Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Акты прокурорского надзора, т.е. акты, служащие формой реализации сугубо надзорных полномочий прокурора




Понятие и содержание правовых средств ПН

Понятие правовые средства – это комплексное понятие, включающее в себя:

1) Полномочия прокурора

2) Акты прокурорского реагирования

3) Механизм реализации полномочий прокурора и вынесение актов прокурорского реагирования

 

 

Классификация правовых средств ПН

Для реализации своих полномочий прокурор обладает средствами прокурорского реагирования, под которыми понимаются предусмотренные законами действия и правовые акты, с помощью которых реализуются полномочия прокуроров.

В литературе предлагается классификация средств прокурорского реагирования в зависимости от цели, на достижение которой они направлены.

По цели средства прокурорского реагирования классифицируются на:

средства, направленные на выявление нарушений законов (например, вызов должностных лиц для дачи объяснений по вопросам, имеющим значение для обнаружения случаев нарушения закона; проведение проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; опрос задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; истребование из суда любого дела или категорию дел, по которым судебный акт вступил в законную силу и др.);

средства, направленные на устранение выявленных нарушений законов (жалобы или протесты на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда; вынесение постановления об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, от органов дознания и следственных органов; представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина и др.);

средства, преследующие цель предупреждения нарушений законов: дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; предостережение о недопустимости нарушения закона и т.д.;

средства, направленные на привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона. Такими средствами являются возбуждение производства об административном правонарушении; вынесение постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

средства, обеспечивающие возмещение ущерба, причиненного нарушениями законов. В этих целях прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших; дает согласие дознавателю о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска.

1) Форма

a. Акты

b. Действия (подача искового заявления, приостановление действия оспоримого акта)

2) Характер

a. Обязывающие (назначение прокурорской проверки)

b. Приостанавливающие (приостановление действия оспариваемого акта)

c. Распорядительные (письменные указания, утверждение обвинительного заключения или акта)

3) Порядок применения

a. Общие (во всех отраслях прокурорского надзора)

b. Специальные (применяются в отдельных отраслях)

Компетенция органов Прокуратуры и полномочия ее дол.лиц

Полномочия – совокупность прав и обязанностей прокурора как должностного лица, предоставленная ему для достижения задач, которые возложены на прокуратуру.

Полномочия прокурора - это объем прав и обязанностей, которыми располагает должностное лицо прокуратуры для осуществления возложенных на него функций.

Совокупность всех полномочий – компетенция прокуратуры. Все полномочия прокурора закрепляются в законе (это признак определяющий). Все полномочия делятся наобщие и специальные. Общие полномочиязакрепляются в законе «О прокуратуре» (статьи 22, 25, 32 и т.д.); специальные полномочия закрепляются в ином федеральном законодательстве (УПК, УИК, КоАП; закон «О полиции» и т.д.).

Общие полномочия (статья 22 закона «О прокуратуре»):

1) По предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещению поднадзорных органов и учреждений

2) Иметь доступ к документам и материалам поднадзорных органов и учреждений

3) Проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона

4) Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушения закона

5) Требовать от руководителей поднадзорных органов и учреждений (и иных должностных лиц) предоставления необходимых документов, статистических данных и иных сведений

6) Проводить прокурорские проверки и ревизии

Специальные полномочия - статья 221, 226 УПК; статья 135, 137 УИК и т.д.

Важными полномочиями прокурора и его заместителей является возможность привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности:

во-первых, прокурор и его заместители могут по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении;

во-вторых, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

в-третьих, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Кроме того, в случае установления факта нарушения закона федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, прокурор или его заместитель:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Для реализации своих полномочий прокурор обладает средствами прокурорского реагирования, под которыми понимаются предусмотренные законами действия и правовые акты, с помощью которых реализуются полномочия прокуроров.

 

Акты прокурорского надзора

Для реализации своих полномочий прокурор обладает средствами прокурорского реагирования, под которыми понимаются предусмотренные законами действия и правовые акты, с помощью которых реализуются полномочия прокуроров.

В ходе своей деятельности прокурор вправе выносить соответствующие акты, так называемые акты прокурорского реагирования. Акты прокурорского надзора - это специфические правовые акты (документы), являющиеся формой реагирования на выявленные нарушения законов, выносимые только прокурорами в порядке реализации их полномочий, которые обязательны для исполнения теми органами и их должностными лицами, которым они адресованы. Согласно Федеральному закону "О прокуратуре РФ" актами прокурорского реагирования на нарушения действующего законодательства являются: протест прокурора, представление прокурора, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и предостережение о недопустимости нарушения закона. Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителя. Акты прокурорского реагирования должны быть своевременными, оперативными, обоснованными, утверждающими, комплексными, адекватными, законченными и дополняться мерами предупредительно-профилактического характера.

Акт прокурорского реагирования – это юридический документ, закрепляющий решение прокурора властно-распорядительного характера, вынесенное им при осуществлении своих полномочий. Все акты прокурорского реагирования делятся на 3 категории:

Акты прокурорского надзора, т.е. акты, служащие формой реализации сугубо надзорных полномочий прокурора

Включает в себя 3 основных акта:

a. Протест

Правовые свойства данного акта определяются статьями 23, 28 закона «О прокуратуре»:

Приносится на противоречащий законодательству акт

Протест вносится в орган или должностному лицу, которые издали данный акт или же вышестоящему органу или должностному лицу. Право принесения протеста принадлежит только прокурору или его заместителю. Протест всегда вносится в письменной форме. Протест подлежит рассмотрению в 10-ти дневный срок со дня его внесения. В случае внесения протеста на решение представительного органа, он должен быть рассмотрен на его ближайшем заседании. В исключительных случаях прокурор вправе установить сокращенные сроки рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме. До своего рассмотрения протест может быть отозван прокурором или вышестоящим прокурором. Если прокурор полагает, что при рассмотрении протеста будет проявлена правовая необъективность, он вправе обратиться с заявлением в суд об отмене или изменении оспариваемого акта.

В прокурорском протесте, как правило, содержится требование о полной или частичной отмене акта, его изменении или о приведении в соответствии с действующим законодательством. Протест, как акт прокурорского реагирования, выносится во всех отраслях прокурорского надзора за исключением прокурорского надзора за исполнением законов в ходе процессуальной деятельности следователя или дознавателя.В соответствии со ст. 23 Федеральный закон "О прокуратуре РФ" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

 

b. Представление

Содержание этого акта также регулируется законом «О прокуратуре» статьи 24 и 28.

Представление, в отличие от протеста, вносятся на установленную материалами прокурорской проверки группу фактов нарушения закона. Также не исключено вынесение представления на единичный грубый факт нарушения. Правом вынесения представления обладает прокурор или его заместитель,представление вносится в деятельность органа, где обнаружено правонарушение либо в вышестоящий орган или должностному лицу. Представление вносится всегда в письменной форме.

Внесенное представление рассматривается безотлагательно, а конкретные меры по восстановлению нарушенной законности принимаются в течение месяца с момента получения представления прокурором. Представления выносятся во всех отраслях прокурорского надзора за исключением надзора за процессуальной деятельностью следователей и дознавателей.Еще одним средством прокурорского реагирования выступает представление прокурора. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. Представление прокурора приносится и на незаконные судебные решения в апелляционную, кассационную или надзорную инстанции.

Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению, и в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Если обнаруживается несоответствие постановлений Правительства РФ, Конституции РФ и законам РФ, Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ. Кроме того, Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

 

 

c. Предостережение

Действующий закон «О прокуратуре» не расписывает так четко, как предыдущие формы. В основном все содержится в директивах.

Предостережение объявляется прокурором или его заместителем при наличии сведений о готовящихся правонарушениях. Предостережение объявляется в прокуратуре и оформляется в письменном виде. Предостережение объявляется только должностным лицам. Внесению предостережения должна предшествовать прокурорская проверка.

Случаи применения – когда есть информация о подготовке актов, противоречащих действующему законодательству. Выносится крайне редко.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. При этом из смысла положений ч. 2 ст. 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ" следует, что предостережение прокурора должно содержать указание на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предупреждается должностное лицо*(7).

Иногда в литературе высказывается точка зрения о том, что нужно относить в эту группу также и требования. Но это надо рассматривать не как акт реализации, а отдельные полномочия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...