Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.




Детерминизм- учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Различные формы детерминизма обусловлены различными типами причинности и законов.

Длительное время умами философов и ученых владел механистический детерминизм, базирующийся на понимании причин ной связи как однозначной (то есть необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей (Демокрит, Спиноза). Для механистического детерминизма характерны очень жесткое, исключающее случайность понимание причинных связей и ньютоновский тип законов (законы классической механики), не принимающий во внимание вероятностной, статистической формы детерминизма.

Особенность механистического детерминизма состояла также в том, что детерминация рассматривалась как вызываемая внешними причинами (условиями). Так в системе физической причинности, воссозданной в механике Ньютона, все процессы определяются предыдущим состоянием движения и силами, оказывающими действие извне. Далее, поскольку детерминация рассматривалась как однозначная, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания состояний материальных систем и даже Вселенной в целом в будущем (или прошлом) . Обосновывалось это следующим образом. Состояние Вселенной определяется хотя и большим, но конечным числом параметров. Если известно число этих параметров в любой данный момент, а также известны их производные по времени, то может быть вычислено значение этих самых параметров в предыдущее и последующее время. Такое понимание иногда еще называют лапласовским детерминизмом. Развитие познания, особенно в XIX-XX веках, убедительно выявило ограниченность такого понимания. Укреплялось представление, что детерминация вызывается не только внешними причинами, что она не исчерпывается лишь количественной стороной дела и не обязательно является однозначной или хорошо определенной. Открытия в процессах биологической эволюции, развитии общества, наконец, в физике микромира иных, более сложных, диалектичных форм детерминации на какое-то время реанимировало концепцию индетерминизма- отрицания закономерностей и причинной обусловленности явлений. Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В механистическом материализме простая схема причинности мыслилась как однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что одна и та же причина всегда производит одно и то же следствие, что имеется единственное следствие для каждой причины. однозначным образом вытекающее из этой причины. Уточнение простой схемы причинности, насыщение ее диалектикой происходило таким образом, что сначала была осознана роль условий: при одинаковых условиях выделенная причина всегда производит одно и то же следствие. Затем становится понятным, что одинаковых причин, условий и результатов не бывает. Поэтому происходит следующее уточнение: подобные причины при подобных условиях всегда производят подобные следствия. Наконец, слово "всегда" заменяется более точным "в большинстве случаев": подобные причины при подобных условиях в большинстве случаев производят подобные следствия. Большинство случаев - это максимальная частота случаев. Тем самым от ньютоновской детерминации (в причине - одна возможность) совершается переход к статистической детерминации, многооднозначному соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей). Это делает изменение, развитие многовариантным, не заданным жестко, что не означает, однако, отсутствия детерминации, произвольного характера переходов.

Иначе говоря, понимание детерминизма выступает как достаточно гибкое, открытое для новых типов детерминации и вместе с тем настолько четкое, чтобы исключать представления индетерминизма. Согласно диалектико-материалистической концепции детерминизма, причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями, то ость необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный характер, и тогда форма детерминации статистическая. Статистическая детерминированность - результат взаимодействия большого числа элементов, индивидуально детерминированных в соответствии с другими типами детерминации. Статистическая детерминация касается ситуаций, в которых имеется несколько (иногда много) альтернатив.

Детерминизм и индетерминизм (от лат. определять) - противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности. Индетерминизм - это методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Так согласно немецкому философу Г. Риккерту. причинное объяснение действительно лишь в пределах "наук о природе" и неприменимо к "наукам о духе", то есть к наукам общественным. Индетерминисты трактуют принцип объективной необходимости как фатализм. Идеи детерминизма появляются уже в древней философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование детерминизма получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф. Бэкон, Галилей. Декарт. Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, фр. материалисты XVIII в.). В соответствии с уровнем развития естествознания детерминизм этого периода носит механистический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описываемой строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Причинность является ядром принципа детерминизма, но не исчерпывает всего его содержания . Классической формой детерминизма в его механистическом истолковании явился детерминизм, развитый французским ученым П. Лапласом (отсюда другое наименование механического детерминизма - лапласовский детерминизм) и предполагавший однозначную (динамическую) причинную обусловленность одного события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Свое классическое выражение механистический детерминизм получил у Лапласа в следующей формулировке: если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил. то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно; и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором. Понятый таким образом детерминизм ведет к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается с верой в божественное предопределение. Развитие науки отвергло лапласовский детерминизм не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики. Установление соотношения неопределенностей в квантовой механике показало его несостоятельность, но вместе с тем было истолковано идеалистической философией в духе индетерминизма. Диалектический материализм преодолевает ограниченность механистического Д. и, признавая объективный и всеобщий характер причинности, не отождествляет ее с необходимостью и не сводит ее проявление только к динамическому типу законов. Сложный тип системных взаимодействий в живой природе фиксируется в понятии органического детерминизма, являющегося частным случаем диалектико-материалистического детерминизма.

В области наук о природе одна из последних вспышек индетерминизма была связана с развитием квантовой физики, законы которой по форме своего проявления имеют статистическую (вероятностную) природу. Явлениям микромира, в частности электрону, приписывалась "свобода воли", которая якобы позволяет ему "выбирать" тот или другой тип поведения вне всякой объективной необходимости. Отсутствие однозначной предсказуемости для процессов микромира, их вероятностная природа и статистичность квантовых законов свидетельствуют, однако, не об индетерминизме микромира, но о наличии разных - динамических и статистических - способов проявления причинной связи.

Детерминизм противостоит не только индетерминизму, но и различным формам телеологии (от греч.- цель) - учению (либо в противовес детерминизму, либо "в дополнение" к нему) об особом, целевом виде причинности.

 Статистическая и динамическая закономерность.

Статистические и динамические закономерности-два основных класса закономерностей, получившие в современной науке наиболее развитые формы своего теоретического выражения, а вместе с тем и математические воплощения. Для исследования и выражения закономерностей жесткой детерминации используются обычно методы классического математического анализа, особенно методы теории дифференциальных уравнений; эти методы используются также в познании и выражении статических закономерностей, однако решающую роль играют здесь методы теории вероятностей. Основное различие между этими классами закономерностей связанно с различиями во внутренней структуре соответствующих научных теорий, в частности с различием тех общих подходов к природе бытия и познания, которые необходимым образом сопровождают развитие этих теорий.

Теория вероятности, являющаяся методологической базой раскрытия статистических закономерностей, изучает, как известно, закономерности массовых случайных явлений. Массовость здесь выступает как некоторый аспект системности. Случайность характеризует специфику этого массового явления и означает, что при переходе от одного явления к другому характеристики отдельных явлений изменяют свои значения независимым образом, т.е. значения характеристики одного явления существенно не зависят и не определяются значениями этой же характеристики у других явлений. Типичный пример класса случайных массовых явлений даёт в физике обычная теория газов: механическое состояние каждой молекулы газа в своей основе не зависит и не определяется состоянием других молекул.

Статистическая и динамическая закономерность- формы проявления закономерной связи между предшествующими и последующими состояниями систем. Динамическая закономерность - форма причинной связи, а также связи состояний, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных условий даст возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы. Динамическая закономерность действует во всех автономных, мало зависящих от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов. Она определяет, например, характер движения планет в Солнечной системе. Статистическая закономерность - форма причинной связи, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь с определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения. Статистическая закономерность действует во всех неавтономных, зависящих от постоянно меняющихся внешних условий системах с очень большим количеством элементов. Различие между статистической и динамической закономерностями относительно, т. к., строго говоря, всякая динамическая закономерность представляет собой статистическую закономерность с вероятностью осуществления событий, близкой к единице, или - в предельных случаях для совершенно неизбежных событий - равной единице. Это обусловлено тем, что всякая материальная система неисчерпаема, состоит из бесчисленного множества элементов материи, обладает многообразием внешних связей и качественно меняется с течением времени. С расширением пространственно-временных интервалов развития связь между предшествующими и последующими состояниями любой системы все в большей степени подчиняется законам вероятностной детерминации. Статистическая закономерность принципиально несводима к динамической закономерности. Это обусловлено:

1. неисчерпаемостью материи и незамкнутостью систем;

2. невозможностью реализации многих тенденций развития, заложенных в прошлых состояниях систем;

3. возникновением в процессе развития возможностей и тенденций качественно новых состояний.

Отсюда следует, что всякий достаточно сложный процесс развития подчиняется статистическим закономерностям, тогда как динамическая закономерность является лишь приближенным выражением отдельных этапов этого процесса.

 

Материя и ее свойства.

Материя (от лат.— вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

а) Объективный (от лат. предметный) - относящийся к объекту; всеобщезначимый.

б )Материализм XVIII в. был охарактеризован Марксом и Энгельсом как метафизический; это была система воззрений на природу как на материальную субстанцию, обладающую собственным движением, которое складывается из ассоциаций и диссоциаций мельчайших материальных частиц.

в) Материализм наивный - 1. В древнегреческой философии - материализм, отождествляющий материю с конкретными формами ее проявления и движения. 2. Ограниченное использование в научном исследовании нек-рых идей философского материализма.

г)Диалектический материализм (Диамат) — направление в философии, в котором основное внимание уделено соотношению бытия и мышления и о наиболее общих законах развития бытия и мышления.

Натурализация:

Фалес. Первым сформулировал вопрос: «что есть всё», «что является первоосновой». Всё произошло из некоего влажного первовещества или воды. (Фалес – монист, т. к. принимал за основу всего сущего одно начало). Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из неё вещи – не мертвые. Вселенная полна богов, всё одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи – они имеют душу. Всё знание надо сводить к одной основе – чувственной видимости.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики. Первоначало всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием – основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении.

Атомисты (Демокрит) рассматривали мир как единое целое, состоящее из огромного множества мельчайших невидимых и неделимых частиц – атомов. Атомы материальны и неделимы вследствие абсолютной плотности, малости, отсутствия пустот. Атомы разнообразны по форме и весу. Душа тоже состоит из атомов, но более подвижных и круглых. Атомы и пустота – единственная реальность.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

- материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

- объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа;

- субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

- позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

Структура материи: ее элементы и уровни.

Элементами структуры материи являются:

- неживая природа;

- живая природа;

 - социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

- субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньше, чем атом);

- микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электроны);

- ядерный (ядро атома);

- атомарный (атомы);

- молекулярный (молекулы);

- уровень единичных вещей;

- уровень макротел;

- уровень планет;

- уровень систем планет;

- уровень галактик;

- уровень систем галактик;

- уровень метагалактик;

- уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся:

- доклеточный (ДНК, РНК, белки);

- клеточный (клетка);

- уровень многоклеточных организмов;

- уровень видов;

- уровень популяций;

- биоценозы;

- уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся:

- отдельный индивид;

- семья;

- группа;

- коллективы разных уровней;

- социальные группы (классы, страты);

- этносы;

- нации;

- расы;

- отдельные общества;

- государства;

- союзы государств;

- человечество в целом.

Вещество и поле - фундаментальные физические понятия, обозначающие два осн. вида материи на макроскопическом уровне: В.- совокупность дискретных образований, обладающих массой покоя (атомы, молекулы и то, что из них построено); П.- вид материи, характеризующейся непрерывностью и имеющей нулевую массу покоя (электромагнитное П. и П. тяготения - гравитационное). Открытие П. как вида материи имело огромное философское значение, т. к. обнаружило несостоятельность метафизического отождествления материи с В. Разработка Лениным диалектико-материалистического определения материи во многом опиралась на философское обобщение развития учения о П. На субатомном уровне (т. е. на уровне элементарных частиц) различие В. и п. становится относительным. П. (электромагнитное и гравитационное) утрачивают чисто непрерывный характер: им необходимо соответствуют дискретные образования - кванты (фотоны и гравитоны). А элементарные частицы, из к-рых состоит В.- протоны, нейтроны, электроны, мезоны и т. д. - выступают как кванты соответствующих нуклонных, мезонных и др. полей и утрачивают свой чисто дискретный характер. Неправомерно на субатомном уровне различать В. и п. и по наличию или отсутствию массы покоя, т. к. нуклонные, мезонные и т. д. поля обладают массой покоя. В совр. физике поля и частицы выступают кан две неразрывно связанные стороны микромира, как выражение единства корпускулярных (дискретных) и волновых (континуальных, непрерывных) свойств микрообъектов. Представления о П. выступают также как основа для объяснения процессов взаимодействия, воплощая принцип близкодействия.

Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Но важнейшими ее свойствами, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

Пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.

Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время – самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее в. классической физике.

Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля.

Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

Общие свойства пространства – времени: их объективность, и всеобщность.

Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования.

При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.

Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения) . Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления) .

В-третьих, движению свойственнынесотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения.

В-четвертых, движению свойственна абсолютность.абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен.

 

8. Пространство и время.

Пространство –— фундаментальное (наряду с временем) понятие человеческого мышления, отображающее множественный характер существования мира, его неоднородность.

Время-фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий.

I. Понимание пространства и времени в истории философии.

2.В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

3.Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний.

II. Общая характеристика пространства и времени

III. Другие свойства пространства и времени можно подразделить на универсальные (всеобщие) и специфичные (всеобщность которых находится под вопросом).

К универсальным свойствам пространства и времени относятся: » их неразрывная связь друг с другом;

• связь с движением материи;

• бесконечность.

Специфичными характеристиками рассматриваемых форм бытия материи являются:

• трехмерность пространства и одномерность времени;

• однородность и изотропность пространства и анизотропия времени;

• непрерывность пространства и времени на макроуровне.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...