Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль мировоззрения в жизни человека




Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называетсямировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием « мировоззрение » сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума).Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).


2) Философия как наука. Объект и предмет философии. Структура философского знания.

В целом можно выделить две основные линии в определении философии , которые берут свой исток в античности. Первая из них рассматривает философию как науку , добывающую знания об окружающем мире. Так, Аристотель полагал, что философия это наука о первых началах, определяющих ход всех процессов в реальности. Другие же античные авторы, к числу которых относятся Сократ, Диоген, Цицерон, Сенека, считали главным в философии то, что она может научить искусству жизни, помочь человеку в трудных жизненных ситуациях. Эти линии в рассмотрении философии могут быть прослежены вплоть до современного осмысления философии .

 

 

Философию с науками связывает то, что и науки и философия нацелены на познание мира, а также необходимость обоснования полученных результатов, что отличает науку и философию от религии и искусства. Интересно отметить, что философия чётко не относится ни к естественным ни к гуманитарным дисциплинам, как бы связывая эти большие группы наук . Подобное место философии среди наук обуславливается тем, что она изучает наиболее общие законы бытия, т.е. то, что объединяет мир природы, изучаемый естественными науками с миром культуры и общества – предметом гуманитарного знания

 

Философию от науки отделяет то, что философия является личностным знанием, не обладающим характерной для наук общностью для всех субъектов

В философии из-за её личностного, субъективного характера не может быть ничего общего для всех; у каждого человека свои представления о первоначалах мироздания, о смысле жизни, о бытии божественного, о добре и зле и пр. Подобные вопросы вообще не могут быть предметом научного изучения; ответы на эти вопросы, как правило, даются философией или религией.

 

Наука даёт человеку только знания, а философия предоставляет возможность обрести ум, хотя бы частично приобщиться к мудрости.

 

Достаточно распространённым является понимание философии как своеобразного синтеза веры и знания; наука выступает лишь как один, хотя и очень важный, компонент формирования философии . Английский философ 20 в. Бертран Рассел применил к философии образ нейтральной территории («ничья земля»), за которую ведётся борьба между другими формами духовной культуры – наукой и религией. Следствием такой борьбы является активное влияние науки , религии и искусства на сферу философии , что существенно обогащает предметное поле и методологический инструментарий философии . Соответственно философия приобретает черты, заимствованные от других форм культуры, и роднящие её одновременно с наукой , религией и искусством.

 

1. Онтология – учение о бытии. Предметное поле онтологии является чрезвычайно широким. В него входят вопросы, связанные с бытием, его видами, качествами. Онтология исследует вопросы, связанные с материальностью или идеальностью бытия, пространственно-временными характеристиками бытия, причиной и следствием, сущностью и явлением, системностью и пр. Для обозначения онтологической проблематики долгое время использовался термин «метафизика». Метафизика понималась как учение о сверхприродных (надфизических) началах и сущностях, которые познаются не с помощью чувств, а умозрительно (спекулятивно).

 

2. Гносеология – учение о познании (от греческого «гнозис» - знание). Гносеология изучает все аспекты, связанные с познавательной деятельностью человека. Основными категориями гносеологии можно считать понятия «субъект», «объект», «истина» и пр. Гносеология исследует вопрос о сущности знания, о возможности познания мира, о познавательных способностях человека, об истине как цели познавательной деятельности и пр. В составе гносеологии можно выделить эпистемологию (наукоучение) как учение о науке и научном познании, а также логику – учение о нормах мышления, т.е. о таких правилах мышления, придерживаясь которых, можно прийти к истинному результату.

 

3. Диалектика – учение о развитии. Диалектика считается философской дисциплиной постольку, поскольку все сферы реальности находятся в процессе непрерывного движения, качественного изменения – развития. Неорганическая и органическая природа, социокультурная сфера, мышление развиваются, переходят от простых форм к всё более совершенным. Диалектика, начиная с Г. Гегеля, на основе соответствующего ей метода и системы категорий пытается постичь законы развития.

 

4. Натурфилософия – философское постижение природы. Основная задача натурфилософии – создание целостного образа природы, что невозможно сделать усилиями естественных частнонаучных дисциплин, изучающих лишь отдельные сферы природы. Натурфилософия отличается от естественных наук также и по методу. Если естественный науки получают знание о природе, опираясь на опыт, наблюдение и эксперимент, то натурфилософия обращается к умозрительному постижению природы.

 

5. Антропология – философское учение о человеке. Человек в качестве сознательного, разумного существа является одним из главных объектов философского изучения. В сфере антропологии человечество осуществляет самопознание. Основная задача философской антропологии заключается в том, чтобы ответить на вопрос о сущности человека, о том, что отличает человека от прочих живых существ. Биологическая антропология на этот вопрос ответить не в состоянии, отыскать сущность человека можно лишь средствами социально-философской антропологии.

 

6. Аксиология – учение о ценностях. Ценности можно определить как то, что предпочитается людьми о сравнению с чем-либо другим. К числу ценностей относятся такие понятия как благо, красота, истина; такие явления как жизнь, честь, свобода, здоровье, любовь и пр. Специфика сферы ценностей, по мнению представителей баденской школы неокантианства, заключается в том, что не существуя в реальности ценности «значат», т.е. оказывают влияние на поведение людей.

 

7. Этика – учение о нравственности и должном поведении людей. Основными этическими категориями являются понятия «добро» и «зло». Соответственно все поступки людей оцениваются по их месту в системе координат, задаваемой этими категориями. Этика как дисциплина интересуется не столько тем, как люди реально поступают, сколько тем, как они должны поступать. Сфера этики – область должного, а не сущего, поэтому мы причисляем этику (наряду с логикой) к нормативным дисциплинам. Этика во взаимодействии с другими дисциплинами помогает ответить на вопрос о смысле жизни человека, определить то, что является хорошим или дурным, должным или постыдным и т.д.

 

8. Эстетика – учение о выразительных формах бытия. Эстетику интересует не то, что проявляется, а как это проявляется. Для выяснения этого существует система эстетических категорий, в которой главное место занимает категория прекрасного. Противоположностью этой категории выступает категория безобразного. Кроме этой пары противоположных категорий эстетика оперирует такими категориями как возвышенное и низменное, изящное, смешное и грустное, трагическое и комическое и пр. Эстетику нельзя сводить исключительно к анализу произведений искусства, поскольку с позиции эстетических категорий может оцениваться и природная реальность (дерево, пейзаж за окном).

 

9. Социальная философия – философское изучение общества как особой сферы бытия. Социальная философия в постижении общества взаимодействует с социологией. Отметим, что в отличие от социологии социальная философия исследует общество как целостное образование, взаимодействующее с другими сферами бытия, и не занимается частными проблемами, изучаемыми социологией. Также стоит уяснить, что при изучении общества социальная философия исходит из отвлечённых предпосылок и осуществляет познание умозрительно, то социология опирается на эмпирические методы изучения (опросы, анкетирование и другие методы сбора фактической информации). Провести чёткую границу между социологией и социальной философией невозможно. Все наиболее выдающиеся социологи так или иначе выходили на уровень философских обобщений и поэтому их идеи могут изучаться в курсе социальной философии . Примерами подобных социологов являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин и пр.

 

10. Философия истории (историософия) – философское постижение истории как процесса развития человеческого общества. В отличие от исторической науки историософия изучает не столько конкретные исторические события, сколько пытается понять смысл исторического процесса, постичь его направленность и движущие силы. В частности обсуждается вопрос о цели истории, о возможном конце истории, о соотношении случайности и необходимости в истории и пр.

 

11. История философии – изучение процесса исторического развития философской мысли от момента её зарождения вплоть до современного её состояния. Изучение истории философии является чрезвычайно важным, без знакомства с ней невозможно говорить об изучении философии в целом. Современный физик вполне может считать себя специалистом, даже не имея представления о средневековой физике, но вряд ли мы можем считать специалистом в философии человека, не знакомого с дискуссией номиналистов и реалистов, или онтологическим доказательством Ансельма Кентерберийского. Это объясняется «вечным» характером философских вопросов, благодаря чему ответы, даваемые философами прошлых эпох, никогда не устаревают. В заключение стоит отметить, что на стыке философии и других наук (или изучаемых областей реальности) возникают смежные философские дисциплины ( философия медицины, философия математики, философия политики, философия религии и пр.). В этих сферах может быть налажено успешное сотрудничество философов с представителями частнонаучных дисциплин и профессионалами в соответствующей сфере деятельности ради решения общих проблем и постижения той или иной области явлений

 

 

· Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

· Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:

- Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.

- Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)

- Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.

- Общая история познания, эволюция познания.

· Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.

В структуре философского знания выделяют так же:

· Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.

· Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.)

· Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры.

· Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..

· Философия истории.

· История философии.

Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:

· Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.

· Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).

· Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.

 

Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось общественными преобразованиями) духовной жизнью, уровнем научных

Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета , и можно сказать, что ее предметом является целостное отношение человека к миру

 

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия

Философия – учение о наиболее общих законах бытия и мышления». Предметом философии как дисциплины является всё мироздание в целом и то, что проявляется во всём мироздании, придавая ему единство.

Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире

 

Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.
Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

объект — мир как единое целое;

 

предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах , процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве


3) Специфика философского знания. Основной вопрос философии.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философияявляется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

 




Основной вопрос философии

Так, Ф. Бэкон выделял в философии как основной - вопрос о расширении могущества человека над природой, благодаря познанию явлений окружающего мира и внедрению знания в практику.

Р. Декарт и Б. Спиноза в качестве основного вопроса философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования человеческой природы.

К. А. Гельвеций основным вопросом считал вопрос о сущности человеческого счастья.

Ж.-Ж. Руссо такой вопрос сводил к вопросу о социальном неравенстве и путях его преодоления.

И. Кант считал основным в философии вопрос о том, как возможно априорное знание, т. е. такое знание, которое добывается доопытным путем, а И. Г. Фихте данный вопрос сводил к вопросу об основоположениях всякого знания.

Для известного российского философа С. Л. Франка такой вопрос звучал так: что такое человек и каково его истинное назначение, а известный представитель французского экзистенциализма А. Камю считал, что в этом качестве выступает вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?

В современной отечественной философской мысли многими специалистами основным считается вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Такая постановка основного вопроса философии отражена в работе Ф. Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии ”. В ней отмечено: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию” и далее “философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечают они на этот вопрос”, т. е. на материалистов и идеалистов. Принято считать, что основной вопрос в такой постановке имеет две стороны. Первая — связана с ответом на вопрос о том, что первично — материя или сознание, а вторая сторона сопряжена с ответом на вопрос о познаваемости мира.

 

 

Идеалисты

Что касается идеалистов, то они признают первичным идею, дух, сознание. Они считают материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи представителями объективного и субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который как бы примысливает реальность.

Материалисты

Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом высокоорганизованной материи — мозга.

 

Однако существуют и другие философские воззрения на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).

 

Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос , относящийся ко второй стороне основного вопроса философии .

Материалистыисходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно,

а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.

Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.

Материализм и идеализм представляют собой два течения в мировой философии . Они выражаются в двух различающихся типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет подтипы. Например, материализм выступает в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

Рационализм

В качестве широко распространенной разновидности философствования выступает рационализм, который означает признание ценности и авторитета разума в познании и в организации практики. Рационализм может быть присущ как материализму, так и идеализму. В рамках материализма рационализм допускает возможность разумного объяснения всех процессов в мире. Философы, стоящие на позициях материалистического рационализма (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие), полагают, что люди, опираясь на сознание, сформированное в них в ходе взаимодействия с природой, способны осуществлять познавательную деятельность, благодаря которой можно достичь адекватной осведомленности об объектах окружающего их мира и на этой основе рационально, т. е. разумно, оптимально, экономно организовать практику. Идеалистический рационализм, типичными представителями которого являются Ф. Аквинский, В. Г. Лейбниц и Г. В. Ф. Гегель, придерживаются того взгляда, что основу всего сущего составляет разум, который правит всем. При этом считается, что человеческое сознание, являющееся порождением высшего божественного разума, способно постигать мир и предоставлять возможность человеку действовать успешно.

Иррационализм

Противоположностью рационализма является иррационализм,который, принижая значение разума, отрицает правомерность опоры на него как в познании, так и в практике. Основанием взаимодействия человека с миром иррационалисты называют откровение, инстинкт, веру, бессознательное.

Помимо названных оснований, характер философствования может опосредоваться такими принципами, как монизм, дуализм и плюрализм.


4) Основные функции философии. Философия и частнонаучное знание.

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

мировоззренческую;

• методологическую;

• мыслительно-теоретическую;

• гносеологическую;

• критическую;

• аксиологическую;

• социальную;

• воспитательно-гуманитарную;

• прогностическую

2. Мировоззренческая функцияспособствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции- подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция— объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.













Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 26.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...