Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения исследования.




Цельюисследования является изучение связи особенностей образа тела и эмоциональной сферы подростков с формированием у них интернет-зависимого поведения, а также проверка эффективности программы коррекции, основанной на коррекции искажений образа тела, Я-концепции и развитии самосознания, интернет-зависимого поведения у подростков.

Объектом исследования выступают подростки склонные к интернет-зависимому поведению, предметом – связь особенностей образа тела и эмоциональной сферы подростков с феноменом интернет-зависимого поведения, а также его коррекция.

Проверялись следующие выдвинутые исследовательские гипотезы:

1. Степень адекватности образа тела связана со степенью проявления интернет-зависимого поведения

2. Отдельные искажения образа тела связаны с наличием интернет-зависимого поведения

3. Выраженность таких эмоциональных особенностей, как депрессивность и тревожность, связана с интернет-зависимым поведением и искажениями образа тела

Для проверки данных гипотез первоначально нами было обследовано 77 учащихся 10 классов Лицея №1581 ЦАО г. Москвы и 96 учащихся 10-11 классов СОШ №1 г. Звенигорода в возрасте от 15 до 17 лет. Далее по результатам методик «Тест на интернет-зависимость К.Янг», «Шкала интернет-зависимости Чена» и экспертной оценки, данная группа была поделена на две: 1- экспериментальная, 2- контрольная.  

Критерии включения в данные группы приведены в таблице №1.

Таблица №1. Критерии включения в группы.

Критерии включения в группу

Группы

экспериментальная контрольная
Возраст,лет 15-17 15-17
Показатели по тесту К.Янг более 80 менее 49
Показатели по Шкале Чена более 65 менее 39
Время в сети в день более 5 часов менее 3 часов
Наличие хобби, участие в секциях, кружках нет 1 и более

 

В экспериментальную группу вошли 40 испытуемых, склонных к интернет-зависимому поведению в возрасте от 15 до 17 лет. Контрольная группа состояла из 40 условно здоровых испытуемых.  

Данные группы были обследованы следующими методиками:

1. «Опросник выраженности психопатологической симптоматики» (SCL-90-R, L.R. Derogatis, адаптация Н.В. Тарабриной)

2. «Телесный образ я» ( M. Feldenkreiz, адаптация И.А. Соловьевой)

3. «Рисунок человека» (K. Маховер)

4. «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом» (The Color-A-Person body dissatisfaction Test, CAPT, О. Вуле, С. Ролл)

 

2.2. Описание методик и процедур исследования.

    «Опросник выраженности психопатологической симптоматики» (SCL-90-R, Derogatis L.R., адаптация Н.В. Тарабриной).

Методика представляет собой таблицу, в инструкции к которой испытуемого просят отметить те симптомы, которые он признаёт у себя в наличии. Всего таких симптомов предлагается 90. Они входят в 10 основных симптоматических рядов.

Соматизация (Somatization - SOM) (12 симптомов).

Нарушения, называемые соматизацией, отражают дистресс, возникающий из ощущения телесной дисфункции. Сюда относятся жалобы, фиксированные на кардиоваскулярной, гастроинтестинальной, респираторной и других системах. Компонентами расстройства являются также головные боли, другие боли и дискомфорт общей мускулатуры и в дополнение - соматические эквиваленты тревожности. Все эти симптомы и признаки могут указывать на наличие расстройства, хотя они могут быть и проявлением реальных соматических заболеваний.

Обсессивность-компульсивность (Obsessive-Compulsive - O-C) (10 симптомов).

Обсессивно-компульсивное расстройство отражает симптомы, которые в сильной степени тождественны стандартному клиническому синдрому с тем же названием. Эти вопросы касаются мыслей, импульсов и действий, которые переживаются индивидом как непрерывные и непреодолимые и чуждые Я или имеют нежелательную природу. В эту шкалу также включены вопросы, касающиеся поведения или переживаний более общей когнитивной окраски.

Межличностная сензитивность (Interpersonal Sensitivity - INT) (9 симптомов).

Данное расстройство определяется чувствами личностной неадекватности и неполноценности, в особенности, когда человек сравнивает себя с другими. Самоосуждение, чувство беспокойства и заметный дискомфорт в процессе межличностного взаимодействия характеризуют проявления этого синдрома. Кроме того, индивиды с высокими показателями по шкале сообщают об обостренном чувстве осознания собственного Я и негативных ожиданиях относительно межличностного взаимодействия и любых коммуникаций с другими людьми.

Депрессия (Depression - DEP) (13 симптомов).

Симптомы этого расстройства отражают широкую область проявлений клинической депрессии. Здесь представлены симптомы дисфории и аффекта, такие как признаки отсутствия интереса к жизни, недостатка мотивации и потери жизненной энергии. Кроме того, сюда относятся чувства безнадежности, мысли о суициде и другие когнитивные и соматические корреляты депрессии.

Тревожность (Anxiety - ANX) (10 симптомов).

Тревожное расстройство состоит из ряда симптомов и признаков, которые клинически сопряжены с высоким уровнем манифестированной тревожности. В определение входят общие признаки, такие как нервозность, напряжение и дрожь, а также приступы паники и ощущение насилия. В качестве признаков тревожности сюда относятся когнитивные компоненты, включающие чувства опасности, опасения и страха и некоторые соматические корреляты тревожности.

Враждебность (Hostility - HOS) (6 симптомов).

Враждебность включает мысли, чувства или действия, которые являются проявлениями негативного аффективного состояния злости. В состав пунктов входят все три признака, отражающие такие качества как агрессия, раздражительность, гнев и негодование.

Фобическая тревожность (Phobic Anxiety - PHOB) (7 симптомов).

Определяется как стойкая реакция страха на определенных людей, места, объекты или ситуации, которая характеризуется как иррациональная и неадекватная по отношению к стимулу, ведущая к избегающему поведению. Пункты, относящиеся к представленному расстройству направлены на наиболее патогномичные и разрушительные проявления фобического поведения. Действительная структура расстройства находится в близком соответствии с дефиницией, называемой агорафобия, названной также синдромом фобической тревожной деперсонализации.

Паранойяльные тенденции (Paranoid Ideation - PAR) (6 симптомов).

    Данное определение представляет паранойяльное поведение как вид нарушений мышления. Кардинальные характеристики проективных мыслей, враждебности, подозрительности, напыщенности, страха потери независимости, иллюзии рассматриваются как основные признаки этого расстройства и выбор вопросов ориентирован на представленность этих признаков.       

Психотицизм (Psychoticism - PSY) (10 симптомов).

В шкалу психотизма включены вопросы, указывающие на избегающий, изолированный, шизоидный стиль жизни, на симптомы шизофрении, такие как галлюцинации или слышание голосов. Шкала психотицизма представляет собой градуированный континуум от мягкой межличностной изоляции до очевидных доказательств психотицизма.

Дополнительные вопросы (Additional Items - ADD) (7 симптомов).

Семь вопросов, которые входят в методику, не попадают ни под одно определение симптоматических расстройств; эти симптомы действительно являются указателями некоторых расстройств, но не относятся ни к одному из них.

Также выделяются 3 вторичные шкалы.

Общий индекс тяжести симптомов (GSI) получается из деления общей суммы баллов по методике на общее количество вопросов - 90.

Общее количество утвердительных ответов (PST) получается простым подсчетом количества ответов отличных от 0.

Индекс наличного симптоматического дистресса (PSDI) получается путем деления общего индекса тяжести симптомов (GSI) на общее количество утвердительных ответов (PST).

    Интерпретация результатов ведётся по данным, предлагаемым автором адаптации (Тарабрина Н.В., 2007).

« Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом» (The Color-A-Person body dissatisfaction Test, CAPT)

Невербальная методика, предназначенная для оценки уровня удовлетворенности (неудовлетворенности) своим телом. Опубликована О. Вулей и С. Роллом в 1991 г.

Стимульный материал теста состоит из двух изображений (фронтального и латерального) человеческого тела, мужского и женского, на листе бумаги размером 27,9×43,2 см. Размер рисунка женской фигуры 36,8 см, мужской — 41,9 см. Испытуемому предлагают пять карандашей (голубой, зеленый, серый, желтый и красный) и просят раскрасить изображенную фигуру соответствующего пола. При этом красный карандаш используется в том случае, когда испытуемого крайне не удовлетворяет какая-либо часть (части) тела. Окрашенные этим цветом части тела оцениваются в 5 баллов. Желтый цвет — часть тела не удовлетворяет (4 балла), черный — нейтральное отношение (3 балла), зеленый — удовлетворяет (2 балла), голубой — весьма удовлетворяет (1 балл). С помощью теста определяются 3 показателя неудовлетворенности телом. Общий: рассчитывается среднее значение для всех 16 частей тела. Также вычисляются два комбинированных показателя (CAPT Score 1 и CAPT Score 2). Первый из них представляет собой среднее арифметическое оценок следующих частей тела: область живота, верхняя часть бедра, ягодицы, нижняя часть бедра. Второй включает остальные части тела за исключением генитальной области, т. е. волосы, лицо, ступни, голени, кисти рук, предплечье, плечо, плечевой пояс, грудь (грудная клетка) и верхняя часть живота. С помощью теста также определяется показатель дискриминативности, позволяющий установить степень дифференцированности образа тела. Учитываются различно окрашенные области на фронтальной и латеральном изображениях тела ( область тела считается дискриминированной, или выделенной, в том случае, если она окрашена отлично от прилегающих к ней областей). Тест имеет проективные возможности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...