Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Авторское право и смежные права




 

Благодаря заключению международных конвенций был устра­нен территориальный характер авторского права.

Первой такой конвенцией стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, участниками которой был образован так называемый Бернский союз.

Административные функции Бернского союза выпол­няет ВОИС. В Конвенции участвует большое число стран (более 150 государств, включая США с 1989 г., Китай - с 1992 г.). Для РФ Бернская конвенция в редакции 1971 г. действует с 13 марта 1995 г.

Бернская конвен­ция содержит, в отличие от Всемирной конвенции, значительное число материально-правовых норм, она представляет собой более вы­сокий «международный стандарт» охраны авторских прав.

Россий­ский Гражданский кодекс отвечает этому стандарту. В нем существенно рас­ширен объем авторских прав. В соответствии с Конвенцией сокращен по сравнению с предшествующим законодательством перечень случа­ев возможного использования произведений без согласия автора, срок действия прав автора установлен в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

1. Авторы - граждане стран - участниц Бернского союза пользуют­ся охраной своих авторских прав.

2. Такая же охрана предоставляется авторам - гражданам госу­дарств, не участвующих в Конвенции, в отношении произведений, опубликованных ими впервые в одной из стран Бернского союза или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза. Берн­ская конвенция во главу угла ставит территориальный признак - страну происхождения произведения или, точнее, страну первого опубликования произведения.

Приведем примеры.

Тексты музыкальных произведений известных советских композиторов Шос­таковича, Прокофьева. Хачатуряна и других в ряде случаев были впервые опублико­ваны в Англии или Германии в период, когда СССР не участвовал в Бернской конвенции, а Англия и Германия участвовали. Эти произведения подпадают под охрану, предусмотренную Бернской конвенцией.

По Конвенции в редакции 1971 г. охрана предоставляется гражда­нам стран Бернского союза и в тех случаях, когда их произведение было впервые опубликовано вне территории стран Союза.

3. В отношении неопубликованных произведений охрана предостав­ляется авторам - гражданам стран Союза.

В Бернской конвенции установлены подробные правила в отноше­нии содержания авторских прав.

Объем прав в основном определяет­ся по закону страны, где предъявляется требование об охране. Субъек­ту охраны предоставляется национальный режим, т.е. те же права, ко­торые предоставляются соответствующими законами гражданам данной страны.

Что касается прав автора, установленных в самой Бернской кон­венции:

- исключительное право автора на перевод своих литературных и художественных произведений;

- вос­произведение экземпляров произведения;

- публичное исполнение дра­матических и музыкальных произведений;

- передача своих произведе­ний на радио и телевидению, публичное их чтение, переделку, запись музыкальных произведении механическим способом и ряд других прав.

Под объектами авторских прав обычно понимаются произведения науки, литературы и искусства. В Бернской конвенции применяется понятие «литературные и художественные произведения». Этот тер­мин, согласно Конвенции, охватывает все произведения в области ли­тературы, науки и искусства, каким бы способом, и в какой бы форме они не были выражены, как-то:

- книги;

- брошюры и другие письменные произведения;

- лекции;

- обращения;

- проповеди и другие подобного рода произведения;

- драматические, музыкально - драматические произ­ведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные сочинения с текстом или без текста;

- кинематографические произведе­ния;

- рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, графики и литографии;

- фотографические произведения;

- произведения прикладного искусства;

- иллюстрации, карты, планы, эскизы.

Этот перечень не является замкнутым или исчерпывающим. По мере развития науки и техники круг объектов охраны расширяется.

Срок охраны авторского права, по Бернской конвенции, составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Это в принципе минимальный срок, так как если по закону страны - участницы Союза, в которой предъявляется требование об охране, срок является более продолжительным, то применяется установленный в этой стра­не срок, однако он не может быть более продолжительным, чем срок действия авторского права, который установлен в стране, где произве­дение было впервые опубликовано.

Вторым основным многосторонним международным соглашени­ем является Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве. Она была разработана под эгидой ЮНЕСКО и подписана на конфе­ренции в Женеве в 1952 г. В Конвенции участвует 97 государств, при­чем ряд государств (в частности, страны Американского континента) не участвует в Бернской конвенции. Для СССР (РФ) Конвенция в первоначальной редакции действует с 27 мая 1973 г., в редакции 1971 г. - с 13 марта 1995 г.

Всемирная конвенция, как и Бернская, исходит из принципа наци­онального режима, но, в отличие от нее, этот принцип играет здесь большую роль, поскольку Всемирная конвенция содержит немного материально-правовых норм, отсылая к внутреннему законодательст­ву.

Тем самым присоединение к Всемирной конвенции в меньшей сте­пени требует внесения изменений во внутреннее законодательство.

По своему содержанию она носит более универсальный характер, что делает возможным участие в ней стран с различным законодательст­вом в области авторского права. Во Всемирной конвенции более ши­роко представлены государства с различными системами авторского права, хотя большинство участников Бернской и Всемирной конвен­ций совпадает.

Основное правило Всемирной конвенции (правило о националь­ном режиме) содержится в ст. II. Эта статья ( в ред. 1971 г.) гласит:

«Выпущенные в свет произведения граждан любого Договарива­ющегося Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории, так же как и охраной, специально предоставленной настоящей Конвенцией». И далее: «Для целей настоящей Конвенции любое Договаривающееся Го­сударство может в порядке своего внутреннего законодательства при­равнять к своим гражданам любых лиц, домицилированных на терри­тории этого Государства».

Таким образом, Всемирная конвенция предусматривает охрану прав на опубликованные произведения для граждан государств, участ­вующих в ней, даже и в том случае, если произведение впервые было опубликовано на территории государства, не участвующего в ней.

В Конвенции указывается, что государства - ее участники обяза­ны принять все меры, необходимые для обеспечения «достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других обладателей автор­ских прав».

В ней не раскрывается содержание авторских прав и нет исчерпывающего, замкнутого перечня охраняемых произведений. В ст. I содержится лишь примерный перечень литературных, научных и художественных произведений, в который входят «произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры».

Существенной особенностью Всемирной конвенции являлось то, что в ней первоначально специально регулировалось только одно пра­вомочие автора - право на перевод.

В то же время, согласно Всемирной конвенции, ни одно государст­во-участник не обязано обеспечивать охрану произведению в течение срока, более продолжительного, чем срок, установленный для произ­ведения данной категории законом государства, в котором произведе­ние было впервые выпущено в свет, но он не может быть короче пе­риода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти.

Всемирная конвенция имеет еще одну особенность. В ней преду­сматривается необходимость соблюдения определенных формальнос­тей в отношении охраняемых произведений (помещение на произве­дениях знака авторского права, состоящего из специального симво­ла ©, указания обладателя авторского права и года первого выпуска в свет).

Эта особенность вызвана тем, что в США и в некоторых других странах Американского континента требуется выполнение различных формальностей (регистрация, депонирование произведений) как обя­зательное условие предоставления охраны, которые заменяются для произведений, охраняемых конвенцией, помещением знака авторско­го права.

Одно из различий между Всемирной конвенцией и Бернской кон­венцией состоит в том, что Всемирная конвенция не имеет обратной силы, а Бернская - имеет.

Наряду с охраной авторских прав большое значение в современ­ных условиях приобрела охрана так называемых смежных прав, под которыми понимаются права исполнителей, производителей фоно­грамм, организаций эфирного и кабельного вещания.

Согласно части 4 ГК РФ, смежные права иностранных физических и юридических лиц при­знаются на территории РФ в соответствии с ее международными договорами.

Основным международным договором в этой об­ласти, в котором с 13 марта 1995 г. участвует РФ, является Женев­ская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм 1971 г.В ней участву­ют 64 государства.

Согласно ст. 2 Конвенции, иностранным фонограммам на территории РФ обеспечивается охра­на от воспроизведения и импорта копий фонограмм. Конвенция не распространяется на иностранные фонограммы, записанные до 13 марта 1995 г.

Наряду с Женевской конвенцией об охране производителей фоно­грамм 1971 г. действует еще Римская конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания 1961 г. Российская Федерация участником этой Конвенции еще не является.

Участие в этой Конвенции предусмотрено Соглаше­нием ТРИПС, оно станет необходимым, когда Россия будет участни­ком ВТО. В Римской конвенции участвуют 67 государств.

Права исполнителей - иностранных граждан в тех случаях, когда исполнение имело место в России, охраняются в соответствии с рос­сийским законодательством. Таким же образом обеспечивается охра­на фонограмм, впервые опубликованных на территории РФ.

Что же касается охраны и использования произведений отечест­венных авторов за границей, то следует иметь в виду, что в подавляю­щем большинстве государств авторские права иностранных граждан признаются лишь при участии этих государств в международных со­глашениях или на началах взаимности. В странах - участницах Все­мирной конвенции об авторском праве охрана предоставляется произ­ведениям российских авторов, опубликованным впервые в нашей стране после 27 мая 1973 г.

Особую актуальность в последние годы приобрели вопросы ав­торского права, связанные с созданием новых технологий, прежде всего Интернета. Интернет не только создал неограниченные возможности передачи текста, звука и видеозаписи, но и привел к опасным для ав­торов и иных правообладателей, независимо от места их нахождения, возможностям нарушения их прав.

Попытка решить некоторые вопросы использования цифровых технологий была сделана в договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г., договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г., а также в директивах, принятых в рамках ЕС в области авторского права и смежных прав.

Охрана компьютерных программ как литера­турных произведений в смысле ст. 2 Бернской конвенции была рас­пространена на программы независимо от способа или формы их вы­ражения. Установлены правила, касающиеся компиляции данных (базы данных) и права на коммерческий прокат компьютерных про­грамм, кинематографических произведений; произведений, вопло­щенных в фонограммах.

В феврале 2001 г. после длительного согласования была принята директива ЕС, которая предусматривает защиту авторских прав на размещенные в Интернете литературные и музыкальные произведе­ния, а также фильмы. Государствам - членам ЕС предоставлена воз­можность использовать различные исключения, предусмотренные в этом документе.

Как и в ряде других государств, в России в последние годы боль­шую остроту приобрела проблема борьбы с так называемым пиратст­вом в области интеллектуальной собственности. Особенно широко распространено видеопиратство, что затрагивает законные интересы как иностранных, так и отечественных обладателей авторских и смеж­ных прав.

Первоначально в России была установлена административная и иная ответственность за продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений и фонограмм, однако эти и иные меры борьбы с нарушениями авторских и смежных прав не по­лучили еще широкого применения.

Законом от 9 апреля 2003 г. о вне­сении изменений в УК РФ было установлено, что «пиратов» будут наказывать не только за нанесение ущерба правообладателю, но и за сам факт использования контрафактной продукции, в том числе за «приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта».

 

Патентное право

 

Охрана изобретений во всем мире осуществляется на основе норм патентного права.

В отношении изобретений территориальный характер соответствующих прав проявляется еще более ярко, чем в отношении произведений литературы и искусства. Технические до­стижения признаются в качестве изобретений только в результате принятия решения соответствующим государственным органом (патентным ведомством; в России - Федеральным органом исполни­тельной власти по интеллектуальной собственности, функции которо­го осуществляет Роспатент), и права на изобретения возникают у ка­кого-либо лица лишь в случае выдачи ему охранного документа(па­тента).

Такой документ действует только на территории государства, в котором он был выдан. Признание предложения изобретением и выдача патента осущест­вляются в каждом государстве на основе норм его внутреннего законода­тельства.

К изобретению предъявляется требование новизны, а в ряде стран - также требование полезности. Предложенное решение должно быть новым, т.е. не известным ранее во всем мире (так называемая миро­вая новизна) или в данной стране (локальная новизна). Новизна уста­навливается путем проведения специальной экспертизы на новизну (прежде всего по патентной и научно-технической литературе).

В России право на изобретение охраняется государством и удос­товеряется патентом. Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно:

1. является новым;

2. промышленно применимым;

3. имеет изобрета­тельский уровень.

Патент на изобретение:

- удостоверяет автор­ство на изобретение;

- дает приоритет изобретения;

- дает исключительное право на изобретение.

ГК РФ предусматривает, что иностранные физичес­кие и юридические лица пользуются правами, предусмотренными этим Законом, наравне с физическими и юридическими лицами Рос­сийской Федерации в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

Выдача охранных документов иностранцам производится таким же образом, как и российским гражданам.

Объем прав иностранца, получившего патент в РФ, полностью оп­ределяется российским правом. Так, в соответст­вии с правилами законодательства, при выдаче патента иностранцу предоставляется исключительное право на изобретение, и без его со­гласия никто не может использовать изобретение.

Аналогичные правила установлены в РФ в отношении полезных моделей и промышленных образцов.

В ряде правил нашего законодательства нашел отражение факт участия России в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. и в других международных соглашениях в этой области.

Основным международным соглашением, регулирующим во­просы охраны прав на изобретения и товарные знаки, является Па­рижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. Главная цель Конвенции состоит в создании более льготных условий для патентования изобретений организациями и гражданами одних госу­дарств в других. В Конвенции участвуют 160 государств, в том числе Россия с 1965 г.

Парижская конвенция не предусматривает создания международ­ного патента, который, будучи выдан в одной стране - участнице Конвенции, действовал бы во всех других странах.

В любой другой стране изобретение может свободно использоваться без выплаты воз­награждения, если оно там не запатентовано.

Одним из основных принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Конвенция предусматривает предо­ставление гражданам и фирмам любой страны - ее участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательст­вом данного государства (ст. 2).

Практически наиболее важным правилом Парижской конвенции яв­ляется правило о конвенционном приоритете. Введение правила о приоритете в Конвенцию объясняется следующим: патент получает тот, кто первым подал заявку на изобретение. Первенство в подаче заявки обеспечивает новизну изобретения, которая является необхо­димым условием выдачи патента.

Запатентовать же изо­бретение одновременно в ряде государств - задача очень сложная. Положение облегчается для заявителей из стран - участниц Конвен­ции. Лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств-участников, в течение 12 месяцев с момента подачи первой заявки поль­зуется для подачи заявки в других государствах-участниках правом приоритета (ст. 4).

Публикация о таком изобретении, подача заявки на него третьим лицом в течение этого срока - эти и подобные им обстоятельства не помешают выдаче патента, поскольку приоритет и новизна будут определяться в другой стране не на день фактической подачи заявки в другой стране, а на момент подачи первой заявки.

В условиях развития патентования изобретений правила Па­рижской конвенции во многом стали недостаточными. Более половины общего числа заявок на изобретения, подава­емых во всех странах мира, дублируется, поскольку заявки подаются на одни и те же изобретения, но в разные страны.

Возникла потреб­ность в углублении международного сотрудничества в этой области. В результате в Вашингтоне было заключено другое многостороннее соглашение - До­говор о патентной кооперации 1973 г. Договор вступил в силу. В нем участвует 106 государств. СССР ратифицировал договор в 1977 г.

Договор о патентной кооперации предусматривает возможность составления и подачи так называемой международной заявки.

Таким образом, хотя Договор о патентной кооперации, как и Па­рижская конвенция, не вводит единый международный патент, он со­держит в себе определенные элементы, дальнейшее развитие которых может привести к созданию такого патента.

Важным шагом на пути к гармонизации национального законода­тельства в области правовой охраны изобретений явилось подписание 1 июня 2000 г. Договора о патентном праве. Договор подписали 47 го­сударств.

Унификация законодательства об изобретениях, а тем самым и со­здание единого патентапредусмотрены отдельными региональными соглашениями. Так, создание европейского патента предусмотрено Конвенцией о выдаче европейских патентов, подписанной на конфе­ренции в Мюнхене в 1973 г. (Европейская патентная конвенция), а создание единого патента для стран Общего рынка - Люксембург­ской конвенцией о европейском патенте для Общего рынка 1975 г. В Мюнхене функционирует Европейское патентное ведомство.

Десять государств СНГ 9 сентября 1994 г. подписали Евразий­скую патентную конвенцию (она действует для Азербайджана, Арме­нии, Белоруссии, Грузин, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Украины). Согласно Конвенции, была учреждена Ев­разийская патентная организация. Органами Организации являются Административный совет и Евразийское патентное ведомство. Штаб-квартира Организации находится в Москве. Официальный язык Ор­ганизации - русский.

Конвенция содержит материальные нормы па­тентного права. Евразийское ведомство выдает евразийские патенты на изобретения, которые являются новыми, имеют изобретательский уровень и промышленно применимы. Право приоритета, согласно ст. 8 Евразийской конвенции 1994 г., признается в соответствии с Па­рижской конвенцией по охране промышленной собственности.

Евразийский патент действует на территории всех государств - участников Конвенции с момента его публикации.

Кроме этого, с государствами СНГ может быть установлен на основе много­сторонних и двусторонних соглашений иной, чем с другими государ­ствами, порядок патентования изобретений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 559.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...