных зон, отстойники и поля фильтрации различных предприятий, склады ядохимикатов, нефтебазы и др. На этих участках в результате проникновения сбросов сточных вод или инфильтратов складируемых отходов, особенно в условиях, когда водоносные горизонты являются незащищенными, наблюдается загрязнение подземных вод.

Производственно-бытовые сточные воды сбрасываются на поля фильтрации сахзаводов, предприятий молочной и мясной промышленности, других объектов пищевой промышленности, строительство которых на большинстве предприятий было осуществлено более 40 лет назад с грубыми нарушениями действующих нормативов без проведения геолого-изыскательских исследований, на территориях, граничащих с местами выклинивания водоносных горизонтов, а также при наличии трещиноватых пород и карстов, не перекрытых водоупорным слоем. Сточные воды, поступающие на поля фильтрации по органическим загрязнениям БПКполн. в 6-10 раз превышают нормы, уровень заполнения полей фильтрации в 5 раз выше нормы и с наступлением отрицательных температур фильтрация резко снижается или полностью прекращается. Среди агропромышленного комплекса основными загрязнителями окружающей среды в большинстве районов области являются предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства, животноводческих комплексов. Около ста объектов сбрасывают свои стоки без очистки на поля фильтрации, которые вследствие неудовлетворительной эксплуатации фактически превратились в накопители жидких отходов. Другие отводят сточные воды в пруды-накопители, отстойники, на рельеф местности (балки, овраги). Нарушения этих требований привели к загрязнению подземных водоносных горизонтов на 120 объектах.

Поля фильтрации представляют собой самостоятельный, достаточно крупный объект, который может создавать существенную техногенную нагрузку на геологическую среду.

На территории области проходит пять ниток магистральных газопроводов, протяженностью 2405 км. В пределах магистральных газопроводов, пересекающих Воронежскую область, в районах, где много лет проводилось стравливание газоконденсата в земляные котлованы, образовались крупные очаги загрязнения.

В результате горнодобывающей деятельности отмечается снижение уровня грунтовых вод, образование техногенных грунтов, оседания и провалы на поверхности, усиление развития склоновых процессов и образование оползней. Карьеры служат участками потенциального загрязнения подземных вод. На месте полностью или частично отработанных карьеров образуются организованные и неорганизованные свалки промышленных и бытовых отходов.

Наибольшую опасность для окружающей среды и здоровья человека представляют производственные отходы и особенно фильтрат, жидкая фаза, выделяющаяся из отходов при прохождении через их толщу атмосферных осадков. Фильтруясь, вода накапливает большое количество вредных веществ, превращаясь в высоко концентрированный раствор многих токсичных веществ. Потоки этих растворов проникают и загрязняют поверхностные и подземные воды.  

В то же время количество бесхозяйных водозаборных скважин стремительно растет на фоне массового банкротства сельскохозяйственных предприятий и ликвидации животноводческих комплексов, МТФ, СТФ. В настоящее время, в регионе их количество составляет более 800 ед. Так, например, в Богучарском районе количество бесхозяйных скважин составляет 72 шт., в Борисоглебском районе - 58, в Верхнехавском - 67, в Ольховатском - 56, в Панинском - 36, в Подгоренском - 52, в Эртильском - 75. Подавляющее количество этих скважин подлежит ликвидационному тампонажу, т.е. скважины разрушены, отсутствуют обсадные трубы, оголов-ки скважин, павильоны. Такое положение может привести к загрязнению подземных вод, и как следствие, к экологическим проблемам.

Бурение водозаборных скважин, эксплуатирующих водоносные горизонты, являющиеся источником централизованного водоснабжения, без проектной документации и отсутствие лицензии на проектируемый водозабор у недропользователя, приводит к стихийному неконтролируемому появлению значительного количества скважин, хаотичному вскрытию и деградации водоносных горизонтов, оставляя население и хозяйствующие субъекты области без качественного резерва подземных вод.

Практика государственного контроля за исполнением лицензионных условий, показывает, что рядом предприятий, имеющих лицензию на право пользования недрами, не соблюдаются условия лицензионных соглашений, а именно: отсутствует мониторинг подземных вод на действующих водозабо-рах, участках загрязнения подземных вод и в районах полей фильтрации, не проводятся реабилитационные мероприятия по устранению очагов загрязнения подземных вод, не осуществляется контроль за качеством подземных вод, не соблюдаются условия эксплуатации зон санитарной охраны. Такое положение дел не позволяет сделать конкретный вывод относительно характера формирования очагов загрязнения подземных вод и наметить эффективные мероприятия по их ликвидации или локализации.

В 2012г. улучшилась ситуация с поступлением информации в ТЦ «Тамбовгеомониторинг» Филиал ОАО «Геоцентр-Москва» от хозяйствую-щих субъектов и организаций, занимающихся изучением очагов загрязнения подземных вод.

В настоящее время по 40 объектам имеются «Программы работ по ведению мониторинга подземных вод». Так, в 2012 году ФГУ комбинат «Красное знамя» Росрезерва на работы по мониторингу затратил 200 тыс. руб. Заключен договор с ОАО «Геоцентр-Москва» по ведению мониторинга за почвами, грунтами зоны аэрации, неоген-четвертичным подземным водоносным горизонтом в районе линзы нефтепродуктов. Анализ, проведен-ных мониторинговых работ по 12 наблюдательным скважинам и 2-м эксплуа-тационным скважинам подтверждает содержание небольшого количества нефтепродуктов в грунтовых водах в наблюдательных скважинах №№1 и 5, уровень не меняется, динамика отсутствует. В остальных 12 наблюдательных скважинах нефтепродукты в грунтовых водах не содержатся.

Согласно геологическому заданию и в соответствии с проектом работ сотрудниками ТЦ «Тамбовгеомониторинг» в отчетный период было проведено за счет средств федерального бюджета обследование водозаборов подземных вод и предприятий-загрязнителей в Богучарском, Бутурлиновском, Верхнемамонском, Воробьевском, Грибановском, Калачеевском, Кантемировском, Петропавловском и Терновском районах Воронежской области.

В текущем году ООО «АПК-Консалт» управляющей компании ОАО «Ольховатский сахарный комбинат» заключен договор на проведение работ по оценке эксплуатационных подземных вод по участку водозабора ОАО для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения с ТЦ «Тамбовгеомониторинг» за счет средств недропользователя.

Воронежская область в целом надежно обеспечена ресурсами пресных подземных вод. Наиболее обеспечены северная, северо-западная и центральная части области, наименее – южная, юго-восточная и северо-восточная части.

На 01.01.2013 в Воронежской области разведано 80 месторождений (участков) пресных подземных вод с эксплуатационными запасами 1753,57 тыс.м3/сут., из них по промышленным категориям (А+В+С) 1723,57 тыс.м3/сут, в том числе находящихся в эксплуатации - 41 с запасами 1002,92 тыс.м3/сут (57%). В 2009 г. прирост запасов подземных вод за счет разведки 2 новых месторождений (участки «Новоживотиновский» и «Шиловский» месторождение «Воронежское») и переоценки на участке «Промзона НВ АЭС» месторождения «Нововоронежское» составил 33,014 тыс. м3/сут. или 1,9% от общей их величины на 01.01.2013 (1720,56 тыс. м3/сут).

Основой рационального использования и охраны подземных вод Воронежской области является ведение государственного мониторинга геологической среды, которое включает: учет водозаборов подземных вод, величины водоотбора, изучение гидродинамического и гидрохимического режима на водозаборах и в зонах их влияния, выяснение особенностей техногенной нагрузки и геоэкологической ситуации. Полученные результаты являются обоснованием при нормировании использования подземных вод и хозяйственной деятельности предприятий-водопользователей.

Эффективность проводимых мероприятий во многом определяется созданием оптимальной системы слежения за объектами, влияющими на подземные воды.

Мониторинг состояния недр на объектах загрязнения подземных вод должен проводиться по Программам, согласованным с ТЦ «Тамбовгеомониторинг», на который возложены функции по организации и ведению государственного мониторинга геологической среды на территории Воронежской области.

Одной из важнейших задач использования ресурсов подземных вод на территории Воронежской области является упорядочение этого использования с учетом реальных экономической и водохозяйственной обстановки, которые сложились к настоящему времени.

В настоящее время решение поставленной задачи обеспечения населе-ния Воронежской области питьевой водой требуемого качества в достаточ-ном количестве осуществляется в рамках Всероссийского проекта «Чистая вода» за счет федерального и областного бюджетов, а также средств недро-пользователей.

 

4.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ГЕОЛОГИЧЕСКИМ ИЗУЧЕНИЕМ, РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР

 

В 2012 году Управлением Росприроднадзора по Воронежской области проведено 79 проверок недропользователей. В ходе надзорной работы осуществлялся контроль за соблюдением требований законодательства о недрах, стандартов, правил и иных нормативных актов, выполнение условий пользования недрами (в основном за рациональным использованием и охраной недр при эксплуатации месторождений пресных вод), наличием соответствующих лицензий.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлено 197нарушений требований законодательства о недрах, на устранение выявленных наруше-ний выдано 71 предписание, к административной ответственности было привлечено 56 должностных лиц, наложенная сумма штрафов составила 1167,3 тыс. руб. По итогам года выполнено 59 предписаний, устранено 122 нарушения.

Основными видами нарушений, выявляемыми в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, остаются самовольное пользование недрами и нарушение условий лицензионных соглашений.  

На основании предписаний по устранению выявленных нарушений, выданных Управлением в ходе проверок, лицензии на право пользования недрами получили следующие хозяйствующие субъекты: ОАО «КБХА», ООО ЖКХ «Бабяково» Новоусманского района, ООО «Воронежсахар», ГМУП «Коммунальщик» Грибановского района, ООО «ЗРМ «Эртильский» Эртильского района. Помимо этого, ООО «Аллефъ» (г. Воронеж) и «Аннинское молоко» филиала ОАО «Вимм-Билль-Данн» Аннинского района подали заявку на оформление лицензий в отдел геологии и лицензирования по Воронежской области.

Безлицензионное (самовольное) пользование недрами.

По итогам контрольно-надзорных мероприятий установлено, что самовольными пользователями недр при добыче подземных пресных вод являются ООО «Коммунальщик» Верхнехавского района, МУП «Вода» г. Борисоглебска и другие предприятия. Такое положение объясняется, прежде всего, отсутствием финансовых средств, банкротством предприятий, утерей документации на артезианские скважины, отсутствием обученного персонала.

По материалам, представленным районными прокуратурами, к административному наказанию за самовольное пользование недрами привлечены руководители ООО «Алефъ», ОАО «Кардаильский мукомольный завод» Подгоренского района, ИП Ершов Поворинского района и другие. Все лица, осуществляющие самовольное пользование недрами, нарушающие требования ст.ст. 9, 11 Закона РФ «О недрах», привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст.7.3 КоАП РФ.

Нарушение или невыполнение лицензионных условий

Невыполнение условий лицензионного соглашения, заключается, чаще всего, в отсутствии мониторинга подземных вод на действующих водозаборах и в районах полей фильтрации, отсутствии достоверного учета забора воды из водозаборных скважин, отсутствии контроля за качеством подземных вод, в несоблюдении условий эксплуатации зон санитарной охраны 1 пояса водозаборных скважин, в непроведении оценки эксплуатационных запасов подземных вод.

Так, при проведении плановой проверки ООО «СКС-Лада» (г. Воронеж) установлено, что при пользовании недрами нарушаются требования условий лицензии: отсутствовало заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора по качеству подземных вод, намеченного к эксплуатации водоносного горизонта, возможности его использования и организации зон санитарной охраны; отсутствуют пробы воды на химический и бактериологический анализы; не представлена ежегодная госстатотчетность по форме 2-ТП (водхоз) за 2011год. За выявленные нарушения директор ООО оштрафован на сумму 30 тыс. руб.

В ОАО «Автоген» (г. Воронеж) также были выявлены нарушения условий недропользования: в установленный срок не проведена оценка эксплуатационных запасов подземных вод на водозаборах; не представлялась отчетность о ведении мониторинга подземных вод и выполнении условий недропользования по лицензии. За выявленные нарушения главный инженер ОАО оштрафован на сумму 21 тыс. руб.

ЗАО «Асфальтобетонный завод» (г. Воронеж) не представляло результаты анализов проб воды в Воронежский территориальный центр государственного мониторинга геологической среды; не представлен проект зон санитарной охраны 1, 2 и 3 поясов на согласование в управление Роспотребнадзора по Воронежской области; не представлялась необходимая отчетность. За выявленные нарушения исполнительный директор оштрафован на сумму 21 тыс. руб.

Плановая проверка ООО «Агрофирма Шипова Дубрава»» (Бутурлиновский район) выявила нарушения условий, предусмотренных лицензией: скважина не оборудована средствами измерения для учета объема забора воды из водного объекта, отсутствует ограждение зоны санитарной охраны на скважинах и программа по изучению загрязнения подземных вод на водозаборах и другие. Заместитель директора ООО оштрафован на сумму 30 тыс. руб. Аналогичные нарушения выявлены в ОАО «Каменкамолоко» (Каменский район),  МУП «Колодезянские коммунальные сети» (Каширский район) и на других предприятиях.

Всем предприятиям выданы предписания об устранении выявленных нарушений, установлены и постоянно контролируются сроки для их выполнения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...