Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обеспечение информации о результатах.




МІНІСТЕРСТВО УКРАЇНИ У СПРАВАХ СІМ’Ї, МОМЛОДІ ТА СПОРТУ

ДОНЕЦЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ ІНСТИТУТ ЗДОРОВ’Я, ФІЗИЧНОГО ВИХОВАННЯ І СПОРТУ

КАФЕДРА ФІЗІОЛОГІЇ, ФІЗИЧНОЇ ТА ПСИХОЛОГІЧНОЇ РЕАБІЛІТАЦІЇ

ПЛАН-ПРОСПЕКТ ЛЕКЦІЇ

ТЕМА: ЗВОРОТНИЙ ЗВ'ЯЗОК, ПІДКРІПЛЕННЯ І ВНУТРІШНЯ МОТИВАЦІЯ

Для студентів ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Затверджено на засіданні кафедри

Пр.№_______ від «_____» _____________200__ р.

Завідувач кафедри___________________________

(підпис, І,І.П.Б.)


ТЕМА: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, ПОДКРЕПЛЕНИЕ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ

 


План лекции

1. Понимание подкрепления

2. Принципы подкрепления

3. Положительные и отрицательные подходы к воздействию на поведение

4. Недостатки наказания

5. Положительное подкрепление

6. Отрицательное подкрепление

 

Литература

1. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 112 с. – (Наука – спорту)

2. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с, ил.

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 288 с.

4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.: ил.

5. Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Издательство «Олимпийская литература» Национального университета физического воспитания и спорта Украины, 2001. – 336 с.

6. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М.: Физкультура и спорт, 1983. 112 с., ил.

 

Понимание подкрепления

Людям необходима обратная связь. Занимающемуся необходимо подбадривающее похлопывание по плечу, слова одобрения, видеокамера, запечатлевающая его умелые действия. Чтобы создать среду, способствующую росту мастерства спортсменов, специалисты используют различные методы мотивации, основанные на принципах подкрепления. Подкрепление представляет собой использование поощрений и наказаний для увеличения или снижения вероятности возникновения подобной реакции в будущем.

Принципы подкрепления

Поведение подкрепления основано на двух основных принципах.

1. Если выполнение чего-либо приводит к хорошим последствиям (положительное подкрепление), люди, как правило, стараются повторить данное поведение для получения дополнительных положительных результатов.

2. Если выполнение чего-либо приводит к неприятным последствиям (отрицательное подкрепление), люди, как правило, стараются не повторять данного поведения с тем, чтобы избежать более отрицательных последствий.

Принципы подкрепления более сложные, чем может показаться. Очень часто один и тот же подкрепляющий фактор по-разному влияет на разных людей. Например, замечания в свой адрес один спортсмен может расценить как наказание, тогда как другой – как его признание.

Трудность заключается также в том, что люди не всегда могут повторить подкреплённое поведение.

Также необходимо читывать все возможные виды подкреплений, а также знать, как каждый занимающийся их оценивает.

3.    Положительные и отрицательные подходы к воздействию на поведение

Существуют положительные и отрицательные способы обучения и тренировки. Положительный подход, основанный на поощрении за соответствующее поведение, повышает вероятность возникновения желательных реакций в будущем. С другой стороны, отрицательный подход, основанный на наказании нежелательного поведения, должен привести к снижению вероятности его повторения в будущем. Положительный подход предназначен для подкрепления желательного поведения вследствие мотивации занимающихся на его повторение и поощрения в случае повторения такого поведения. Отрицательный подход направлен на искоренение нежелательного поведения посредством наказания и критики. Следовательно, основной мотивацией здесь является страх.

Большинство тренеров используют оба подхода в процессе мотивации и обучения спортсменов различным навыкам и приёмам. Некоторые тренеры всё же отдают преимущество отрицательному подходу, в основе которого лежит наказание.

Несомненно, что наказание позволяет контролировать и изменять поведение и поэтому имеет сторонников среди тренеров и преподавателей, использующих отрицательный подход в своей деятельности. Некоторые тренеры считают, что, наказывая спортсменов за ошибки: если они будут бояться совершить ошибку, они будут больше стараться её не совершить. Начинающие тренеры, как правило, стараются подражать своим коллегам (особенно если этих тренеров считают успешно работающими). Однако успешно работающие тренеры, использующие отрицательный подход, как правило, являются мастерами в области стратегии, обучения и технического анализа. Именно это часто является главными атрибутами их успешной деятельности, а не отрицательный подход, который они используют.

Недостатки наказания

Критика может способствовать устранению нежелательного поведения, однако имеются серьёзные недостатки, подрывающие эффективность использования наказания для искоренения отрицательного поведения.

Наказание обычно «срабатывает» в результате усиления боязни неудачи. Спортсмен, который боится неудачи, не подвергается мотивации и не наслаждается результатами победы; он скорее старается избежать агонии поражения.

Боязнь неудачи, как правило, приводит к снижению уровня физической деятельности. Спортсмен концентрирует всё своё внимание на последствиях неудачного выступления и совершения ошибок, а не на том, что необходимо сделать, чтобы добиться успеха.

Наказание может подкрепить нежелательное поведение в результате привлечения внимания к нему. В некоторых случаях только критические замечания могут привлечь внимание учащегося. Выделение учащегося, мешающего работе класса, привлекает к нему внимание. Тем самым наказание усиливает поведение, которое преподаватель хотел искоренить.

Ещё одна проблема с использованием наказания состоит в том, что оно создаёт неприятную среду обучения. Отрицательное подкрепление может вызвать враждебные отношения между тренером и спортсменами. Со временем спортсмены и учащиеся могут утратить мотивацию вследствие постоянных критических замечаний в свой адрес. Более того, нежелательное поведение может быть не устранено, а лишь подавлено до тех пор, пока существует угроза наказания.

Положительное подкрепление

Выбор эффективных подкрепляющих факторов. Вознаграждение должно отвечать потребностям тех, кто его получает. Чтобы выбрать адекватное вознаграждение, необходимо знать вкусы людей, с которыми вы работаете (анкета).

Выбор времени и частоты подкреплений. Эффективность вознаграждения во многом зависит от правильного выбора времени и частоты подкрепления. На начальных этапах тренировки или развития умений желательные реакции следует подкреплять часто, почти непрерывно – после каждой правильной реакции. После овладения определённым навыком или усвоения поведения частоту поощрений следует сократить, то есть использовать прерывистый метод поощрения.

Чем раньше после реакции обеспечено подкрепление, тем сильнее его воздействие. Особенно важно подкрепление в период, когда спортсмен усваивает новые навыки и когда легко утратить уверенность при неправильном выполнении элемента.

Выбор поведения для поощрения. Вы должны определить наиболее важное поведение, которое следует поощрять (постепенный прогресс, правильное выполнение, усилий, ведение честной игры).

Обеспечение информации о результатах.

Обеспечение реальной обратной связи. Обратная связь должна быть реальной и соответствовать определённому поведению. Независимо от того, используется ли критика или похвала, обратная связь должна соответствовать определённому поведению.

Отрицательное подкрепление

Положительное подкрепление должно быть доминирующим методом изменения поведения; по мнению учёных, 80 – 90% подкреплений должны быть положительными. Несмотря на то, что наказание характеризуется возможными побочными явлениями, особенно если их применять слишком часто, иногда его просто необходимо использовать, чтобы искоренить нежелательное поведение.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 149.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...