Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Философские проблемы диалектики




Проблемный блок

Хорошо известен факт перехода того или иного вещества из одного его состояния в другое под воздействием тех или иных условий: металлы при нагревании из твердого состояния переходят в жидкое.

Существуют изменения и другого рода: при определенных условиях (температуре около 2500 градусов и колоссальном давлении – в 10 миллиардов паскалей) графит превращается в алмаз.

Можно ли в этих случаях говорить о развитии? Ответ необходимо обосновать.

Проблемный блок

 В средней и высшей школе уровень знаний учащегося определяется преподавателем в ходе экзамена и выражается, как правило, оценкой от «неудовлетворительно» до «отлично».

Считаете ли Вы, что каждая из этих оценок (количество) действительно соответствует уровню знаний учащегося (качество)? Можно ли утверждать, что одна и та же оценка на одном и том же экзамене, полученная разными учащимися, говорит об одинаковом уровне их знаний? Ответы аргументируйте.

 

Контрольный блок

  1. Кого можно считать основателем диалектики как учения о развитии?
  2. Дайте описание модели диалектики Гегеля.
  3. Назовите основные принципы, лежащие в основе материалистической модели диалектики
  4. Дайте сравнительную характеристику прогрессивного и регрессивного развития.
  5. Как трактуется идея саморазвития в теории самоорганизации (синергетике)?
  6. Назовите всеобщие законы диалектики.
  7. В чем, с Вашей точки зрения, состоят различия между эволюцией и революцией?
  8. В чем выражается единство и «борьба» противоположностей в физических (биологических, социальных) системах?
  9. Сформулируйте закон, раскрывающий механизм развития.
  10. Что в философии понимают под словом «мера»?
  11. Дайте определение понятия «скачок».
  12.  В чем состоит смысл диалектического закона отрицания?

 

Тема: Эпистемология (гносеология)

Проблемный блок

Известно, что слепорожденные люди, которые после удачно сделанной операции впервые увидели окружающий мир, в течение длительного времени не различают ни формы, ни размеров, ни удаленности предметов. Чем это объяснить?

Проблемный блок

Известны выдвинутые Кантом основные принципы (максимы), которые, по его мнению, ведут к мудрости:

· иметь собственное суждение;

· мыслить себя (в общении) на месте любого другого;

· всегда мыслить в согласии с собой.

Считаете ли Вы эти принципы достаточными для того, чтобы стать мудрым? Какие максимы, ведущие к мудрости, сформулировали бы Вы?

 

Контрольный блок

1. Чем отличаются понятия «гносеология» и «эпистемология»?

2. Перечислите основные философские концепции познания.

3. Какие основные формы чувственного познания и абстрактного мышления Вы знаете?

4. Какими характерными свойствами обладает восприятие?

5. Что дает основания считать представление чувственно-абстрактным образом?

6. Каковы наиболее важные характеристики абстрактного мышления, которые отличают его от чувственного познания?

7. Назовите главную характерологическую особенность умозаключения.

8. Как соотносится между собой чувственное и рациональное познание?

 

 



МАТЕРИАЛЫ ПО КОНТРОЛЮ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К РУБЕЖНОМУ ЭКЗАМЕНУ № 1



Вариант 1

1. Что такое философия?

A. наука об обществе

B. вера в истины откровения

C. постижение природы

D. наука о всеобщих законах развития всего содержания мира

E. теория движения небесных тел

2. В чем специфика философского познания?

A. в оторванности от нужд практики

B. во всеобщности, универсальности, смысло-жизненной наполненности

C. в чувственно-эмоциональной конкретности

D. в абстрактном теоретизировании

E. в объективном отражении реальности

3. Наука о развитии философских знаний, становлении научно-философского мировоззрения, называется:

A. История философии

B. Философия жизни

C. Натурфилософия

D. Философия любви

E. Антропология

4. Функция философии, которая способствует формированию целостной картины мира:

A. мировоззренческая

B. методологическая

C. мыслительно-теоретическая

D. социальная

E. аксиологическая

5. Какие философские школы Древней Индии относятся к ортодоксальным?

A. Признающие авторитет Вед: веданта, вайшешика, йога, миманса, ньяя

B. Признающие авторитет учения Будды: хинаяма, махаяна, вирдаяна

C. Не признающие авторитета Вед: чарвака, локоята, буддизм, джайнизм

D. Признающие авторитет сунны: сунниты,

E. Признающие авторитет учения Конфуция

6. Что такое «атман» в древнеиндийской философии?

A. высшая объективная Реальность, безличное Абсолютное начало Бытия

B. высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека

C. круговорот жизни

D. закон воздаяния

E. путь богов

7. В каком произведении впервые был систематизирован буддизм?

A. «Махабхарата»

B. «Рамаяна»

C. «Веды»

D. «Типитака» («Три корзины учений»)

E. «Благавад-Гита»

8. Суть этико-политических взглядов Конфуция в теории управления с помощью:

A. добродетели

B. государства

C. законности

D. насилия

E. общества

9. Определите философскую традицию, к которой относится принцип «у-вэй» (не-деяние)?

A. Буддизм

B. Джайнизм

C. Конфуцианство

D. Даосизм

E. Христианство

10. Кто считал первоосновой мира огонь?

A. Анаксимен

B. Фалес

C. Гераклит

D. Анаксимандр

E. Зенон

11. Представитель элейской школы, автор апорий "Дихотомия ", "Ахиллес и черепаха ", "Стрела"?

A. Зенон

B. Парменид

C. Платон

D. Пифагор

E. Аристотель

12. Автор изречения: «Знаю, что ничего не знаю»:

A. Гераклит

B. Парменид

C. Сократ

D. Аристотель

E. Фалес

13. Главным методом какого философского учения был «эпохе» («воздержание от суждений»)?

A. эпикурейского

B. атомистического

C. идеализма

D. скептицизма

E. реализма

14. Один из крупнейших христианских философов, автор произведений «О граде Божьем», «Исповедь»:

A. Ансельм Кентерберийский

B. Пьер Абеляр

C. А. Блаженный (Аврелий Августин)

D. Фома Аквинский

E. Иоанн Росцеллин

15. Кто из средневековых философов – схоластов утверждал, что без веры нет подлинного познания: «Верю, чтобы понимать»?

A. Уильям Оккам

B. Фома Аквинский

C. Пьер Абеляр

D. Ансельм Кентерберийский

E. Бернар Клервосский

16. К основным идеям Западной философии средних веков не относится:

A. Креационизм – творение мира из «ничего».

B. Идея бессмертия как приобщение души к духу.

C. Зло в мире не от Бога, а от человека.

D. Реабилитация телесного начала человека.

E. Моральный долг человека – спасение своей души.

17. Арабо-испанский философ, представитель восточного перипатетизма:

A. Ибн-Рушд

B. Аристотель

C. аль-Фараби

D. аль-Газали

E. Ибн-Сина

18. Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе:

A. схоластика

B. софизм

C. суфизм

D. дуализм

E. пантеизм

19. Как можно охарактеризовать философское мышление эпохи Возрождения?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...