Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стадии производства по делам об административном правонарушении и их общая характеристика.




Стадии производства по делам об АП - сравнительно самостоятельная часть производства, которая наряду с общими задачами производства имеет присущие только ей задачи, иные особенности. Производство по делам об АП состоит из следующих стадий:

 1) административное расследование, состоящее: - из возбуждения дела; - из установления фактических обстоятельств; - из процессуального оформления результатов расследования; - из направления материалов для рассмотрения подведомственности;

 2) рассмотрения дела, состоящее: - из подготовки дела к рассмотрению и слушанию; - из анализа собранных материалов; - из принятия постановления, определения; - из объявления постановления по делу и подписания определения по делу об АП;

 3) пересмотр постановления, состоящий: - из обжалования, опротестования решения; - из подготовки к рассмотрению жалобы на постановление по делу об АП; - из рассмотрения жалобы на постановление; - из решения по жалобе на постановление и его оглашение; - из пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу;

4) исполнение постановления, состоящее: - из обращения постановления к исполнению; - из приведения в исполнение постановления по делу; - из окончания производства по исполнению постановления о назначении административного наказания. КоАП РФ особо выделяет три стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, пересмотр постановления по делу.

Дело об АП считается возбужденным с момента составления протокола о совершении АП - документа, свидетельствующего о совершении противоправного деяния. Он должен отвечать ряду требований (реквизиты, порядок составления). Далее протокол направляется органу, уполномоченному рассматривать дело об АП. Рассмотрение дел об АП происходит по месту его совершения за некоторыми исключениями. По результатам рассмотрения дела об АП может быть вынесено постановление: - о назначении административного наказания; - о прекращении производства по делу. Выносится определение: - о передаче дела в суд, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания; - о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его органов. Возможен также пересмотр не вступивших в силу постановлений по делам об АП. Обжалование может быть осуществлено лицом, в отношении которого ведется постановление по делу; потерпевшим; законными представителями физических лиц либо юридических лиц; защитником и представителем.

 

69.    Порядок возбуждения уголовных дел в таможенной сфере.

Порядок возбуждения уголовного дела Статья 175. УПК. При наличии поводов и оснований, предусмотренных , орган дознания, (ТАМОЖЕННЫЙОРГАН В НАШЕМ СЛУЧАЕ) выносят постановление о возбуждении уголовного дела. Уголовное дело возбуждается по факту совершенного преступления либо в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления. 2. В постановлении указываются время и место его вынесения, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждается, данные о лице, в отношении которого возбуждено уголовное дело, а также дальнейшее направление дела. Копия постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется начальнику таможенного органа. О принятом решении сообщается заявителю.

70. Правоохранительная деятельность таможенных органов. Виды правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в различных формах. Основными из них являются:

административно-правовая форма;

административно-процессуальная форма;

уголовно-правовая форма;

уголовно-процессуальная форма;

оперативно-розыскная форма.

Названные формы тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и являются средствами достижения цели и решения задач, стоящих перед таможенными органами.

Административно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов проявляется в обнаружении путем осуществления таможенного и валютного контроля, таможенного оформления товаров и транспортных средств, внутриорганизационной деятельности, взаимодействия с другими правоохранительными органами признаков и фактов административных правонарушений, а также нарушений уголовного, таможенного, валютного, налогового и других видов законодательства.

Административно-процессуальная форма правоохранительной деятельности таможенных органов выражается в совершении административно-процессуальных действий, направленных на:

проверку выявленных фактов отклонений от требований, установленных административно-правовыми нормами, таможенными правилами;

выявление причастных к нарушениям лиц;

квалификацию деяний;

установление мер ответственности за них;

принятие мер по предотвращению или минимизации ущерба интересам личности, общества и государства от противоправных деяний.

Эти действия осуществляются в формах составления протоколов о выявленных нарушениях административного законодательства, заведения дел об административных таможенных правонарушениях, их рассмотрения, наложения и применения взысканий.

Уголовно-правовая и уголовно-процессуальная формы правоохранительной деятельности таможенных органов как органов дознания проявляются в:

возбуждении уголовных дел по фактам или признакам преступлений, борьба с которыми отнесена к компетенции таможенных органов;

производстве дознания по этим делам;

участии в следственных действиях по поручению органов предварительного следствия.

71.    Правовая основа осуществления правоохранительной деятельности должностными лицами таможенных органов в Республике Беларусь.

Так, в Положении о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь (далее - Положение о ГТК), утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 N 228 "О некоторых вопросах таможенных органов", определено, что ГТК является правоохранительным органом (п. 1 Положения о ГТК) и одной из основных задач ГТК является обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов (подп. 6.2 п. 6 Положения о ГТК). Эти положения, безусловно, являются основным ориентиром для раскрытия правоохранительного характера деятельности таможенных органов.

 

Правоохранительный характер деятельности таможенных органов не ограничивается только представленным выше перечнем функций, он затрагивает все разделы ТмК и находит отражение в таможенном оформлении, таможенном контроле, в ведении таможенной статистики, в тарифных и нетарифных мерах регулирования.

В случаях выявления нарушений порядка таможенного оформления, уклонения от уплаты таможенных платежей, мер тарифного и нетарифного регулирования таможенные органы вправе привлекать виновных в этом лиц к ответственности.

Как и все другие правоохранительные органы, таможенные органы Республики Беларусь выполняют возложенные на них функции с помощью применения юридических мер воздействия, к числу которых относятся меры государственного принуждения и юридические взыскания, установленные соответствующими законами.

 

В своей деятельности субъекты таможенных правоотношений должны опираться на следующие положения:

правоохранительная деятельность таможенных органов и их должностных лиц в каждом случае может начинаться только при наличии установленных законом поводов;

государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства (ст. 7 Конституции Республики Беларусь);

законные и обоснованные решения таможенных органов подлежат обязательному выполнению всеми физическими и юридическими лицами, в отношении которых вынесено решение. Невыполнение решений таможенных органов влечет дополнительные санкции;

все решения таможенных органов, связанные с применением юридических мер воздействия, могут быть обжалованы только в установленном соответствующим законом порядке.

Воспрепятствование осуществлению права на обжалование решения таможенных органов, в какой бы форме ни выражалось, является правонарушением, и за него должна следовать ответственность.

73.    Понятие, цели и формы взаимодействия таможенных органов с другими субъектами в таможенной сфере.

Таможенные органы как подсистема правоохранительных органов взаимодействуют в процессе решения задач таможенного дела с иными правоохранительными органами, а также с иными государственными органами. В соответствии со статьей 318 ТмК иные государственные органы в пределах своей компетенции обязаны передать информацию таможенным органам об обнаружении признаков административного правонарушения, производство по делам о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции таможенных органов. Также они должны оказывать содействие ГТК в выполнении функции организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями.

 

Статья 318. Взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами

1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, носящими межведомственный характер, или соглашениями между таможенными органами и иными государственными органами Республики Беларусь.

2. При обнаружении государственными органами признаков административного правонарушения, производство по делам о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции таможенных органов, государственные органы обязаны передать информацию об этом таможенным органам.

3. При обнаружении таможенными органами признаков административного правонарушения, производство по делам о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны передать информацию об этом соответствующим государственным органам.

4. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями. Иные государственные органы в пределах своей компетенции должны оказывать содействие Государственному таможенному комитету Республики Беларусь в выполнении указанной функции.

74.    Таможенные органы Республики Беларусь как органы дознания.

Пунктом 6 части 1 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) таможенные органы Республики Беларусь определены как органы дознания по уголовным делам, отнесенным к их компетенции.

Компетенция таможенных органов как органов дознания определена Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТмК ТС) и ТмК и с учетом специфики деятельности таможенных органов ограничивается категорией дел, связанных с нарушением норм таможенного законодательства.

Таможенные органы Республики Беларусь являются органами дознания по уголовным делам о контрабанде, незаконном экспорте или передаче в целях экспорта объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, уклонении от уплаты таможенных платежей.

Деятельность таможенных органов как органов дознания регулируется УПК.

Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь принято постановление от 20.01.2003 N 1, которым утверждено Положение о дознании в таможенных органах Республики Беларусь (далее - Положение), которое определяет структуру органов дознания в системе таможенных органов Республики Беларусь, функции этих органов, обязанности начальников органов дознания и порядок наделения должностных лиц таможенных органов правами на производство дознания.

Органами дознания в системе таможенных органов Республики Беларусь являются ГТК и таможни.

75.    Таможенные органы Республики Беларусь как органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

ст.7

Пунктом 1 комментируемой статьи определено, что таможенные органы государств - членов Таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях,

Пунктом 2 комментируемой статьи установлены две цели осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности:

1) выявление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов;

2) исполнение запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Также комментируемая статья устанавливает, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств - членов Таможенного союза в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.

Аналогично этой норме статьей 322 ТмК определено, что таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности.

Согласно статье 11 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности" таможенные органы Республики Беларусь осуществляют следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1) опрос граждан;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочную закупку;

5) исследование предметов и документов;

6) отождествление личности;

7) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

8) контролируемую поставку;

9) оперативный эксперимент.

 

 

76.         Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты таможенных платежей.

 

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей является преступлением, если не уплачены таможенные платежи в крупном размере. Ответственность за данное преступление предусмотрена ст. 231 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК).

2. Непосредственным объектом преступления являются складывающиеся в сфере экономики общественные отношения в части внесения таможенных платежей.

3. Комментируемая статья предусматривает ответственность за уклонение от уплаты только тех налогов и сборов, взимание которых возложено на таможенные органы Республики Беларусь.Таможенными органами взимаются таможенные сборы за: таможенное оформление; таможенное сопровождение товаров; осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; принятие таможенными органами предварительного решения; включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей.

4. Объективную сторону состава преступления образует деяние, которое определено в ст. 231 УК как уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Под уклонением от уплаты следует понимать невыполнение обязанности уплатить таможенные платежи при наличии возможности выполнить такую обязанность.

Наличие возможности выполнить обязательство по уплате таможенных платежей означает отсутствие каких-либо объективных препятствий для его выполнения. При этом наличие или отсутствие финансовых средств для выплаты таможенных платежей не влияет на ответственность, если лицо специально предпринимает меры для уклонения от уплаты, например, неверно указывает страну происхождения товара для его беспошлинного ввоза. В то же время фактическая неуплата таможенных платежей, например, ввиду неплатежеспособности, сама по себе не является основанием для привлечения к уголовной ответственности по статье 231 УК.

Уклонение от уплаты таможенных платежей может осуществляться путем бездействия, которое будет иметь место в случае пропуска установленного срока уплаты, несообщения таможенному органу о фактическом изменении таможенного режима, на основании которого производилось освобождение от уплаты таможенных платежей или предоставлялись льготы на таможенный режим, предполагающий уплату таможенных платежей.

Уклонение может осуществляться и путем совершения активных действий, которыми создаются мнимые правовые основания для освобождения от уплаты таможенных платежей или уменьшения их размера. Примером такого уклонения может служить сообщение неверных сведений о таможенном режиме, стране происхождения товара, его таможенной стоимости, назначении товара и т.п.

Уклонение считается оконченным с момента истечения сроков уплаты, а в случае предъявления неверных сведений - с момента принятия соответствующих сведений органом, который осуществляет прием таможенных платежей.

5. Уклонение от уплаты таможенных платежей является преступлением, если сумма неуплаченных таможенных платежей достигает крупного размера, т.е. в две тысячи раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

6. При наличии единого умысла на уклонение от уплаты различных видов таможенных платежей либо одного вида платежа при перемещении товара партиями определение размера осуществляется путем суммирования всех платежей, от внесения которых уклонился виновный.

7. Если лицо уклонилось от уплаты таможенных платежей в размере меньше крупного, то оно может быть привлечено только к административной ответственности. Уголовная ответственность в таком случае по ст. 216 УК за причинение имущественного ущерба без признаков хищения также исключается. В данном случае применяется правило: если преступным является большее, то меньшее преступным не является. В соответствии с этим правилом, поскольку преступлением является уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, уклонение от уплаты таможенных платежей в меньшем размере преступлением не является. Кроме того, причинение имущественного ущерба без признаков хищения посягает на отношения собственности, а объектом уклонения от уплаты таможенных платежей независимо от размера является порядок осуществления экономической деятельности. Привлечение к ответственности за причинение имущественного ущерба без признаков хищения путем уклонения от уплаты таможенных платежей является применением уголовного закона по аналогии, что запрещено ч. 2 ст. 3 УК.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла. Виновный сознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает действовать таким образом. Мотивы и цели уклонения не имеют квалифицирующего значения и учитываются при определении меры ответственности.

Интеллектуальный момент вины в данном случае предполагает знание лицом своей обязанности уплатить конкретный вид таможенного платежа и в конкретном размере. При отсутствии такого знания либо ошибочном исчислении вида и размера таможенного платежа ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей исключается независимо от размера невнесенных платежей. При наличии соответствующих условий в подобной ситуации может быть поставлен вопрос об ответственности должностного лица за преступления против интересов службы.

9. Субъектом преступления являются лица, ответственные за уплату таможенных платежей. Плательщиками таможенных платежей являются плательщики налогов, сборов (пошлин), определенные таковыми законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, на которых в соответствии с ТмК, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по исполнению налогового обязательства по уплате таможенных платежей.

При установлении субъекта данного преступления необходимо четко определить лицо, которое непосредственно было обязано в соответствии с законом внести таможенные платежи. Иные лица, которые могут быть привлечены к ответственности в качестве солидарных должников, но не являлись первичными плательщиками, привлечению к ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей не подлежат.

Если уклонение от уплаты таможенных платежей совершается должностным лицом юридического лица с использованием его служебных полномочий, то оно дополнительно подлежит ответственности за преступления против интересов службы.

10. Квалифицированный состав преступления предполагает его совершение повторно или группой лиц по предварительному сговору.

11. Уклонение от уплаты таможенных платежей следует отличать от уклонения от уплаты налогов, ответственность за которое предусмотрена ст. 243 УК. В основе отличия лежат виды обязательных платежей (налогов) в бюджет Республики Беларусь.

12. Если лицо признано виновным в совершении контрабанды (ст. 228 УК), то все незаконно перемещаемое имущество конфискуется в доход государства и в этом случае ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей не наступает. Одновременное привлечение к уголовной ответственности за контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей возможны только в том случае, если лицо часть предметов перемещает контрабандным путем, а другую - перемещает законно, но обманом уменьшает размер подлежащих уплате таможенных платежей либо незаконно освобождается от их уплаты.

77. Уголовно-правовая характеристика контрабанды.

Контрабанда в соответствии со ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) представляет собой перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

Объект контрабанды - внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь, общественная безопасность и здоровье населения.

Объективная сторона: перемещение помимо или с сокрытием от таможенного контроля (вне времени, вне места таможенного контроля, вне установленного для такого контроля маршрута), использование поддельных документов или средств идентификации, недекларирование или заведомо недостоверное декларирование предмета контрабанды.

Субъективная сторона: в виде прямого умысла. Умыслом охватывается сознание незаконности перемещения контрабанды через таможенную границу.

Субъект: общий с 16 лет и специальный - должностные лица.

Состав контрабанды образуют также действия, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 228 УК, совершенные по предварительному сговору группой лиц, либо лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностными лицами с использованием служебного положения либо совершенные с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а также действия, предусмотренные ч. 1, 2 и 3 ст. 228 УК, совершенные организованной группой.

Контрабанда считается оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения предметов контрабанды через таможенную границу. Действия лица, пытавшегося переместить товары и ценности и другие предметы контрабандным путем за пределы Республики Беларусь, следует квалифицировать как покушение на контрабанду.

В ст. 228 УК предусмотрен исчерпывающий перечень предметов контрабанды, который можно разделить на 2 группы:

1) товары и ценности, запрещенные или ограниченные к перемещению, в крупном размере. Перечень товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;

2) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения. Уголовная ответственность за контрабанду предметов, отнесенных ко второй группе, наступает независимо от их количества и стоимости.

Квалифицирующие признаки контрабанды:

- совершена по предварительному сговору группой лиц, т.е. двумя или более лицами, заранее договорившимися о преступлении;

- совершена ранее судимым лицом, т.е. лицом, ранее осужденным за контрабанду, если судимость не погашена или не снята, а также лицом, не осужденным за преступление, но совершившим его, если не истекли сроки привлечения к уголовной ответственности;

- совершена должностными лицами с использованием служебного положения в целях совершения контрабанды;

- совершена с применением насильственных действий, т.е. с причинением тяжких, менее тяжких и легких телесных повреждений, а также нанесением побоев;

- совершена в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ;

- совершена организованной группой, т.е. двумя и более лицами, предварительно объединившимися в устойчивую управляемую группу для совершения преступлений.

 

78. Порядок обжалования судебных постановлений по таможенным делам.

статья 33 порядок судебный такой же как в УПК!

. Пунктом 2 комментируемой статьи определена сфера действия главы 5 ТмК, за пределами правового регулирования которой остается порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых установлен специальный порядок обжалования. В частности, обжалование постановления таможенного органа по делу об административном правонарушении против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения) и принятого по результатам его пересмотра решения осуществляется в соответствии с главой 12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Применение мер уголовной ответственности обжалуется согласно порядку, определенному уголовно-процессуальным законодательством. Порядок обжалования решений о привлечении должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности определен Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2001 N 243 "Об утверждении Дисциплинарного устава должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь".

79. Общая характеристика преступлений в таможенной сфере.

Преступлением признается совершенноевиновно общественно-опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными уголовным Кодексом Республики Беларусь, и запрещенное им под угрозой наказания (ч.1 ст. 11 УК РБ).

К преступлениям, по которым таможенные органы, осуществляют дознание, на основании ст. 37 УПК Республики Беларусь, ст. 7 ТмК ТС и ст. 321 ТмК РБ, относятся дела о:

контрабанде (ст. 228 УК РБ);

(характеристика в вопросе 77).

незаконном экспорте объектов экспортного контроля (ст. 229 УК РБ);

объект: установленный порядок перемещения через таможенную границу и использования объектов экспортного контроля;

объективная сторона: выражается в совершении любого из альтернативных действий, таких как незаконный экспорт объектов экспортного контроля либо незаконная передача в целях экспорта объектов экспортного контроля;

субъективная сторона: вина в форме прямого умысла;

субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК РБ);

непосредственный объект: монопольное право народа Республики Беларусь на обладание историко-культурными ценностями. Такое обладание не отменяет права собственности юридических и физических лиц на эти ценности, однако сами ценности признаются достоянием белорусского народа;

Предметами преступления являются не любые культурные ценности, а только историко-культурные ценности – материальные объекты (материальные историко-культурные ценности) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности), которые имеют выдающиеся духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которые наделены статусом историко-культурной ценности.

Объективную сторону невозвращения на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей образует бездействие – невыполнение обязанности возвратить на территорию республики временно вывезенные историко-культурные ценности. Ответственность за такое бездействие наступает при наличии двух условий: обязанности возвратить (объективное условие) и возможности выполнить эту обязанность (субъективное условие);

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом;

Субъект: общий, ответственность наступает с 16 лет.

об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК РБ) – хар-ка в вопросе 76.

80. Понятие и виды ответственности в таможенном праве.

Правонарушения в сфере таможенного дела влекут различные виды ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, материальную. Встает вопрос: есть ли основания говорить об институте таможенно-правовой ответственности? Полагаем, что, учитывая самостоятельный характер таможенного права как комплексной отрасли, можно говорить и о таком институте, представляющем внутренне взаимосвязанную совокупность юридических норм. Дополнительным аргументом в пользу этого служат утверждения о наличии самостоятельных институтов ответственности в других комплексных правовых отраслях.

Институт таможенно-правовой ответственности включает виды ответственности, предусмотренные нормами различных отраслей права. Эти нормы одновременно входят и в соответствующие блоки таможенного права.

Таким образом, таможенно-правовая ответственность – это сложный комплексный институт, в структуре которого четко выделяются различные, относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные институты. Важнейшими из них являются институты уголовной и административной ответственности, которые в различной степени регламентируются нормами таможенного законодательства.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность в таможенном праве предусмотрена за преступления в сфере таможенного дела. ТмК к преступлениям в сфере таможенного дела относит уголовные дела о контрабанде, незаконном экспорте объектов экспортного контроля, невозвращении на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, об уклонении от уплаты таможенных платежей..

Особенностью таможенно-правового регулирования отношений, связанных с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, является то, что меры наказания за них предусмотрены Уголовным кодексом РБ. Нормы ТмК в соответствующей части являются отсылочными.

Административная ответственность. В Кодексе об административных правонарушениях РБ четко зафиксировано, что предусмотренная им ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности.

В отношении таможенных органов:

Статья 320. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

1. За незаконные решения, неправомерные действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

2. Таможенные органы в соответствии с гражданским и иным законодательством возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) должностных лиц таких таможенных органов при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.

3. Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

81. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).

Характерной особенностью действующего административного законодательства применительно к таможенным органам является то, что их должностные лица уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях не только за совершение нарушений в сфере таможенного дела (административные таможенные правонарушения (глава 14 КоАП), но и за совершение отдельных правонарушений против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (глава 9 КоАП), в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (глава 11 КоАП), в области предпринимательской деятельности (глава 12 КоАП), против порядка налогообложения (глава 13 КоАП), против порядка управления (глава 23 КоАП), против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции (глава 24 КоАП).

Полномочия таможенных органов на составление протоколов об административных правонарушениях и на рассмотрении дел об административных правонарушениях определены ПИКоАП (соответственно пункт 21 части 1, пункты 5 и 8 части 2 статьи 3.30 и статья 3.12 ПИКоАП).

Правом составления протоколов об административных правонарушениях в таможенных органах наделяются должностные лица в соответствии с решением (приказом) таможенного органа.

В соответствии с ПИКоАП таможенные органы наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях по следующим статьям (частям статей) КоАП:

1) статье 9.21 "Нарушение авторских, смежных и патентных прав";

2) статье 11.26 "Незаконное использование деловой репутации конкурента";

3) статье 11.44 "Нарушение установленного срока представления статистической декларации";

4) части 4 статьи 12.17 "Приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запретов органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь";

5) статье 12.23 "Нарушение порядка оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, табачного сырья и табачных изделий";

6) частям 1 - 3 статьи 12.27 "Незаконные ввоз, перевозка, хранение алкогольных напитков и табачных изделий, производство, переработка и хранение этилового спирта и табачного сырья и продажа алкогольных напитков собственного производства";

7) статье 12.29 "Нарушение порядка вывоза товаров из Республики Беларусь";

8) частям 1 и 2 статьи 12.30 "Незаконное обращение нефтяного жидкого топлива в Республике Беларусь";

9) части 9 статьи 13.6 "Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более одной четвертой базовой величины, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица";

10) статье 13.10 "Нарушение порядка и (или) сроков исполнения поручений, решений органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов";

11) статье 13.11 "Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица";

12) статье 14.1 "Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь";

13) статье 14.2 "Недоставка в установленное место, выдача (передача) либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров и (или) документов на них";

14) статье 14.3 "Несоблюдение порядка ввоза в Республику Беларусь товаров, запрещенных и (или) ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь";

15) статье 14.4 "Невывоз с таможенной территории Республики Беларусь товаров, пользование и (или) распоряжение товарами, в отношении которых выдано разрешение на убытие товаров с таможенной территории Республики Беларусь";

16) статье 14.5 "Недекларирование товаров";

17) статье 14.6 "Использование товаров в нарушение требований и (или) условий таможенного режима";

18) статье 14.7 "Использование находящихся под таможенным контролем транспортных средств в нарушение установленного законодательством порядка";

19) статье 14.8 "Нарушение сроков представления таможенной декларации";

20) статье 14.9 "Неуведомление о прибытии товаров на таможенную территорию Республики Беларусь";

21) статье 14.10 "Нарушение таможенной процедуры таможенного транзита";

22) статье 14.11 "Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы";

23) статье 14.12 "Проведение операций с товарами без разрешения таможенного органа";

24) статье 14.13 "Изменение, удаление, уничтожение, повреждение или утрата средств идентификации";

25) статье 14.14 "Нарушение таможенной процедуры временного хранения товаров";

26) статье 14.15 "Нарушение требований к местам хранения товаров, находящихся под таможенным контролем";

27) статье 14.16 "Нарушение требований, предъявляемых к зонам таможенного контроля";

28) статье 14.17 "Нарушение предусмотренного порядка ведения учета товаров либо порядка представления отчетности";

29) статье 14.18 "Непредставление к таможенному оформлению транспортных средств международной перевозки";

30) статье 14.19 "Распоряжение товарами, подлежащими маркировке акцизными марками Республики Беларусь и ввезенными через белорусско-российскую границу, до завершения операций таможенного контроля";

31) статье 23.1 "Неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления об устранении нарушения";

32) статье 23.2 "Воспрепятствование проведению проверки, экспертизы";

33) статье 23.3 "Вмешательство в разрешение дела об административном правонарушении";

34) статье 23.4 "Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий";

35) статье 23.5 "Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий";

36) статье 23.16 "Непредставление документов, отчетов и иных материалов";

37) частям 1 и 2 статьи 23.23 "Нарушение порядка использования иностранной безвозмездной помощи";

38) статье 24.3 "Непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих совершению правонарушений";

39) статье 24.4 "Заведомо ложные объяснение либо заявление";

40) статье 24.5 "Отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей";

41) статье 24.6 "Уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо к судебному исполнителю".

Кроме того, Декретом Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 N 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" (далее - Декрет) должностным лицам таможенных органов Республики Беларусь предоставлено право составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных в подп. 2.7, 2.9, 2.10 п. 2 Декрета (в части нарушения требований, предъявляемых к объемам производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, а также в части импорта в Республику Беларусь, перемещения по ее территории, хранения на ней алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, и (или) без сопроводительных документов установленного образца либо с несоответствующими действительности документами, подтверждающими легальность их импорта, приобретения, производства, торговли этими напитками),

От имени таможенных органов дела об административных правонарушениях рассматривают начальники таможенных органов и их заместители.

82.Стадии производства по делам об административном таможенном правонарушении (АТП).

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из пяти стадий:

1) возбуждение дела об административном правонарушении;

В соответствии со статьей 9.5 ПИКоАП административный процесс считается начатым с момента:

1) составления протокола об административном правонарушении;

2) составления протокола о процессуальном действии;

3) вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;

4) вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 1 и 2 статьи 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

Если административное правонарушение выявлено при проведении проверки (ревизии), то и в этом случае датой начала административного процесса будет считаться дата составления протокола об административном правонарушении либо дата вынесения постановления о наложении административного взыскания, а не дата составления акта проверки (ревизии).

 

2) подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению (расследование дела);

3) рассмотрение дела об административном правонарушении;

4) пересмотр постановления об административном правонарушении;

5) исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

83.Общие правила назначения административного наказания за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил). Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии с  КоАП при наложении административного взыскания суд обязан учесть характер правонарушения, обстоятельства его совершения, личность лица, совершившего правонарушение, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

 

Определяя меру административной ответственности индивидуального предпринимателя, суд, приняв во внимание, что предприниматель впервые привлекается к административной ответственности, имеет на иждивении малолетнего ребенка, чистосердечно раскаялся в совершенном правонарушении, счел возможным ограничиться наложением основного взыскания в виде административного штрафа в размере нижнего предела санкции Указа N 148 (30 базовых величин), не применяя дополнительное взыскание в виде конфискации денежной суммы, полученной предпринимателем от реализации товара, сведения о котором не были внесены в Книгу учета движения товара.

84. Право, порядок, сроки, форма обжалования решения, действия или бездействия таможенных органов и их должностных лиц.

Глава 5

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВИЙ

(БЕЗДЕЙСТВИЯ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

 

Статья 32. Право на обжалование

1. Любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, если полагает, что обжалуемые решения, действия (бездействие) противоречат законодательству и нарушают его права или законные интересы либо незаконно возлагают на него какие-либо обязанности.

Статья 33. Порядок обжалования

1. Решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд.

Подача жалобы на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает права на подачу жалобы в суд.

Статья 34. Порядок и сроки подачи жалобы в таможенный орган

1. Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.

Жалоба на действия (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу это лицо.

2. Жалоба на решение, действия (бездействие) таможенного органа может быть подана как непосредственно в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, так и через таможенный орган, решение, действия (бездействие) которого обжалуются.

Таможенный орган, на решение, действия (бездействие) которого подана жалоба, направляет ее в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь вместе с подтверждающими материалами в течение пяти календарных дней со дня ее поступления в такой таможенный орган.

3. В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, он обязан направить эту жалобу в течение трех рабочих дней в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с настоящей статьей, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу.

4. Жалоба на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана не позднее одного года:

4.1. со дня, когда лицу стало или должно было стать известно о нарушении его прав и (или) законных интересов либо о незаконном возложении на него каких-либо обязанностей;

4.2. со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом решения или совершения таможенным органом или его должностным лицом действий, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами таможенного законодательства.

 

Статья 36. Форма и содержание жалобы, подаваемой в таможенный орган в письменной форме

 

1. Жалоба на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, подаваемая в письменной форме, должна быть подписана физическим лицом, обратившимся с жалобой, либо его представителем в силу полномочия, основанного на законодательстве или акте уполномоченного государственного органа, а при подаче жалобы организацией - представителем организации, уполномоченным в соответствии с законодательством или учредительными документами.

2. Жалоба на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна содержать следующие сведения:

2.1. наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действия (бездействие) которых обжалуются;

2.2. фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;

2.3. изложение сути обжалуемых решения, действий (бездействия).

3. К жалобе на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в этой жалобе. При этом жалоба принимается к рассмотрению, даже если такие документы не представлены лицом, обратившимся с жалобой, либо представлены не в полном объеме.

Если необходимые документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действия (бездействие) которого или действия (бездействие) должностного лица которого обжалуются, а представление таких документов имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы, таможенный орган, рассматривающий жалобу, обязан запросить их у лица, ее подавшего. В этом случае срок рассмотрения жалобы на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на три месяца.

В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы.

85. Понятие и виды таможенных процедур. Общие положения их применения.

С точки зрения структуры таможенного процесса можно выделить:

таможенные процедуры, образующие его самостоятельные элементы (таможенные режимы и специальные таможенные процедуры);

таможенные процедуры, включенные в производство таможенного оформления (например, временное хранение).

В зависимости от цели перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу существуют:

таможенные процедуры, применяемые только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при коммерческом перемещении (таможенные режимы, специальные таможенные процедуры в отношении транспортных средств);

специальные таможенные процедуры, применяемые физическими лицами (ввоз, вывоз, временный ввоз, временный вывоз товаров и транспортных средств для личных нужд);

специальные таможенные процедуры по перемещению товаров отдельными категориями иностранных граждан.

С точки зрения предметов, перемещаемых через таможенную границу для коммерческих целей, можно выделить:

таможенные процедуры, применяемые только к товарам (например, таможенные режимы);

специальные таможенные процедуры, применяемые только к транспортным средствам (временный ввоз, временный вывоз транспортных средств), к запчастям и оборудованию.

В зависимости от вида транспортного средства, применяемого в ходе перемещения, или способа перемещения товаров следует выделить:

специальные таможенные процедуры, применяемые в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях (ввоз, транзит), а также связанные с перемещением товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи;

таможенные процедуры общего характера, применяемые в отношении товаров, перемещаемых традиционными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским, речным, воздушным (т.е. все таможенные режимы, предполагающие использование такого транспорта при коммерческом перемещении товаров).

 

 виды таможенных процедур ТК ТС:

 выпуск для внутреннего потребления;

 экспорт;

Таможенный транзит;

Таможенный склад;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...