Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая технология преобразовательной деятельности.




В настоящее время под технологией принято понимать науку о преобразовании и исполь­зовании материалов (вещества), энергии и информации в интересах и по плану человека.

Со словом "технология" связано какое-либо преобразующее действие, некоторая преобразующая деятельность - действие и дея­тельность по изменению или сохранению состояния некоторых исход­ных материалов (вещей), энергии и информации с целью получения требуемого ре­зультата.

Результатом преобразующей дея­тельности человека стала технологическая среда - техносфера, а ее масштабы достигли глобальных планетных размеров.

Человек и человеческое сообщество живут и осуществляют свою преобразующую
деятельность в пределах естественной природы с помощью созданных ими средств и
процессов. Планетная система, как самоорганизующаяся открытая система, в ходе своей эволюции дополнена новыми элементами. Человеческий разум внес в эту систему
новое свойство - целенаправленную рациональную деятельность.

В современных условиях планетную систему можно, таким образом, представить в виде че­тырех относительно самостоятельных, взаимосвязанных и развивающихся элементов - естествен­ной природы, общества, человека (каждый отдельный человек как часть планетной системы) и техносферы (рис. 1). При этом человек живет и дейст­вует среди этих элементов и внутри них.

 

Элементы планетной системы - природа, техносфера, общество и человек - не­посредст­венно взаимодействуют друг с другом. Человек для удовлетворения своих по­требностей форми­рует интересы и цели общества, к которому он принадлежит. Обще­ство в свою очередь влияет на формирование интересов и потребностей каждого чело­века. Человек и общество вместе создают искусственную среду жизнедеятельности, ко­торая обеспечивает удовлетворение практически всех их потребностей.

Природа в свою очередь определяет облик техносферы. Ее форма, состав, струк­тура при­способлены человеком под природу.

Определяющим условием развития всей системы знаний об окружающем мире являются потребности и приоритеты общества и человека как части общества и пла­нетной системы

Современное состояние планетной системы отражает определенный уровень культуры че­ловечества в целом, его внутреннюю сущность, характер, общественные и человеческие приори­теты и ценности.

Преобразование - это существенное изменение формы, свойств какого-либо объекта, а также результат такого действия, крупное изменение.

Процесс преобразования представляет собой некоторую определенную совокуп­ность взаи­модействующих элементов, обеспечивающих достижение требуемого ре­зультата. К ним отно­сятся:

• исходные ресурсы, подлежащие преобразованию;

• совокупность средств преобразования, с помощью которых выполняются не­которые действия в определенной последовательности;

• среда преобразования как надсистема по отношению к преобразующей системе; система управления процессом преобразования, обладающая способностью измерений и оценки результа­тов преобразования и осуществления управляющего (корректирующего) и воздействия на эле­менты, системы и надсистемы в случае несо­ответствия достигаемого результата (требуемому).

Преобразовательный комплекс включает необходимые действия и средства по созданию конечного продукта, который непосредственно удовлетворяет естественные или преобразователь­ные (искусственные) потребности человека и общества. Преобра­зовательные комплексы состоят из множества процессов и обеспечивающих их средств (инструменты, оборудование, сооружения). Преобразователь­ные процессы включают множество операций и приемов, составляющих операцию, по из­менению состояния исходных ресурсов в конечный или промежуточный результат. Операция характеризу­ется совокупностью некоторого множества приемов, выполняе­мых в определенной последова­тельности на одном рабочем месте, и завершенностью определенной части (этапа) преобразова­тельного процесса. В зависимости от условий преобразования операции могут быть отнесены к разряду приемов и наоборот. Преоб­разовательный прием является элементарной неделимой ча­стью операции, сущность которого определяется каким-либо элементарным действием. Элемен­тарное действие (прием) в составе операции может осуществляться либо человеком (исполните­лем), либо каким-то техническим средством (приспособление, устройство, машина), либо совме­стно исполнителем и техническим средством.

Процессы, операции и приемы, составляющие преобразова­тельные комплексы, могут быть отнесены либо к универсальным, применяемым во всех преобразовательных элементах и подсистемах, либо к специализированным и специальным, которые применяются в небольшой группе комплексов или только в ка­ких-либо отдельных элементах.

Преобразовательный прием есть часть операции, операция - часть процесса, про­цесс - часть комплекса, комплекс - часть техносферы.

Морфологияэто (от греч. morphe—форма + logos — учение) Преобразование может быть осуществлено только при наличии определенной преобра­зующей системы, как целостной совокупности элементов. Элементы процесса: объект преобразования, пре­образуемый параметр (свойства) объекта, способ преобразования, про­цедура, уровень и результат преобразования, а также потребность, на которую ориентировано преобра­зование.

Преобразуемый объект и его параметр могут рассматриваться в качестве исход­ного ре­сурса. К исходным ресурсам принято относить три вида ресурсов: вещество (материал), энергию и информацию, а преобразуемым параметром объекта является его масса, форма, движение, состав и структура.

В процессе преобразования изменяется не весь объект преобразования, а один или не­сколько его параметров, свойств.

Исходные объекты преобразования подвергаются изменению с помощью каких-то опреде­ленных воздействий, методов. К ним относятся методы (способы): интуитив­но-логический (эври­стический, образный), логико-математический, физический, химический, биологический, фи­зико-химический, химико-биологический, физико-биологический и физико-химико-биологи­ческий.

Процедуры преобразований, характеризующие характер осуществляемых опера­ций, можно разделить на следующие виды: разделение, соединение, измерение, сохра­нение, размещение, на­копление, моделирование, сбор, восстановление, разрушение, замена, деформирование, т. е. это такие виды операций, которые свойственны как ве­щественному объекту преобразования, так и энергетическому, и информационному -это по существу типовые операции преобразования.

Указанные процедуры (операции) преобразования выполняются в различных процессах в определенной комбинации друг с другом и в определенной последова­тельности. При этом часть операций в каком-либо процессе может отсутствовать, а другие выполняются несколько раз.

Преобразование характеризуется четырьмя уровнями - ручное, механизирован­ное, автома­тическое и автоматизированное (кибернетизированное).

Этапы становления (формирования) преобразовательной системы.

Несмотря на огромное разнообразие преобразовательных техносистем, дейст­вующих при непосредственном участии людей или в автоматическом режиме, все они имеют общие (типовые) этапы: подготовка преобразования, его осуществле­ние и оценка (измерение) результатов. Преобразовательный процесс, включающий указанные этапы, осуществляется вслед за созданием его проекта и предшествует новому процессу проекти­рования, которые в совокупности представляют собой определенный цикл развития не только соб­ственно преобразовательной системы, но и культурно-исторического развития в целом.

Подготовительный этап заключается в создании некоторого необходимого объе­ма (запаса) исходных ресурсов, материальных и энергетических средств преобразова­ния при наличии инфор­мации, а также в создании необходимых условий для обеспече­ния непрерывности преобразова­тельного процесса, если планируется его многократное повторение в течение определенного пе­риода времени.

Процесс преобразования представляет собой определенную совокупность взаи­мосвязанных элементов, образующих систему. К элементам преобразовательного про­цесса относятся операции, последовательность их выполнения, а также средства осу­ществления операций. Преобра­зовательные приемы выполняются исполнителем операции, преобразовательным сред­ством или их совместным действием.

Последовательность выполнения приемов, переходов и операций, а также преоб­разова­тельных процессов и комплексов в целом зависит от множества факторов и мо­жет быть представ­лена схематически в виде графа (рис. 10).

Значительная часть процессов и операций, предназначенных для получения одно­го опреде­ленного результата, выполняется по схеме линейного графа (рис. 10а, 106). Каждая преобразова­тельная процедура не может быть выполнена раньше предыдущей и позднее последующей. Кроме того, для осуществления преобразования, т.е. для по­лучения результата, выполняются строго оп­ределенные процедуры, не предполагаю­щие иных вариантов их осуществления.

Преобразовательные операции, процессы и комплексы, включающие значитель­ное число приемов, операций и процессов, соответственно, осуществляются также по схеме ветвящегося графа (рис. 10в). После выполнения некоторой части процедур и получения одного или несколь­ких требуемых результатов дальнейшее преобразование разделяется на два и более потока, каж­дый из которых имеет целью получение своего собственного результата.

Рис. 10. Схемы (графы) осуществления преобразований: а, б - линейный, в - ветвя­щийся, г - сходящийся,

Измерение (оценка, испытание) результатов преобразования осуществляется не только на стадии его завершения, но и в процессе получения промежуточных результа­тов. Оценивается не только результат действия преобразовательной системы в целом, но и результаты выполнения от­дельных приемов и операций. Измерение результатов преобразования осуществляется путем их сопоставления с требуе­мыми результатами количественными или качественными методами. (масса, мощность, скорость, объем, время, осве­щенность, напряжение и т.п., а также деньги как из­меритель затрат, цены, стоимости, вкус, запах, внешний вид, гармоничность цветового исполнения, эргономич­ность и др.)

Цикличность преобразовательного процесса. Преобразовательная деятельность человеческого общества непрерывно развива­ется благо­даря, во-первых, стремлению людей удовлетворить постоянно возрастающие потребности и, во-вторых, за счет внутренней генетически и социально обусловленной способности человека к дея­тельности, в т.ч. инновационного характера. Любой процесс преобразования состоит из трех этапов:

Этап А – формирование образа будущего результата (что нужно сделать)

Этап В – построение процесса преобразования (как это сделать)

Этап С – осуществление преобразования (изготовление)

Цикличность преобразования связана с развитием техсистем по S-образной кривой.

Результаты преобразования могут быть разделены на две группы. К первой груп­пе отно­сятся такие результаты, которые непосредственно "употребляются" людьми, удовлетворяют их естественные потребности - витальные, интеллектуальные и эмо­циональные (духовные). Это го­товая к употреблению пища, одежда, жилище, транс­порт, связь, атрибуты отдыха, развлечений, спорта и др. Эту группу результатов можно назвать конечными. Другую группу составляют про­межуточные результаты преобразо­ваний, которые в последующем трансформируются в конечные результаты или выпол­няют функцию средств, обеспечивающих процессы преобразования. Такими промежу­точными результатами являются каменный уголь, добытый в шахте, кирпич, заготов­лен­ный на заводе, овощи в хранилище, резина для обуви, фрезерный станок, бульдозер и др.

Результаты преобразования (продукты действия преобразовательной системы) создаются путем трансформирования некоторого количества исходных ресурсов по определенным правилам. К исходным ресурсам относятся все составляющие преобра­зовательного процесса, которые прямо или косвенно расходуются ("исчезают") и пре­вращаются непосредственно либо в требуемые ре­зультаты, либо в сопутствующие. Ре­сурсы преобразования также как его результаты могут быть разделены на материаль­ные (вещественные), энергетические и информационные.

Ресурсами преобразования являются не только материалы, энергия и информа­ция, впервые включаемые в преобразовательный процесс (первичные ресурсы), но также и результаты преды­дущих этапов (циклов) преобразования - полуфабрикаты и промежуточные результаты.

При теперешнем уровне развития технологической среды особое материально-энергетиче­ское и информационное значение имеет такой ресурс преобразующей сис­темы как человек. Он является одним из источ­ников энергии, а в ручных процессах - единствен­ным энергетическим ресурсом. Человек как уча­стник преобразующей системы является источником информации, необходимой для осуществле­ния превращений исходных ре­сурсов в результат. Еще одним ресурсом преобразующей системы можно считать деньги. Они не принимают непосредственного участия в преобразовательном процессе, но они отра­жают объем накопленных и включенных в процесс материальных, энергетических и информационных ресурсов и средств.

Преобразование, как совокупность взаимосвязанных элементов, про­исходит в окружении других элементов и систем, не­посредственно не связанных с рассматривае­мым процессом. Такую совокупность можно обозначить как надсистему, в которую рассматри­ваемая преобразовательная система входит относительно самостоятельной частью и связана с дру­гими частями надсистемы причинно-следственными отношениями и взаимным физическим, хи­миче­ским и биологическим влиянием. К элементам надсистемы относятся: природно-климатические, социально-экономические, техногенные.

Особое место при подготовке преобразования занимают такие его составляющие, как люди (исполнители проекта - персонал) и финансовые ресурсы, представляющие собой универсальное средство обеспечения любой деятельности. Квалификация персо­нала, его физический и интеллек­туальный потенциал, а также объем денежных средств, включенных в преобразовательный про­цесс, определяют эффективность и ка­чество достижения результатов, предусмотренных проектом.

Технический прогресс привел к следующим глобальным проблемам:

1.Экологические проблемы

2.Изменение генофонда человека (естественный отбор не работает. Масса болезней. Которых раньше не было)

3.Снижение вклада системы образования в развитие человека

4.Расширение научных знаний – трудности в освоении этого объёма информации (по статистике за 3 года количество научной информации удваивается)

5.Слабая управляемость технического прогресса – суперсовременный корабль, который мы постоянно модернизируем, движется к водопаду (Чернобыль и тп)

6.Формирование ценностей и идеалов в человеке происходит хаотично – размывается система воспитания (меняются жизненные ценности)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...