Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава I. Истоки становления А. Македонского как лидераСтр 1 из 3Следующая ⇒
Министерство образования и науки Республики Татарстан ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ВЫЯВЛЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
Осенков Алексей
Набережночелнинская средняя коррекционная общеобразовательная школа № 87 5 класс
Научный руководитель: Липартелиани Ольга Николаевна, учитель истории
Набережные Челны - 2015 Содержание
Введение………………………………………………………………………3 Глава I. Истоки становления А. Македонского как лидера………………5 Глава II. Проявление лидерства в общественно-политической жизни (на примере анализа военных походов А. Македонского)………………..11 Заключение…………………………………………………………………...16 Список источников и литературы…………………………………………..17
Введение
Лидеромсчитают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам. Лидер должен обладать рядом специфических черт характера, иметь определенную цель, уметь заинтересовать, организовать людей. Лидерство возможно в различных направлениях. Для лидерства необходимы знания и умения. Условия для проявления лидерства создает историческая обстановка в которой живет человек. Например, в годы революций, мировых войн, Великой Отечественной войны нашей стране нужен был лидер, который бы знаниями, решимостью, даже жёсткими методами управления превратил страну в военный лагерь, где солдаты за измену Родины могли быть наказаны даже расстрелом, а в мирное время лидеры страны (Ленин, Сталин) умели строить диалог и общение с народом, выражали его волю, принимая новые законы. На примере изучения жизни и деятельности А. Македонского, который возглавил походы на восток - в Азию с целью расширить территорию Македонии (страны на севере от Греции) мы можем выявить истоки лидерства. Цель исследования - показать, что империя А. Македонского была основана не только на силе оружия, но и на силе таких качеств лидера как авторитет, знания, решимость, уважение к культуре завоеванных стран. Задачи исследования: 1. Изучить индивидуальные качества характера лидера А. Македонского 2. Рассмотреть качества лидерства Македонского, проявившиеся во время его завоевательных походов. Источники исследования: · Сочинения Плутарха (древнегреческого историка 1 века) «Александр»[1]. · Сочинение Арриана (древнегреческого историка 2 века) «Анабасис» (военный поход)[2]
Использованная литература: · Монография А. Шофмана «Распад империи Александра Македонского»[3]. · Интернет-ресурсы[4]. Методы исследования: анализ источников, изучение событий хронологически (по мере завоеваний Македонского от 356 г. до н.э. до 323 г. до н.э.). Сравнения источников не получилось, потому что они рассказывают о разных событиях жизни Македонского. Практическое использование работы возможно во время подготовки к урокам истории и обществознания.
Глава I. Истоки становления А. Македонского как лидера
Лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам. Первые исследования пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от людей, которые не становились лидерами. Например, в 1920 г. американский социолог Э. Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, - чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям[5]. Американский социолог Р. Стогдилл в 1948 году, обобщив данные многих исследований, назвал уже 124 черты лидерства. Он пытался доказать, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем окружающие его люди. Однако ему возразили: мол, в бизнесе превосходящий других ум — вовсе не обязательный фактор успеха. Немалую роль играют другие черты, например целеустремленность. Мы попытаемся определить черты лидерства на примере изучения жизни и деятельности известного полководца 4 века до н.э. Александра Македонского. Александр Великий родился 21 июля 356 до н. э. в македонской столице Пелла. Его родители — македонский царь Филипп II и дочь царя-грека из г. Милосс Олимпиада. Сам Александр по традиции вёл свой род от мифического Геракла через царей Аргоса, от которых будто бы ответвился первый македонский царь Каран. Плутарх - древнегреческий философ и писатель 1 века. Он собирал письменные данные о великих личностях, которые существовали до него. Он подробно описывает учителей А. Македонского в своем сочинении «Александр». Эта характеристика, на наш взгляд, сказалась на характере будущего правителя Македонии. Плутарх отмечал: «Само собой разумеется, что образованием Александра занимались многочисленные воспитатели, наставники и учителя, во главе которых стоял родственник Олимпиады Леонид, муж сурового нрава»[6]. хотя сам Леонид и не стыдился звания воспитателя и дядьки, звания по существу прекрасного и достойного, но из уважения к нему и его родственным связям все называли его руководителем и наставником Александра. Дядькой же по положению и по званию был Лисимах… В этом человеке не было никакой утонченности, но лишь за то, что он себя называл Фениксом, Александра - Ахиллом, а… его высоко ценили и среди воспитателей он занимал второе место. Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать. Филипп не решался полностью доверить обучение и воспитание сына учителям музыки и других наук, входящих в круг общего образования. Поэтому царь призвал Аристотеля, самого знаменитого и ученого из греческих философов, а за обучение расплатился с ним прекрасным и достойным способом: Филипп восстановил им же самим разрушенный город Стагиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших или находившихся в рабстве граждан. Для занятий и бесед он отвел Аристотелю и Александру рощу около Миезы, посвященную нимфам. Там Александр усвоил учения о нравственности и государстве[7]. В письме к своему учителю Аристотелю, как пишет Плутарх, Александр отмечал: «Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах». Плутарх отмечал: Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим. Вообще Александр от природы был склонен к изучению наук и чтению книг. Он считал и нередко говорил об этом, что изучение «Илиады»— хорошее средство для достижения военной доблести[8]. Список «Илиады», исправленный Аристотелем и известный под названием «Илиада из шкатулки», он всегда имел при себе, храня его под подушкой вместе с кинжалом. Александр говорил, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно. Однако врожденные и привитые ему с детства рвение и страсть к философии не угасли в душе Александра. Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа, и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Еще в детские годы обнаружилась его воздержность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал Филипп. Александр, как греки, считал, что в здоровом теле - здоровый дух и сила. Он любил бегать по утрам. Следовательно, лидер должен не только иметь знания по отдельным учебным предметам (риторика - умение красиво и четко говорить, военное дело), но и должен заниматься контролем своего физического состояния, чтобы быть готовым контролировать свои эмоции, желания, быть всегда собранным и бодрым для того, чтобы правильно думать, руководить людьми. Но однажды, когда приближенные спросили его, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому, не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических поэтов, охотничьи соревнования и бои на палках, но не назначал наград их участникам. Он считал, что состязаться надо не за награды, а ради своего престижа, славы. Стремясь не к наслаждению и богатству, а к доблести и славе, Александр считал, что, чем больше получит он от своего отца, тем меньше может сделать сам. Возрастание македонского могущества порождало у Александра опасения, что все великие деяния будут совершены до него, а он хотел унаследовать власть, чреватую не роскошью, удовольствиями и богатством, но битвами, войнами и борьбою за славу. На мой взгляд, без честолюбия, желания быть признанным в обществе нельзя добиться славы. Ведь у человека должно быть большое желание - быть великим, значимым, иметь большое значение в обществе. Это одно из качеств лидера, великой личности. Плутарх пишет: «Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью»[9] и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика. Я считаю, что радушие при встрече с гостями, воображение, умение найти тему для общего обсуждения, грамотная красивая речь, убедительный голос - все это качества лидера, которые мы видим у А. Македонского. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдвинуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусством не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим — в военное. Вожди были уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физическая сила на войне. Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных акцентов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший оратор обладал чувством такта, умело учитывал характер собеседников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение большинства. Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депутаты выдвигаются именно благодаря своему красноречию. Таким образом, уже в годы детства и юношества А. Македонскому его учителями были заложены такие черты характера будущего лидера как: знание, решимость, самообладание, любовь к доблести - честолюбие. Список черт, необходимых лидеру, постоянно расширяется. Некоторые до сих пор думают, что лидерство — это качество, которое или есть от рождения, или его нет вообще. Я считаю, что искусству быть лидером можно научиться. Нужно учебой, общением с окружающими воспитывать в себе такие качества, которые мы видим у А. Македонского: 1. Воображение - представление цели, которая должна состоять из реальных вещей, где-то нами виденных, но измененных и приспособленных по-новому (добить завоевания Греции, например) 2. Знания необходимы для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность. 3. Решимость - это больше, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состоит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возможностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежденность другим. Его спокойная уверенность придаст силы остальным членам команды. 4. Искусство общения. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Он должен стать легендой, героем рассказов, реальных или выдуманных.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 153. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |