Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ МЕХАНИЗАЦИИ




 

  Основной задачей механизации и автоматизации строи­тельно-технологических процессов (СТП), является эффектив­ное использование в них комплектов и комплексов строительных машин. Методы эффективного комплектования средствами механизации СТП (и в целом строительных объектов) реализуются на базе основных положений прикладной науки, называемой комплексной механизацией. Термин эффективное комплектование является обобщенным, включающим определение состава комплектов и расстановки в них СМ, распределения их по объектам, определения значений параметров, режимов работы СМ, получаемых на базе тех или иных критериев эффективности. Используя принципы системного подхода, рассмотрим систе­му СТП в виде информационной модели. Познакомимся с ее характеристиками и критериями эффективного формирования и функционирования: оптимальными, учитывающими технико-экономические характеристики и рациональными, учитывающими только технические характеристики.  

 

Экономические затраты на реализацию СТП складываются из капитальных затрат на приобретение или аренду средств механизации К, руб. и текущих эксплуатационных расходов (себестоимости механизированных работ) Со, руб. Эти затраты формируют величину общих приведенных затрат Y, обычно за год эксплуатации:

Y= Со +Ен KTo\Tr ,   (1.10)

где Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталь­ных вложений;

To – время работы комплекса машин на объекте;

Тг- время работы комплекса машин в течение года.

Реализация СТП происходит за счет финансовых вложе­ний - общих приведенных затрат. Они представлены в виде стрелки, характеризующей входное воздействие на комплекс СМ. В результате обеспечивается вы­работка готовой продукции QS - выход системы.

Технические показатели комплекса СМ:

- их количество nm,шт, и численность обслуживающих их рабочих np, чел.;

- суммарная мощность всех первичных силовых установок NS, кВт;

- суммарные расходы энергоносителя всех первичных си­ловых установок GL, л расходуемого топлива или кВт-ч;

- общая суммарная масса всех машин комплекса MS, т;

- схема расстановки (соединения) машин комплекса (последовательная; параллельная; комби) и характер выдачи го­товой продукции QS (цикличный, непрерывный);

- характеристики надежности комплекса;

- производительность комплекса, характеризуемая интенсивностью выдаваемой продукции в единицу времени П=QSо·

Производительность комплекса СМ определяется произ­водительностью каждой машины в соответствии со схемой их расстановки в комплексе; для комплексов СМ непрерывного действия - производительностью его главной (ведущей) машины.

Производительность комплекса СМ цикличного действия оценивается по производительности главной машины в случае отсутствия ограничений (в виде очереди) на обслуживание. В противном случае в качестве основного показателя системы используется так называемое время цикла системы Тцс' Оно рассчитывается как максимальное значение операций цикла рассматриваемого СТП с учетом задержек в обслуживании. В этом случае время цикла системы для комплекса СМ одного крана и n автобетоновозов (рис. 1.9) составит:

Тцс = mах {t цА /n; tц3; tцкб}         (1.11)

 

 

Рис. 1.9. Комплект СМ: бетонный завод–автобетоновозы–башенный кран

а) фото; б) структурная схема работы; в) циклограммы работы

автобетоновоза и башенного крана; Тц – время цикла системы

 

Для случая работы К башенных кранов и n автобетоновозов:

Тцс =mах {t цА /(nк); tц3; tцкб}   (1.12)

При этом производительность системы пс, м3/ч,

Пс~ (w/тцс),   (1.13)

где W - объём готового бетона в одном автобетоновозе, м3.

Переход от технической производительности комплекса СМ к эксплуатационной осуществляют с учетом его использования за расчетный период работы, например в течение смены:

Кв = [Т см - (Т техоргТОотк)]/ Т см,      (1.14)

где Т см - продолжительность смены.

Т тех, Т орг, Т ТО, ТОТК- продолжительность простоев машин, со­ответственно по технологическим, организационным причинам, а также на проведение технического обслуживания и устранение отказов.

Составляющие временных затрат ТТО и ТОТК находят через значения обобщенных показателей надежности машин, которыми являются коэффициенты готовности Кг и технического использования Кти.

Интегральным критерием эффективности является крите­рий удельных приведенных затрат Yуд, руб./ед.прод., представляющий собой отношение входного «финансового воздействия» на систему СТП к выходному «по производительно­сти»:

Yуд=Y/ Пэгод = Seн Куд,   (1. 15)

где Seмаш-см эсм - себестоимость единицы продукции руб/ед.прод; С маш-см – стоимость машино-смены, руб.;

Куд - удельные капитальные затраты, отнесенные к единице продукции:

Куд= (Цo а)/ (Тгсм Пэсм),   (1.16)

где Тгсм - число смен работы в течение года: а - коэффициент, учитывающий расходы по первоначальной доставке машин на объект; Цo- оптово-отпускная цена машин комплекса, руб; Пэс - эксплуатационная производительность за год и смену соответственно, т/год; т/смен.

Минимум интегрального критерия определяет оптимальное значение производительности комплекса строительных машин (рис. 1.10).

 

 

Рис. 1.10. Графическая интерпретация оценки оптимальной

производительности комплекта строительных машин

 

В представленном виде указанный критерий отражает ре­зультат сопоставления рабочих процессов, реализуемых различными комплексами СМ при К, > К2, С заданным сроком их окупаемости ТОК:

ТОК =(К12)/((Sе2-Sе1эгод).   (1.17)

В ряде случаев в качестве критериев эффективности используют:

- себестоимость единицы выработанной продукции Se, руб./ед. прод;

- окупаемость средств механизации в виде отношения вложенных в них капиталовложений к годовой экономии;

- прибыль, получаемую от реализации выработанной продукции.

Представление критерия оптимизации в функции времени позволяет выявлять оптимальные решения при выборе формы приобретения СМ (аренда/покупка) (рис. 1.11).

 

 

Рис. 1.11. График для подбора СМ в зависимости от времени

 

 При эксплуатации СМ наиболее часто решается задача оптимального формирования их комплектов. Решение конкретной задачи включает следующие основные этапы:

- выбор критерия оптимизации.

Наиболее часто используемым критерием решения задач комплексной механизации является критерий минимума удельных приведенных затрат (1.12) или, как частный случай, - себестоимости единицы получаемой продукции.

- выявление основных закономерностей и взаимосвязей между основными параметрами системы в виде аналитических и статистических выражений;

- построение модели системы, отражающей ее технико-экономические характеристики и включающей помимо принятого критерия и установленных закономерностей и взаимосвязей ряд ограничений, накладываемых реальными условиями эксплуатации;

- выбор метода и проведение исследования моделей для заранее выбранных параметров;

- принятие решения с учетом неформализованных факторов (не учтенных ранее)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...