Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русская философия XVIII века.




Два фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура того времени: 1. Процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого; 2. секуляризация общественной жизни (снижение роли религии в сознании людей). Философия отходит от схоластических образов и освобождается от церкви.

В России эпоха Просвещения -XVIIIв: развитие науки, искусства; возникли 1ые русские универ-ы, библиотеки, театр, публичные музеи. Хотя в России в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от зап-го Просвещения -здесь не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, они были встречены крайне настороженно.

Включает два основных этапа в своем развитии:

1. философию эпохи петровских реформ. Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир. Основная направленность- соц-полит: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира.

2. русский материализм (сер. и 2-ая пол. XVIII в.) Ломоносов М.В. (1711 – 1765) -сторонник механистического материализма, но понимал материю только в качестве вещества. Им заложена материалистическая традиция в рус. философии. Выдвинул атомическую («корпускулярную») теорию строения вещества, т.е. всё вокруг состоит из мельчайших частиц («копрускул» =есть атомов) – материальных монад. Отнош. М.В. Ломоносова к Богу – деистическое (он допускал наличие Бога-Творца, но не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями). А.Н. Радищев (1749-1802) обоснование материалистических начал бытия. Уделял внимание соц-полит философии. Ее кредо – борьба с самодержавием; борьба за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права; идея человечности.

 

Философия русского космизма

Космизм - философское направление, в котором рассматривается определённая соотнесённость между познавательной и созидающей деятельностью человека и человечества с внеземными космическими процессами; подчёркивается влияние внеземных космических факторов на все процессы, происходящие на Земле; и неизбежность выхода человечества в космос, космическая экспансия человечества.

Основные направления космизма:

· Естественно-научный - Философские и мировоззренческие представления Н.А.Умова во многом не согласуются с традицией русского космизма. Космос Н.А.Умова - космос физика, который свободен от антропоморфизма. В общем представлении о космосе у Н.А.Умова не содержится ни малейшего намёка на некие гарантии роста жизни, её безудержной экспансии, и тем более человекоразмерности космоса. Космос абсолютно равнодушен к жизни, к человеку. Весь смысл существования и главная задача человеческого гения в одном: "Охранение, утверждение жизни на Земле" · Филосовско-теологический – П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву относят к традиции" русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос. Можно считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования.· Поэтически-художественное направление в русском космизме требует обновления способов приобщения человека к абсолютным посылкам культуры путем переосмысления соотношения души и космоса.Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова:   В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой ("внесение в неё воли и разума"), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней "эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации.

Естественно-научная философия Вернандского:

Вернадский создал своё представление о биосфере (третий синтезкосмоса), поставив в основу живое вещество, которое владеет всемиминеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты. Вернадский сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами. Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере.  Каждый атом получит печать биосферы. Он "заведён" в ней, энергетически насыщен. Живое вещество планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания и оно воздействует на энергию вещества.

Философия Чижевского:

Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Единство мироздания должно основываться на едином природном субстрате, единой "стихии" - таково воззрение древнегреческих философов ионийской школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический апейрон . Чижевский видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в. структурной субатомной единице вещества - электроне.

Философия Циолковского:

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.1) единство материального и духовного начал Вселенной;2) единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ееотзывчивость и чувствительность";3) единство человека и Вселенной,  т.е. его участие в космическойэволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертиидуши;4) выводимость этических норм из метафизики космоса.

Философия Рериха:

Основным путем формирования качества жизни будет закономерный, по спиральному закону развития, возврат к целостному мировоззрению, характерному для древней мудрости и школы русского космизма. Важнейшим инструментом реализации ноосферного мышления является понимание этики взаимосвязи Человека и Природы. Средством ее практического внедрения могут стать правовые механизмы нового международного законодательства, опирающиеся на природообусловленные факторы, формирующие жизнедеятельность Человечества и всего живого мира, в том числе энергоинформационного благополучия Человечества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...