Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определите, какие способы аргументации использует оратор в следующих ситуациях.




Темы 9-10.

Публицистический стиль речи.

Особенности публицистического стиля речи.

Публичная речь. Законы построения публичного выступления

Задание 1. Проверьте степень усвоения теоретического материала.

Сфера применения:_ Публицистический стиль – функциональный стиль, обслуживающий сферу

Политико-идеологических общественных отношений ____________________________________________

2. Форма речи, в которой он реализуется:_писменная и устная_

Функции:__ информация (в кратчайший срок сообщить о свежих новостях) и воздействие (формирование мировоззрения читателя и общественного мнения).

3. _________________________

4. ____________________________________________________

Основные стилеобразующие черты: точность, логичность, официальность, стандартизованность, а при воздействии – оценочность, страстность, призывность, эмоциональность.

5.

6. Если задача информативная: _ информация в этой сфере общественных отношений адресуется не узкому кругу специалистов (как, например, в сфере науки), а широким массам, всем носителям языка;

7. здесь необходима быстрота передачи информации, что не является необходимым, например, в официально-деловом стиле (публицистика, как правило, посвящена «злобе дня»).

____________________________________

_________________________________________________________________

Если задача воздействующая:______________________________________

_________________________________________________________________

8. Лексические особенности:__ использование лексики самой разнообразной –общеупотребительной, книжной, разговорной (от эмоционально окрашенных слов до высокой и торжественной лексики и фразеологии), образное использование терминов, речевых клише;

9. ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Грамматические особенности:__ употребление отвлеченных и обобщенных существительных, глаголов чаще в форме настоящего времени;

11. использование прямой речи, монологической и диалогической речи, риторических вопросов, обращений, вводных и вставных конструкций, необычного порядка слов.

12. ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Задание 2. Какие из данных слов и словосочетаний могут употребляться в публицистическом стиле речи? Почему? Существует ли в толковых словарях русского языка помета (публ.)?__________________________________________________________

_________все слова_________________________________________________________

Приватизация, прихватизация,отчизна, патриот, выборы, власть, органы, болтовня, эпидемия, коллегия, стройка, падение доллара, служение искусству, гастарбайтеры, мигранты, инаугурация, президент, рейдеры, толкучка, беспредел, толерантность, государство, право, строгач, избиратель.

Задание 3. Вспомните, что представляют собой речевые клише и приведите примеры, встречающиеся в публицистическом стиле речи.

    Образец: ветви российской власти, четвертая власть, силовые ведомства,___рука кремля, чеченский след, власть предержащие________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Проанализируйте данный текст публицистического стиля речи. Отметьте его лексические особенности.

Определенную роль в успехе или неуспехе любого саммита играют симпатии или антипатии «первых лиц». Во время встречи Рейгана и Горбачева в Женеве, а затем в Рейкъявике им удалось поговорить по душам. Видимо, для твердокаменного антикоммуниста Рейгана встреча с молодым, говорящим свободно по существу советским лидером была своего рода культурным шоком. После этого на Западе началось массовое увлечение Россией и «горбомания».

__иностранные слова, речевые клише, разговорные слова, оценочная лексика, неологизмы_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Найдите предложение, в котором допущена речевая ошибка.    Исправьте ее.

1. Любая беседа представляет обмен мыслями и не предназначена для демонстрации собственного остроумия или красноречия.

2. Очень важно помнить простое правило: ошибки совершает не тот, кто мало говорит, а тот, кто много болтает.

3.  Есть люди, стремящиеся любой разговор превратить в спор, которые  (перебивающие и дополняющие) перебивают и дополняют каждую произнесенную вами фразу.

4.  Есть такие собеседники, которые, несмотря на то, что в разговоре могут участвовать более двух человек, обращаются к кому-то одному, при этом у остальных возникает чувство, что они здесь лишние.

5.  Есть любители сбиваться в разговоре на менторский тон, вызывая при этом смертельную скуку.

Задание 6. Укажите, какие ошибки вы обнаружили в данных предложениях. Назовите причину ошибок.

1. За долгие года конфронтации мы привыкли считать, что каждая инициатива ихнего (их) Белого дома имеет целью ослабить наши позиции.__просторечие_____________________________________________________

2. Все участники конкурса обладали одинаковыми потенциальными возможностями._(потенциалом) плеоназм_______________________________________________

3. В последние годы в средствах массовой информации выпячивается вопрос о проведении референдума._(выдвигается) лексическая несовместимость________________________________

4. Ей вручили награду за большой вклад в дело милосердия._(за развитие благотворительности) не то слово___________________________________________________

5. В газете было опубликовано информационное сообщение о визите делегации в Китай._(информация) плеоназм_____________________________________________

6. Ряд депутатов участвовали (участвовал) в работе комиссии по контролю за расходованием бюджетных средств._неверное согласование_____________________________

7. Неожиданный сюрприз преподнесла земледельцам природа.__плеоназм (просто: сюрприз)_____________________________________________________

Задание 7. Определите, какие из данных приемов для удержания внимания (сопереживание, апелляция к известным событиям или личностям, из личного опыта, обращение к аудитории) используются, если выступление начинается с фраз:

1. Позвольте мне начать выступление с хорошо известного Вам анекдота…

__ апелляция к известным событиям ________________________________________________________________

2. Меня, как и Вас, возмущает бездействие наших властей…_(сопереживание ______________________________________________________

3. Господа присяжные! Вы внимательно выслушали и сторону обвинения, и сторону защиты…_ обращение к аудитории ______________________________________________

4. Давайте вспомним с Вами, как проходило трудовое собрание коллектива в прошлом году… апелляция к известным событиям ________________________________________________

5. В связи с сегодняшней темой мне вспоминается случай, который произошел со мной лет пять назад… из личного опыта ________________________________

6. Сколько еще мы с Вами будем терпеть такую несправедливость?!__ обращение к аудитории _____________________________________________

7. Господа предприниматели! Давайте вспомним с Вами слово «меценат» и не будем путать его со словом «спонсор».___ обращение к аудитории ________________________

8. Как говорил поэт, «любви все возрасты покорны»._ апелляция к известным событиям или личностям,______________________________________________________

Задание 8. Переделайте данный текст официально-делового стиля речи в публицистический текст. Используйте разные способы начала текста.

    В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе, мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 9. Для оратора очень важным качеством является умение аргументировать. Существуют следующие способы аргументации.

Ø Нисходящая и восходящая аргументация (различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления).

Ø Односторонняя и двусторонняя аргументация (при двусторонней аргументации, излагая противоположные точки зрения, слушателю дают возможность сопоставить, выбрать одну из них).

Ø Опровергающая и поддерживающая аргументация (при поддерживающей оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует).

Ø Дедуктивная и индуктивнаяаргументация (при дедуктивной сначала выдвигается тезис, а потом он поясняется аргументами).

 

Определите, какие способы аргументации использует оратор в следующих ситуациях.

ü Оратор вначале привел примеры, а потом сформулировал выводы.

___индуктивная ________________________________________________________

ü Оратор самые убедительные доводы оставил на конец сообщения.___восходящая аргументация ____________________________________________

ü Оратор вначале выдвинул тезис, а потом подкрепил их аргументами._Дедуктивная ____________________________________________

ü Оратор, анализируя проблемный вопрос, излагает существующие точки зрения, давая слушателям возможность сопоставить их, выбрать одну из них. __двусторонняя аргументация ____________________________________

ü Оратор, настаивая на своей точке зрения, выдвигает контраргументы.__Односторонняя ________________________________________

Задание 10.  Прочитайте текст.

    Значительное число жестов у разных народов совпадает или понятно для других народов. Но на этом фоне особенно заметны различия невербальных систем.

Например, жест о кей (отлично), возникший в США в начале Х1Х в. и распространившийся в настоящее время во всех англоязычных странах, в Европе и Азии, во Франции, к примеру, означает «ноль, ничего», в Японии – «деньги», в некоторых странах Средиземноморья – гомосексуализм мужчины.

Жест «большой палец вверх» в США, Англии, Австралии и Новой Зеландии имеет три значения: просьбу подвести, «все в порядке» и нецензурное значение; в Греции этот жест означает «заткнись», у итальянцев и немцев – это цифра 1 (у итальянцев 2 обозначается указательным пальцем, у немцев и англичан – указательным и большим пальцем).

Придуманный У.Черчиллем жест «победа» (вверх поднимаются средний и указательный пальцы) в Англии и Австралии выполняется только ладонью наружу, иначе он приобретает оскорбительный смысл, а у русских он означает цифру 2 и может выполняться ладонью, повернутой к себе.

Демонстрация мизинца у американцев означает «плохо», у японцев – «любовница» и т.д. У японцев есть любопытный жест – из кулака выставляется одновременно мизинец и большой палец: «они – парочка».

(из учебника И.А.Стернина «Практическая риторика»)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 258.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...