Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава I. Истоки становления А. Македонского как лидера




Министерство образования и науки Республики Татарстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 

ВЫЯВЛЕНИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

 

 

Осенков Алексей

 

Набережночелнинская средняя коррекционная

общеобразовательная школа № 87

5 класс

 

 

Научный руководитель:

Липартелиани Ольга Николаевна, учитель истории

 

Набережные Челны - 2015

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Истоки становления А. Македонского как лидера………………5

Глава II. Проявление лидерства в общественно-политической жизни

(на примере анализа военных походов А. Македонского)………………..11

Заключение…………………………………………………………………...16

Список источников и литературы…………………………………………..17

 

Введение

 

Лидеромсчитают человека, обладающего наибольшим ав­торитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

Лидер должен обладать рядом специфических черт характе­ра, иметь определенную цель, уметь заинтересовать, организо­вать людей. Лидерство возможно в различных направлениях. Для лидерства необходимы знания и умения.

Условия для проявления лидерства создает историческая обстановка в которой живет человек. Например, в годы революций, мировых войн, Великой Отечественной войны нашей стране нужен был лидер, который бы знаниями, решимостью, даже жёсткими методами управления превратил страну в военный лагерь, где солдаты за измену Родины могли быть наказаны даже расстрелом, а в мирное время лидеры страны (Ленин, Сталин) умели строить диалог и общение с народом, выражали его волю, принимая новые законы.

На примере изучения жизни и деятельности А. Македонского, который возглавил походы на восток - в Азию с целью расширить территорию Македонии (страны на севере от Греции) мы можем выявить истоки лидерства.

Цель исследования - показать, что империя А. Македонского была основана не только на силе оружия, но и на силе таких качеств лидера как авторитет, знания, решимость, уважение к культуре завоеванных стран.

Задачи исследования:

1. Изучить индивидуальные качества характера лидера А. Македонского

2. Рассмотреть качества лидерства Македонского, проявившиеся во время его завоевательных походов.

Источники исследования:

· Сочинения Плутарха (древнегреческого историка 1 века) «Александр»[1].

· Сочинение Арриана (древнегреческого историка 2 века) «Анабасис» (военный поход)[2]

 

Использованная литература:

· Монография А. Шофмана «Распад империи Александра Македонского»[3].

· Интернет-ресурсы[4].

Методы исследования: анализ источников, изучение событий хронологически (по мере завоеваний Македонского от 356 г. до н.э. до 323 г. до н.э.). Сравнения источников не получилось, потому что они рассказывают о разных событиях жизни Македонского.

Практическое использование работы возможно во время подготовки к урокам истории и обществознания.

 

 

Глава I. Истоки становления А. Македонского как лидера

 

Лидером считают человека, обладающего наибольшим ав­торитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.

Первые исследования пытались выявить те качества, кото­рые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследова­тели верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от людей, которые не становились лидерами.

Например, в 1920 г. американский социолог Э. Богардус пе­речислил десятки качеств, которыми должен обладать ли­дер, - чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям[5].

Американский социолог Р. Стогдилл в 1948 го­ду, обобщив данные многих исследований, назвал уже 124 чер­ты лидерства. Он пытался доказать, что лидер должен обла­дать большим интеллектом, чем окружающие его люди. Однако ему возразили: мол, в бизнесе превосходящий других ум — вовсе не обязательный фактор успеха. Немалую роль иг­рают другие черты, например целеустремленность.

Мы попытаемся определить черты лидерства на примере изучения жизни и деятельности известного полководца 4 века до н.э. Александра Македонского.

Александр Великий родился 21 июля 356 до н. э. в македонской столице Пелла. Его родители — македонский царь Филипп II и дочь царя-грека из г. Милосс Олимпиада. Сам Александр по традиции вёл свой род от мифического Геракла через царей Аргоса, от которых будто бы ответвился первый македонский царь Каран.

Плутарх - древнегреческий философ и писатель 1 века. Он собирал письменные данные о великих личностях, которые существовали до него. Он подробно описывает учителей А. Македонского в своем сочинении «Александр». Эта характеристика, на наш взгляд, сказалась на характере будущего правителя Македонии.

Плутарх отмечал: «Само собой разумеется, что образованием Александра занимались многочисленные воспитатели, наставники и учителя, во главе которых стоял родственник Олимпиады Леонид, муж сурового нрава»[6]. хотя сам Леонид и не стыдился звания воспитателя и дядьки, звания по существу прекрасного и достойного, но из уважения к нему и его родственным связям все называли его руководителем и наставником Александра.

Дядькой же по положению и по званию был Лисимах… В этом человеке не было никакой утонченности, но лишь за то, что он себя называл Фениксом, Александра - Ахиллом, а… его высоко ценили и среди воспитателей он за­нимал второе место.

Филипп видел, что Александр от природы упрям, а ког­да рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию пра­вильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать. Филипп не решался полностью доверить обучение и воспитание сына учителям музыки и других наук, входящих в круг общего образования.

Поэтому царь призвал Аристотеля, самого знаменитого и ученого из греческих философов, а за обучение расплатился с ним прекрасным и достойным способом: Филипп восстановил им же самим разрушенный город Стагиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших или находившихся в рабстве граждан.

Для занятий и бесед он отвел Аристотелю и Алек­сандру рощу около Миезы, посвященную нимфам. Там Александр усвоил учения о нравственности и го­сударстве[7]. В письме к своему учителю Аристотелю, как пишет Плутарх, Александр отмечал: «Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколь­ко знаниями о высших предметах».

Плутарх отмечал: Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересо­вался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как мож­но заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный ре­жим. Вообще Александр от природы был склонен к изучению наук и чтению книг. Он считал и нередко говорил об этом, что изучение «Илиады»— хорошее средство для достижения военной доблести[8]. Список «Илиады», исправленный Аристотелем и из­вестный под названием «Илиада из шкатулки», он всегда имел при себе, храня его под подушкой вместе с кинжалом.

Александр говорил, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно.

Однако врожденные и привитые ему с дет­ства рвение и страсть к философии не угасли в душе Алек­сандра.

Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа, и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения.

Еще в детские годы обнаружилась его воздержность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма уме­ренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал Филипп.

Александр, как греки, считал, что в здоровом теле - здоровый дух и сила. Он любил бегать по утрам. Следовательно, лидер должен не только иметь знания по отдельным учебным предметам (риторика - умение красиво и четко говорить, военное дело), но и должен заниматься контролем своего физического состояния, чтобы быть готовым контролировать свои эмоции, желания, быть всегда собранным и бодрым для того, чтобы правильно думать, руководить людьми. Но однажды, когда приближенные спро­сили его, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!»

Вообще Александр, по-видимому, не любил атлетов: он устраивал множество состяза­ний трагических поэтов, охотничьи соревнования и бои на палках, но не назначал наград их участникам. Он считал, что состязаться надо не за награды, а ради своего престижа, славы.

Стремясь не к наслаждению и богатст­ву, а к доблести и славе, Александр считал, что, чем больше получит он от своего отца, тем меньше может сделать сам. Возрастание македонского могущества порождало у Александра опасения, что все великие деяния будут совершены до него, а он хотел унаследовать власть, чреватую не роскошью, удоволь­ствиями и богатством, но битвами, войнами и борьбою за славу.

На мой взгляд, без честолюбия, желания быть признанным в обществе нельзя добиться славы. Ведь у человека должно быть большое желание - быть великим, значимым, иметь большое значение в обществе. Это одно из качеств лидера, великой личности.

Плутарх пишет: «Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью»[9] и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прослав­ленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

Я считаю, что радушие при встрече с гостями, воображение, умение найти тему для общего обсуждения, грамотная красивая речь, убедительный голос - все это качества лидера, которые мы видим у А. Македонского.

У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдвинуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусством не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим — в военное. Вожди были уверены, что сила ре­чи имеет то же значение, что и физическая сила на войне. Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных ак­центов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший оратор обладал чувством такта, умело учитывал характер собеседни­ков, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение большинства.

Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депута­ты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.

Таким образом, уже в годы детства и юношества А. Македонскому его учителями были заложены такие черты характера будущего лидера как: знание, решимость, самообладание, любовь к доблести - честолюбие.

Список черт, необходимых лидеру, постоянно расширяется. Некоторые до сих пор думают, что лидерство — это каче­ство, которое или есть от рождения, или его нет вообще. Я считаю, что искусству быть лидером можно на­учиться. Нужно учебой, общением с окружающими воспитывать в себе такие качества, которые мы видим у А. Македонского:

1. Воображение - представление цели, которая должна состоять из реальных вещей, где-то нами виденных, но измененных и приспособленных по-новому (добить завоевания Греции, например)

2. Знания необходимы для того, что­бы спланировать путь к достижению цели, которую нарисова­ло воображение. Знание придает лидеру уверенность.

3. Решимость - это больше, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состоит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное зада­ние находится в пределах человеческих возможностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-тре­тьих, он должен передать свою убежденность другим. Его спо­койная уверенность придаст силы остальным членам команды.

4. Искусство общения. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все ос­тальные. Он должен стать легендой, героем рассказов, реальных или вы­думанных.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 153.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...