Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ




1. Газетно-публицистический стиль как система функциониро­вании общественно-политических речевых жанров

Газетно-публицистический стиль охватывает массовые популярные политические тексты, воздействующие на акту­альные общественно-политические процессы оперативным документальным отображением, основанном на идейно-поли­тическом осмыслении и эмоционально выраженной оценке.

Понятие газетно-публицистического стиля складывается из языка газет, общественно-политических журналов, воззва­ний и прокламаций, из языка докладов, выступлений, бесед, речей, дискуссий, языка радио— и телепередач, документаль­но-публицистического кино. Политическая информация охва­тывает явления, факты и события политической сферы жизни общества, т.е. отношения между классами, нациями, государ­ствами. Сюда же включаются сообщения о событиях и явле­ниях, происходящих в других областях общественной жизни, прежде всего в экономике и культуре, имеющие политическое значение.

Основная коммуникативно-прагматическая функция газет­но-публицистического стиля — пропагандистско-агитацион-ная. Она направлена, с одной стороны, на распространение политической информации, а с другой — на побуждение лю­дей к действию, на активизацию их мыслей.

В отличие от официально-делового стиля газетно-публи­цистический стиль, входя в систему массовой коммуникации, не является обезличенным. Он индивидуализирован по груп­пам людей: возрастным, образовательным, социальным, иде­ологическим, по интересам и т.д.

Групповая индивидуализация общественно-политической коммуникации обусловливает ее экспрессивность и эмоцио-

71


нальность, которая конкретизируется в соответствующих ре­чевых жанрах.

Эмоционально-экспрессивная функция газетно-публицис-тического стиля характеризуется, прежде всего, открытой оценочностью. В отличие от художественных произведений, в публицистике не подтекст, а сам текст вполне определенно выражает оценочное отношение к излагаемым фактам.

Родовое и видовое многообразие современного газетно-публицистического стиля не поддается строгому, а тем более исчерпывающему, разделению.

В самых общих чертах можно выделить две большие груп­пы газетно-публицистических текстов: газетно-журналъную публицистику и социально-политическое красноречие, соотно­сительные с коммуникативным характером аудитории, на которую направлена пропаганда. Это — аудитория печатной пропаганды и аудитория устной пропаганды.

Основу языка газетно-публицистического стиля составляет книжно-обиходный язык, представляющий собой сочетание элементов лексики и синтаксических структур разных стилей при частичном сохранении или утрате искомой стилистичес­кой окраски. Книжный характер этого языка определяется тем, что он выражает целостную информацию, предварительно продуманную и организованную. Основной стилистический принцип организации языка в публицистике — сочетание стан­дарта и экспрессии.


Речевые жанры как функциональные объекты, соотносимые с функциональной системой газетно-публицистического стиля. Монологическая разновидность

Газетно-публицистический стиль как вид системы массо­вой коммуникации является, как уже упоминалось, сложным явлением из-за неоднородности его целей и условий общения и из-за особенностей экстралингвистической, т.е. содержатель­ной основы.

Условно можно выделить три подтипа публицистической, информационно-пропагандистской и информационно-агитаци­онной функции: собственно информационную, аналитическую и художественно-публицистическую, которые конкретно ре-

72


ализуются в многообразных речевых жанрах и соответственно жанро-во-публицистических функциях.


Информационный подтип публицистической функции и соответственно информационный подтип текста.

В информационном подтипе текста публицистическая функция ограничивается функцией пропаганды (распространения) информации. Здесь можно выделить такие разновидности функции пропаганды: офи­циально-информационную, информационно-деловую, неофициально-информационную и информационно-экспрессивную и соответствую­щие этим разновидностям разновидности информационного подтипа текста.

Официально-информационная функция определяется задачами пре­дельно сжатой, объективной, достоверной, точной и соответствующей официальному этикету передачи фактологической, прежде всего, собы­тийной информации. Официально-информационная речь отличается отсутствием эмоциональности, субъективности, образности. Речевые жанры, реализующие официально-информационную функцию, - это "заметка", "сообщение", "хроника", "отчет", "интервью", "программы" и т.д.

Задание:Ниже приводится программа первого Российско-гер­манского дискуссионного форума. Воспользуйтесь характеристиками языка деловых текстов официального стиля и проанализируйте язык названной Программы. Проведите сопоставительный анализ двуязыч­ного текста и выявите стандартные конструкции, оформляющие данный речевой жанр.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...