Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовое регулирование охраны труда, основные понятия и направления государственной политики в области охраны труда.




 

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в нашей стране. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека государство определило в статье 210 ТК РФ основные направления своей политики в области охраны труда. Подробнее об этом читайте в представленном материале.

Государственный надзор за соблюдением требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией.

Государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в Российской Федерации осуществляют:

- Федеральная служба по труду и занятости (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости") - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

- Федеральная инспекция труда (Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 г. N 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда");

- Государственная экспертиза условий труда;

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации;

- органы прокуратуры.

 Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные представительные органы работников. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Основные направления государственной политики в области охраны труда установлены в статье 210 ТК РФ. Все указанные направления условно можно объединить в три следующие группы.

1. Принципы организации охраны труда. К этой группе относятся:

- обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- установление единых нормативных требований по охране труда для всех производств страны, принятие и реализация законодательства по охране труда, а также федеральных целевых, субъектов Федерации, отраслевых целевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление деятельностью по охране труда, включая федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда;

- профилактика, расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателей;

- установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

2. Принципы экономической государственной политики по охране труда. К ним относятся:

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработка и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками норм по охране труда;

- установление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

- государственное социальное страхование работников, пострадавших от трудового увечья, а также членов их семей;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.

3. Организационные принципы по охране труда. К ним относятся:

- подготовка специалистов в области охраны труда, в том числе в вузах и средних учреждениях профтехобразования;

- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на производстве, обеспечение единой информационной системы охраны труда;

- международное сотрудничество в области охраны труда;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

Основные направления государственной политики в области охраны труда - это законодательное определение проблем, которые надлежит постоянно решать государственным органам власти, органам местного самоуправления в соответствии с их компетенцией и работодателям на соответствующем уровне исходя из конкретной ситуации в этой области, а также путей и методов их решения.

 Функции по выработке государственной политики в сфере условий и охраны труда возложены на Минздравсоцразвития Российской Федерации. В частности Минздравсоцразвития Российской Федерации может вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и проекты других документов, по которым требуется решение Правительства, а также проводить анализ реализации государственной политики в указанной сфере

Одним из механизмов выработки государственной социальной политики является всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Это система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере, в том числе в области условий и охраны труда, для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере.

Мониторинг проводится Минздравсоцразвития Российской Федерации и Росстатом совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.

Результаты мониторинга доводятся до сведения Правительства Российской Федерации и Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и используются ими для разработки мер по улучшению условий и охраны труда.

На Минздравсоцразвития Российской Федерации возложены также функции по формированию банка данных утвержденных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда для использования указанной информации при выработке и реализации государственной политики в области охраны труда и при других обстоятельствах, касающихся улучшения условий и охраны труда. Под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (статья 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В формировании государственной политики в области охраны труда могут принимать участие законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, поскольку они согласно статье 104 Конституции Российской Федерации наделены правом законодательной инициативы и вправе вносить в Государственную Думу соответствующие законопроекты.

Определение направлений государственной политики в области охраны труда осуществляется при участии профессиональных союзов. Это участие выражается в том, что в силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Также, в формировании государственной политики в области охраны может принимать участие Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Она состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации, образующих соответствующие стороны этой Комиссии.

К основным задачам Комиссии, относится: проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда и занятости населения.

Комиссия вправе:

- проводить с федеральными органами государственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;

- разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений;

- принимать по согласованию с Правительством Российской Федерации участие в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...