Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Билет 7Дайте краткую характеристику форм правления и их разновидностей.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Форма правления - это и система (полития), и режимы, и процессы, и институты. Классическая типология форм правления восходит к политической логике Аристотеля: 1. Монархия 2. Аристократия 3. Хорошая демократии (политейя) В современном мире выделяют 2 формы правления 1. Монархия 2. Республика – форма правления, при которой высшая власть принадлежит выборному представительному органу, глава гос-ва также избирается гражданами или специальной коллегией. Монархии нашего времени делятся на 2 вида 1. Абсолютные: монарху принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых во многом сохраняются докапиталистические, традиционные политические отношения ( Саудовская Аравия, Бруней и др) 2. Конституционные: полномочия главы государства имитированы. По степени ограниченности он бывают · Дуалистическими, в которых помимо монарха, существует парламент, который издает законы, утверждает бюджет. Монарх же обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций. (Марокко, Иордания) · Парламентскими, в которых реальная власть монарха более чем скромна. В одних странах функция монарха сведены ишь к представительству . ( В Японии –по конституции 1947 г) В других гос-вах ( Великобритания, Испания, Бельгия) за монархам номинально сохраняются определенные полномочия, однако он пользуется ими только в результате инициативы правительства, иного органа или вообще не прибегают к им, так что эти полномочия предусмотрены в качестве резервных на случай какого-либо политического кризиса. Надо также отметить, что у ряда монархий есть определенные особенности. Например, существуют: · Теократические монархии. Т.е монарх обладает не только светской, но и религиозной властью. · Выборные монархии - гос-ва, представляющие сбой объединение нескольких монархий, главы которых из свей среды выдвигают единого правителя. (объединенные арабские эмираты, Малайзия) Самой распространенной сейчас формой правления является республика в ее 3 видах: 1. Парламентская. Руководящим органом гос власти является парламент, правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. Характерные черты: · Выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов партий и депутатских фракций. · Глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее. · Парламент назначает правительство, и он же может его отозвать · Раздельная исполнительная власть: представительские функции возложены на главу гос-в, а реальная власть принадлежит премьер-министру. · Правительство имеет право законодательной инициативы · Независимость правительства по отношению к главе гос-ва
Более того, некоторые политологи различают следующие виды парламентаризма: · Монистический – прав-во несет ответственность только перед нижней палатой, вмсте с тем предусмотрен механизм чередования партий или их коалиций у власти · Дуалистический – относительное равновесие между законодательной и исполнительной ветвями власти при наличии двух центров принятия решений –глава гос-ва и нижняя палата, что благоприятствует их согласию · Рационализированный –ради избежания политических кризисов парламентские механизмы регулируются конституционно
Т.о. роль главы гос-ва в такой республике невелика, хотя формально ему принадлежит право назначения правительства, но осуществляет он это только исходя из расстановки политических сил в парламенте. Избирается глава гос-ва, как правило, парламентским путем. Разновидностью парламентской республики является форма правления со смешением ветвей власти в пользу законодательной –так называемый режим ассамблеи. Его особенностью является сосредоточение всей полноты верховной власти в гос-ве у единственного собрания, представляющего суверенный народ. Например, Франция –начало 1 Республики ( 1973 г) и 1918-1958 гг ( 4 республика), Швейцария. 1. Президентская, в которой самым строгим образом проводится принцип разделения власти, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Общие характеристики: · В конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента, суда. · Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно главой гос-ва и прав-ва · Президент и парламент избираются отдельно, поэтому они взаимонезависимы · Президент политически ответственен перед народом, а прав-во перед президентом · Парламент не имеет права отзыва правит-ва и президента ( исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти6 бюджетные и контрольные полномочия. · При классической форма президент в праве распустить парламент, у него нет законодательной власти, но есть право наложить вето Президент избирает всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, тоже намеченных всеобщим голосованием.прав-во при президенте осуществляет различные исполнительны функции, а также служит совещательным и вспомогательным органом. 2. Смешанная ( полупрезидентская. Президенциализм) соединяет отдельный характерные черты парламентской и президентской республик. Роль президента здесь особенно велика. Примеры: Франция, Португалия. Билет 8Дайте характеристику трех аспектов власти. Какой из них в наибольшей степени соответствует условиям современного общества? Различные трактовки феномена власти не исключают друг друга, наоборот, они фиксируют различные ее аспекты. В современной политологической литературе нередко выделяют как минимум 3 таких аспекта: · Директивный · Функциональный · Коммуникативный В соответствии сдирективным власть понимается как господство, которое обеспечивает указания верховного властителя, будь то человек или институт. Определенная таким образом власть - именно та, которая осуществляет свою волю путем введения в дело разных наличных средств, ресурсов разного рода. Важен и функциональный аспект, т.е. понимание власти как способности и умения реализовать функцию общественно управления на практике. Данная функциональность обусловлена тем, что политическая власть представляет собой отношение между теми или иными субъектами и объектами, политическими акторами. Коммуникативный аспект власти обусловлен тем, что отправление власти идет путем общения, и использованием известного языка, понятного обеим сторонам общественного отношения. При коммуникативном понимании власти акцент часто делается на сотрудничество и согласование действий.
Все перечисленные аспекты не равнозначны. Так директивный , т.е. власть как принуждение к исполнении воли приказывающего, как правило, считается основной. Наиболее применимый аспект власти к демократическому обществу – коммуникативный.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 163. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |