Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общая технология преобразовательной деятельности.
В настоящее время под технологией принято понимать науку о преобразовании и использовании материалов (вещества), энергии и информации в интересах и по плану человека. Со словом "технология" связано какое-либо преобразующее действие, некоторая преобразующая деятельность - действие и деятельность по изменению или сохранению состояния некоторых исходных материалов (вещей), энергии и информации с целью получения требуемого результата. Результатом преобразующей деятельности человека стала технологическая среда - техносфера, а ее масштабы достигли глобальных планетных размеров. Человек и человеческое сообщество живут и осуществляют свою преобразующую В современных условиях планетную систему можно, таким образом, представить в виде четырех относительно самостоятельных, взаимосвязанных и развивающихся элементов - естественной природы, общества, человека (каждый отдельный человек как часть планетной системы) и техносферы (рис. 1). При этом человек живет и действует среди этих элементов и внутри них.
Элементы планетной системы - природа, техносфера, общество и человек - непосредственно взаимодействуют друг с другом. Человек для удовлетворения своих потребностей формирует интересы и цели общества, к которому он принадлежит. Общество в свою очередь влияет на формирование интересов и потребностей каждого человека. Человек и общество вместе создают искусственную среду жизнедеятельности, которая обеспечивает удовлетворение практически всех их потребностей. Природа в свою очередь определяет облик техносферы. Ее форма, состав, структура приспособлены человеком под природу. Определяющим условием развития всей системы знаний об окружающем мире являются потребности и приоритеты общества и человека как части общества и планетной системы Современное состояние планетной системы отражает определенный уровень культуры человечества в целом, его внутреннюю сущность, характер, общественные и человеческие приоритеты и ценности. Преобразование - это существенное изменение формы, свойств какого-либо объекта, а также результат такого действия, крупное изменение. Процесс преобразования представляет собой некоторую определенную совокупность взаимодействующих элементов, обеспечивающих достижение требуемого результата. К ним относятся: • исходные ресурсы, подлежащие преобразованию; • совокупность средств преобразования, с помощью которых выполняются некоторые действия в определенной последовательности; • среда преобразования как надсистема по отношению к преобразующей системе; система управления процессом преобразования, обладающая способностью измерений и оценки результатов преобразования и осуществления управляющего (корректирующего) и воздействия на элементы, системы и надсистемы в случае несоответствия достигаемого результата (требуемому). Преобразовательный комплекс включает необходимые действия и средства по созданию конечного продукта, который непосредственно удовлетворяет естественные или преобразовательные (искусственные) потребности человека и общества. Преобразовательные комплексы состоят из множества процессов и обеспечивающих их средств (инструменты, оборудование, сооружения). Преобразовательные процессы включают множество операций и приемов, составляющих операцию, по изменению состояния исходных ресурсов в конечный или промежуточный результат. Операция характеризуется совокупностью некоторого множества приемов, выполняемых в определенной последовательности на одном рабочем месте, и завершенностью определенной части (этапа) преобразовательного процесса. В зависимости от условий преобразования операции могут быть отнесены к разряду приемов и наоборот. Преобразовательный прием является элементарной неделимой частью операции, сущность которого определяется каким-либо элементарным действием. Элементарное действие (прием) в составе операции может осуществляться либо человеком (исполнителем), либо каким-то техническим средством (приспособление, устройство, машина), либо совместно исполнителем и техническим средством. Процессы, операции и приемы, составляющие преобразовательные комплексы, могут быть отнесены либо к универсальным, применяемым во всех преобразовательных элементах и подсистемах, либо к специализированным и специальным, которые применяются в небольшой группе комплексов или только в каких-либо отдельных элементах. Преобразовательный прием есть часть операции, операция - часть процесса, процесс - часть комплекса, комплекс - часть техносферы. Морфология – это (от греч. morphe—форма + logos — учение) Преобразование может быть осуществлено только при наличии определенной преобразующей системы, как целостной совокупности элементов. Элементы процесса: объект преобразования, преобразуемый параметр (свойства) объекта, способ преобразования, процедура, уровень и результат преобразования, а также потребность, на которую ориентировано преобразование. Преобразуемый объект и его параметр могут рассматриваться в качестве исходного ресурса. К исходным ресурсам принято относить три вида ресурсов: вещество (материал), энергию и информацию, а преобразуемым параметром объекта является его масса, форма, движение, состав и структура. В процессе преобразования изменяется не весь объект преобразования, а один или несколько его параметров, свойств. Исходные объекты преобразования подвергаются изменению с помощью каких-то определенных воздействий, методов. К ним относятся методы (способы): интуитивно-логический (эвристический, образный), логико-математический, физический, химический, биологический, физико-химический, химико-биологический, физико-биологический и физико-химико-биологический. Процедуры преобразований, характеризующие характер осуществляемых операций, можно разделить на следующие виды: разделение, соединение, измерение, сохранение, размещение, накопление, моделирование, сбор, восстановление, разрушение, замена, деформирование, т. е. это такие виды операций, которые свойственны как вещественному объекту преобразования, так и энергетическому, и информационному -это по существу типовые операции преобразования. Указанные процедуры (операции) преобразования выполняются в различных процессах в определенной комбинации друг с другом и в определенной последовательности. При этом часть операций в каком-либо процессе может отсутствовать, а другие выполняются несколько раз. Преобразование характеризуется четырьмя уровнями - ручное, механизированное, автоматическое и автоматизированное (кибернетизированное). Этапы становления (формирования) преобразовательной системы. Несмотря на огромное разнообразие преобразовательных техносистем, действующих при непосредственном участии людей или в автоматическом режиме, все они имеют общие (типовые) этапы: подготовка преобразования, его осуществление и оценка (измерение) результатов. Преобразовательный процесс, включающий указанные этапы, осуществляется вслед за созданием его проекта и предшествует новому процессу проектирования, которые в совокупности представляют собой определенный цикл развития не только собственно преобразовательной системы, но и культурно-исторического развития в целом. Подготовительный этап заключается в создании некоторого необходимого объема (запаса) исходных ресурсов, материальных и энергетических средств преобразования при наличии информации, а также в создании необходимых условий для обеспечения непрерывности преобразовательного процесса, если планируется его многократное повторение в течение определенного периода времени. Процесс преобразования представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных элементов, образующих систему. К элементам преобразовательного процесса относятся операции, последовательность их выполнения, а также средства осуществления операций. Преобразовательные приемы выполняются исполнителем операции, преобразовательным средством или их совместным действием. Последовательность выполнения приемов, переходов и операций, а также преобразовательных процессов и комплексов в целом зависит от множества факторов и может быть представлена схематически в виде графа (рис. 10). Значительная часть процессов и операций, предназначенных для получения одного определенного результата, выполняется по схеме линейного графа (рис. 10а, 106). Каждая преобразовательная процедура не может быть выполнена раньше предыдущей и позднее последующей. Кроме того, для осуществления преобразования, т.е. для получения результата, выполняются строго определенные процедуры, не предполагающие иных вариантов их осуществления. Преобразовательные операции, процессы и комплексы, включающие значительное число приемов, операций и процессов, соответственно, осуществляются также по схеме ветвящегося графа (рис. 10в). После выполнения некоторой части процедур и получения одного или нескольких требуемых результатов дальнейшее преобразование разделяется на два и более потока, каждый из которых имеет целью получение своего собственного результата. Рис. 10. Схемы (графы) осуществления преобразований: а, б - линейный, в - ветвящийся, г - сходящийся, Измерение (оценка, испытание) результатов преобразования осуществляется не только на стадии его завершения, но и в процессе получения промежуточных результатов. Оценивается не только результат действия преобразовательной системы в целом, но и результаты выполнения отдельных приемов и операций. Измерение результатов преобразования осуществляется путем их сопоставления с требуемыми результатами количественными или качественными методами. (масса, мощность, скорость, объем, время, освещенность, напряжение и т.п., а также деньги как измеритель затрат, цены, стоимости, вкус, запах, внешний вид, гармоничность цветового исполнения, эргономичность и др.) Цикличность преобразовательного процесса. Преобразовательная деятельность человеческого общества непрерывно развивается благодаря, во-первых, стремлению людей удовлетворить постоянно возрастающие потребности и, во-вторых, за счет внутренней генетически и социально обусловленной способности человека к деятельности, в т.ч. инновационного характера. Любой процесс преобразования состоит из трех этапов: Этап А – формирование образа будущего результата (что нужно сделать) Этап В – построение процесса преобразования (как это сделать) Этап С – осуществление преобразования (изготовление) Цикличность преобразования связана с развитием техсистем по S-образной кривой. Результаты преобразования могут быть разделены на две группы. К первой группе относятся такие результаты, которые непосредственно "употребляются" людьми, удовлетворяют их естественные потребности - витальные, интеллектуальные и эмоциональные (духовные). Это готовая к употреблению пища, одежда, жилище, транспорт, связь, атрибуты отдыха, развлечений, спорта и др. Эту группу результатов можно назвать конечными. Другую группу составляют промежуточные результаты преобразований, которые в последующем трансформируются в конечные результаты или выполняют функцию средств, обеспечивающих процессы преобразования. Такими промежуточными результатами являются каменный уголь, добытый в шахте, кирпич, заготовленный на заводе, овощи в хранилище, резина для обуви, фрезерный станок, бульдозер и др. Результаты преобразования (продукты действия преобразовательной системы) создаются путем трансформирования некоторого количества исходных ресурсов по определенным правилам. К исходным ресурсам относятся все составляющие преобразовательного процесса, которые прямо или косвенно расходуются ("исчезают") и превращаются непосредственно либо в требуемые результаты, либо в сопутствующие. Ресурсы преобразования также как его результаты могут быть разделены на материальные (вещественные), энергетические и информационные. Ресурсами преобразования являются не только материалы, энергия и информация, впервые включаемые в преобразовательный процесс (первичные ресурсы), но также и результаты предыдущих этапов (циклов) преобразования - полуфабрикаты и промежуточные результаты. При теперешнем уровне развития технологической среды особое материально-энергетическое и информационное значение имеет такой ресурс преобразующей системы как человек. Он является одним из источников энергии, а в ручных процессах - единственным энергетическим ресурсом. Человек как участник преобразующей системы является источником информации, необходимой для осуществления превращений исходных ресурсов в результат. Еще одним ресурсом преобразующей системы можно считать деньги. Они не принимают непосредственного участия в преобразовательном процессе, но они отражают объем накопленных и включенных в процесс материальных, энергетических и информационных ресурсов и средств. Преобразование, как совокупность взаимосвязанных элементов, происходит в окружении других элементов и систем, непосредственно не связанных с рассматриваемым процессом. Такую совокупность можно обозначить как надсистему, в которую рассматриваемая преобразовательная система входит относительно самостоятельной частью и связана с другими частями надсистемы причинно-следственными отношениями и взаимным физическим, химическим и биологическим влиянием. К элементам надсистемы относятся: природно-климатические, социально-экономические, техногенные. Особое место при подготовке преобразования занимают такие его составляющие, как люди (исполнители проекта - персонал) и финансовые ресурсы, представляющие собой универсальное средство обеспечения любой деятельности. Квалификация персонала, его физический и интеллектуальный потенциал, а также объем денежных средств, включенных в преобразовательный процесс, определяют эффективность и качество достижения результатов, предусмотренных проектом. Технический прогресс привел к следующим глобальным проблемам: 1.Экологические проблемы 2.Изменение генофонда человека (естественный отбор не работает. Масса болезней. Которых раньше не было) 3.Снижение вклада системы образования в развитие человека 4.Расширение научных знаний – трудности в освоении этого объёма информации (по статистике за 3 года количество научной информации удваивается) 5.Слабая управляемость технического прогресса – суперсовременный корабль, который мы постоянно модернизируем, движется к водопаду (Чернобыль и тп) 6.Формирование ценностей и идеалов в человеке происходит хаотично – размывается система воспитания (меняются жизненные ценности)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 421. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |