Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы эмпирического исследования.
· наблюдение –первичный и элементарный познавательный процесс, который состоит в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений внешнего мира. Можно выделить два вида наблюдения непосредственное и опосредованное (с помощью приборов); · эксперимент – в отличие от наблюдения характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов благодаря активному воздействию на предмет исследования. Эксперимент проводится, как правило, для решения конкретных познавательных задач, он является критерием истинности теорий и гипотез. Различают эксперимент с помощью приборов и мысленный эксперимент. Методы теоретического исследования -исторический и логический методы познания: · сущностьисторического методасостоит в том, что история изучаемого объекта воспроизводится во всем своем многообразии, с учетом мельчайших зигзагов и случайностей. Этот метод позволяет получить представление о движении и развитии того или иного объекта, процесса; · логический метод исследования – это метод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося объекта в форме определенной теории. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях –анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование. Анализ – это метод исследования, состоящий в мысленном расчленении целого или вообще сложного явления на его составные части. Синтез –это метод исследования, состоящий в мысленном соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов, сторон сложного явления и постижении целого в его единстве. Переход от анализа фактов, явлений к синтезу полученных знаний осуществляется различными методами. Одним из таких методов является индукция. Дедукция – это переход от общих суждений к частным, вывод новых положений с помощью законов и правил логики. Индукция имеет большое значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт, особенно на стадиях, когда происходит накопление фактов, их обобщение, выдвижение и проверка гипотез. Дедуктивный метод имеет первостепенное значение в теоретических науках как орудие их логического упорядочения и построения, особенно когда известны бесспорно истинные общие положения, из которых можно получить логически необходимые следствия. Когда по каким-либо причинам (экономическая целесообразность, моральные, гуманные причины) прямое экспериментальное исследование нецелесообразно, тогда прибегают к моделированию. Модели могут быть мысленными и материальными. Основные формы научного исследования - гипотеза и теория. Научные предположения о возможном закономерном порядке явлений природы и общества, причинах, их вызвавших, называются гипотезами. Когда гипотеза подтверждается практикой, она превращается в достоверную теорию. Другими формами научного познания являются проблема, идея, принцип, закон. Проблема – это противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на разрешение которого направлена деятельность субъекта познания, ученого. В проблеме всегда содержится (в явном или скрытом виде) вопрос, требование получить новое знание. Наука как вид деятельности представляет собой процесс смены постановок и решений проблем: одна проблема решается, другая на ее основе возникает. Умение ставить и решать проблемы – чрезвычайно ценное качество исследователя. Без постановки проблемы немыслим целенаправленный, т.е. научный поиск. Идея –мысленное постижение явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Научная идея представляет собой ядро теории как внутренне завершенной и целостной системы знаний о явлении, процессе, предмете. Теория же в данной связи есть логическое развитие научной идеи. Возникшая идея с самого начала является результатом теоретического анализа, сводящего все особенные, сложные, формообразующие элементы содержания к единой основе. Возникшая идея выступает абстрактной формой разрешения проблемы. Пока идея не разработана в систему понятий, она имеет статус гипотезы, после ее разработки перестает быть гипотезой и становится схемой, основой построения научной теории. Развертыванием идей в теоретическую систему знаний заканчивается построение научной теории. Принцип (от лат. principium – начало, основа) – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. После того как тот или иной принцип сформулирован, он нередко начинает рассматриваться как исходный пункт объяснения. Термин «принцип» обычно употребляется в связи с самыми различными сферами человеческой деятельности, тогда как применительно к познанию мира в целом употребляется термин «закон». Закон– это форма всеобщности, ибо он отражает общие отношения, присущие всем явлениям и процессам данного рода, класса или действительности в целом. Закон – это общая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями, процессами, предметами или элементами их структуры.
Тестовые задания для самопроверки по теме № 10 «Теоретические основания философии. Философия бытия. Гносеология в системе философского знания. Эпистемология» 1. Основные формы бытия: A. бытие явлений; бытие сущностей; бытие формы; бытие содержания B. бытие индивидуальное; бытие личностное C. бытие вещей (тел), процессов; бытие человека; бытие духовного (идеального); бытие социального D. бытие природы; бытие общества E. бытие единичного; бытие особенного; бытие общего 2. Философское учение, исходящее из признания одного единого начала: A. дуализм B. монизм C. плюрализм D. рационализм E. эмпиризм 3. Какое из приведенных определений материи является верным? Материя — это: A. все то, что обладает массой или энергией B. есть все, состоящее из атомов C. вещество, поле и вакуум D. объективная реальность, данная нам в ощущениях E. конечная субстанция, первооснова всего существующего 4. Формами или способами существования материи являются: A. Движение B. Пространство C. Время D. Все выше перечисленное E. Другой вариант ответа 5. Философское течение, отрицающее частично или полностью познаваемость мира: A. Агностицизм B. Материализм C. Плюрализм D. Рационализм E. Эмпиризм 6. Основное утверждение эмпиризма: A. разум является основным источником познания мира B. высший вид познания – это интуиция C. все знания человека основываются на опыте D. источником познания является божественное откровение E. мир не познаваем 7. Основное утверждение рационализма: A. главенствующую роль в науке играет опыт, эксперимент B. мир в принципе непознаваем C. разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека D. познание возможно благодаря божественному откровению E. познаваемость мира сомнительна 8. Философское воззрение, признающее источником познания чувства и ощущения: A. сенсуализм B. рационализм C. эмпиризм D. скептицизм E. агностицизм 9.Основные формы чувственного познания: A. рассудок, разум, дух B. понятие, суждение, умозаключение C. интуиция, память, воображение D. ощущение, восприятие, представление E. гипотеза, идея, теория 10. К рациональному познанию относятся следующие формы: A. ощущение, восприятие, представление B. понятие, суждение, умозаключение C. чувства, эмоции, рассудок D. «я», «оно», «сверх-Я» E. фантазия, вымысел, догадка
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 278. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |