Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос №77(Диалектика необходимого и случайного переходных типов мировоззрения)




Диалектика необходимого и случайного проявляется в переходный период таким образом, что приходиться говорить о вариантах выхода обществ их переходного периода, а не о какой-то определенной схеме завершения переходного периода, и установлении господства какого-то определенного мировоззрения. На исход конкурентной борьбы переходных форм, форм старого мировоззрения влияют множество факторов. Все выше перечисленные проблемы можно объединить в одну – проблему вариантов выхода общества из переходного периода.

Проблема вариантов выхода общества из переходного периода делится на две части. Первая подпроблема — что именно общество при переходе из одного стабильного состояния в другое сохраняет в себе (это присутствует в переходном периоде как элемент старого). Вторая — чем может кончиться для общества переходный период. Многовариантность развития присуща всему историческому процессу. Но ее источником является переходный период. Здесь возникающие «вспышки взрывной эволюции» рождают все видовое разнообразие мира. Среди возникших видов мировоззрения и философских учений есть главные разновидности и побочные. В дальнейшем видовое разнообразие оскудевает, оставшиеся не многие виды продолжает эволюцию.

Первая подпроблема — это проблема «удержания» или социальной преемственности. Сохраняются остатки старого в новом, но не все, а лишь определенные, некоторые признаки и свойства. Само повторение идет в новых, неповторимых условиях. Преемственность суть реализация закона отрицания отрицания, переходный период переносит в новое качество все положительное, жизнеспособное.

Таким образом, в развитии осуществляется связь между различными историческими типами мировоззрения. Приобретенное ранее не отбрасывается на более высоких ступенях, а усваивается ими

Вопрос №78(Роль субъективного фактора в обеспечении переходных мировоззренческих процессов)

Роль субъективного фактора в обеспечении переходных процессов — одно из важных обстоятельств, влияющих на решение второй подпроблемы, указанной выше. Под субъективным фактором здесь понимается деятельность людей. Противоречия из абстрактного нечто получают свою конкретизацию в деятельности людей. То есть, переходные процессы являются общественным последствием деятельности людей, и через эту деятельность становятся обязательными и необходимыми (закономерными). Но и сама деятельность людей противоречива, в мотивах, в результатах и пр.. Необходимость общественных изменений проявляется не в чистом виде, она испытывает на себе многообразие человеческой активности. Люди в своей деятельности опираются на разные стороны реальности, выбирают направление, характер, форму деятельности, способ осмысления и пр.. В тотальной противоречивости переходного периода повышается роль случайности и субъективного фактора. Этим объясняется и мировоззренческое, философское многообразие переходных типов мировоззрения. И существование «веера» возможностей для выхода каждой переходной формы из переходного периода в качестве основы нового мировоззрения.

Ситуация альтернативности ставит субъектов исторического процесса – людей, классов, и т.д. (см. субъекты мировоззрения), в состояние ответственности, возникает жесткая зависимость будущего от сегодняшних поступков и осознанных выводов, что поддерживается сочетанием детерминированности человеческой деятельности и субъективным фактором воли. В переходный период доминантой процесса выступает воля субъектов. Субъективное и объективное превращаются друг в друга, субъективное объективируется, объективное субъективируется. Другими словами, то что раньше не зависело от сознания и воли людей, стало от них зависеть.

Субъективность есть момент в развитии объективного. Раз возникнув, субъективное активно воздействует на объект, раскрывая себя в нем. В переходных процессах субъективный фактор особенно активизируется, ориентируется не только на сегодняшний день, но и на будущее. Направленность на будущее создает предпосылки для объективации субъективного. При повышении степени осознанности и целеполагания в субъективном понижается степень стихийности.

Субъективный фактор в становлении нового мировоззрения выполняет следующие функции: информационную, организационную, постановки задач, использования накопленного знания. В переходном мировоззрении повышается значимость этих функций до определяющих, субъективный фактор объективируется.

В такой ситуации невозможна какая-либо детерминация развития, случай правит миром. Но это впечатление обманчиво. Случайность только предоставляет материал для выбора возможных путей развития. Детерминация осуществляется посредством исторической необходимости, которая выступает как тенденция, заложенная всей предыдущей жизнью общественной системы, условиями, при которых общество вступало в переходный период.

Формирование мировоззрения субъективным фактором не может происходить случайно, стихийно, это всегда осознанный и управляемый процесс. Это возможно за счет «раздвоения» субъективного фактора и объективации его части, наиболее адекватной исторической необходимости. Таким образом, внутри субъективного фактора возникают противоречия (отсюда впечатление раздвоения или «социальной шизофрении»). Эти противоречия усугубляются при недостаточном развитии субъективного фактора, когда люди в своей деятельности не полностью используют имеющиеся в готовности объективные условия, прогрессивные возможности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...