Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия и наука. Научная картина мира.




Мировоззрение и его исторические формы.

Философия - наука об универсальных законах и принципах бы­тия; «учение об общих принципах бытия и познания, об отноше­нии человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления».

Мифология —  1) самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символиз­мом, верой в сверхъестественные явления; 2) возникший на ранних этапах существования обще­ства способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки знаний, эстетиче­ского мироощущения; 3) способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях об­щественного развития.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Религия  -мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Идеал — 1) в общеупотребительном смысле: (а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, (б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, касающийся, как правило, личных качеств или способностей; 2) в гносеологическом и научном смысле — истина; 3) в эстетическом — прекрасное; 4) в этическом смысле: в теоретическом плане — (а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном плане — (б) совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного идеала — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, (в) высший образец нравственной личности.

Убеждение (в психотерапии) — метод психологического воздействия на сознание клиента посредством изменения его прежних суждений; составляет основу рациональной психотерапии.

Сциентизм -  мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности».

Миропонимание субъекта — это совокупность понятий, свойственных его психике.Миропонимание невозможно без языковых средств.

1. Мироощущение(общее философское определение) — отношение существа (объекта) или группы существ (объектов) ко всему сущему и его частям (духовной, моральной, ценностной, научной, бытовой и т. д.)

2. Мироощущение — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное.

 

Структура:  а). Психологическая структура: система знаний, взглядов, отношение человека к миру, в выборе жизненной позиции, осознание долга, идеалы.

б). Гносеологическая: основную роль играют знания естественнонаучные (физические, биологические и т.д.), математические, социологические, экономические и т.д.

Виды:а) индивидуальные (личное)

б) общественное.

Типы:а) Обыденное – формируется стихийно, на основе жизненного опыта.

б) Научное – формируется на основе познания законов развития природы и общества.

в) Сциентистское – рассматривает естественнонаучные знание главным фактором прогресса и решения социальных проблем.

г) Антисциентистское – выступает против главенствующей роли науки в жизни человека и общества, более того он их противопоставляет.

Формы:а). Мифология – фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности.

б). Религия – форма сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окружающий мир.

в). Философия – является структурой мировоззрения, теоритическим основанием.

 

Предмет философии и ее функции.

Понятие: Философия – термин возник из соединения двух греч.слов «любовь» и «мудрость» и означает любовь к мудрости – наука о жизни.

Бытие — все существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще.

Аксиология - учение о ценностях.

Антропология — учение о человеке.

Логика — учение о законах рационального мышления.

Э́тика (греч. «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности.

Эсте́тика — философская дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Герменевтика — теория и метод интерпретации человеческого действия и памятников прошлого, первоначальный смысл которых неясен вследствие их древности или неполной сохранности.

 

Структура:В состав философии входят:

· Теоретическая философия

· Социальная философия

· Этика – философское исследование морали и нравственности.

· Эстетика – философская дисциплина, предмет изучение – прекрасное и его отношение к природе и к искусству.

· Логика

· История философии

Основными частями теоретической философии выступают:

· Онтология – учение о бытии

· Гносеология – учение о познании

· Деалектика – учение о развитии

· Аксиология –(теория ценностей)

· Герменевтика – (теория понимания и толкования знаний)

Функции:а) Мировоззренческая – помогает сформировать целостную картину мира.

б) Методологическая – поисковая функция, она формулирует правила познания для всех частных наук.

в) Функция социальной критики – Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

г) Конструктивная – она осуществляет способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

д) Идеологическая – участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.

е) Функция отражения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формирует наиболее значимые идеалы своего времени.

ж) Интеллектуальная – способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

 

Философия и наука. Научная картина мира.

Существуют по крайней мере три точки зрения на соотношение философии и науки. Перваяисходит из утверждения, что философия - это система научных знаний. Этот взгляд берет свое начало от Аристотеля и рассматривает философию как "науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления". Крайним выражением этой позиции является утверждение Гегеля о том, что философия - "наука наук". Аргументы:

# философия имеет единые с наукой принципы освоения действительности;

#важнейшими среди них являются объективность, системность, проблемность;

# философия как предельно общее знание интегрирует и обобщает научное знание и в силу этого не может не быть наукой;

# философия выполняет единые с наукой функции: познавательную, прогностическую, методологическую, мировоззренческую, воспитательную и др.;

# философия, как и любая научная система знаний, имеет свои законы (диалектики, развития общества и др.) и свой категориальный аппарат (материя, сознание, бытие, время, общество, человек и т.д.);

# если допустить, что философия не является наукой, то тогда в статусе научных знаний следует отказать всему обществознанию - истории, этике, эстетике, социологии и другим дисциплинам.

Вторая точка зрения заключается в доказательстве того, что философия не является наукой. Основные аргументы сторонников этой позиции таковы: а).Выводы философии всегда гипотетичны, а в науке должна быть точность, определенность и однозначность.

б).Философия субъективна по определению - в ней сколько философов, столько и философий.

в).Кроме того, философские знания всегда содержат в себе оценку, которая не может быть объективной, следовательно, и сами знания становятся субъективными.

г).Полученные философией данные нельзя подтвердить опытом равно как невозможно их и опровергнуть в силу их неконкретности, абстрактности. д).Философия оперирует ненаучным языком, категории философии неопределенны, многозначны, разные философы в одно и то же понятие вкладывают различный смысл.

е).Философия не является наукой в силу того, что в ее предмет входит культура.

На основе этих аргументов делается вывод о том, что философия - это не наука, а мировоззрение, модернизированный миф или своеобразная религия. Философия уравнивается с паранаучными системами знаний - астрологией, парапсихологией. С такой позиции выступали и выступают прежде всего представители "логического позитивизма". Так, М. Шлик и Р. Карнап считали, что философия не является наукой потому, что она никогда не имела своего предмета. Ее история, по их мнению, - это история погони за миражами, попыток разрешать псевдопроблемы.

Наконец, третья точка зрения основывается на утверждении, что философия и наука как две самостоятельные системы знаний взаимопереплетаются, взаимопроникают друг в друга, неразрывно связаны между собой. Поэтому, с одной стороны, их противопоставление условно, а с другой - философия, одновременно является и научной, и ненаучной системой знаний.

Аргументы:

1.Так, марксистско-ленинская философия длительное время утверждала, что только К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин придали философии научный характер, что статусом научной философии обладает только "диалектический и исторический материализм". Остальные философские системы домарксистского периода рассматривались как донаучные, а существующие ныне немарксистские философские знания - ненаучные и лженаучные, так как они выражают интересы не передового класса и не прогрессивного социального строя, а иных классов и общества, не имеющего исторической перспективы.

2. разделение систем знаний на науки о природе и науки о духе, человеке, обществе. Так, Ф. Шлейермахер и В. Дильтей считали, что естественные науки объясняют действительность, подводят единичное под общее, устанавливают закон существования явления или процесса, выражают объективное; общественные же науки интерпретируют действительность, стремятся постичь неповторимое, индивидуальное в явлении или процессе, выражают (по крайней мере, учитывают) субъективное. В остальном их различие непринципиально.

В русле современного понимания сущности и особенностей философии можно утверждать, что философия - это научное мировоззрение. Или, другими словами, с одной стороны, это наука мировоззренческого, предельно общего, уровня, а с другой - это мировоззрение, основывающееся на рациональном, научном знании.

В структуре мировоззрения выделяются два основных уровня - обыденный и теоретический. Обыденный уровень - это мироощущение, мировосприятие и миропредставление. На этом уровне в освоении действительности доминируют рассудок, чувства, здравый смысл, которые переплетаются с предрассудками, традициями и верованиями. Теоретический уровень мировоззрения включает научные знания о естественной, социальной и духовной картинах мира. В этом отношении философия выступает обобщением знаний о мире, в силу чего приобретает черты науки и составляет ядро мировоззрения как системы знаний о мире в целом.

Философские знания всегда нацелены на что-либо и всю силу своих познавательно-эвристических возможностей направляют на вооружение человека знанием всеобщего, на определение жизненно важных для человека феноменов (иногда на определение второстепенных, ложно принимаемых за главные). В силу этого философия никогда не бывает абсолютно объективной, ибо включает в себя как элемент мировоззрения и аксиологические, и прогностические, и идеологические моменты. Более того, философия интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь тем самым рационально-эмоциональным мировоззрением. Это вовсе не лишает философию статуса научной системы знания.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...