Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия и наука. Научная картина мира.Стр 1 из 29Следующая ⇒
Мировоззрение и его исторические формы. Философия - наука об универсальных законах и принципах бытия; «учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Мифология — 1) самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символизмом, верой в сверхъестественные явления; 2) возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное, вымысел, фантазию, систему ценностей, зачатки знаний, эстетического мироощущения; 3) способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Религия -мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. Идеал — 1) в общеупотребительном смысле: (а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, (б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, касающийся, как правило, личных качеств или способностей; 2) в гносеологическом и научном смысле — истина; 3) в эстетическом — прекрасное; 4) в этическом смысле: в теоретическом плане — (а) наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном плане — (б) совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного идеала — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, (в) высший образец нравственной личности. Убеждение (в психотерапии) — метод психологического воздействия на сознание клиента посредством изменения его прежних суждений; составляет основу рациональной психотерапии. Сциентизм - мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Миропонимание субъекта — это совокупность понятий, свойственных его психике.Миропонимание невозможно без языковых средств. 1. Мироощущение(общее философское определение) — отношение существа (объекта) или группы существ (объектов) ко всему сущему и его частям (духовной, моральной, ценностной, научной, бытовой и т. д.) 2. Мироощущение — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное.
Структура: а). Психологическая структура: система знаний, взглядов, отношение человека к миру, в выборе жизненной позиции, осознание долга, идеалы. б). Гносеологическая: основную роль играют знания естественнонаучные (физические, биологические и т.д.), математические, социологические, экономические и т.д. Виды:а) индивидуальные (личное) б) общественное. Типы:а) Обыденное – формируется стихийно, на основе жизненного опыта. б) Научное – формируется на основе познания законов развития природы и общества. в) Сциентистское – рассматривает естественнонаучные знание главным фактором прогресса и решения социальных проблем. г) Антисциентистское – выступает против главенствующей роли науки в жизни человека и общества, более того он их противопоставляет. Формы:а). Мифология – фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности. б). Религия – форма сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окружающий мир. в). Философия – является структурой мировоззрения, теоритическим основанием.
Предмет философии и ее функции. Понятие: Философия – термин возник из соединения двух греч.слов «любовь» и «мудрость» и означает любовь к мудрости – наука о жизни. Бытие — все существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от человека. Всякое существование вообще. Аксиология - учение о ценностях. Антропология — учение о человеке. Логика — учение о законах рационального мышления. Э́тика (греч. «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Эсте́тика — философская дисциплина, основным предметом изучения которой является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении; философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Герменевтика — теория и метод интерпретации человеческого действия и памятников прошлого, первоначальный смысл которых неясен вследствие их древности или неполной сохранности.
Структура:В состав философии входят: · Теоретическая философия · Социальная философия · Этика – философское исследование морали и нравственности. · Эстетика – философская дисциплина, предмет изучение – прекрасное и его отношение к природе и к искусству. · Логика · История философии Основными частями теоретической философии выступают: · Онтология – учение о бытии · Гносеология – учение о познании · Деалектика – учение о развитии · Аксиология –(теория ценностей) · Герменевтика – (теория понимания и толкования знаний) Функции:а) Мировоззренческая – помогает сформировать целостную картину мира. б) Методологическая – поисковая функция, она формулирует правила познания для всех частных наук. в) Функция социальной критики – Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей. г) Конструктивная – она осуществляет способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего. д) Идеологическая – участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов. е) Функция отражения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формирует наиболее значимые идеалы своего времени. ж) Интеллектуальная – способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Философия и наука. Научная картина мира. Существуют по крайней мере три точки зрения на соотношение философии и науки. Перваяисходит из утверждения, что философия - это система научных знаний. Этот взгляд берет свое начало от Аристотеля и рассматривает философию как "науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления". Крайним выражением этой позиции является утверждение Гегеля о том, что философия - "наука наук". Аргументы: # философия имеет единые с наукой принципы освоения действительности; #важнейшими среди них являются объективность, системность, проблемность; # философия как предельно общее знание интегрирует и обобщает научное знание и в силу этого не может не быть наукой; # философия выполняет единые с наукой функции: познавательную, прогностическую, методологическую, мировоззренческую, воспитательную и др.; # философия, как и любая научная система знаний, имеет свои законы (диалектики, развития общества и др.) и свой категориальный аппарат (материя, сознание, бытие, время, общество, человек и т.д.); # если допустить, что философия не является наукой, то тогда в статусе научных знаний следует отказать всему обществознанию - истории, этике, эстетике, социологии и другим дисциплинам. Вторая точка зрения заключается в доказательстве того, что философия не является наукой. Основные аргументы сторонников этой позиции таковы: а).Выводы философии всегда гипотетичны, а в науке должна быть точность, определенность и однозначность. б).Философия субъективна по определению - в ней сколько философов, столько и философий. в).Кроме того, философские знания всегда содержат в себе оценку, которая не может быть объективной, следовательно, и сами знания становятся субъективными. г).Полученные философией данные нельзя подтвердить опытом равно как невозможно их и опровергнуть в силу их неконкретности, абстрактности. д).Философия оперирует ненаучным языком, категории философии неопределенны, многозначны, разные философы в одно и то же понятие вкладывают различный смысл. е).Философия не является наукой в силу того, что в ее предмет входит культура. На основе этих аргументов делается вывод о том, что философия - это не наука, а мировоззрение, модернизированный миф или своеобразная религия. Философия уравнивается с паранаучными системами знаний - астрологией, парапсихологией. С такой позиции выступали и выступают прежде всего представители "логического позитивизма". Так, М. Шлик и Р. Карнап считали, что философия не является наукой потому, что она никогда не имела своего предмета. Ее история, по их мнению, - это история погони за миражами, попыток разрешать псевдопроблемы. Наконец, третья точка зрения основывается на утверждении, что философия и наука как две самостоятельные системы знаний взаимопереплетаются, взаимопроникают друг в друга, неразрывно связаны между собой. Поэтому, с одной стороны, их противопоставление условно, а с другой - философия, одновременно является и научной, и ненаучной системой знаний. Аргументы: 1.Так, марксистско-ленинская философия длительное время утверждала, что только К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин придали философии научный характер, что статусом научной философии обладает только "диалектический и исторический материализм". Остальные философские системы домарксистского периода рассматривались как донаучные, а существующие ныне немарксистские философские знания - ненаучные и лженаучные, так как они выражают интересы не передового класса и не прогрессивного социального строя, а иных классов и общества, не имеющего исторической перспективы. 2. разделение систем знаний на науки о природе и науки о духе, человеке, обществе. Так, Ф. Шлейермахер и В. Дильтей считали, что естественные науки объясняют действительность, подводят единичное под общее, устанавливают закон существования явления или процесса, выражают объективное; общественные же науки интерпретируют действительность, стремятся постичь неповторимое, индивидуальное в явлении или процессе, выражают (по крайней мере, учитывают) субъективное. В остальном их различие непринципиально. В русле современного понимания сущности и особенностей философии можно утверждать, что философия - это научное мировоззрение. Или, другими словами, с одной стороны, это наука мировоззренческого, предельно общего, уровня, а с другой - это мировоззрение, основывающееся на рациональном, научном знании. В структуре мировоззрения выделяются два основных уровня - обыденный и теоретический. Обыденный уровень - это мироощущение, мировосприятие и миропредставление. На этом уровне в освоении действительности доминируют рассудок, чувства, здравый смысл, которые переплетаются с предрассудками, традициями и верованиями. Теоретический уровень мировоззрения включает научные знания о естественной, социальной и духовной картинах мира. В этом отношении философия выступает обобщением знаний о мире, в силу чего приобретает черты науки и составляет ядро мировоззрения как системы знаний о мире в целом. Философские знания всегда нацелены на что-либо и всю силу своих познавательно-эвристических возможностей направляют на вооружение человека знанием всеобщего, на определение жизненно важных для человека феноменов (иногда на определение второстепенных, ложно принимаемых за главные). В силу этого философия никогда не бывает абсолютно объективной, ибо включает в себя как элемент мировоззрения и аксиологические, и прогностические, и идеологические моменты. Более того, философия интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь тем самым рационально-эмоциональным мировоззрением. Это вовсе не лишает философию статуса научной системы знания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 189. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |