Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Философия как феномен культуры. Круг проблем философии
Философия и мировоззрение Проблемный блок Хорошо известно, что сложившиеся в обществе взгляды, принципы, нормы поведения и т.п. оказывают значительное влияние на формирование мировоззрения личности. А может ли мировоззрение отдельной личности «опережать» мировоззрение общества? Контрольный блок
2.1.2 Философия и мифология Проблемный блок О мифе и мифологии как о способе освоения действительности говорят, когда рассматривают ранние стадии общественного развития. Можно ли утверждать, что мифология как духовно-практический феномен существует и на других этапах развития общества, в том числе и на современном его этапе? Контрольный блок
2.1.3 Философия и религия Проблемный блок Известный философ Рассел в работе «Почему я не христианин» писал: «Три человеческих импульса, воплощенные в религии, это, по-видимому, страх, тщеславие и ненависть… Именно потому, что эти страсти в общем и целом служат источником человеческих страданий, религии является силой зла, ибо позволяет людям безудержно предаваться свои страстям… В наше время эти эмоции могут быть почти полностью устранены из человеческой природы при помощи реформ в области воспитания, экономики и политики. Основу должны составить реформы в сфере образования…» (Рассел Б. Почему я не христианин. – М., 1987. С. 129-130). Согласны ли Вы с мнением Рассела о психологических корнях религии и средствах их устранения? Контрольный блок 1. Что представляет собой религия как мировоззрение? 2. Что отличает религию от мифологии? 3. Какие формы первобытной религии Вы знаете? В чем выражается их суть? 4. Раскройте сущность социальных, гносеологических и пихологических корней религии. 5. Назовите основные функции, которые выполняет религия, и раскройте их содержание. 6. Какое место занимает религия в современном обществе?
Специфика философского знания Проблемный блок «Вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному … строго говоря, давно уже не составляет проблемы, – пишет Ойзерман, – т.к., если, конечно, называть проблемами нерешенные, подлежащие исследованию вопросы, …превращать его снова в проблему – значит тянуть философию назад». Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Контрольный блок
Тема: Философия образования Проблемный блок Э. Фромм пишет: «Мы обучаем знаниям, но упускаем важный момент для развития человека вид обучения: то обучение, которое может происходить только благодаря присутствию зрелой, любящей личности… Если нам не удастся сохранить представление о том, какова должна быть зрелая личность, то мы окажемся перед опасностью полного прекращения нашей культурной традиции. Эти традиции основаны, прежде всего, не на передаче тех или иных знаний, а определенных человеческих качеств. Если последующие поколения не увидят этих качеств, то пятитысячелетняя культура погибнет, даже если знания будут по-прежнему передаваться и обогащаться» (Фромм Э. Искусство любить // Душа человека. – М., 1992. С. 170. Контрольный блок 1. Каковы наиболее важные функции образования в обществе? 2. Что объединяет философию и образование? 3. Что такое «философия образования» и каково ее назначение? 4. Назовите наиболее важные, с Вашей точки зрения, проблемы образования, которые в полной мере можно считать философскими? 5. Что, с Вашей точки зрения, должно быть приоритетом в образовании: обучение или воспитание?
Тема: Философская антропология Проблемный блок Герой романа известного французского писателя Веркора «Люди и животные» Дуглас, желая доказать, что живые существа – «тропи», к которым он волей случая попадает в Африканских джунглях, принадлежат к человеческому роду, убивает одного из них. Суд должен был решить, кого он убил: человека или животного. В процессе судебного расследования суд не смог принять самостоятельного решения, так как не располагал для этого необходимыми критериями различий. Парламент, куда обратился суд за помощью, после долгих дебатов пришел к выводу, что человеком следует считать живое существо, воплощающее в себе религиозный дух. На этом основании суд оправдал Дугласа, и все его жалобы в высшие инстанции были отклонены. Согласны ли Вы с определением человека, данным парламентом? Какой или какие признаки человека, отличающие его от животного, назвали бы Вы сами?
Проблемный блок Итальянский правовед Ц. Ломброзо, изучая анатомию и физиологию преступников, сформулировал ряд признаков, характеризующих, по его мнению, прирожденного преступника (форма и объем черепа, форма носа, ушей, цвет волос, чувствительность кожи, психические свойства). Ломброзо пришел к выводу, что преступника отличает психофизические особенности отдаленных предков (притупленность чувств, неразвитость рассудка, любовь к татуировке и т.п.), живущие в нем в силу закона наследственности, поэтому следует изучать не преступления, а преступника. Согласны ли Вы с этой концепцией? Почему? Проблемный блок Герой романа И. Тургенева «Отцы и дети» Базаров высказывает следующую мысль: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… Небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить о всех других. Люди – это деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой». Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Контрольный блок
Тема: Философия бытия Проблемный блок Для классической европейской философии характерно противостояние двух концепций бытия. В первой – бытие можно сравнить с окном, позволяющим взглянуть на мир явлений, на действительность. Во второй – бытие предстает как пустое понятие, результат лингвистических недоразумений, которое позволяет увидеть лишь отраженные структуры разума (См.: Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986. С. 236 – 237). Какие концепции бытия подразумеваются в первом и во втором случае? Назовите представителей европейской философии, которые придерживались этих концепций?
Контрольный блок |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 321. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |