Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Техническое знание. Особенности научно-технического творчества




Техническое знание в широком смысле — это знание о способах, приемах и методах возможного преобразования человеком объектов окружающей действительности в соответствии с поставленными целями. В своих простейших формах оно обнаруживается на самых ранних этапах становления человека, как разумного биологического вида (Homo sapiens), осуществляющего трудовую (техническую деятельность).

При рассмотрении технического знания , технической (практической) деятельности человека следует отметить следующие важные моменты:

1.Исходным пунктом и непременным условием человеческой деятельности по преобразованию природной среды представляется формирование идеального образа ожидаемого результата этой деятельности. То есть, в своей практической деятельности человек должен был преследовать «свою сознательную цель», которая как закон определяет способ и характер его действий, и которой он должен подчинить свою волю.

2.Немаловажное значение приобретает также знание используемых в процессе этой деятельности природных предметов и явлений, ибо для того, чтобы действовать успешно, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать

В развитии технического знания можно выделить несколько этапов, каждый из которых отличается от другого различной степенью участия в производственном процессе технических средств труда и человека:

1. Эмпирический. На этом этапе техническое знание предстает преимущественно как накопление, описание и систематизация конкретного материала, включенного в процесс практической деятельности человека. Для данного этапа характерно использование человеком в процессе труда сначала простых, а затем и более сложных орудий труда,имеющихся в готовом виде в окружающей природе с постепенным переходом к созданию орудий труда уже самим человеком. Все орудия приводились в действие или мускульной силой человека или же посредством стихийных сил природы (воды, ветра и тому подобное) Технические средства на этом этапе выполняли исключительно функции исполнительного механизма.

2.Абстрактно-познавательный.На этом этапе появляется возможность объяснения и обобщения явлений, проникновение в сущность природных процессов, раскрытия их закономерностей. На этом этапе ручной труд с использованием отдельных орудий (мануфактура, ремесло) уступает место системе орудий — машине. Происходит становление машинного производства. При этом машина представляет собой не простое количественное суммирование отдельных орудий труда, а является целостной системой технических средств, имеющей соответствующую внутреннюю структурную организацию и направленной на достижение определенной функциональной цели. Появляются не только машины — орудия, с помощью которых происходит изменение форм, размеров и других характеристик обрабатываемого предмета, но и машины — двигатели, способные преобразовать один вид энергии в другой. С развитием машинной техники технологическая деятельность начинает приобретать черты процесса, основанного на сознательном использовании законов природы. Таким образом, техническое знание уже не только объясняет те или иные явления, но и решает задачи преобразования окружающего материального мира.

3. Современный. Высший этап развития современный высший этап развития технического знания . На данном этапе машина уступает место системе машин. Возникает техническая система, в которой появляется новый механизм — механизм контроля и управления производственным процессом. Одной из важнейших закономерностей развития технического знания на этом этапе предстает тенденция к синтезу больших технических систем. Этот процесс в перспективе должен привести к фактическому слиянию технических систем в сверхбольшие системы, состоящие из следующих необходимых компонентов: единой автоматизированной сети связи; системы вычислительного центра и электронных управляющих и других машин; автоматизированных систем управления различных уровней; системы научного и технического сбора информации; различных банков и хранилищ информации; система вещания и так далее.

Техническое знание приобретает возможность не только участвовать в решении задач технологической деятельности, но приобретает также способность предвидеть характер его развития, а также оптимизировать социально-практическую деятельность человека. Переход от простых орудий к машинам и далее к техническим системам является результатом глубоких качественных изменений, подлинно революционных преобразований в структуре технического знания . По мере развития технического знания (а, следовательно, и технических средств труда) все больше функций человека труда в производственном процессе передается техническим средствам

 

Научно-техническое творчествовсегда связано с открытиями и изобретениями

Научно-техническое творчество– это основа инновационной деятельности

Научно-техническое творчество – процесс человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные ценности

Научно-техническое (или просто техническое) творчествоимеет прикладные цели и направление на удовлетворение практических потребностей человека. Под ним понимают поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений науки

Характеризуя специфику технического знаниянужно, прежде всего, отметить, что техническое знание - это знание об искусственной природе, второй форме объективной реальности.Техникознание отражает, объекты, их конструктивные особенности, их функционирование в производственном процессе. В этом плане техническое знание выступает мощным орудием господства человека над природой.

К специфическим чертам техникознания следует отнести ярко выраженную практическую направленность технического знания.Оно не просто в идеальной форме воспроизводит образ не существующих в природе искусственных устройств, а ориентирует человека на его материализацию, создание этих или ему подобных устройств.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 1017.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...