Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воздействие опасных и вредных производственных факторов на организм человекаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Проверяемое задание № 1 «ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ» Тема 1.2. Вредные и опасные негативные факторы Цель:получение практических навыков определения опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте.
Задание 1. Изучить теоретический материал, нормативно-правовую базу и пример выполнения задания №1. 2. Согласно направлению и профилю подготовки (специальности) студента из предложенных в табл. 1.1 выбрать произвольно один вариант наименования рабочего места. 3. В соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 провести идентификацию опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть при выполнении технологических операций (видов работ) на выбранных для анализа рабочих местах. 4. Выявить оборудование (материалы, инструменты и т. п.), которые являются непосредственными источниками идентифицированных факторов. 5. По результатам проведенного анализа на каждое рабочее место выбранных профессий заполняются столбцы таблицы из бланка выполнения задания № 1 с указанием идентифицированных производственных факторов и оборудования (материалов, изделий, инструментов), при работе с которыми они встречаются. 6. Оформить отчет в виде заполненного бланка выполнения задания № 1 и сдать его на проверку преподавателю.
Нормативная правовая база: Þ ГОСТ 12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы»; Þ ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества, классификация и общие требования безопасности». Теоретические сведения Классификация опасных и вредных производственных факторов Безопасность условий труда на рабочем месте определяется наличием опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ), которые могут возникнуть при выполнении технологических операций или видов работ (ГОСТ 12.0.003-74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы»). При этом учитываются источники механических травм; источники шума, вибрации, ионизирующих излучений; определяются условия микроклимата в помещениях; оценивается освещенность в помещениях и на конкретном рабочем месте; определяется возможность получения электротравм; исследуется токсичность применяемых веществ; проводится оценка пожаро- и взрывоопасности объекта; определяется возможность использования грузоподъемных машин и механизмов, а также сосудов, находящихся под давлением. Идентификация опасных и вредных производственных факторов – это распознавание опасностей, установление причин их возникновения, пространственных и временных характеристик опасностей, вероятности, величины и последствий их появления. Опасным называется производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Вреднымназывается производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к постепенному ухудшению здоровья, профессиональному заболеванию или снижению работоспособности. ГОСТ 12.0.003-74 подразделяет опасные и вредные производственные факторы по природе действия на четыре группы. Физические опасные и вредные производственные факторы: – движущиеся машины и механизмы и их незащищенные подвижные части; – передвигающиеся изделия, материалы, заготовки; – разрушающиеся конструкции; – обрушивающиеся горные породы; – повышенная запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны; – повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; – повышенная или пониженная температура рабочей зоны; – повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний; – повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение; – повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха; – повышенный уровень ионизирующих излучений; – повышенные значения напряжения в электрической цепи; – повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений; – повышенная напряженность электрического и магнитного полей; – отсутствие и недостаток естественного света; – недостаточная освещенность рабочей зоны; – повышенная яркость света; – пониженная контрастность; – прямая и отраженная блескость; – повышенная пульсация светового потока; – повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; – острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования; – расположение рабочего места на значительной высоте относительно пола (земли); – невесомость. Химические опасные и вредные производственные факторы: – химические вещества, которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на следующие: § токсические (бензол, толуол, ксилол, нитробензол, ртуть, органические соединения, тетраэтилсвинец, дихлорэтан); § раздражающие (кислоты, щелочи, фосген, аммиак, оксиды серы и азота, сероводород); § сенсибилизирующие вещества (соединения ртути, платина, формальдегид); § канцерогенные вещества (ПАУ, 3,4-бенз(о)пирен, мазут, гудрон, битум, масла, сажа, асбест, ароматические амины); § вещества, обладающие мутагенной активностью (органические перекиси, иприт, оксид этилена, формальдегид); § вещества, влияющие на репродуктивную функцию (бензол, сероуглерод, свинец, сурьма, марганец, ядохимикаты, никотин, соединение ртути). Биологические опасные и вредные производственные факторы: – патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, рилкетсии, спирохеты, грибы, простейшие); – продукты жизнедеятельности микроорганизмов; – растения; – животные. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы: – статические перегрузки; – динамические перегрузки; – умственные перенапряжения; – перенапряжение анализаторов; – монотонность труда; – эмоциональные перегрузки.
Воздействие опасных и вредных производственных факторов на организм человека В производственных условиях, как правило, действует комплекс вредностей и опасностей. Движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, передвигающиеся изделия, разрушающиеся конструкции способствуют возникновению механических травм (ушибов, переломов, ран, увечий и т. д.), запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, повышенных уровней шума, статического электричества, напряжения зрительных анализаторов, статических перегрузок, монотонности труда и т. д. Все опасности в комплексе усиливают воздействие на организм человека в процессе труда. Запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны. Вредными являются вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе работы, так и в отдалённые сроки жизни настоящего и последующих поколений (ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества, классификация и общие требования безопасности»). В санитарно-гигиенической практике принято разделять вредные вещества на химические вещества и производственную пыль. Действие вредных химических веществ на организм человека обусловлено их физико-химическими свойствами. Согласно ГОСТ 12.0.003-74 группа химически опасных и вредных производственных факторов по характеру воздействия на организм человека подразделяется на следующие подгруппы: - общетоксические; - раздражающие; - сенсибилизирующие; - канцерогенные; - мутагенные; - влияющие на репродуктивную функцию. По степени воздействия на организм человека все вредные вещества подразделяются на четыре класса (ГОСТ 12.1.007-76): - 1 класс – вещества чрезвычайно опасные (ртуть, свинец); - 2 класс – вещества высокоопасные (оксиды азота, бензол, йод, марганец, медь, сероводород); - 3 класс – вещества умеренно опасные (ацетон, ксилол, сернистый ангидрид, метиловый спирт); - 4 класс – вещества малоопасные (аммиак, бензин, скипидар). Производственная пыль является очень распространённым опасным и вредным производственным фактором. Пыль может оказывать на организм человека фиброгенное, раздражающее и токсическое действие. Поражающие действия пыли во многом определены её дисперсностью (размером частиц пыли). Наибольшей фиброгенной активностью обладают аэрозоли с размером частиц до 5 мкм. Степень опасности пыли зависит также от формы частиц, их твердости, волокнистости, электрозаряженности. Вредность производственной пыли обуславливает её способность вызывать профессиональные заболевания легких (пневмокониозы), пылевые бронхиты, пневмонии, астматические риниты, бронхиальную астму. Попадание в организм аэрозолей металлов, пыли ядохимикатов может привести к хроническим и острым отравлениям. Параметры микроклимата.Трудовая деятельность человека всегда протекает в определенных метеорологических условиях, которые формируются сочетаниями температуры воздуха, скорости его движения и относительной влажности, барометрическим давлением и тепловым излучением от нагретых поверхностей. Эти показатели в совокупности (за исключением барометрического давления) принято называть микроклиматом производственного помещения. При благоприятных сочетаниях параметров микроклимата человек испытывает состояние теплового комфорта, что является важным условием высокой производительности труда и предупреждения заболеваний. Параметры микроклимата могут изменяться в очень широких пределах, в то время как необходимым условием жизнедеятельности человека является сохранение постоянства температуры тела. При отклонении метеорологических параметров от оптимальных в организме человека для поддержания постоянства температуры тела начинают происходить процессы, направленные на регулирование теплопродукции и теплоотдачи. Эта способность организма человека сохранять постоянство температуры тела получила название терморегуляции. При плюсовой температуре воздуха более 30 ОС и значительном тепловом излучении от нагретых поверхностей наступает нарушение терморегуляции организма, что может привести к перегреву. При этом наблюдаются нарастающая слабость, головная боль, шум в ушах, искажение восприятия (окраска всего в красный или зелёный цвет), тошнота, рвота, повышается температура тела. Дыхание и пульс учащаются, артериальное давление вначале возрастает, затем падает. В тяжелых случаях происходит тепловой удар, возможно проявление судорожной болезни, характеризующейся слабостью, головной болью, резкими судорогами, преимущественно в коленях. Длительное и сильное воздействие низких температур может вызвать различные неблагоприятные изменения в организме человека. Местное и общее охлаждение организма является причиной таких заболеваний, как миозиты, невриты, радикулиты, простудные заболевания. Физиологически оптимальной является влажность воздуха 40–60 %. Повышенная относительная влажность воздуха (более 75–85 %) в сочетании с низкими температурами оказывает значительное охлаждающее действие, а в сочетании с высокими – способствует перегреванию организма. Относительная влажность менее 25 % приводит к высыханию слизистых оболочек и снижению защитной деятельности мерцательного эпителия верхних дыхательных путей. Человек начинает ощущать движение воздуха при его скорости 0,1 м/с. Большая скорость воздуха в сочетании с низкими температурами ведет к охлаждению организма. Тепловое воздействие облучения на организм человека зависит от длины волны, интенсивности потока излучения, величины облучаемого участка тела, длительности облучения, угла падения лучей, вида одежды человека. Наибольшей проникающей способностью обладают красные лучи, которые плохо задерживаются кожей и глубоко проникают в биологические ткани, вызывая повышение их температуры. Ионизирующие излучения.Биологическое действие радиации на живой организм начинается на клеточном уровне. Ионизирующее излучение вызывает поломку хромосом, которая приводит к изменению генного аппарата и образованию дочерних клеток, неодинаковых с исходными. Как следствие – проявляющаяся в последующих поколениях мутация. При ионизирующих излучениях происходит локальное повреждение кожи (лучевой ожог), возникает катаракта глаз (потемнение хрусталика), повреждение половых органов (кратковременная или постоянная стерилизация). Воздействие ионизирующего излучения может привести к лучевой болезни, представляющей собой комплекс стойких изменений центральной нервной системы, крови, кроветворных органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. Электромагнитные поля.Электромагнитное поле (ЭМП) обладает определенной энергией и распространяется в виде электромагнитных волн. Основными параметрами электромагнитных колебаний являются длина волны, частота колебаний и скорость распространения. Основной характеристикой постоянного магнитного (магнитостатического) поля (ПМП) является напряженность магнитного поля, определяемая по силе, действующей в поле на проводник с током. Единицей его измерения является ампер на метр (А/м). Основной характеристикой постоянного электрического (электростатического) поля (ЭСП) является его напряженность, определяемая по силе, действующей в поле на электрический заряд. Она выражается в вольтах на метр (В/м). Переменное электромагнитное поле представляет собой совокупность магнитного и электрического полей и распространяется в пространстве в виде электромагнитных волн. Область распространения электромагнитных волн от источника излучения условно разделяют на три зоны: ближнюю (зону индукции), промежуточную (зону интерференции) и дальнюю (волновую или зону излучения). Дальняя зона начинается с расстояния от излучателя, равного примерно шести длинам волн. Между ними располагается промежуточная зона. Степень воздействия электромагнитных излучений на организм человека зависит от диапазона частот, интенсивности воздействия соответствующего фактора, продолжительности облучения, характера излучения (непрерывное или модулированное), режима облучения, размеров облучаемой поверхности тела и индивидуальных особенностей организма. Длительное воздействие электрического поля (ЭП) низкой частоты вызывает функциональные нарушения центральной нервной и сердечно-сосудистой систем человека, а также некоторые изменения в составе крови, особенно выраженные при высокой напряженности ЭП. Биологическое действие электромагнитных полей (ЭМП) более высоких частот связывают в основном с их тепловым и аритмическим эффектом. Тепловое действие может привести к повышению температуры тела и местному избирательному нагреву тканей, органов, клеток вследствие перехода электромагнитной энергии в тепловую. Биологическая активность ЭМП увеличивается с возрастанием частоты колебаний и является наибольшей в области сверхвысоких частот (СВЧ). Облучение ЭМП большой интенсивности может привести к разрушительным изменениям в тканях и органах. Тяжелые поражения возникают только в аварийных случаях и встречаются крайне редко. Длительное хроническое воздействие ЭМП небольшой интенсивности (не вызывающих теплового эффекта) приводит к различным нервным и сердечно-сосудистым расстройствам (головная боль, утомляемость, нарушения сна, боли в области сердца и т. п.). Возможны нарушения со стороны эндокринной системы и изменение состава крови. На ранних стадиях нарушения состояния здоровья носят обратимый характер. В зависимости от диапазона частот в основу гигиенического нормирования электромагнитных излучений положены разные принципы. Критерием безопасности для человека, находящегося в электрическом поле промышленной частоты, приняты показатели напряженности этого поля. Лазерное излучение.Основной особенностью лазерного излучения является его острая направленность (малая расходимость пучка излучения). Воздействие лазерного излучения на организм человека носит сложный характер, а именно: – термическое вызывает ожог, некроз тканей человека, нагрев, плазмо- и парообразование тканей и, как следствие, их механическое разрушение; – нетермическое действие вызывает облучение организма электромагнитной энергией, облучение глаз человека, возможность поражения электрическим током, запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, повышение уровней шума и вибрации при работе лазера. Ультрафиолетовое излучение.Длительное воздействие УФИ на человека может привести к серьезным поражениям глаз и кожи. Острые поражения обычно проявляются в виде кератитов (воспаленная роговица) и помутнения хрусталика. Длительное воздействие УФИ на кожу человека может привести к раку кожи. Производственный шум.Многочисленными исследованиями установлено, что шум является общебиологическим раздражителем и в определенных условиях может влиять на все органы и системы организма человека. Наиболее полно изучено влияние шума на слуховой орган человека. Интенсивный шум при ежедневном воздействии приводит к возникновению профессионального заболевания – тугоухости, основным симптомом которого является постепенная потеря слуха на оба уха, первоначально лежащая в области высоких частот (4000 Гц), с последующим распространением на более низкие частоты, определяющие способность воспринимать речь. При очень большом звуковом давлении может произойти разрыв барабанной перепонки. Наиболее неблагоприятным для органа слуха является высокочастотный шум (1000...4000 Гц). Кроме непосредственного воздействия на орган слуха шум влияет на различные отделы головного мозга, изменяя нормальные процессы высшей нервной деятельности. Это так называемое неспецифическое воздействие шума может возникнуть даже раньше, чем изменения в органе слуха. Характерными являются жалобы на повышенную утомляемость, общую слабость, раздражительность, апатию, ослабление памяти, потливость и т. п. Исследованиями последних лет установлено, что под влиянием шума происходят изменения в органе зрения и вестибулярном аппарате человека, нарушаются функции желудочно-кишечного тракта, повышается внутричерепное давление. Шум, особенно прерывистый, импульсный, ухудшает точность выполнения рабочих операций, затрудняет прием и восприятие информации. Ультразвук.Наиболее опасным является контактное воздействие ультразвука, которое возникает при удержании инструмента во время пайки, лужения. Воздействие ультразвука может привести к поражению периферической нервной и сосудистой систем человека в местах контакта (вегетативные полиневриты, мышечная слабость пальцев, кистей и предплечья). Инфразвук.Инфразвук оказывает неблагоприятное воздействие на весь организм человека, в том числе и на орган слуха, понижая слуховую чувствительность на всех частотах. Инфразвуковые колебания воспринимаются как физическая нагрузка: возникают утомление, головная боль, головокружение, вестибулярные нарушения, снижается острота зрения и слуха, нарушается периферическое кровообращение, появляется чувство страха. Особенно неблагоприятные последствия вызывают инфразвуковые колебания с частотой 2…15 Гц в связи с возникновением резонансных явлений в организме человека, причем наиболее опасна частота 7 Гц, т. к. колебания с такой частотой совпадают с альфа-ритмом биотоков мозга. Производственная вибрация.В производственных условиях длительное воздействие вибрации приводит к нарушениям деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, вестибулярного аппарата, нарушению обмена веществ и в конечном счете – к вибрационной болезни. При работе с ручными машинами, вибрация которых наиболее интенсивна в высокочастотной области спектра (выше 125 Гц), возникают сосудистые расстройства, спазм периферических сосудов. Локальная вибрация, имеющая широкий частотный спектр, вызывает различную степень сосудистых, нервно-мышечных, костно-суставных и других нарушений. Повышенные уровни напряжения в электрической цепи.Электрические установки, с которыми приходится иметь дело работающим на производстве, представляют для человека большую потенциальную опасность, которая усугубляется тем, что органы чувств человека не могут на расстоянии обнаружить наличие электрического напряжения на оборудовании. Проходя через тело человека, электрический ток оказывает сложное воздействие, являющееся совокупностью термического (нагрев тканей и биологических сред), электролитического (разложение крови) и биологического (раздражение и возбуждение нервных волокон) воздействий. Таблица 1.1 Варианты заданий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 625. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |