Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Многообразие и единство историко-философского процесса. Роль историзма в философском осмыслении действительности




История философииизучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.

Историко-философский процесс — это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы.

 Предмет истории философии — это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.

История философии:

— теоретическое, предельно рациональное осмысление важных мировоззренческих вопросов о мире и бытии человека в нем;

— отражение общей логики культурного развития человечества (знание эпохи о самой себе, ответ на зов своего времени);

— единство различного, множество эпох, направлений и течений в них, отдельных школ, учений и идей, их живого диалога;

— конкретно-исторические представления людей об окружающем их мире и своем месте в нем;

— нескончаемый творческий процесс теоретического поиска истины;

— история личностей, их жизненного опыта, интеллектуального поиска и размышлений о важнейших мировоззренческих вопросах.

Историко-философский процесспо отношению к мыслителям: активное самовыражение ярких мыслящих индивидуальностей;

 

Важнейшие системы историко-философского процесса :

— теологическая философия (движущая сила — Бог);

— метафизическая философия (движущая сила —судьба);

— идеалистическая философия (движущая сила — духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);

— натуралистическая философия (движущая сила — природа человека, обладающего страстями, побуждениями);

— материалистически-экономическая философия (движущая сила — экономические отношения).

 

Основные проблемы в истории философии:

— смысл и цель человеческой жизни;

— поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.

Основные этапы историко-философского процесса :

философия античного мира;

 философия Средних веков;

философия эпохи Возрождения;

 философия Нового времени;

философия эпохи Просвещения;

философия конца XIX — начала XX вв.;

философия XX в.

 

Историзм- принцип подхода к изучению действительности как изменяющегося, развивающегося во времени процесса, взаимообусловливающих, взаимозависимых явлений и событий в их причинно-следственных связях. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. Историзм , предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей. Историзм стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объективную картину природы и открыть закономерности её развития (напр., дарвиновская теория эволюции).



Социально-экономические предпосылки возникновения философии

социально-экономические предпосылки . Что имеется в виду? Под социально-экономическими предпосылками подразумевается создание необходимых материальных условий для возникновения философии как формы общественного сознания и духовного производства. Здесь важно иметь в виду, что философия предполагает значительное интеллектуальное усилие и поэтому требует достаточно большого времени. В первобытном обществе, естественно, такого рода условия быть не могло в силу того, что общество было не развито. Уровень развития производительных сил становится достаточным лишь тогда, когда общество переходит к социально-классовой дифференциации. Проще говоря, тогда, когда первобытному равенству приходит неравенство, возникают классы. Естественно, что заниматься духовным производством, в том числе философствованием, появляется только у господствующих классов. Маркс это выразил в следующей форме: ”Идея господствующего класса становится господствующей идеей”. Здесь можно отметить такой факт: гносеологические (гносеология - теория познания) корни идеализма связаны с тем, что создается ложное впечатление, что решающее значение в общественном развитии имеют идеи. Почему так? Потому что носители этих идей занимают привилегированное господствующее положение в обществе. А те, кто занят в сфере материального производства, оказываются в подчиненном положении. Т.е. на первый взгляд их роль оказывается вторичной. В этом есть некая доля истины, но философия и призвана, за видимостью вещей выявлять их сущность.



Постановка и анализ проблемы субстанции в милетской школе

Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В отличие от мифологии философы пытались ответить на вопрос: "Из чего все произошло?"
Первая философская школа в Древней Греции возникла в VI веке до н.э. в городе Милет и получила название милетской школы . Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Фалес (около 625-547 гг. до н.э.) выдвинул идею первоосновы всего - субстанции , и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она - везде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается.
Приемник Фалеса Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.) принял за первооснову сущего апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию ; ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.
Третий представитель милетской школы - Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) считал первоначалом всего воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.


 

 





Гераклит - основоположник диалектики.

Геракли́т Эфе́сский (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος, 544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ-досократик. Единственное сочинение — «О природе»,состоявшая из трех частей («О природе», «О государстве», «О боге»).. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики(метод аргументации в философии). Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения.

Г. принадлежал к ионийской школе древнегреческой философии. Первоначалом сущего Г. считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь "мерами вспыхивает и потухает", причём мир, по Г., не создан никем из богов или людей.

Учение об огне и логосе

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.

Другой важнейшей чертой философии Гераклита является её ярко выраженный диалектический характер. По сути, Гераклита можно считать основоположником диалектики как учения о развитии, предвосхитившем основные законы этой философской дисциплины. Гераклит также является создателем первой диалектической картины мира. Суть диалектики Гераклита заключается в утверждении тезиса о всеобщей изменчивости, процессуальности мироздания, обусловленной динамичностью лежащего в основе мира огня. Гераклит постулирует постоянство и непрерывность изменений в своём знаменитом высказывании: «Всё течёт». Весь мир представляет собой вечный поток сменяющих друг друга явлений; остановить этот поток изменений, свершающихся каждое мгновение, невозможно. Образом подобных изменений служит у Гераклита река, вечно несущая новые воды. Именно к Гераклиту восходит знаменитая фраза: «В одну реку нельзя войти дважды». Это невозможно, поскольку второй раз вы будете вступать в другую воду, т.е. уже в другую реку[2]. Итак, движение, по Гераклиту , пронизывает всё сущее, а покоя не существует вообще. Движущей силой всех изменений Гераклит признавал конфликтные отношения и взаимодополняемость противоположностей. Тем самым, он подошёл к открытию закона единства и борьбы противоположностей. «Война», «распря», «борьба» являются всеобщим свойством мироздания. Гераклит писал: «Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что всё рождается через распрю и по необходимости». Всё существующее является результатом борьбы противоположных явлений. Однако Гераклит призывал видеть не только борьбу противоположность, но и их глубинное единство вплоть до скрытого от глаз непосвящённых тождества противоположностей. Из постоянного раздора и скрытого единства явлений сущего слагается прекраснейшая гармония мироздания. Однако эту гармонию необходимо обнаружить путём размышлений и интуитивных прозрений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...