Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА: Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания




ЗАНЯТИЕ № 1

по дисциплине «Основы современного естествознания»

 

ТЕМА: Введение в современное естествознание. История естествознания.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Естествознание как наука. Цели и задачи естествознания. Аспекты развития естествознания.

2. Основные понятия и определения, научные методы познания, история естествознания и его роль в системе культуры.

3. Общенаучные методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, измерение и т.д.).

4.  Общенаучные методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация, формализация и т.д.).

5. Индукция и дедукция как формально-логические методы познания.

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО СООБЩЕНИЯ:

1. Естественнонаучные знания в Древнем Египте, Месопотамии, Китае и Индии.

2. Естественнонаучные знания и представления о природе в античной Греции.

3. Роль Архимеда в истории естествознания.

4. Аристотель - отец естествознания.

5. Естественнонаучные знания в Древнем Риме.

6. Естествознание в эпоху феодализма (V-XV век.). Господство религиозного мировоззрения. Фома Аквинский.

7. Роджер Бекон и его взгляды на познание мира и роль науки.

8. Особенности естествознания в средневековой России. Проникновение естественнонаучных знаний из стран Европы и Востока.

9. Первые русские путешественники. Открытие и изучение Сибири и Севера.

10. Естествознание в эпоху. Возрождения. Николай Коперник и его взгляды на мир.

11. Эпоха Возрождения в Италии. Леонардо да Винчи, Галилео Галилей.

12. Испано-португальские мореплаватели и крупнейшие географические открытия.

13. Френсис Бекон - мыслитель нового времени.

14. Рене Декарт -архитектор интеллектуальной революции XVIII в.

15. Французские естествоиспытатели XVIII в (Вольтер, Руссо, Бюффон).

16. Вклад открытий И. Ньютона в естествознание.

17. Естествознание в России XVIII в. М.В. Ломоносов и его роль в развитии науки.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Применение математики в социометрии (согласно методическим указаниям).

1. Чему должны быть равны суммы по строкам социометрической таблицы?

2.  Чему равна сумма значений всех трех социометрических индексов?

3. Как можно интерпретировать заметные различия в индексе нейтральности у исследуемых групп?

4. Можно ли ожидать изменения результатов социометрии по мере обучения студентов в вузе (например, при переходе группы с курса на курс)?

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основные учебные пособия:

1. Лекционный материал.

2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с.

3. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой, − М.: МГУ, 1972. − С. 143-173.

Дополнительные учебные пособия:

1. Методы социальной психологии/ Под ред. Е. С. Кузьмина. − Л.: ЛГУ, 1977. − С. 61-132.

2. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов.- М.ЮНИКС 21 век; Мир и Образование, 2003.- 592с.

ЗАНЯТИЕ № 2

 

по дисциплине «Основы современного естествознания»

 

ТЕМА: Наука как форма знания. Научно-техническая революция.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Основные понятия и определения науки. Характерные черты науки: универсальность, фрагментарность, обезличенность, систематичность и т.д.

2. Понятия «научная программа», «научная картина мира» и «научная парадигма».

3. Функции науки: отрасль культуры, способ познания мира, институт.

4. Классификация естественных наук. Противоречия современной науки.

5. Определение научно-технической революции (HTP). Характерные черты HTP.

6. Взаимосвязь естествознания с HTP. Значение науки в эпоху НТР.

7. Связь науки и техники в современном мире. Воздействие НТР на мировоззрение людей.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО СООБЩЕНИЯ:

1. Роль письменности в распространении и сохранении научных знаний.

2. Научные знания, как условия общественного прогресса.

3. Роль естествознания в формировании научного мировоззрения.

4. Естествознание - совокупность наук о природе.

5. Первые европейские университеты как просветительские и научные центры.

6. Факторы, определяющие развитие науки.

7. Возможность истинного познания действительности в трудах мыслителей древней Греции.

8. Натурфилософия И.Канта.

9. Основные открытия в естествознании XVIII - первой половины XIX вв.

10. Естествознание в первой половине XIX в. Естественнонаучные взгляды В.Гете, Ж.-Б.Ламарка, А.Гумбольдта.

11. Естествознание во второй половине XIX в. Естествоиспытатели -предшественники Ч.Дарвина.

12. Основные положения теории эволюции Ч.Дарвина. Доказательства и движущие силы эволюции.

13. Борьба за существование, естественный и искусственный отбор по Ч.Дарвину.

14. Микробиологические исследования и открытия во второй половине XIX в. (Р.Кох, Л. Пастер, Д.И.Ивановский).

15. Основные открытия второй половины XIX в. в области физики, химии, геологии географии.

16. Естествознание XX в. Новые методы и средства исследования.

17. Взаимодействие, дифференциация и интеграция наук. Возникновение новых направлений в естествознании XX в.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Искажение восприятия действительности (согласно методическим указаниям).

1. В чем заключается аллегория «Театр теней»?

2. Какие оптические искажения глаза, кроме рассмотренных, возможны и как они корректируются?

3. Почему «книга» и «куб» названы «колеблющимися»?

4. Пользуясь литературой из списка, придумайте новые иллюзии в соответствии с изложенными принципами (задание на дом).

ЛИТЕРАТУРА:

Основные учебные пособия:

1. Лекционный материал.

2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с.

3. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1989. С. 165-179.

Дополнительные учебные пособия:

4. Воронин Л. Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М.: Просвещение, 1977. С. 136-146.

 

ЗАНЯТИЕ № 3

 

по дисциплине «Основы современного естествознания»

ТЕМА: Человек, как предмет естественнонаучного познания. Биоэтика и поведение человека.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

  1. Теософские воззрения на эволюцию Мироздания и Человека. «Тайная доктрина» Е.П. Блаватской и представления о космоантропогенезе розенкрейцеров.
  2. Учение о Богочеловечестве философа В.С. Соловьева, естествоиспытателя и богослова П.С. Флоренского.
  3. Экзегетика «Священного писания» по вопросам происхождения жизни и человека.
  4. Археологический и генетический аспекты в анализе происхождения человека.
  5. Эволюция человека в трудах П. Тейяр де Шардена.
  6. Понятие социоантропогенеза: загадки и парадоксы.
  7. Понятие биоэтики. «Благоговение перед жизнью» А. Швейцера и современные проблемы эвтаназии.
  8. Биокибернетика, искусственная жизнь. Противоречие между стремлением выявить и формализовать логические инварианты жизни.

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО доклада:

1. Воздействие гормоноподобных веществ на животных и человека.

2. Биологические ритмы и их характеристика.

3. Хронобиология и хрономедицина. Десинхроноз.

4. Проблема биологического и социального в человеке.

5. Значение знаний о природе в жизни человека и общества.

6. Особенности мировосприятия и миропонимания в период становления человечества.

7. Борьба за существование, естественный и искусственный отбор по Ч.Дарвину.

8. Эволюционная палеонтология (палеонтологические ряды, В.О.Ковалевский), эволюционная эмбриология (А.О.Ковалевский, И.И. Мечников) и родословное древо (Э.Геккель).

На выбор будет заслушано 3-5 докладов студентов.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Ритмическая организация материи. Биологические ритмы (согласно методическим указаниям).

Контрольные вопросы

1. Могут ли биоритмы изменяться в зависимости от времени суток или в разное время года?

2. Следует ли ожидать изменения результатов, полученных в работе, если студенту сообщать данные после каждого измерения?

ЛИТЕРАТУРА:

Основные учебные пособия:

1. Лекционный материал.

2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с.

3. Г. Н. Утесов «Биоритмы на каждый день», М. – 1997. – 269 с.

Дополнительные учебные пособия:

4. Циклические процессы в природе и обществе. Ставрополь: Изд-во Ставропольского ун-та, 1993. С. 195–263.

5. Ягодинский В. Н. Ритм, ритм, ритм. М.: Знание, 1985. С. 73-101.

6. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов.- М.ЮНИКС 21 век; Мир и Образование, 2003.- 592с.

7. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов.- М. «Владос», 2002. - 512с.

8. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 1998.-383с.

9. Дубнищева Т. Концепции современного естествознания. М.: Академия, 2003. -608с.

10. Карпенков С. X. Концепции современного естествознания». М., «Высшая школа», 2000. - 334с.

 

ЗАНЯТИЕ № 4

 

по дисциплине «Основы современного естествознания»

ТЕМА: Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ АУДИТОРНОГО КОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

  1. Отличие живого от неживого.
  2. Концепции возникновения жизни на Земле.
  3. Значение клетки и воспроизводство жизни.
  4. Генетика – особенности строения организмов на современном этапе. Генетика и эволюция.

5. Структурные уровни живой природы.

6. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТИВНОГО доклада:

1. Структурные уровни организации материи в мегамире.

2. Теории происхождения жизни.

3. Развитие жизни на Земле (начальный этап).

4. Сущность живого, его основные признаки.

5. Концепция А. И. Опарина и ее роль в решении проблемы происхождения жизни.

6. Роль молекулы ДНК в передаче наследственности. Структура и функции генов. Значение генетики для практики.

7. Полицентрическая концепция жизни.

8. Микробиологические исследования и открытия во второй половине XIX в. (Р.Кох, Л. Пастер, Д.И.Ивановский).

       На выбор будет заслушано 3-5 докладов студентов.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Имитационное моделирование филогенеза(согласно методическим указаниям).

Контрольные вопросы

1. Какие примеры эволюции биологических видов можно привести в качестве аналогий для основных исходов клеточных конфигураций?

2. Возможна ли игровая ситуация, когда исходная целостная конфигурация клеток в процессе эволюции разделится на разрозненные фрагменты, каждый из которых будет развиваться самостоятельно?

3. Придумайте модификацию игры, в которой бы реализовывалось участие в эволюции мутаций (задание на дом).

ЛИТЕРАТУРА:

Основные учебные пособия:

1. Лекционный материал.

2. Основы современного естествознания: курс лекций / авт.-сост. М.В. Шилина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 229 с.

3. Эткинс П.У. Порядок и беспорядок в природе. М.: Мир, 1987. – 223с.

4. Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М.: Наука, Физматгиз, 1979.- С.52-56.

Дополнительные учебные пособия:

5. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Под ред. С.И. Самыгина. Р/Д: «Феникс», 1997. – 448с.

6. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИКС 21 век, – 2003. – 592с.

7. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов.- М. «Владос», 2002. – 512с.

 

ЗАНЯТИЕ № 5

 

по дисциплине «Основы современного естествознания»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...