Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познание как отражение и деятельность. Объект и субъект познания




Процесс познания составляют следующие элементы - объект познания , субъект познанияи процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и логического познания .

Объект познания – часть реального бытия, подвергающаяся исследованию. Им может быть – явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека ( образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение ), а так же “вторичные продукты” интеллектуальной деятельности человека ( закономерности развития религии, идеальные категории наук и т.д.)

Субъект познания – общественный. Социально сформированный человек , который реализует познание , формирует новое знание ( человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов), научное сообщество, отдельные народы, человечество.

Введем понятие “предмет познания ” – это аспект объекта познания , который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания ( так живой мир изучается и зоологией и биологией ).

В своей сущности познание есть отражение мира.. Отражение, это способность любых материальных тел так или иначе реагировать на воздействия других материальных образований и воспроизводить их особенности. Отражение в своем развитии приходит к сознанию. И не в этом ли свойстве истоки удивительной способности человека к познанию ?

Логично предположить, что человеческое познание можно рассматривать как отражение, как процесс и результат отражения . Это высшая, человеческая, социальная форма отражения . Но, остановившись на этом отражательном характере познания мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого мышления ко все более глубокому и всестороннему знанию.

Что является результатом познания ? – Конечно, знание ! Знание является человеческой информацией о мире, которая существует в виде субъективной реальности. .

( Познание возникло в ходе практики, развивается благодаря ей, практика – источник фактов науки, поставляет основные материальные средства исследователю, выступает критерием истины ).

Т.о. познание – есть социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру, процесс отражения в человеческом сознании в форме идеальных образов объективной реальности, осуществляемый в ходе практической деятельности людей.

Познание имеет в основе 2 уровня отражения , характеризующиеся спецификой их форм и связей этих форм между собой.

Чувственное познаниеосуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно:

1. Непосредственность ( прямое воспроизведение отражаемого объекта ).

2. Наглядность и предметность возникаемых образов.

3. Воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.

Чувственное познание осуществляется в 3 формах, ощущениях, восприятиях, представлениях.

Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). В ощущении энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания.

Однако, мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие. Восприятие – синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит:

1. От самих объектов

2. От прошлого опыта

3. От психологического состояния и здоровья человека.

Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.

Наглядное воспроизведений прошлых восприятий с помощью памяти рождает “Представление” – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения ( фантазии, мечты ).

Чувственный облик человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность снимает рациональное познание .

 

Этот вид познания наиболее полно реализуется в мышлении – процессе обобщенного и опосредственного отражения действительности путем сознания абстракции.

Рациональное познание характеризуют:

1. Опора на чувственные данные;

2. Опосредованность (человек не контактирует с предметами о которых мыслит);

3. Обобщенность и абстрактность;

4. Воспроизведение объектов на уровне сущности, внутренних связей и отношений;

5. Связь с речью, фиксация в языке;

Оно осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключение.

Понятие – это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов возникновение понятия это скачек от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.

Суждение – мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.

Умозаключение – мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.

При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок – исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум – высшая ступень рационального познания , позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...