Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
1. Литературно-художественный стиль как система функционирования художественных произведений В данном учебном пособии рассматривается и предлагается для анализа художественно-прозаический стиль как часть общего литературно-художественного функционального стиля. Последний включает в себя помимо прозы стихотворные и драматические произведения. Основной функцией литературно-художественного стиля является функция эстетического воздействия на адресата. Искусство вообще, и литературно-художественное в частности, направлено не только на познание мира, но и на его переживание, иными словами, не только на мир, но и на человека. Основу эстетической, художественной деятельности составляет творчество, т.е. способ деятельности, цель которой — выражение человеком своих сущностных сил, его самовыражение. Свое отношение к действительности писатель реализует в художественных образах. В них дана концентрация мысли через сгустки чувств, мысль непосредственно апеллирует к чувству читателя и поэтому всегда вызывает ответную реакцию. Отношение искусства к действительности составляет основу его подлинного многообразия. Однако не менее важную роль играет и коммуникативно-эстетическая функция, ибо любой способ и любые средства образного постижения действительности лишь в том случае оказываются в полной мере действенными, если они не только помогают запечатлеть художественное содержание, но и сделать его эстетически "заразительным", т.е. коммуникативным. Поэтому каждый крупный писатель стремится убедить людей в истинности своего понимания жизни, стремится увлечь читателя миром своих образов, идей, эмоций. Эстетическая среда функционирования прозаических произведений по своему содержанию является оценочно-смысловой. Она в самых общих чертах характеризуется такими эмоциональными качествами, как трагический, прекрасный, безобразный, возвышенный, комический, сатирический, ирони- 98 ческий, патетический, сентиментальный, трогательный, пессимистический и многие другие. В качестве условия реализации этих эстетических качеств (функций) выступает художественное направление (например, натурализм, импрессионизм, экспрессионизм, абстракционизм, реализм и т.д.). Литературное направление — это определенная нормативная система, которая "задает" как метод художественного творчества писателя, так и стилистическую определенность этого метода. Например, писатель — представитель художественного метода импрессионизма избегает личного тона, отражает действительность поверхностно и нечетко, сосредотачивает внимание не на действии, а на признаке, предпочитает красочность, бесформенность, скоротечность изображения (как бы из вагона скорого поезда), нюансированность и т.д. Импрессионизм предполагает выбор соответствующих языковых средств: это и средства образности, детализированности, эпитеты, сравнения, преобладание присоединительной синтаксической связи, номинативных конструкций, страдательных форм глагола, кратких предложений и т.д. Таким образом, художественное направление и творческий метод писателя образуют условия реализации эстетической функции произведения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 189. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |