Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глобальные проблемы современности.




I Глобальные проблемы– это комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы или страны

II критерии глобальных проблем:

1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

III Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

1.В принятом сегодня политическом лексиконе часто употребляются выражения "однополярный мир"и "многополярный мир". Но что такое, например, "однополярный мир"? По всей видимости, речь надо вести о целостной концепции бытия, а не об "однополярном" мире. Представляется, что эта целостная концепция не должна быть "многополярной", разделяющая мир идеологическими концепциями и конкурентной борьбой между семью "национальными" идеями (это число может быть как меньшим, так и большим) на семь сфер влияния. Во всяком случае, мир на планете должен быть един, поэтому долгосрочную перспективу человечество получит только тогда, когда ему удастся построить из идеологических концепций многих народов "однополярный" мир на всей земле. То есть, когда человечество сумеет создать из "многополярного" мира, используемого нами сегодня в качестве хаоса, "однополярный" мир, который надо построить в качестве единой для всего человечества системы. Ибо перспектива человечества находится только в создании одной для всех народов мира единой страны, после чего оно получит возможность создать и единое мировое сообщество. Таково, по всей видимости, должно быть требование в деле организации общежития народов планеты. Но что за ним кроется, и действительно ли это решение и есть тем выходом из нынешнего системного кризиса и интеллектуального тупика в сфере государственного строительства, который переживает сегодня не только Россия, но и всё мировое сообщество?

2.Либерали́зм(фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.

3.Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. – способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы. Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Содержание и формы коммуникации отражают обществ, отношения и исторический опыт людей. Коммуникация обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу социального опыта, разделение труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры.

 Массовая коммуникация– это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей. Эта форма коммуникации осуществляется специальными организациями (издательствами, агентствами, редакциями, студиями), образующими социальный институт массовой коммуникации.

IV Проблемы внешнего порядка, связанные с отношениями природы и общества

Угроза экологической катастрофы на Земле, минерально-сырьевой кризис, т. е. угроза исчерпания сырьевых ресурсов Земли, наступление энергетического кризиса, возможность появления неожиданных опасностей космического или земного происхождения, природных катаклизмов, угрожающих самому существованию человеческого рода,

 проблемы человеческой «телесности», т. е. биологические проблемы здоровья, жизни (физического выживания, сохранения собственной идентичности вида Homo sapiens) и т. п.

Проблемы внутреннего порядка, связанные с отношениями внутри сообщества людей

Угроза мировой термоядерной войны,

 нарастающий разрыв на уровне экономического и культурного развития стран мира (разрыв между населением наиболее развитых стран и массой беднейшего населения, проживающего в так называемых «развивающихся» странах),

 катастрофические аномалии в демографической сфере (в виде «взрыва» рождаемости в одних странах и намечающейся депопуляции в других),

 

 набирающая темп и разнообразящаяся в пространстве вандализация культуры,

 нищета, голод, высокая смертность в ряде регионов мира,

 проблемы здравоохранения (наркомании, алкоголизма, СПИДа и т. д.).

V Пути решения:

1.Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием;

2.Сокращение обычных вооружений и торговли оружием;

3.Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.

4.Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;

5.Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;

6.Экологическая безопасность населения;

7.Создание особо охраняемых территорий.

8.Проведение продуманной демографической политики

9.Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики;

10.Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов.

11.Охрана вод Мирового океана от загрязнения.

12.Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.

13.«Немилитаризация» космического пространства.

14.Международное сотрудничество в освоении космического пространства.

15.оздание и осуществление программ международной помощи отстающим странам.

16.Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).

 

5.Одним из важнейших факторов, продуцирующих глобальные проблемы, является стихийность и неравномерность развития человечества. В этих условиях решающее значение приобретает единое планетарное сознание, которое стихийно формируется на психологическом уровне как первичное отражение новых для человечества характеристик социального бытия, но требует больших усилий для своего становления на более осознанном уровне.

Планетарное сознание должно иметь следующие характеристики:

а) признание приоритета общечеловеческих ценностей над более частными (региональными, национальными, классовыми);

б) планетарное сознание вызывает существенную коррекцию в общественном сознании отдельных стран и народов, а также и в индивидуальном сознании. Двигаться здесь следует к тому, к чему призывал двигаться Тейяр де Шарден: к "дифференцированному единству", в котором индивидуальность не теряется и не смешивается, а еще более совершенствуется;

в) планетарное сознание характеризуется высшей степенью "онаученности", что связано с невозможностью решения глобальных проблем просто на уровне "здравого смысла", в обход достижений различных наук.

6. Экологический императив- требования к соблюдению условий, нарушение которых будет иметь для человечества катастрофические последствия.

7. КОЭВОЛЮЦИЯ(со - приставка, обозначающая в ряде языков совместность, согласованность; лат. evolutio - развертывание) - термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Возникнув в биологии, понятие "К." постепенно приобретает статус общенаучной категории. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком - когда термином "К." обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом). Примером таких отношений служат, например, взаимные изменения видов-партнеров в экосистемах "паразит - хозяин", "хищник - жертва". Результатом такой коадаптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном состоянии, так и ее совершенствование. В природе коэволюционное становление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, который из всех возможных трансформаций тех или иных компонентов системы оставляет лишь взаимно совместимые. В более узком смысле понятие "К." используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества.

Проблема смысла жизни.

Категория «смысл жизни» — это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего человечества. Вопрос о смысле своей жизни в определенный период посещает каждое мыслящее существо, желающее понять и познать себя, свое предназначение и место в этом мире. Жизнь обязательно принуждает человека дать ответ на вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей жизни?» Каждый ответственный за свою судьбу и судьбы других человек не может и не хочет жить без цели, определенной задачи или же мечты, а всегда ищет то «достойное», чем можно было бы занять свою жизнь, сделать ее более значительной. Четкое представление о смысле и назначении своей жизни является основной движущей силой бытия человека, стратегическим орудием, позволяющим не покориться, а, наоборот, преодолеть все трудности и испытания на жизненном пути. Но для этого нужно, чтобы человек сам определил, сам сообщил тот или иной смысл своему существованию, нашел свое назначение согласно своим способностям, сделал свою жизнь максимально плодотворной, полезной, нужной. Под смыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу.

Как подчеркивают исследователи, смысл жизни человека как живого существа — это «телеономное понятие, ибо оно выражает некоторую целенаправленность деятельности и жизнедеятельности вообще»

Основные подходы к проблеме смысла жизни:

1.Фаталистический подход связан с концептуализацацией свободы в тесной взаимосвязи с понятием Судьбы, воплощающей внешнюю по отношению к человеку необходимость, имеющую сверхъестественный или религиозный характер. Фаталистической традиции в разработке теории свободы придерживались такие античные мыслители, как Аристотель, Марк Аврелий, Сократ, Эпикур, средневековые философы (Августин Блаженный, Фома Аквинский), теософы (Н. К. Рерих, А. И. Клизовский).

2. Натуралистический подход ориентирует на понимание того, что жизнь не имеет смысла, как не имеет его природа. В лучшем случае смысл жизни можно рассматривать как следование биологически запрограммированным влечениям и инстинктам. Отсюда оказывается, что общего, единственного для всех людей смысла жизни нет, что каждый имеет свой неповторимый путь жизни и должен жить на радость себе. Такой точки зрения придерживался Демокрит, усматривавший смысл жизни в достижении эвтюмии; близким к этому было гедонистическое учение Эпикура. В XX в. крайними формами натуралистического подхода были теории "выпитого стакана", "цветов асфальта", обосновывавшие вседозволенность, сиюминутное удовлетворение любых желаний.

3. Волюнтаристский подход акцентирует внимание на смысле жизни конкретного индивида и усматривает этот смысл либо в безграничной свободе ницшеанского толка, либо во внутренней независимости индивида от нивелирующего влияния общества, т.е. в экзистенциальной свободе. 4.Функционалистский подход рассматривает смысл жизни как средство реализации какой-либо значимой цели. Это в некоторой степени интегральный подход, так как его рамками охватываются и религиозно-телеологическая установка - "жить, чтобы служить Богу", и марксистская норма - "жить, чтобы служить обществу, его прогрессу".

5.Аксиологический подход акцентирует внимание на тех ценностях, которые придают жизни смысл. Американский ученый А. Маслоу насчитывал четырнадцать таких ценностей - истина, красота, добро, совершенство, простота, всесторонность и др. Именно эти ценности, считал Маслоу, составляют смысл жизни большинства людей.


1 Монизм (от греч.– один, единственный) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется при помощи единой субстанции - материальной либо духовной.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...