Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА: Физическое моделирование и описание природных явлений и фундаментальных взаимодействий




 

ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Классические способы описания взаимодействий

2. Трансформация представлений о материи, времени и пространстве.

3. Эволюция представлений вещества и поля.

4. Современные представления о формировании солнечной системы.

5. Модель Большого Взрыва.

6. Атомная и термоядерная энергетика.

7. Современные научные представления о планете Земля.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО доклада:

1. Предмет и методы физики.

2. Динамические и статистические закономерности в природе

3. Физическая модель Земли.

4. Земля и космос: обмен энергией и веществом.

5. Законы сохранения в физике.

6. Качественные особенности энерго- и теплообмена в равновесных и неравновесных термодинамических системах.

7. Проблема "вечных двигателей".

8. Электромагнитные взаимодействия: передача энергии и информации.

9. Квантовая физика и ее практические приложения.

10. Планеты и современные научные представления о Земле.

11. Космические объекты и методы их исследования.

12. Возникновение и эволюция звезд и звездных систем.

13. Макроскопическая квантовая физика и ее практические приложения.

14. Способы и объемы производства и потребления энергии современной цивилизацией.

15. «Стандартная модель» и проблема гравитации.

16. Роль темной материи и темной энергии в динамике вселенной.

       На выбор будет заслушано 3-5 докладов студентов.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Космическая метрология (согласно методическим указаниям).

Контрольные вопросы

1. Для каких расстояний (т. е. до каких космических объектов) рационально использовать а. е.? парсек?

2. Чему равно расстояние до ближайшей к Солнцу звезды – Проксимы Центавра, если ее параллакс составляет 0,75"?

3. Каково соотношение между 1 пс и 1 св. годом?

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основные учебные пособия:

1. Лекционный материал.

2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с.

3. Киттель Ч. и др. Механика / Пер. с англ. М.: Наука, Физматгиз, 1971. С. 344-350, 381- 383.

4. Стражев В. И. К тайнам Вселенной: учеб.-метод. пособие / В.И. Стражев. -Минск: РИВШ, 2006. - 160 с. - (Серия «Концепция современного естествознания»).

Дополнительные учебные пособия:

5. Хоффман, Р. Такой одинаковый и разный мир / Р. Хоффман. М.: Мир, 2001. 294 с.

6. Гинзбург В. А. Как устроена Вселенная и как она развивается во времени. М.: Знание, 1968 (сер. «Физика, астрономия», № 7). С. 28-36.

7. Новиков И. Д. Как взорвалась Вселенная. М.: Наука, 1988. С. 28-34, 169-175.

ЗАНЯТИЕ № 6

по дисциплине «Основы современного естествознания»

 

ТЕМА: Химия в контексте устойчивого развития общества

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Предмет химии как науки. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира.

2. Основные понятия и законы химии.

3. Структурные уровни организации материи, изучаемые в химии: атом, химический элемент, ион, молекула, химическое вещество.

4. Периодический закон и его значение для современной науки.

5. Химические вещества: простые и сложные, органические и неорганические. Смеси.

6. Нефть и природный газ как источники органических веществ.

7. Классификация и основные химические свойства неорганических и органических соединений.

8. Качественный и количественный анализ. Понятие о ПДК.

9. Экспресс-методы анализа, их роль в современной медицине и технологии. Химико-аналитический контроль и диагностика состояния окружающей среды.

10. Скорость реакции. Понятие о химическом равновесии. Катализ и катализаторы.

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО СООБЩЕНИЯ:

1.«Хороший» и «плохой» холестерин: что это такое?

2. Биогенные элементы.

3. Наноматериалы в медицине.

4. Радиоактивные соединения: что о них должен знать каждый.

5. Вода и ее роль на Земле.

6. Пищевые добавки: что скрывается под индексом «Е».

7. Химический состав атмосферы. Смог.

8. Химия и проблемы устойчивого развития.

9. Использование химических процессов в технике.

10. Техника безопасности при обращении с химическими продуктами и веществами в повседневной жизни.

11. Роль химии в решении энергетических проблем.

12. Проблема комплексной переработки минерального сырья (на примере конкрет. месторождения).

13. Химия и здоровье человека.

14. Современные средства бытовой химии.

15. Композиты и их роль в современной технике.

16. Утратила ли актуальность «нитратная проблема»?

17. Химия и музыка: что их объединяет.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Клеточные автоматы (согласно методическим указаниям).

1. Почему для изображения элементов клеточных автоматов не используют правильные пятиугольники, семиугольники и т. д.?

2. Можно ли считать игру «Жизнь», изучаемую в практической работе по моделированию филогенеза, частным случаем клеточного автомата? Ответ обоснуйте.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основные учебные пособия:

1. Лекционный материал.

2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с.

3. Уолфрем С. Программное обеспечение научных исследований // В мире науки. 1984. № 11. С. 98-110.

4.  Курдюмов С. П. и др. Синергетика – новые направления. М.: Знание, 1989 (сер. «Математика, кибернетика», № 11). 48 с.

5. Химия: учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Денисова. - М: ИКЦ «Март», 2003.- 464 с.

6. Мычко Д. И. Химия и возможности устойчивого развития в эпоху глобализации. Мн.: РИВШ, 2006. - 28 с. - (Серия «Концепции современного естествознания»).

 

ЗАНЯТИЕ № 7

по дисциплине «Основы современного естествознания»

 

ТЕМА: Социальное измерение современного естествознания

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Научное знание: аберрации общественного сознания

2. Явление искаженного отражения в общественном сознании

3. Феномен антинауки в современной культуре

4. Популяризация науки и научное просвещение

5. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности

6. Поиск общих механизмов развития природного и социального мира

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО СООБЩЕНИЯ:

1. Понятие о технонауке.

2. Статус средств массовой информации в актуализации научного знания

3. Социокультурная обусловленность естествознания

4. Особенности взаимоотношений человечества и природы

5. Наука и мистицизм. Футуристические прогнозы

6. Ресурсы биосферы и демографические проблемы

7. Человек как единство биологического, социального и духовного

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Симметрия формы объектов(согласно методическим указаниям).

1. Имеется ли взаимосвязь между элементами и операциями симметрии или они независимы друг от друга? Ответ обоснуйте.

2. Как можно заранее установить число всех возможных комбинаций множественной диссимметрии?

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основные учебные пособия:

1. Лекционный материал.

2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - 6-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Высшая школа, 2003. - 488 с.

4. Найсер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии/ Пер. с англ. Вступ. ст. и общ. ред. Б.М. Величковского. - М.: Прогресс, 1981.-230 с.

5. Сухотин А. К. Парадоксы науки. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 240 с.

Дополнительные учебные пособия:

6. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Под ред. С.И. Самыгина. Р/Д: «Феникс», 1997. – 448с.

7. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов.- М.ЮНИКС 21 век; Мир и Образование, 2003. – 592с.

8. Человек и среда его обитания: Хрестоматия / Под ред.Г.В. Лисичкина и Н.Н. Чернова. - М: Мир, 2003. - 460 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...